kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по ОБЖ для 5 класса "Психологические основы самозащиты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Психологические основы самозащиты.

Цель: знакомство с основными психологическими приемами самозащиты.

Задачи: 1. Формирование психологических основ безопасного поведения.

               2. Работа над развитием уверенного поведения, навыков преодоления страха.

               3. Воспитание культуры безопасного поведения.

Учащиеся должны знать: основные психологические приемы самозащиты.

уметь: правильно оценивать обстановку и грамотно действовать в опасных ситуациях.

Ход урока.

Этапы урока.

Содержание учебного материала.

Деят-ть уч-ся.

I. Организ. момент.

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой. Постановка цели урока.

 

II. Актуализ. опорных знаний

- Вспомните, как ведут себя люди, когда им страшно.

- Чего боятся дети на улице и дома?

- Чего вы боялись, когда были совсем маленьким, чего боитесь сейчас?

- Какие ситуации называются криминогенными?

- Что испытывает человек, оказавшийся в криминогенной ситуации? (страх)

Участ-вуют в диалоге

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Самос-тоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по ОБЖ для 5 класса "Психологические основы самозащиты"»

План-конспект урока по ОБЖ для 5 класса


Тема: Психологические основы самозащиты.

Цель: знакомство с основными психологическими приемами самозащиты.

Задачи: 1. Формирование психологических основ безопасного поведения.

2. Работа над развитием уверенного поведения, навыков преодоления страха.

3. Воспитание культуры безопасного поведения.

Учащиеся должны знать: основные психологические приемы самозащиты.

уметь: правильно оценивать обстановку и грамотно действовать в опасных ситуациях.

Ход урока.

Этапы урока.

Содержание учебного материала.

Деят-ть уч-ся.

I. Организ. момент.

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой. Постановка цели урока.


II. Актуализ. опорных знаний

- Вспомните, как ведут себя люди, когда им страшно.

- Чего боятся дети на улице и дома?

- Чего вы боялись, когда были совсем маленьким, чего боитесь сейчас?

- Какие ситуации называются криминогенными?

- Что испытывает человек, оказавшийся в криминогенной ситуации? (страх)

Участ-вуют в диалоге

II. Введение новых знаний

а) вступ. сл.














б) Игровой момент



















в) упражнение «Трон»













г) обсуждение


д) упражнение «Зеркало»











е) Уверенное поведение





ж) упражнение «Да»-«Нет»



з) Рекомен-дации





























































и) Рассказ





































к) рисование страхов

Подростковые страхи условно разделяют на природные и социальные. Первые базируются на действии инстинкта самосохранения. Это страх потерять родных, пострадать от катастрофы, нападения животных, преступников; боязнь крови, боли, уколов, больниц; привидений, потусторонних сил; огня, глубокой воды, высоты, неожиданных звуков и т.д. 

   Социальные страхи вызваны взаимодействием с окружающими людьми. Это страх опоздания, позора, осуждения. Страх быть высмеянным и отверженным. К социальным страхам также относится страх одиночества.

Чаще всего возникают страх неизвестного и страх сильного.

Каждый человек, наверное, испытывал страх в той или иной ситуации. Наша с вами задача на уроке познакомиться с психологическими приемами преодоления страха и другими способами самозащиты в криминогенных ситуациях.

Хулиганы часто обходят стороной тех людей, которые могут за себя постоять. Внешний вид человека зачастую может говорить не только об уверенности в своих силах, но и о страхе.

Давайте поиграем и попробуем принять позу очень испуганного человека – спрячьте голову в плечи, сожмитесь, согните колени и постарайтесь почувствовать, что вы испытывали, когда боялись. Если боялись агрессии, вспомните этот случай, представьте себя там заново. Добавьте чувства страха. Чем явственнее вы почувствуете страх, тем лучше.

Теперь распрямите плечи и примите позу счастливого человека, улыбайтесь во весь рот, смейтесь. Вы должны действительно почувствовать радость.

Ваш внешний вид должен говорить об уверенности в своих силах. Манера поведения и жесты - важное орудие самозащиты. Задумайтесь над своей мимикой и манерами. Если у вас торопливая, беспокойная улыбка, нервная поза, тихий, неуверенный голос, беспокойные руки, бегающий взгляд, вы можете стать желанной добычей преступника. Спокойная улыбка и уверенное выражение лица, подтянутая поза и прямой взгляд - предупреждение для правонарушителя, что легкой победы не будет. Поэтому одно только вырабатывание прямой осанки и уверенной походки может принести вам ощутимую пользу.

Но, самозащита - это не только физическая готовность противостоять сопернику. Это уверенность в себе и отказ стать жертвой.

Я хочу предоставить каждому из вас возможность выяснить, как вы себя ощущаете.

Закройте, пожалуйста, глаза и устройтесь поудобнее на стульях. Сосредоточьтесь на время на своем дыхании, постарайтесь вдыхать и выдыхать глубже, чем обычно.

Я хочу пригласить вас поучаствовать в небольшом воображаемом эксперименте. Представьте себе, что для разнообразия наше занятие проходит в каком-то старом замке. Вот вы все собрались в большом зале замка и по широкой галерее идете к комнате, в которой будет проходить работа группы.

Вы открываете дверь комнаты и видите заранее расставленные кругом стулья. Для каждого из вас приготовлено по стулу. Один из стульев сразу бросается в глаза. Он отличается от остальных высокой спинкой, подлокотниками и дорогой обивкой. Вы все рассаживаетесь. Обратите внимание, кто сел в это, выбивающееся из общего ряда, кресло. Куда сели вы сами?

– Кого из участников группы видели в кресле чаще остальных?

– Кто посадил в кресло самого себя?

Описание:

Дети образуют два круга – внутренний и внешний (если это невозможно, то делятся на две команды – тех, кто сидит на правой и на левой стороне парты).

По сигналу психолога тот, кто стоит во внутреннем круге, должен изобразить без слов, с помощью жестов, позы, мимики, уверенного или неуверенного человека, а стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого он изображал.

– Какие легче угадывались, почему?

- Продолжите фразу «Я уверен в себе, если...», «Я не уверен в себе, если...».

Вывод: чувство уверенности появляется, если человек владеет ситуацией.

Уверенное поведение не дает повода для недопонимания. Вы знаете, чего хотите и чего не хотите. Умение убедительно сказать «нет» очень важно. Однако иногда у вашего нежелания сказать «нет» есть свои причины: чувство вины, замешательство и даже стыд. К примеру, вы можете решить, будто ваш отказ разозлит другого человека, будет воспринят как оскорбление. Все это может заставить вас сказать «да», хотя потом вы будете раскаиваться. Вот вы и должны научиться высказывать свое «нет!» внятно.

Описание упражнения: Каждый ребенок спокойным и уверенным голосом говорит: «Прекрати!» и «Я сильнее, чем мой страх». Затем все вместе дети хором говорят: «Мы сильнее, чем наши страхи!»

Перед лицом опасности единственным вашим желанием должно быть стремление выжить и победить.

Страх может стать вашим помощником в опасных ситуациях, поскольку срабатывает инстинкт самосохранения. Но как не поддаться животному инстинкту, панике и научиться контролировать себя и свой страх?  Что необходимо предпринять и каковы ваши действия в первые мгновения соприкосновения со страхом?

Лучше всего, для начала, не поддаваться ему. Причем главное — не поддаваться самому сильному страху.

Для этого надо прежде всего научиться легко переключаться, не «застревать» чересчур на уже прошедших ситуациях, не «пережевывать» их слишком долго, многократно возвращаясь к одним и тем же событиям. И просто… не бояться.

Одно из правил, которое обычно помогает справиться со страхом, — умение правильно оценить реальность и масштабы угрозы, а также возможность получить помощь. Никогда не зажмуривайте от страха глаза — наоборот, постарайтесь пошире их раскрыть и оглядеться вокруг.

Но если уж вы не справились с собой, поддались страху и оказались временно «ослепленными», то постарайтесь побыстрее справиться с ним.

Для этого полезно знать хотя бы самые простые психологические техники.

Например, существует такой наиболее простой психологический прием: почувствовали страх: начните медленно и глубоко дышать: глубокий вдох — медленный вдох. Еще раз, еще и еще разок. И так хотя бы раз десять. Даже если сумочку вырвали, и уже далеко преступник убежал, это поможет вам быстрее прийти в себя и поднять тревогу.

Еще один очень неплохой прием рассчитан на более сложную ситуацию. Допустим, что вы оказались под завалом в результате взрыва. Вокруг обломки бетона, а между ними — маленькая ниша, и в ней — вы. Положение сложнейшее, прежде всего — своей неопределенностью и неустойчивостью. Поддадитесь панике, начнете «дергаться» в разные стороны — начнут двигаться окружающие вас бетонные плиты, и нынешнее сравнительно терпимое положение станет уже немыслимым. Значит, надо прежде всего успокоить себя — так, чтобы не совершать лишних непроизвольных движений.

Для этого очень полезным бывает просто поговорить с самим собой, причем называя себя несколько раз по имени. Разговор с собой полезен тем, что он успокаивает. Называя себя по имени, вы обращаетесь к памяти детства — ведь именно в детстве мы в максимальной степени защищены, находимся в безопасности, и именно в детстве нас называют по имени.

Есть и еще один полезный прием. Разозлиться. Девушка разозлилась на преступника, вырвавшего ее сумочку, и весь страх куда-то прошел.

Разозлитесь посильнее на что-нибудь или кого-нибудь: на ситуацию, на себя, на другого человека. Злость вытеснит страх, вам захочется немедленно действовать, и тогда вы перестанете бояться.

Страх можно вытеснить страхом. Приведем пример из несколько иной сферы, свидетельствующий о возможности такого эффективного вытеснения.

Пример: Бывший военный разведчик, отличавшийся, по мнению его коллег, «абсолютным бесстрашием», рассказал нам, что после первых пребываний среди врагов (в роли одного из них) он стал бояться, что когда-нибудь может быть разоблачен. «Однажды, когда я готовился к очередной заброске на вражескую территорию, чувство тревожности было  особенно сильным. Тогда я нарочно стал усиливать его, уверяя себя, что я когда-нибудь обязательно буду разоблачен и погибну. Напало чувство страха, оно было таким сильным, что я как бы пережил в мыслях и чувствах собственную смерть. После этого я уже не испытывал страха. Дважды, когда я бывал на грани провала, моя невозмутимость смущала моих противников и дала мне время уйти от опасности».

  1. Самое первое, чему необходимо научиться - открыто выражать свой страх.

  2. Следующий шаг на пути борьбы со страхом – это… научиться правильно злиться.

И напоследок, эта история произошла в те давние времена, когда люди умели летать. Ну и уж, конечно, умели летать не так, как курицы или наши городские голуби, еле отрываясь от земли. Люди летали, как чайки, – стремительно и самозабвенно. Но как же они учились этому? Вот об этом я вам сейчас расскажу. Соня тоже не знала, что ей делать, чтобы летать, хотя часто она видела себя во сне парящей над озерами, реками, лесами и полянами. И вот пришло время, и ее привели к учителю. Это был очень старый учитель, почему-то похожий на мальчика, излучавший удивительную теплоту и покой. «Хочешь ли ты летать, Соня? – спросил он. – Хорошенько подумай, прежде чем дать ответ. На земле у тебя есть все: игры, сладости, красивые вещи. На земле тебе некуда падать. А летать может быть опасно. И тем опаснее, чем быстрее и выше ты полетишь. И еще ты должна захотеть очень, очень сильно, чтобы твое «хочу» превратилось в жесткий луч, пробивающий все преграды».
«Очень хочу», – сказала Соня.

Учитель внимательно посмотрел в ее глаза и согласился: «Да, теперь ты очень хочешь, пойдем со мной». Он взял ее руку в свою, мягкую и теплую, и повел по винтовой лестнице куда-то вверх. И когда у Сони уже совсем закружилась голова от бесконечных поворотов, они вышли на узенькую площадочку на вершине башни. С нее был виден город, маленькие люди, спешащие в автобусы, далекое озеро и горы.

– Лети, Соня, – сказал учитель, – ты захотела летать, теперь, поверь, что можешь это сделать.

– Боюсь, – прошептала Соня.

– Боишься, значит не веришь.

И Соня вдруг поняла, что она действительно верит, потому что.., потому что не может быть по-другому, потому что она должна лететь. Она спрыгнула с площадки и, падая, услышала сильный голос:

– А теперь старайся, Соня. Очень старайся. Сильно старайся, Соня.

И Соня замахала всем, чем могла. Падение приостановилось. А потом махать уже стало ненужным. Что-то щелкнуло внутри, и открылась неведомая ранее сила. Соня полетела. Над городом и автобусами. Над озером. К горам. С тех пор она летала часто и много. Иногда падала. Но вспоминала тогда слова учителя: хотеть, верить, стараться. И поднималась снова к свету, к радости, к полету.

После обсуждения дети рисуют свои страхи, проговаривают, что нарисовали, и зачеркивают, рвут и др. изображения своих страхов.

Подведем итоги:

Что надо делать в опасных ситуациях?

• умейте вовремя увидеть опасность;

• не ждите, когда вам подскажут - действуйте сами;

• учитесь быстро принимать решения;

• умейте преодолевать усталость, страх, дурное настроение;

• будьте настойчивы и упорны в достижении цели;

• умейте подчиниться, если это необходимо;

• старайтесь импровизировать, находить новые решения;

• не сдавайтесь до конца.

Чего не надо делать в опасных ситуациях?

• надеяться на других, ждать, что кто-то придет и все за вас сделает;

нервничать и суетиться;

• отчаиваться и паниковать даже в самых безнадежных случаях;

• решать вопросы силой, если есть хотя бы малейшая надежда решить их миром.









Самос-тоятельная работа









IV. Закрепление

- Как вы считаете, почему манера поведения и язык жестов — важное оружие самозащиты?

- Назовите основные качества уверенного поведения.

- В тексте учебника приведены примеры ответов на предложения и угрозы предполагаемого преступника. Какие ответы вы можете добавить сами? - Объясните, каким образом преодоление страха и присутствие духа помогают не стать жертвой преступника?

Практические задания

Вместе со взрослыми обсудите, как вы выглядите в глазах окружающих? Взгляните на себя критически, подумайте и решите, впечатление какого человека вы производите: робкого, застенчивого или уверенного?

Составьте для себя перечень ответов на случай возможного контакта с незнакомым человеком. Потренируйтесь перед зеркалом отвечать уверенно и убедительно, сопровождая речь соответствующими жестами и мимикой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока по ОБЖ для 5 класса "Психологические основы самозащиты"

Автор: Маланчик Павел Иванович

Дата: 27.07.2018

Номер свидетельства: 475326


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства