План-конспект урока с применением компьютера. Тема: "О статусе военнослужащих"
План-конспект урока с применением компьютера. Тема: "О статусе военнослужащих"
Цели урока:
1. Ознакомить учащихся с основными положениями ФЗ “О статусе военнослужащих”.
2. Создать на уроке микроклимат, способствующий осознанию учащимися той заботы, которую проявляет государство о своих защитниках.
3. Прививать желание у молодых людей служить в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Планируемые результаты обучения:
1. Сформировать у учащихся уверенность, что права и свободы, гарантированных Конституцией РФ и законом “О статусе военнослужащих” никто ни вправе отменить или ограничить.
2. Вызвать интерес к военной службе.
Учебные вопросы:
1. Основные права и свободы военнослужащих.
2. Обязанности и ответственность военнослужащих.
Материальное обеспечение урока:
1. Федеральный закон “О статусе военнослужащих”.
2. Конспект урока.
3. Раздаточный материал, таблицы со статьями закона.
4. Презентация “Статус военнослужащих”.
Оборудование: компьютерный класс, видеопроектор.
Использование информационных технологий на уроке является инновационной технологией.
На уроке компьютер используется как источник информации, средство контроля и оценивания качества обучения учащихся. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Тесты, используемые на уроке, составлены учителем информатики на языке HTML.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока с применением компьютера. Тема: "О статусе военнослужащих" »
10 класс
6.2 "Памяти поколений - дни воинской славы"
Галяутдинов Магруф Рауфович, учитель ОБЖ
Цели:
образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о днях воинской славы России;
развивающая – совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умение анализировать события и давать им оценку;
воспитательная – формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооружённым силам.
Форма урока: интеллектуальный марафон.
Материально-техническое обеспечение:
Книжная выставка “ О доблести, подвигах, славе”.
Плакаты, репродукции картин, фотографии патриотической тематики.
Значки “Отличник” 1, 11, 111 степеней.
“Чёрный ящик” (для проведения 5 этапа интеллектуального марафона) – коробка, в которой лежат рисунки или макеты кольчуги, корабля, танка времён Великой Отечественной войны, Боевого Знамени воинской части.
Запись песни из кинофильма “Офицеры” - “От героев былых времён”.
Маршрутный лист – раздаточный материал.
Карточки обратной связи красного, оранжевого и зелёного цвета по количеству учащихся.
План урока:
Вступительное слово учителя.
Объяснение правил интеллектуального марафона.
Разминка – соперничество за первым отвечать на вопрос.
Марафон по этапам.
Динамическая пауза между этапами (несколько гимнастических приёмов).
Подведение итогов и награждение лучших.
Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений учащихся о проведённом уроке.
На доске написаны тема урока “Дни воинской славы” и эпиграф:
“Есть память, которой не будет забвенья,
И слава, которой не будет конца…”
В классе оформлен уголок - выставка книг патриотической тематики. Развешаны плакаты и репродукции картин.
Каждому участнику выдаётся:
1. Маршрутный лист, который даёт возможность отмечать свои ответы в колонках, стимулирует активность учащихся, желание набрать больше баллов, давая правильные ответы и дополняя ответы товарищей, а также развивает культуру труда и облегчает проверку результатов.
№
Этапы марафона
2 балл.
3 балл.
4 балл.
5 балл.
0,5 балл.
1
Исторический портрет
2
Историческое событие
3
Из первых уст
4
Историческая мозаика
5
“Чёрный ящик”
2. Карточки для обратной связи:
красного цвета: “Я удовлетворён уроком, он был полезен для меня. Я хорошо работал на уроке, получил заслуженную оценку, понимал всё о чём говорилось и что происходило на уроке”;
оранжевого цвета: “Урок был интересным, и я принимал в нём активное участие. Урок был в определённой степени полезен для меня. Я отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий”;
зелёного цвета: “Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чём идёт речь. Мне это не очень нужно. Домашнее задание не понял, к ответу на уроке не был готов”.
1. Вступительное слово учителя.
(На фоне песни “От героев былых времён” учитель читает стихотворение “Не ходите на Русь”):
“Не ходите на Русь!” - Мономах обращался к соседям. “Кто с мечом к нам придёт, От меча и погибнет!” - Сказал храбрый князь Александр. И в немеркнущей вечно победе Правоту своих слов Справедливым мечом доказал. Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия? Сколько ж лучших сынов Отдала ты кровавым врагам? “Не ходите на Русь!” - Об одном ты просила, Не к друзьям обращалась, А только к врагам. “Не ходите на Русь!” - Но враги наступали кроваво… И тогда нам вручила родная страна Вместе с грозным оружьем Поля нашей славы, Наших предков великих Святые для нас имена…”
У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков. Образы героев, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству.
Многие юные россияне хотят быть похожими на эти маяки доблести, продолжать их дело и ратные традиции.
2. Объяснение правил интеллектуального марафона.
Сегодня на уроке вы как будущие защитники нашего Отечества совершите интеллектуальный марафон в глубину нашей истории. Ваша задача – показать свои знания, кратко вспомнив все дни воинской славы России. В конце урока лучшие из вас получат значок “Отличник”.
Наш интеллектуальный марафон проходит под девизом (зачитать надпись на доске): “Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…”. Он делится на этапы, каждый из которых отражён в вашем маршрутном листе.
Вопросы и ответы оцениваются по бальной системе. Наряду с оценками за ответы каждый может в ходе марафона заработать по 0,5 баллов за каждое дополнение, исправление. Вы самостоятельно фиксируете в колонках свои ответы: плюс – полный ответ, тире – неполный, галочка – дополнение или исправление. В конце урока подводим итоги, награждаем победителей.
3. Разминка
Итак, разыгрываем право первого хода. Тот, кто первый ответит на мой вопрос, начнёт марафон, сможет выбрать любой этап и любой вопрос. Каждый, кто дополнит ответ хоть намного, будет следующим. Таким образом, мы установим очерёдность участия в марафоне. Если у кого – то и вас не будет ответа, право отвечать перейдёт к следующему. Ответы даём чётко и полно.
Начинаем. Внимание, вопрос: какой праздник отмечает наша страна 4 ноября? С каким историческим событием он связан?
Ответ. День народного единства – освобождение Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов в 1612 г.
4. Интеллектуальный марафон
I этап. Исторический портрет
Задание: назвать имя выдающегося полководца, о котором пойдёт речь, и сообщить, с каким днём воинской славы оно связано.
1. Он решил встретить врага в поле. Его действия получили поддержку церкви. Сергий Радонежский благословил дело и отправил с русскими полками двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. Его стали именовать в документах князем великим всея Руси, царём русским.
Оценка – 2 балла.
Ответ. Князь Дмитрий Донской, 21 сентября 1380 года – Куликовская битва.
2. В 12 лет зачислен в лейб – гвардии Семёновский полк. Прошёл все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал учебник “Наука побеждать”. Сущность его тактики: глазомер, быстрота, натиск.
Оценка – 3 балла.
Ответ. А. В. Суворов, 24 декабря 1790 года – день взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова.
3. Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Удостоен многих русских наград. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны в его честь был учреждён орден.
Оценка – 4 балла.
Ответ. М. И. Кутузов, 8 сентября 1812 г. – Бородинское сражение русской армии с французской армией Наполеона.
4. Он навсегда остался в памяти народной. Художник Л.Д. Корин написал картину, С.С. Прокофьев посвятил ему кантату, К. Симонов – поэму, С.М. Эйзенштейн – фильм. В его честь в 1725 году учреждён орден в России. О нём говорили: “Это враг опасный, сильный, умный…”
Оценка – 5 баллов.
Ответ. Князь Александр Невский, 18 апреля 1242 г. – день победы русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере. (Ледовое побоище)
II этап. Историческое событие
Задание: ответить, какому событию посвящены строки, рассказать о нём.
“Москва, Москва, Священная держава, Благословляя, веря и любя, Мы за тебя – по долгу, и по праву, И по любви – мы бьёмся за тебя!”
Оценка – 2 балла.
Ответ. 5 декабря 1941г. – день начала контрнаступления советских войск против немецко – фашистских войск в битве под Москвой.
“За залпом залп гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут. Их радость велика, но боль Заговорила и прорвалась: На праздничный салют с тобой Пол Ленинграда не поднялось”.
Оценка – 3 балла.
Ответ. 27 января, 1944 год – день снятия блокады города Ленинграда.
“Гулко катился в кровавой мгле Сотой атаки вал. Злой и упрямый, По грудь в земле Насмерть солдат стоял. Знал он, что нет дороги назад, Он защищал Сталинград”.
Оценка – 4 балла.
Ответ. 2 февраля 1943 г. – день разгрома советским войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве.
“На рубежах весны четвёртой, В награду за года тревог, В дыму и прахе распростёртый Берлин лежит у наших ног…”
Оценка – 5 баллов.
Ответ. 9 мая 1945 года – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.
Дополнительное задание: Рассказать о периодах Великой Отечественной войны.
III этап. Из первых уст
Задание: назвать автора прочитанных слов и событие, о котором они были написаны или сказаны.
1. “Советская стратегия оказалась…выше нашей…Лучшее тому доказательство – исход битвы на Волге, в результате которой я оказался в плену”.
Оценка –2 балла.
Ответ. Ф. Паулюс, генерал – фельдмаршал, командующий 6 немецкой армией, о Сталинградской битве 1942 – 1943гг.
2. “Воины, вот пришёл час, который решил судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за…, но за государство…врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, погорающего по вас. А о…ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего”.
Оценка – 3 балла.
Ответ. Пётр 1 перед Полтавской битвой 10 июля 1709г.
3. “Инициатива бесповоротно перешла в руки нашего командования. Грозный призрак катастрофы во весь рост встал перед гитлеровским рейхом”.
Оценка – 4 балла.
Ответ. К.К. Рокоссовский, Маршал Советского Союза, о Курской битве 1943г.
5. “В результате провала наступления “Цитадель” мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из – за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. Их своевременное восстановление для ведения оборонительных действий на Восточном фронте, а также для организации обороны на западе на случай десанта, который союзники грозились высадить весной, было поставлено под вопрос. Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже на восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику”.
Оценка – 5 баллов.
Ответ.
Х.В. Гудериан, генерал – полковник вермахта, о Курской битве 1943г.
IV этап. Историческая мозаика
1. Перечислите основных завоевателей, нашествия которых пришлось отражать русским войскам на протяжении истории России.
Оценка – 2 балла.
Ответ. Монголо-татары, немецкие рыцари–крестоносцы, поляки, шведы, турки, французские войска Наполеона, австро–венгерские и германские войска, гитлеровская Германия.
2. Кому принадлежат слова “Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва?”
Оценка – 3 балла.
Ответ. Политруку В.Г. Клочкову, возглавившему 28 героев – панфиловцев из 316 –й, с 18. 11. 1941 – 8-й гвардейской стрелковой дивизии генерал – майора И.В. Панфилова, которые в Московской битве 16 ноября 1941 года в бою у Дубосекова, восточнее Волоколамска, подбили 18 танков противника, почти все погибли, но не пропустили фашистов к столице.
3. Составьте хронологическую цепочку, начиная с самого отдалённого по времени события:
А) Московская битва (5) Б) Полтавская битва (3) В) Ледовое побоище (1) Г) Бородинское сражение (4)
Оценка – 4 балла.
Ответ. Учащиеся на карточках с перечислением событий ставят цифры и передают их для проверки соседям по парте, баллы получают оба, если хронологическая цепочка составлена правильно.
4. В каком году был принят Федеральный закон “О днях воинской славы (победных днях) России”, позже переименованный в Федеральный закон “О днях воинской славы и памятных датах России”.
Оценка – 5 баллов.
Ответ: в 1995 г. Принят Госдумой 10 февраля, подписан Президентом России 13 марта того же года.
V этап. “Чёрный ящик”.
1. Здесь лежит то, что защищало русских воинов от врага в 9 –17 вв.
Оценка – 2 балла.
Ответ: кольчуга.
2. Что сыграло главную роль в разгроме наступавшей фашистской группировки в сражении под Прохоровкой в ходе Курской битвы?
Оценка – 3 балла.
Ответ: рисунок или модель танка времён Великой Отечественной войны.
3. Что российский солдат должен хранить и беречь как символ воинской доблести и чести, своей верности Родине? Приведите исторические примеры.
Оценка – 4 балла.
Ответ: рисунок или макет Боевого знамени воинской части.
4. Какое вооружение объединяет следующие даты: 9 августа 1714 г., 11 сентября 1790 г., 1 декабря 1853 г.? Назовите произошедшие в эти дни события.
Оценка – 5 баллов.
Ответ: рисунок или макет старинного боевого корабля. Морские сражения при Гангуте, Синопе, у Тендры.
5. Динамическая пауза.
Проводится между этапами интеллектуального марафона, чтобы помочь учащимся снять напряжение, в виде выполнения под руководством учителя нескольких гимнастических упражнений.
6. Подведение итогов и награждение лучших.
Учитель : итак, наш интеллектуальный марафон подошёл к концу. Мы вспомнили выдающиеся победы российского воинства, которые наша страна отмечает как дни воинской славы России. Выскажите своё мнение: в чём заключается долг памяти молодого поколения россиян? (Учащиеся отвечают на вопрос).
Своим знаниями вы показали, что стремитесь продолжать славные традиции нашего Отечества, народа России и её Вооружённых сил.
Подсчитаем баллы, набранные в ходе интеллектуального марафона, объявляю приказ о награждении.
За отличные знания, значком “Отличник” 1 степени наградить… (перечисляются учащиеся, которые показали самые глубокие знания, наиболее активно участвовали в интеллектуальном марафоне и набрали наибольшее количество баллов).
Значком “Отличник” II степени наградить…(перечисляются учащиеся, которые проявили активность и показали твёрдые знания, но на некоторые вопросы дали неполные ответы и набрали меньше баллов).
Значком “Отличник” III степени наградить…(перечисляются учащиеся, которые проявили заинтересованность, активность, но набрали меньше баллов, чем удостоенные значков I, II степени).
Значки вручаются под фонограмму песни “От героев былых времён”.
7. Обратная связь.
В конце урока учитель просит учащихся оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует оценке интеллектуального марафона. (Учащиеся поднимают карточки, учитель фиксирует их оценки).
Урок окончен. Спасибо всем за активное участие в нём.