Просмотр содержимого документа
«План-конспект «Определение места для бивака и организация бивачных работ»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
г. Невинномысска Ставропольского края
План-конспект 3-го урока «Определение места для бивака и организация бивачных работ»
6 класс
Невинномысск, 2018г.
План-конспект 3-го урока «Определение места для бивака и организация бивачных работ»
6 класс
Цели урока:
Образовательная:
. Познакомить учащихся с основными требованиями, которые учитываются при выборе места для бивака; с организацией основных бивачных работ (заготовка топлива, разведение костра, приготовление пищи).
Развивающая:
Способствовать развитию навыков организации бивачных работ. Развивать монологическую речь обучающихся. Продолжать развивать навыки работы с учебником.
Воспитывающая:
Воспитывать у обучающихся аккуратность, чувства ответственности за свои действия в автономном существовании, умение слушать и быть услышанными.
Тип урока: изучение нового материалас элементами практической работы.
Задачи:
Познакомить с этапами подготовки и проведением бивачных работ.
Научить приготовлению обеда в походных условиях, рациональному использованию продуктов.
Воспитывать бережное отношение к природе; самосохранение жизни и здоровья в походе.
Оборудование.
Транспарант « Организация бивачных работ».
Презентация.
Фотографии туристических походов.
Доклады: «Вещи, необходимые для выживания на необитаемом острове», «Выбор места для бивака», «Выбор места для костра».
«Приготовление обеда туриста».
1 группа – приготовление ухи «Походная» 2 группа – приготовление каши «Турист»
Кухонный инвентарь и посуда для приготовления пищи в походе.
Технологическая карта «Правила безопасности при варке пищи на костре». «Применение воды в походных условиях».
Советы с рецептами приготовления блюд в походных условиях.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель делит класс на группы для выполнения практических заданий.
II. Сообщение технико-технологических сведений.
Сообщение темы урока: «Организация бивачных работ».
Учитель:
Активный отдых на природе – это туристские походы, которые приобретают все большую популярность у жителей городов. Современный человек осознает необходимость общения с естественной природной средой, которая помогает поправить здоровье и получить запас бодрости для повседневной жизни и работы.
Какие виды походов вы знаете?
(Пешеходные, лыжные, водные, велосипедные походы, поход выходного дня, многодневные путешествия).
Сколько человеку нужно вещей в походе? А чтобы выжить на необитаемом острове?
Доклад ученика«Вещи, необходимые для выживания на необитаемом острове».
Посмотрим, что взяли с собой в поход наши туристы? Задание «Проверь себя».
Учитель:
Туристский бивак — это место привала, где путешественники отдыхают, питаются, ночуют, готовятся к дальнейшему пути; это базовый лагерь при организации маршрута; это укрытие от непогоды, это костер, очаг, центр общения, осмысливания пройденного и планирования предстоящего пути. Бивак — это дом, в котором мы живем во время похода.
К вопросу как разбить бивак необходимо отнестись внимательно, ответственно и со знанием дела.
Доклад ученика «Выбор места для бивака».
Места биваков загодя размечаются на карте, когда выбирается маршрут, конкретное же место стоянки определяется уже непосредственно в ходе похода. Оно должно быть сухим, безопасным, защищенным от ветра, ровным. Конечно, нельзя забывать о расположении питьевой воды и источников топлива для костра. Идеально останавливаться на возвышенном берегу, на лесной поляне или опушке, в хвойном лесу. Желательно предусмотреть, чтобы утром привал освещался солнцем. Останавливаться на ночлег надо минимум часа за два до наступления темноты, чтобы засветло закончить все подготовительные работы — запастись дровами и водой на все время пребывания, поставить палатки, приготовить ужин. Эти работы рационально делать одновременно, распределив обязанности между членами группы.
Площадка очищается от камней и сучьев. Особое внимание нужно обратить на участки, где будут располагаться палатки. Чтобы мягче и теплее было ночевать, под палатки подстилают сухой хвойные ветки, камыш, солому или траву. К изголовью подстилка делается толще. Разложенные таким образом ветки создают что-то вроде матраса. Зимой такая подстилка просто необходима. Поверх подстилки устанавливается палатка, обычно входом на восток, к костру. В ветреную погоду палатка устанавливается входом в сторону направления ветра.
Если планируется дождь, то палатку окапывают канавкой для стекающей с крыши воды. В любом случае, палатку необходимо ставить прочно, невзирая на отличную вечернюю погоду, в ночное время может пойти дождь или подняться ветер, и тогда плохо установленная палатка доставит всем много неприятностей.
Учитель:
Во время коротких путешествий в лесистых районах, в теплое время года, палатку легко может заменить шалаш, навес, землянка, вигвам, иглу - в выборе типа укрытия используйте то, что находится под рукой.
Учитель дает задание каждой группе выполнить макет временного укрытия из подручного материала, заранее приготовленного учениками. После выполнения задания ребята представляют свой макет и объясняют технологию строительства того или иного временного укрытия.
Учитель:
После сооружения укрытия необходимо позаботиться о костре.
Доклад ученика «Выбор места для костра».
После выбора места для бивака сразу же решите, где будет костер, если он планируется: тогда сразу же определятся и места для палаток. Костер разводят не ближе, чем в 4—5 м от деревьев, чтобы на них не попадали искры.
Костры, естественно, не разводят на торфяниках, под кронами деревьев и на их корнях, вблизи скирд сена или соломы, вблизи строений. Желательно разводить костер на месте старого кострища. Костры нельзя разводить в лесопарках и пригородных зонах, зонах отдыха, на территории заказников и заповедников.
Задание для учеников. Рассмотреть рисунки на слайде «Типы костров». Каждая группа выбирает какой-либо тип костра и подробно рассказывает о нем.
Учитель:
Костер мы развели, и сейчас необходимо позаботиться об обеде. Костер для приготовления обеда разложите так, чтобы его не задувало, а пламя ровно обогревало котелок. Слайд «Способы размещения котелка над огнем».
Учитель:
Питание – это источник энергии, которую мы расходуем на передвижение, ориентирование и принятие решений. А для этого надо постараться подобрать продукты так, чтобы еда была не только калорийной и полезной, но и вкусной и достаточно разнообразной, а так же содержала белки, жиры, углеводы и витамины.
Потому что:
Белки – это строительный материал для всего организма, служат основой для создания тканей, например мышечных волокон.
Жиры – защищает внутренние органы, обеспечивает их энергией, предохраняет организм от простуды и помогает ему усваивать некоторые витамины.
Углеводы – это энергетический материал быстрого действия. Он быстрее и легче усваивается и тратится организмом, быстро покрывая расходы физической и умственной активности.
«Кухонный инвентарь и посуда для приготовления пищи в походе».
Учитель:
Какая посуда используется в походе?
- котелки, миски;
- ведра с крышкой;
- доска для нарезки продуктов;
- кухонные ножи, ложки, половник.
Желательно также иметь в походе клеёнку, размером 1х1 м, на которой дежурные будут раскладывать хлеб, колбасу, сахар, одним словом — «сервировать стол».
Учитель:
Какую можно использовать воду при приготовлении пищи?
Применение воды в походных условиях.
1. Воду можно брать из колодцев и родников, природных водоемов – чистых рек и озер.
2. Не рекомендуется употреблять воду в сыром виде.
3. Обеззараживать воду путем кипячения или фильтрации через угольные фильтры.
«Правила безопасности при варке пищи на костре».
Учитель:
Прочитаем правила безопасности при варке пищи на костре.
Ведра и котелки, передвигать или снимать над огнем, только предварительно надев рукавицу.
Нельзя работать у костра без одежды, защищающейся тело от ожогов.
Нельзя ставить посуду с горячей едой на землю рядом с людьми. Посуда с приготовленной пищей должна размещаться на специальной подставке.
Необходимо постоянно следить за костром.
Практическая часть урока: «Приготовление обеда туриста». Класс делится на 2 группы, каждая из которых представляет свой рецепт и занимается приготовлением блюда по технологической схеме.
Приготовление ухи «Походная»
Посуда и инвентарь: котелок, миска, столовая ложка, нож для открывания консервов.
Посуда и инвентарь: котелок, миска, столовая ложка, нож для открывания консервов.
Норма продуктов: крупа гречневая – 350 г, вода – 3 стакана, консервы мясные (тушенка) – 1 банка, соль – по вкусу, масло сливочное – 30 г.
Приготовление чая
Лесной чай — на случай, если забыли взять заварку. Можно приготовить ароматный и полезный чай и из даров леса!
Для этого рекомендуем взять (по сезону, что есть) 5-8 листиков черной смородины, 3-4 веточки брусники (с ягодами или без них), 5-6 листиков земляники, 3-4 веточки зверобоя, 5-6 веточек мяты или душицы. Даже если не будет представлен весь набор трав, чай будет все равно вкусным, но присутствие хотя бы одного душистого компонента: мяты, душицы, черносмородинного листа, чабреца — обязательно. Весь собранный букет следует бросить в кипящую воду, прокипятить траву в течение 5 мин. и оставить постоять под крышкой 15-20 мин. Получится отличный ароматный чай, хорошо утоляющий жажду и богатый витаминами.
III. Итог урока. Дегустация приготовленных блюд. Анализ работы учащихся.
VI. Домашнее задание.
Изучите § 1.5 учебника.
Записать в рабочую тетрадь рецепты самых простых и вкусных блюд в походе.