kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по НВП: "Материальная часть автомата Калашникова: устройство и назначение основных частей. Тактико-техническая характеристика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование первичных знаний об истории создания, о назначении, боевых свойствах АК-74 (автомата Калашникова калибра 5,45 мм, принятого на вооружение вооруженных сил СССР в 1974г.), об устройстве его частей и механизмов.

В условиях военного времени (при случайном обнаружении автомата, при обезоруживании нарушителя) каждый должен иметь навыки при обращении с оружием.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по НВП: "Материальная часть автомата Калашникова: устройство и назначение основных частей. Тактико-техническая характеристика"»

Открытый урок по теме:

Материальная часть, тактико-техническая характеристика АК-74


Цель урока: сформировать у обучающихся представление о назначении, боевых свойствах АК-74, устройстве его частей и механизмов, а также умение и навыки при обращении с оружием.

Задачи урока:

образовательные:

познакомить обучающихся с назначением, боевыми свойствами АК-74 и устройством его частей и механизмов;

сформировать представления об автоматическом действии автомата АК-74;

научить выполнять неполную разборку и сборку АК-74;

развивающие:

развивать интеллектуальные качества обучающихся, познавательный интерес и компетенции в области военной подготовки;

развивать волевые качества обучающихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии;

воспитательные:

воспитывать у учащихся патриотические качества, позитивное отношение к военной службе, прививать ценностное отношение к Отечеству.


Учебные вопросы:

  1. Назначение, боевые свойства, общее устройство АК-74.

  2. Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки
    АК-74.

  3. Порядок работы частей и механизмов АК-74.


Время: 45 минут.

Место: кабинет основ НВП.

Метод: формирование новых знаний и умений.

Тип урока: комбинированный.

Материальное обеспечение:

аудиовизуальная информация в виде слайдов, видеофрагментов;

ноутбук, мультимедийная приставка;

раздаточный материал;

учебное оружие.


Ход урока

I. Вводная часть

- организационный момент;

- опрос домашнего задания:

1. Во время каких событий на Руси появилось первое упоминание об огнестрельном оружии?

В 1382 г. пушки применялись при обороне Москвы. К концу 14в. в арсеналах большинства крупных русских городов, таких как Новгород, Псков, Тула и Москва, имелось огнестрельное оружие. В середине 15в. с помощью пушек научились быстро брать крепости.

В 1480 г. Во время противостояния на р. Угре москвичи прицельным огнем убили многих татар, не давая им переправиться через реку. Этот факт можно привести в качестве примера первого применения огнестрельного оружия в регулярном сражении. В конце 15-начале16 вв. на Русь прибывают греческие, итальянские, немецкие, шотландские мастера-оружейники, видя здесь благоприятную почву для своей деятельности. Существовала система стандартов: литейные формы и получавшиеся на них стволы были единого калибра и длины.


2. Кто и в каком году изобрел лучшую в мире трехлинейную винтовку и как она называлась?

Автором лучшей в мире 7,62мм (3х линейной) винтовки образца 1891г. является Сергей Иванович Мосин. Активно использовалась в период с 1891 до конца второй мировой войны. Название 3 х линейка происходит от калибра ствола винтовки, который равен 3 русским линиям( старая мера длины, равная 1/10 дюйма или 2,54мм, соответственно 3 линии равны 7,62мм). На основе винтовки образца 1891г. был создан целый ряд образцов спортивного и охотничьего оружия, как нарезного, так и гладкоствольного.

В 1891г. были проведены войсковые испытания и комиссия приняла решение утвердить винтовку капитана Мосина, с учетом предложений членов комиссии и дополнений, позаимствованных у винтовки конструкции наган.

16 апреля 1891г. император Александр III утвердил образец под наименованием «трехлинейная винтовка образца 1891г.» В 1924г.в названии винтовки появилась фамилия Мосина. На вооружении русской армии находились 4 варианта винтовки: драгунская, пехотная, казачья и карабин.

Производство основной винтовки было прекращено в 1945г. Постепенно ее заменяли карабином СКС, а позднее автоматом Калашникова.

Достоинства винтовки:

1. Большая живучесть ствола и затвора;

2. Надежность, безотказность действия механизмов винтовки в любых условиях;

3. Простая и надежная конструкция затвора, который разбирается и собирается быстро и без каких-либо инструментов, легко вынимается;

4. Достаточно высокая скорострельность;

5. Магазинная коробка хорошо закрыта снизу;

6. Хорошая баллистика.

Недостатки.

1. Длинный и тяжелый спуск, мешающий меткой стрельбе;

2. Непружинная конструкция обоймы затрудняла заряжение;

3. Длинный, игольчатый штык крепился на стволе, а не на ноже.

3. Назовите наиболее известных конструкторов русской и советской школы, создавших первоклассные образцы автоматического оружия?

Патриархами отечественного стрелкового оружия были: В.Г.Федоров, Н.М.Филатов, С.И.Мосин. Они воспитали известных конструкторов-оружейников – П.М.Горюнов, В.А.Дегтярев, М.Т.Калашников, С.Г.Симонов, Ф.В.Токарев, Г.С.Шпагин, Я.У.Рощепей и др.

В 1912г. прошла полигонные испытания и хорошо себя показала автоматическая винтовка В.Г.Федорова. Начало первой мировой войны приостановило ее совершенствование. Тем не менее, в 1916г. автоматами было вооружено специальное подразделение и отправлено на фронт, в т.ч. в авиацию. В это время автоматов не было ни в одной армии мира.

В 1927г. ученик В.Г.Федорова В.А.Дегтярев разработал для Красной Армии пулемет марки «Дегтярев-пехотный».

В сотрудничестве с другими талантливыми конструкторами (Г.С.Шпагиным и П.М.Горюновым) В.А.Дегтярев разработал серию пулеметов: в 1939г. на вооружение поступил 12,7мм станковый пулемет ДШК (Дегтярев Шпагин).

В мае 1943г. на вооружение поступил 7,62мм станковый пулемет СГ-43 системы Горюнова.

Талантливый конструктор Ф.В.Токарев создал 150 различных образцов оружия. Главное достижение его творческой жизни - 7,62 мм самозарядная винтовка системы Токарева образца 1938 г. Над ее созданием он работал 30 лет (СВТ-38). На ее базе была разработана снайперская винтовка.

Простота устройства и технологии производства позволило создать в 1941г. знаменитый пистолет-пулемет ППШ-41 (автор Г.С.Шпагин). ППШ лишил врага преимущества в автоматическом стрелковом оружии.

Лучшим пистолетом-пулеметом второй мировой войны считается пистолет-пулемет Судаева т.к.был прост в устройстве, надежен, безотказен в работе, удобен в эксплуатации. Автомат ППС очень любили танкисты, десантники, разведчики.


4. Назовите самое известное автоматическое оружие в мире?

10 место – ручной пулемет Калашникова – имеет шесть разновидностей. Пользуется популярностью партизанских групп. Применялся почти во всех вооруженных конфликтах мира.

9 место – легендарный пистолет М 1911 был разработан легендарным Джоном Браунингом для фирмы Кольт более 100 лет назад. Используется в военных службах США.

8 место – автоматическая винтовка МП–5 – на вооружении органов внутренних дел многих стран.

7 место – автоматическая винтовка ФАЛ прицельная дальность в 60 метров и скорострельность в 700 выстрелов в минуту.

6 место – автоматическая винтовка ГЗ – до конца 50х была на вооружении западных стран.

5 место – самозарядная винтовка М –16 была на вооружении Армии США во Вьетнаме и преобразовалась в автомат М–4.

4 место – ручной противотанковый гранатомет РПГ–7. Выпускается до сих пор. Применяется для борьбы со всеми видами бронетехники.

3 место – УЗИ – легендарный пистолет – пулемет, изобретен в Израиле в 1951г. Состоит на вооружении более 90 стран, огромного множества спецподразделений.

2 место – ремингтон – помповое ружье – дробовик, создан в 1951г., стреляет картечью и пулями до 28 калибра. Популярен как среди гражданского населения, так и среди военных, ополченцев и повстанцев в вооруженных конфликтах.

1 место – АК–47– самое надежное в мире оружие. Принят на вооружение в 1949г. Было выпущено более 100 миллионов экземпляров. Состоит на вооружении десятков стран и применяется практически во всех воинах и вооруженных конфликтах мира


- сообщить тему урока, учебные вопросы, подлежащие изучению.


II. Основная часть

Сообщение: Михаил Тимофеевич Калашников – выдающийся конструктор стрелкового оружия.

Свой первый образец автомата М.Т.Калашников создал в 1942г., когда находился в отпуске после тяжелого ранения и контузии. Изготовленный автомат кустарным способом был забракован за отсутствием преимуществ перед существующими образцами. Но комиссия отметила незаурядные способности М.Т Калашникова, поставившего перед собой цель: автомат должен быть непременно намного лучше всех существующих образцов. Очередные испытания новых автоматов проходили в традиционно жестких условиях. Конкурсанты один за другим сходили с дистанции, не выдержав труднейших испытаний. Автомат Калашникова выдержал все, был признан лучшим и принят на вооружение под названием «7,62мм автомат Калашникова образца 1947г.». В дальнейшем коллектив конструкторов под руководством Калашникова создал ряд модификации образцов автоматического оружия: 7,62мм модернизированный автомат АКМ и ручной пулемет РПК. В 1974 г. были созданы автоматы АК–74 и АКС –74 калибра 5,45 мм. Созданное Калашниковым оружие отличается простотой конструкции, высокой надежностью, эффективностью.


1 учебный вопрос:

Назначение, боевые свойства, общее устройство АК-74.

5,45 мм автомат Калашникова является индивидуальным оружием. Он предназначен для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Для поражения противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож. Для стрельбы и наблюдения в условия естественной ночной освещенности к автомату присоединяется ночной стрелковый прицел универсальный.

Для стрельбы из автомата применяются патроны с обыкновенными, трассирующими пулями, бронебойно-зажигательные.

Из автомата ведетя автоматический или одиночный огонь. Автоматический огонь является основным: он ведется короткими (до 5 выстрелов) и длинными (до 10 выстрелов) очередями в минуту. Подача патронов при стрельбе производится из магазина емкостью 30 патронов.

Боевые свойства АК-74

1. Калибр АК-74 – 5,45 мм;

2. Прицельная дальность (т.е. расстояние от точки вылета до пересечения траектории с линией прицеливания) стрельбы – 1000 м;

3. Наиболее действенный огонь:

- по наземным целям – до 500 м,

- по воздушным целям (самолетам, вертолетам) – до 500 м;

4. Дальность прямого выстрела, при котором траектория не поднимается над линией прицеливания выше цели на всем своем протяжении:

- по грудной фигуре – 440 м,

- по бегущей фигуре – 625 м;

5. Темп стрельбы – около 600 выстрелов в минуту (технический параметр);

6. Боевая скорострельность (число выстрелов, которое можно произвести в единицу времени при точном выполнении приемов и правил стрельбы, с учетом времени, необходимого для перезаряжения оружия, корректирования и переноса огня с одной цели на другую):

- при стрельбе очередями – до 100 выстрелов в минуту,

- при стрельбе одиночными выстрелами – до 40 выстрелов в минуту;

7. Вес автомата без штык-ножа – 3,6 кг, вес штык-ножа с ножнами – 490 г.


Общее устройство автомата АК-74

Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов:

  1. Ствол со ствольной коробкой, с ударно-спусковым механизмом, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой;

  2. Дульный тормоз-компенсатор;

  3. Крышка ствольной коробки;

  4. Затворная рама с газовым поршнем;

  5. Затвор;

  6. Возвратный механизм;

  7. Газовая трубка со ствольной накладкой;

  8. Цевье;

  9. Магазин;

  10. Штык-нож;

  11. Шомпол;

  12. Пенал с принадлежностями.


Назначение частей и механизмов АК-74

Ствол служит для направления полета пули;

Ствольная коробка служит для соединения частей и механизмов автомата, обеспечения закрывания канала ствола затвором и для запирания затвора;

Крышка ствольной коробки предохраняет от загрязнения частей и механизмов автомата, помещенные в ствольной коробке;

Прицельное приспособление служит для наводки автомата при стрельбе по целям на различные расстояния и состоит из прицела и мушки;

Приклад и пистолетная рукоятка обеспечивают удобств стрельбы из автомата;

Затворная рама с газовым поршнем предназначена для приведения в действие затвора и ударно-спускового механизма;

Затвор служит для досылания патрона в патронник, закрывания канала ствола, разбивания капсюля и извлечения из патронника гильзы;

Возвратный механизм предназначен для возвращения затворной рамы с затвором в переднее положение;

Газовая трубка со ствольной накладкой служит для направления движения газового поршня и предохранения рук от ожогов при стрельбе;

Ударно-спусковой механизм предназначен для спуска курка с боевого взвода или с взвода автоспуска, нанесения удара по ударнику, для обеспечения ведения автоматического или одиночного огня, прекращения стрельбы, предотвращения выстрелов при незапертом затворе и для постановки автомата на предохранитель;

Цевье служит для удобства действий с автоматом и для предохранения рук от ожогов;

Магазин предназначен для помещения патронов и подачи их в ствольную коробку;

Штык-нож присоединяется к автомату перед атакой и служит для поражения противника в рукопашном бою, а также может использоваться в качестве ножа, пилы и ножниц для резки проволоки.


Вопросы:

  1. Для чего предназначен АК-74?

  2. Перечислить боевые свойства АК-74.

  3. Из каких основных частей и механизмов состоит автомат?

  4. Какие патроны применяются для стрельбы из АК-74?


2 учебный вопрос:

Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки
АК-74.




Разборка

– неполная – для чистки, смазки и осмотра автомата;

– полная – для чистки при сильном загрязнении автомата, после нахождения его под дождем или в снегу и при ремонте.

Разборка и сборка автомата производится на столе или специальной чистой подстилке, при этом части и механизмы кладутся в порядке разборки. Обращаются с ними осторожно, не применяю излишних усилий и резких ударов.


Неполная разборка АК-74

  1. Отделить магазин;

  2. Проверить, нет ли патронов в патроннике и спустить курок с боевого взвода;

  3. Вынуть пенал из гнезда;

  4. Отделить шомпол;

  5. Отделить дульный тормоз – компенсатор;

  6. Отделить крышку ствольной коробки;

  7. Отделить возвратный механизм;

  8. Отделить затворную раму с затвором;

  9. Отделить затвор от затворной рамы;

  10. Отделить газовую трубку со ствольной накладкой.


Сборка после неполной разборки осуществляется в обратном порядке:

  1. Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой;

  2. Присоединить затвор к затворной раме;

  3. Присоединить затворную раму с затвором;

  4. Присоединить возвратный механизм;

  5. Присоединить крышку ствольной коробки;

  6. Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель;

  7. Присоединить дульный тормоз – компенсатор;

  8. Присоединить шомпол;

  9. Вложить пенал в гнездо приклада;

  10. Присоединить магазин к автомату.


Вопросы:

  1. Какие виды разборки АК-74 существуют?

  2. В какой последовательности производится неполная разборка
    АК-74.

  3. В какой последовательности производится сборка АК-74??



3 учебный вопрос:

Порядок работы частей и механизмов АК-74.


Принцип действия автоматики АК-74 основан на отводе пороховых газов через отверстие в стволе с последующим их воздействием на поршень затворной рамы, которая под действием этих газов отходит, тем самым отпирает его и отводит его за собой. Двигаясь назад, затвор отражает гильзу, а рама взводит курок. Далее под действием возвратной пружины рама с затвором двигаются обратно-вперед, вытаскивая очередной патрон из магазина и отправляя его в ствол, затвор останавливается. Курок под действием боевой пружины бьет по ударнику – происходит выстрел и все начинается сначала.


Вопрос:

  1. На чем основан принцип действия частей и механизмов АК-74?


III. Заключительная часть

Оценка деятельности обучающихся на уроке, выставление оценок с комментариями.


Домашнее задание:

Выучить назначение, боевые свойства, общее устройство, порядок неполной разборки и сборки, работу частей и механизмов АК-74.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Щербак Сергей Александрович

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293168

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства