kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первая медицинская помощь при травмах опорно - двигательного аппарата, профилактика подобных травм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Первая медицинская помощь при травмах опорно - двигательного аппарата, профилактика подобных травм.                                                                        

Цель: Познакомить учащихся с видами травм опорно двигательного аппарата, профилактикой этих травм и правилами оказания первой помощи при них.    

Задаци:                                                                                                                       

1. Научить детей различать виды травм опорно - двигательного    аппарата,             2. Развить навыки профилактики этих травм и оказания первой помощи при них.

3. Воспитать чувство взаимопомощи, уважения, понимания между окружающими, стремление совершать хорошие поступки.

Тип урока: объяснение учителя.

Понятия: Ушибы, растяжения и разрывы, вывихи, переломы.

МПС: физиология, медицина, анатомия.

Оборудования: Слайды с признаками переломов, разрывом связок и мышц, 1 МП при ушибах, вывихах, переломах, правила наложения шинной повязки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Первая медицинская помощь при травмах опорно - двигательного аппарата, профилактика подобных травм.»

Урок №5.

Класс 11

Тема: Первая медицинская помощь при травмах опорно - двигательного аппарата, профилактика подобных травм.

Цель: Познакомить учащихся с видами травм опорно двигательного аппарата, профилактикой этих травм и правилами оказания первой помощи при них.

Задаци:

1. Научить детей различать виды травм опорно - двигательного аппарата, 2. Развить навыки профилактики этих травм и оказания первой помощи при них.

3. Воспитать чувство взаимопомощи, уважения, понимания между окружающими, стремление совершать хорошие поступки.

Тип урока: объяснение учителя.

Понятия: Ушибы, растяжения и разрывы, вывихи, переломы.

МПС: физиология, медицина, анатомия.

Оборудования: Слайды с признаками переломов, разрывом связок и мышц, 1 МП при ушибах, вывихах, переломах, правила наложения шинной повязки.


Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Учитель выборочно предлагает ученикам произвести первую помощь при ранении: наложение давящей повязки или жгута. Вопросы и задания к для проверки знаний.
— У пострадавшего в наличии рана, полученная от тупого предмета Определи вид этой раны (Ушибленная возможно, рваная или размозженная.)
— У пострадавшего повреждены кости, сосуды, нервы. Определите сложность ранения. (Осложненная рана.) Чем осложнена рана пострадавшего, если образовался гнойник? (Рана инфицирована; если у раненого сопротивляемости инфекции нет, то бактерии распространяются, но всему организму, что ведет к сепсису.)
— У пострадавшего отмечается местное раздражение окружающих тканей, отек, нагноение на месте ранения. Определи фазу воспаления и регенерации течения раненого процесса.. (Первая фаза, так как внутренняя часть раны не заполнена грануляционной ткань, нет образования в виде рубца на коже.)
— Объясните асептику (совокупность мероприятий по предупреждению попадания микробов в рану) рубленой (резаной, укушенной) раны. (Стерилизация всех предметов, соприкасающихся с раной, не трогать резаные (рваные или неровные) края, отрубленные части раны руками, не удалять из нее осколки, обрывки одежды.)
— Покажите и прокомментируйте способы временной остановки венозного кровотечения.
2. Изучение новой темы.
Объяснение учителя. .
По ходу объяснения ученики записывают виды травм опорно двигательного аппарата, а также их причины и последствия.
Учитель. Закрытые повреждения ткани — ушибы — это повреждения тканей и органов без нарушения целостности покровов. Разрушается жировой слой, возникают различной величины кровоизлияния, которые обусловливают патологические изменения.
Признаки: боль, припухлость, кровоподтеки, синяки, нарушение функций. При разрыве крупных сосудов под кожей может образоваться гематома.
Ушибы внутренних органов, например мозговой почки, может привести к внутреннему кровотечению.
Первая медицинская помощь:
1) обеспечить покой данному органу;
2) на область ушиба наложить давящую повязку;
3) придать возвышенное положение;
4) для уменьшения боли прикладывать холод.
Растяжение и разрывы связок, сухожилий, мышц — это повреждения мягких тканей, которое вызывается силой, действующей в виде тяги, и не нарушает анатомической непрерывности ткани. При сильной тяге может быть разрыв ткани (мышц, сухожилий). Признаки: появляются боль, припухлость нарушение функции. Вывихи суставов: полное смещение суставных концов при котором утрачивается нормальное соприкосновение поверхностей в области сочленений. Вывих наступает вследствие травмы, сопровождается разрывом суставной капсулы, связок. Под вывихом называют неполное смещение суставных поверхностей. Травматические вывихи составляют 3—5 % от всех травм. Частота вывихов в различных суставах различна: суставы верхних конечностей поражаются в 7—8 раз чаще, чем нижние. Наиболее часто встречаются вывихи плеча (50—60 %) и вывихи в локтевом суставе (18—27%).
Признаки: наличие травмы, сильная боль, обязательная
деформация вынужденное характерное наложение сустава; изменение длины конечности (укорочение), отсутствие активных и пассивных движений в суставе, суставной конец, вышедший из суставной впадины не на своем месте.
Первая медицинская помощь направлена на уменьшение боли положить холод на поврежденный сустав и обезболивающий препарат, обеспечить покой путем наложения фиксирующей повязки, при вывихах нижних конечностей пострадавший должен лежать; нельзя самим править сустав.
Перелом — полное или частичное нарушение целостности кости, вызванное действием механической силы и сопровождающейся той или иной степенью повреждения мягких тканей сосудов, нервов.
Чаще всего ломаются трубчатые кости, преобладают переломы верхних конечностей




Переломы



Травматические Патологические Акушерские
(от воздействия - внешних факторов)
Бывают открытые и закрытые переломы; со смещением и без смещения.
Признаки:
1) внезапное нарушение функций конечности;
2) появление подвижности в месте перелома; З) одновременно с подвижностью появляется «хруст» обломков;
4) боль;
5) деформация (изменение формы и укорочение конечности).
Первая медицинская помощь включает:
1) обеспечение покоя поврежденным костям;
2) придание неподвижности костям с помощью шинирования;
З) введение обезболивающих средств.
Определения основных видов травм опорно-двигательного аппарата записаны на доске:
• Перелом — нарушение целостности кости (бывает полным и неполным);
• Вывих — смещение кости в суставе (возникает при воздействии силы);
• Растяжение и разрыв связок выход кости за нормальную амплитуду движения;
• Растяжение мышц сухожилий происходит в результате физического перенапряжения, неловком движении и сопровождается припухлостью, болью и ограничением движения:
Профилактикой подобных травм являются регулярные занятия физической культурой и спортом.
Первой помощью при травмах опорно-двигательного аппарата является:
• Придание пострадавшему наиболее удобного положения
• Обеспечение покоя.
• Обеспечение неподвижности повреждённой части тела.
• Приложение холодного компресса на повреждённое место.
• Приподнятое положёние повреждённого участка тела.
И ещё несколько правил, которых следует придерживаться при оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Транспортировка пострадавшего возможна только в случае, если, «скорая помощь» задерживается надолго или вовсе отсутствует. Холодный компресс в виде льда накладывается на срок не более 15 минут и с перерывом на 1 час.
При растяжении возможно наложение давящей повязки. При вывихе и переломах — иммобилизация конечности подручными средствами. После опадания припухлости при растяжении возможно применение теплых компрессов для скорейшего заживления повреждённого участка тела.
При вывихе суставов не следует вправлять их на место. Это — дело врачей. У пострадавших с открытыми переломами не пытайтесь вправить в рану точащие обломки или удалять из раны осколки.
Учителю следует отметить, что в тяжёлых случаях переломы сопровождаются травматическим шоком — опасным для жизни осложнением виде расстройств деятельности центральной нервной системы,, кровообращения, обмена веществ и.т. д. Причинами шока могут быть однократные или тяжелые повторные травмы. Особенно часто шок возникает при обильных кровотечениях. При оказании первой помощи поражённому в состоянии шока необходимо остановить опасное для жизни кровотечение, ввести шприц-юбиком противоболевое средство, защитить от холода. В случае если шириц-тюбик отсутствует, и если нет, проникающего ранения живота, пострадавшему можно дать алкоголь (вино, водку, разведённый спирт), горячий чай, кофе. Пострадавшего укрывают одеялом и как можно быстрее и бережнее транспортируют в ближайшее медицинское учреждение.
3. Закрепление темы.
1. Устный опрос.
Вопросы:
- При каком переломе образуется надлом, трещина кости? (При неполном, так как кость поврёждена частично.)
- Охарактеризуйте закрытые, открытые и осложненные переломы. (Закрытые без повреждения кожи, открытые с нарушением целостности кожи, осложненные с кровотечением. размозжением окружающих тканей.)
- Что является типичной причиной перелома ключицы? (Падение.) .
- Перелом каких костей предусматривает фиксацию поврежденных конечностей к мягкому валику или бутылке? (Переломы костей кисти и пальцев, чтобы придать хватательное положение кисти.)
- Какие признаки характерны для каждого вывиха? (Механизм травмы, изменение формы сустава, ненормальное положение конечности, ограничение движений в суставе. При попытке пассивных движений в суставе резко усиливается боль и ощущается пружинистое сопротивление. Иногда прощупывается конец кисти в необычном для нее месте.)
- Для какой травмы характерны повышенная подвижность костей и осязаемый при этом хруст? (Переломы)
Учитель. Действия по оказанию помощи пострадавшему, решение принять участие в спасении жизни другого человека связаны с такими этическими понятиями как нравственность, гуманизм, милосердие, которые, в свою очередь, требуют от людей обладание такими качествами, как эмпатия, чуткость, сопереживание, доброта. 4. Итог урока.
Учитель. Составьте таблицу, заполнив ее 2—З изученными примерами.
На доске:

Состояние пострадавшего

Первая медицинская помощь

Полезные советы






Домашнее задание: отработать практические навыки иммобилизации конечностей при закрытом переломе; составить памятку «Ваши действия при переломе».

Литература.

  1. Медико-санитарная подготовка учащихся: учебник для 10 класса средней школы / под ред. П.А. Курцева. - М.: Просвещение, 1996.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности 10 - 11 кл. под ред И.К. Топоров. - М.: Просвещение 1996.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тельнов Андрей Петрович

Дата: 27.11.2016

Номер свидетельства: 363125


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства