kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме: Добровольная автономия человека в природной среде. Вынужденная автономия человека в природной среде.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с понятием добровольной и вынужденной  автономии человека в природной среде, сформировать у учащихся представления о возможностях выживания в условиях дикой природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: Добровольная автономия человека в природной среде. Вынужденная автономия человека в природной среде.»

Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС


Добровольная автономия человека в природной среде. Вынужденная автономия человека в природной среде.

(6 класс)

МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ»

Учитель: Маркина Римма Фарисовна, учитель ОБЖ, высшая квалификационная категория.имма ФарисовнаРР Ри


Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием добровольной и вынужденной автономии человека в природной среде, сформировать у учащихся представления о возможностях выживания в условиях дикой природы.

Задачи урока:

Образовательные:

1. формировать умение вырабатывать моральную готовность к преодолению трудностей автономного пребывания в природной среде;

2. формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи;

3. применять на практике правила безопасного поведения в условиях автономного существования;

4.развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать новую информацию.

Развивающие:

1.осуществление системно-деятельностного подхода;

2.развитие критического мышления;

3.формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

4.развивать умение составлять план и последовательность действий при решении задач автономного существования;

5.развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

Воспитательные:

1.воспитание интереса к изучаемому предмету;

2. создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной цели.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.








Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята.

Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? Так давайте приложим все усилия чтобы он таким и получился!


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы

2.Актуализация

знаний

(6 минут)











3.Постановка учебной цели

(4 минуты)













4.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

(20 минут)





Проверка д/з. "Продолжи предложение"

Приложение 1

Учащимся по парам раздать таблицы, вторая часть которых разрезана на 4 строки. Каждой паре надо правильно подобрать окончание каждой строки в таблице.

- Дайте определение автономного существования.

-Перечислите основные причины попадания человека в условия автономии.

- Какие действия должен предпринять человек, попавший в условия автономного существования?

-Приведите реальные примеры автономного существования.

-Прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, я попрошу вас внимательно посмотреть видеоролик, основанный на реальных событиях.

Выделите основную мысль трансляции ролика, постарайтесь определить тему нашего урока и его основную цель.

https://www.youtube.com/watch?v=K7-V7bOiQ4Y (7минут)


Работа с материалом учебника.

Класс делим на три группы - 3 ряда. Задание по рядам: Выпишите основные глаголы, подлежащие и прилагательные, буквально из трёх-пяти первых абзацев в течение 30 секунд, далее зачитываем вслух, обговариваем какими понятиями и терминами будем оперировать на уроке!

- Существуют два вида автономного существования. Назовите их.

- В чем разница между добровольным и вынужденным автономным существованием?


3. Учебное задание: «Рассказ от первого лица о чудесном спасении при вынужденном автономном существовании». Задание было дано на дом с инструкцией: Подготовить рассказ с интригующим заголовком о чудесном спасении при вынужденном автономном существовании, используя любые источники информации: СМИ, интернет, газеты, журналы, библиотека, беседа с родителями и др., время выступления – 2-3 минуты.

  • Заблудившийся в пустыне марафонец

  • 19 дней провел в джунглях Амазонки

  • За 56 дней прошел более 500 км до базы по Антарктиде.

  • пример Алексея Маресьева

  • пример Федора Конюхова (видеофрагмент)

  • Четыре дня в горах без еды и воды

  • 14,5 месяцев без пресной воды

Примеры (приложение 1)

Работают с раздаточным материалом





Отвечают на поставленные вопросы







Смотрят видео выделяют основную мысль трансляции ролика. Записывают тему урока в тетрадь.

Формулируют цель урока и основные задачи.


Работают с учебным пособием: выписывают, например: не паниковать, не истерить, собраться, экономить, мобилизовать, дествовать, думать, применить, спасти и тд.










Комментируют правильные ответы.





Работа в сотрудничестве.





Принцип деятельности.

УУД: регулятивные- (проблемная подача учебного материала).






Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.




УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).








5.Закрепление изученного материала

(7 минут)










































6.Рефлексия деятельности.

(3 минуты)

















7.Домашнее задание.

(1 минута)



Физкультминутка.

- Сегодня в качестве физкульминутки я хочу предложить вам упражнения и приемы, позволяющие успокоиться при возникновении экстремальной ситуации.

1. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Семь свечей». Оно тоже относится к дыхательной гимнастики, но включает элементы визуализации. Представьте, что перед вами семь свечей, и вам их нужно задуть. Глубоко вдохните, наберите полные лёгкие кислорода и задуйте одну свечу. Представьте, как гаснет пламя. По очереди задуйте все семь свечей. Погрузитесь в темноту и пустоту, прогоните прочь все мысли.
2. «Глобализация». Представьте себя и свою проблему. Теперь представьте себя внутри большого дома, дом – внутри улицы, улицу – внутри района, район – внутри города, город – внутри страны – страну – на материке, материк – на планете Земля, Землю – в галактике, а галактику – во вселенной. Ваши неприятности после таких мыслей покажутся вам настолько незначительными, что вы перестанете переживать.

Задание 4. "Вспомни и назови".

-Назовите пять предметов (вещей), которые необходимы в походе и начинаются с предложенных букв: Б (бинт), В (вода), Г (гамак), Д (документы), 3 (зеркало), К (компас), Л (ложка), М (мыло), Н (нитки), П (полотенце).На каждую букву может быть не один вариант ответа. Главное, чтобы перечисленные вещи были действительно необходимы в условиях вынужденного автономного существования.

Задание 5. Игровое задание « Что важнее?»

Из представленного перечня предметов на карточках необходимо выбрать пять, на ваш взгляд, наиболее необходимых, которые помогут вам в трудную минуту выжить в экстремальных ситуациях. За каждый предмет начисляются баллы в зависимости от ценности предмета. На выполнение этого задания отводится 1 минуты. Ответ необходимо обосновать. Перечень предметов: зубная щетка, тарелка, соль, спальный мешок, нож, ремень, носовой платок, наручные часы, котелок, зубная паста, полотенце, спички, йод, ложка, кружка, компас, мыло с мыльницей, бинт, расческа, вата, фонарик.

Таблица оценки:
1.    нож, спички, соль – 10 баллов;
2.    котелок, компас, бинт, йод – 5 баллов;
3.    часы, кружка, спальный мешок – 4 балла;
4.    ремень, тарелка, мыло с мыльницей – 3 балла;
5.    расческа, ложка,  полотенце, вата, фонарик – 2 балла;
6.    зубная щетка, зубная паста, носовой платок – 1 балл.

Задание 6. «Оратор». За 1 минуту нужно убедить собеседника, что изучение этой темы необходимо для человека!

Рефлексия.

-Благодарю вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке.

Учитель предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:

  1. Я узнал…

  2. Я научился…

  3. Я проявил себя …

  4. Я смогу применить …

Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект!

Выставление оценок, комментирование.


П.4.2, 4.3 р/т-стр. 40, №2, 3.



























































Запись учащимися задания в дневники
















Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания в повседневной жизни.




УУД: регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).














УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка




















































Раздаточный материал:

Приложение 1.Проверка домашнего задания. Обязательно строки все сделать одинаковыми!!!Иначе, ученики подберут правильные ответы по размеру строк)))

Акклиматизация

Правильные ответы:

Приспособление организма к смене географических (в частности – климатических) условий это …

Акклиматизация

Это недомогание от недостатка кислорода. Может проявляться как головная боль, отдышка, тошнота, рвота.

Горная болезнь

Реакклиматизация – это …


Обратный процесс акклиматизации

Как быстро проявляются симптомы акклиматизации?


на 2-3 день после приезда

Обеспечение бытовых потребностей

Правильные ответы:

Выберите из приведенных видов костров тот, который подходит для ночевки (для обогрева).

Нодья

Как сделать из соленой воды пресную?



Заморозить, 2/3 соленой воды сливают, размороженную воду можно пить предварительно прокипятив

Чтобы построить навес или стенку для шалаша необходимы веревки. Из какого природного материала можно сделать самую прочную веревку?

Крапива

В каких местах категорически нельзя делать временное жилище?

Где растет зеленый мох, в низине, на 

низком берегу, под крутыми склонами

Опасности в пути

Правильные ответы:

Как переправляться через узкие равнинные речки со спокойным течением?


Вброд, по естественному мостику

Какие природные явления могут причинить вред, доставить неудобства туристам?

Перепады температур, сильные ветры, туманы, снежный покров, лавины, снегопады, грозы, бури

Почему при движении на тебя лавины необходимо защищать рот нос?


Защита дыхательных путей от снежной пыли

При переправе через болотистую местность на какие участки можно ориентироваться?

На участки с древесной растительностью, там устойчивые участки суши

Негативные факторы во время путешествия

Перечислите факторы, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией

Страх, переутомление, уныние, жажда, холод, жара, голод, боль, одиночество

Это реакция организма на повреждение, травму, заболевание.

Боль

Что объединяет людей следующих профессий: геолог, археолог, охотник, военный, водитель дальних рейсов.

Занятия связаны с постоянным риском для жизни, приобретаются опыт, мастерство, выдержка, трезвость суждения, умение мгновенно анализировать сложившуюся ситуацию

Назовите приемы самоуспокоение.

Дышите глубоко, спокойно, полностью вдыхая воздух из легких; выдыхать как будто надуваем шарик; закрой глаза и досчитай до 30.


Приложение 2

Йосси Гинсберг. 19 дней провел в джунглях Амазонки в поисках людей В 1981 году израильский путешественник Йосси Гинсберг в компании трех своих друзей отправился в джунгли Амазонки на поиски еще не открытых племен индейцев. Во время экспедиции группе пришлось разделиться. Йосси с товарищем соорудили плот, но во время спуска по реке угодили в водопад. Гинсберг выжил, но его унесло далеко по течению. Когда Йосси выбрался на берег, оказалось, что у него с собой только спрей от насекомых и зажигалка, которые во время сплава были в карманах. 19 дней мужчина бродил по джунглям, питаясь фруктами, насекомыми и яйцами птиц.  Гинсберг пережил нападение ягуара, которого путешественник отпугнул с помощью импровизированного огнемета. Под конец пути Йосси чуть не утонул в болоте. Когда Гинсберга нашла группа добровольцев, на путешественнике успела поселиться колония термитов. Поисковый отряд снарядил товарищ Йоси, который сумел выплыть на берег первым.

Остальных двух членов экспедиции найти так и не смогли.


Дуглас Моусон. За 56 дней прошел более 500 км до базы по Антарктиде. Больше половины – в полном одиночестве. Полярник Дуглас Моусон и двое его коллег возвращались на базу в Антарктиде после длительного похода. 14 декабря 1912 года случилась трагедия – один из коллег Моусона провалился в расщелину и погиб. Вместе  с ним провалилась упряжка, на которой была большая часть провизии и палатка. До базы ученым оставалось пройти почти 500 км. Ситуация осложнялась тем, что температура не поднималась выше -20°С и не стихал сильный ветер. Из-за нехватки продовольствия Моусону и Мерцу пришлось есть мясо уцелевших собак, а сани тащить самостоятельно. Через три недели, 8 января 1912 года, Мерц скончался, и Моусон продолжил путь в одиночку. Ему пришлось избавиться почти от всех вещей, чтобы облегчить сани. За пару дней до окончания путешествия полярник провалился в трещину во льду, но смог выбраться.  Когда Моусону удалось добраться до базы, оказалось, что корабль «Аврора», на котором он должен был отплыть домой, отчалил 5 часов назад.

Его возвращения Моусону пришлось ждать ещё 9 месяцев. 


Арон Лее Ралстон .

Четыре дня провел в горах без еды и воды, пригвожденный к скале 300-килограммовым валуном Арон Лее Ралстон был опытным альпинистом и часто совершал одиночные путешествия.

Во время его очередного восхождения в каньоне Блю Джон в штате Юта с ним случился несчастный случай – на альпиниста упал 300-килограммовый валун и зажал его правую руку в расщелине скалы.

Арон никому не сообщал о предстоящем восхождении. Связи не было, и Арон 4 дня лежал около камня без движения. Вода кончилась в первый же день, и Арону пришлось пить собственную мочу, чтобы продержаться до прихода возможной помощи. За это время Ралстон успел высечь предполагаемую дату своей смерти на скале и записать прощание на телефон. На четвертый день ожидание стало невыносимым, Арон попытался извлечь руку из-под валуна, но в итоге сломал ее. Тогда он решился ампутировать кисть с помощью перочинного ножа.
После этого Аарон спустился с 20-метровой стены и встретил туристов. Те оказали ему первую помощь и вызвали спасателей.





Приложение 3





















Используемая литература и источники


  1. Источник: Самые чудесные спасения в истории
    © Русская Семерка russian7.ru

  2. http://www.yaplakal.com/forum2/topic1150695.html

  3. Упражнение 7 свеей. Источник: http://brjunetka.ru/effektivnyie-uprazhneniya-dlya-snyatiya-stressa/#ixzz4PZyUhrHV

  4. Задания для проверки домашней работы: http://festival.1september.ru/articles/648097/


7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маркина Римма Фарисовна

Дата: 12.11.2016

Номер свидетельства: 357996


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства