Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока безопасности "Происхождение бурь, ураганов, смерчей, причины их возникновения и возможные последствия"»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БЕЗОПАСНОСТИ
ТЕМА: Происхождение бурь, ураганов, смерчей, причины их возникновения и возможные последствия
Ф.И.О.
Соломатина Инна Владимировна
Должность
учитель основ безопасности жизнедеятельности
Название учебного заведения
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №47» г. Нижний Новгород (МБОУ «Школа №47»)
Тема
Происхождение бурь, ураганов, смерчей, причины их возникновения и возможные последствия
"Основы безопасности жизнедеятельности" Комплексная учебная программа для 5—11 классов общеобразовательных учреждений А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников Москва «Просвещение»
Учебник
Учебник ОБЖ 7 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников (2011 год)
Возраст детей, для которых предназначен данный материал
12 - 13 лет (7 класс)
ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Происхождение бурь, ураганов, смерчей, причины их возникновения и возможные последствия.
Цели, направленные на достижение личностных результатов:
- формировать положительное отношение к учению (урокам ОБЖ), познавательный интерес
Цели, направленные на достижение метапредметных результатов:
- формировать умения различать опасные природные явления, классифицировать их по группам, прогнозировать последствия
- анализировать и отбирать информацию учебника и справочного материала для выполнения предложенных заданий и нахождения ответов на поставленные вопросы
- совершенствовать умения работать в коллективе и самостоятельно
Цели, направленнее на достижение предметных результатов:
- уточнить сведения (некоторых учащихся познакомить) о наиболее опасных природных явлениях метеорологического происхождения – бурях, ураганах, смерчах; выявить причины их возникновения и возможные последствия
ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Урок усвоения нового материала
Основная педагогическая технология
Технология развития критического мышления
Оборудование:
Учебник ОБЖ 7 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников (2011 год)
презентация
видеоролики
индивидуальный раздаточный материал
справочная литература
тест
карта полушарий и физическая карта России
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Форма и методы
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся УУД
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
ВЫЗОВ
Постановка учебных задач
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
Составление кластера
Организует погружение в проблему, создает условия для актуализации опорного материала
Самостоятельно классифицируют предложенные явления (слайд 1).
Фиксируют проблему.
Аргументируют выбор основания для классификации природных явлений, опираясь на изученный ранее материал
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Обеспечить межпредметные связи. На основе занимательности усилить мотивацию изучения темы
Занимательное задание на развитие ассоциаций
Предлагает вспомнить произведения литературного и музыкального творчества
Устанавливают межпредметные и надпредметные связи
Осознанно строят речевые высказывания
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Обеспечение мотивации изучения темы урока
Коллективная формулировка темы урока
Корректирует (при необходимости) тему урока
Высказывают свое мнение
Самостоятельно формулируют тему урока как познавательный запрос
Обеспечение мотивации изучения темы урока, осознание личностного смысла изучения темы
Таблица «ЗХУ»
Предлагает актуализировать знания, которые уже имеются по теме урока и сформулировать вопросы, на которые надо получить ответы
Осуществляют рефлексию собственной деятельности, осознают собственные познавательные потребности
2. ОСМЫСЛЕНИЕ
Совместное исследование проблемы Конструирование нового способа действий
Поиск решения учебной задачи
Групповая работа. Знакомство со шкалой Бофорта.
Ставит учебную задачу. Регулирует групповую работу, оказывает консультативную помощь (при необходимости).
Исследуют учебный текст, Отбирают необходимую информацию. Воспроизводят полученную информацию, при необходимости ее корректируют.
Организуют устный коллективный (в группе) анализ учебной задачи.
Анализируют выдвинутые гипотезы, обсуждают их, записывают полученные выводы в тетради
Групповая работа. Знакомство со смерчем.
Ставит учебную задачу каждой группе. Регулирует групповую работу, оказывает консультативную помощь (при необходимости).
Исследуют учебный текст с опорой на инструкцию, Отбирают необходимую информацию. Воспроизводят полученную информацию, при необходимости ее корректируют. Представляют информацию, полученную группой всему классу. Заполняют таблицу, слушая выступающих из других групп
Организуют устный коллективный (в группе) анализ учебной задачи.
В процессе представления информации остальных групп задают уточняющие вопросы.
Анализируют информацию, содержащуюся в справочном материале, обсуждают ее, записывают полученные выводы в тетради
Организует просмотр видеофрагментов, Предлагает на основе увиденного перечислить последствия ураганов
Формулируют тезисы, основываясь на информации, содержащейся в видеофрагменте и собственном опыте.
Осуществляют взаимопроверку и взаимокоррек-цию полученной информации
Осуществляют самоконтроль, используя «ключ» Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Моделирование
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
Самостоятельная работа по карточкам
Организует самостоятельную работу учеников и следующее обсуждение составленных моделей.
Фиксируют выделенные связи и отношения на основе предложенной классификации.
Воспринимают ответы обучающихся
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
РЕФЛЕКСИЯ
Контроль на этапе окончания урока
Обеспечение рефлексии познавательной деятельности, мотивация продолжения изучения темы,
Выполнение теста с самопроверкой.
Синквейн
Таблица «ЗХУ»
Диагностическая работа - организация дифференцированной, коррекционной работы, - организация контрольно-оценивающей деятельности учащихся.
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Рефлексия своих действий
Осуществляют пошаговый контроль по результату, формулируют новые цели и задачи
Ход урока:
I. Вызов
(Работа организуется на основе использования компьютерной презентации).
2. Радуга – природное явление метеорологического характера, которое не создает ЧС)
2 слайд
Природные явления геофизического характера
Природные явления метеорологического характера
радуга
Безопасные
Опасные
буря
град
гололед
- Вспомните и постарайтесь назвать, в каких музыкальных и литературных произведениях описываются опасные природные явления метеорологического характера.
(1. Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной! («Когда мои друзья со мной» , муз. В. Шаинского)
2. А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер, Веселый ветер, веселый ветер! Моря и горы ты обшарил все на свете И все на свете песенки слыхал. («Песня о веселом ветре» муз. И. Дунаевского)
3. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. («Зимний вечер», стихи А.С.Пушкина, муз. Михаила Яковлева)
4. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. («Весенняя гроза» стих Ф.Тютчева) и т.д.)
- Какие из стихийных бедствий, представленных на слайде, могут быть отгадкой следующей загадки?
Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, С ног сбивает, Слышишь его, Да не видишь его.
(Буря и ураган – это ветер)
- Можете ли вы сказать, что вам все известно об этих явлениях? Хотели бы вы узнать об этих стихийных бедствиях больше? Сформулируйте тему урока.
(варианты учащихся, коррекция формулировки темы учителем.
Тема записывается на доске: «Происхождение бурь, ураганов, смерчей, причины их возникновения и возможные последствия.»)
II. Осмысление
2.1. Прием «ЗХУ».
Учитель предлагает заполнить первую ячейку таблицы:
- На каких уроках вы знакомились с природным явлением «ветер»?
-Что вам уже известно? Запишите кратко эти сведения в первую графу таблицы.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
1.Ветер – движение, перемещение воздуха параллельно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением тепла и атмосферного давления и направленное из зоны высокого давления в зону низкого давления
2.Ветер характеризуется
направлением
силой
скоростью (км/ч – на суше; миля/ч – на море; м/с)
-Что бы вы хотели узнать о ветре дополнительно? ( при затруднении учащихся учитель генерирует познавательный запрос детей наводящим вопросом: «Хотели бы вы узнать о…? Интересует ли вас … ?)
-Запишите свои вопросы во вторую колонку.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
1.Ветер – движение, перемещение воздуха параллельно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением тепла и атмосферного давления и направленное из зоны высокого давления в зону низкого давления
2.Ветер характеризуется
направлением
силой
скоростью (км/ч – на суше; миля/ч – на море; м/с)
1.Как различают ветер в зависимости от его силы?
2.Каковы последствия сильного ветра?
2.2. Организация восприятия нового материала.
2.2.1. Знакомство со шкалой Ф. Бофорта
Учитель сообщает, что английский адмирал Френсис Бофорт изучал ветер и изобрел в 1806г. шкалу. Предлагает познакомиться с этой шкалой, используя учебник (§13)
Работа организуется в парах
Задание: выявить принципы построения шкалы, ознакомиться с классификацией ветра в зависимости от скорости. Записать полученные выводы в тетради.
Учащиеся приходят к выводам:
а/ шкала 12 балльная (сходство со шкалой интенсивности землетрясения по Меркали)
б/ название ветрового режима зависит от скорости ветра
в/ Бриз – ветер со скоростью до 50 км/ч
Буря – ветер со скоростью от 62 до 102 км/ч
Ураган – ветер со скоростью более 120 км/ч
2.2.2. Знакомство со смерчем.
- Какое стихийное бедствие по силе разрушения напоминает ураган? (Смерч)
Работа организуется по группам. Класс разбивается на 4 группы (по 6 человек). Каждая группа получает тему-проблему, над которой будет работать:
1 группа – Описание смерча
2 группа – Причины возникновения
3 группа – Классификация смерчей
4 группа – Статистические данные ураганов и смерчей в мире и России
Каждая группа получает инструкцию для выполнения заданий к справочному материалу (приложения 1- 4).
Каждый ученик готовит таблицу:
Описание смерча
Причины возникновения
Классификация смерчей
Статистические данные ураганов и смерчей в мире и России
1
2
3
4
В результате работы каждая группа готовит информацию по своему блоку и члены группы заполняют соответствующую колонку в таблице.
Итогом групповой работы служит выступление одного желающего от группы с сообщением по теме-проблеме.
Остальные группы слушают информацию, задают уточняющие вопросы, заполняют соответствующую колонку таблицы.
В результате групповой работы у каждого ученика создается таблица с кратким изложением информации по теме «Смерч»
При необходимости учитель консультирует группы во время работы, задает уточняющие вопросы, корректирует ответы.
В результате работы всех групп у каждого ученика в тетради появляется таблица:
Описание смерча
Причины возникновения.
Этапы
Классификация смерчей
Статистические данные смерчей в мире и России за 2011-2013г.г.
1.Смерч – (торнадо, тромб)- атмосферный вихрь.
2.Ширина столба –менее 50 км, высота – менее10 км
3. Скорость перемещения смерча -50-60км/ч, а в столбе – до 100 м/с.
4. Вращение происходит против часовой стрелки в северном полушарии Земли.
1.Основная причина - сильная гроза.
2.Этапы:
1)Из грозового облака появляется воронка
2) вихрь достигает земли
3) смерч слабеет, воронка сжимается
1.По происхождению
невидимые
водяные
огненные
2.По строению
плотные
расплывчатые
3.По времени действия и охвату пространства
короткого длительного
действия действия
ураганные вихри
В мире:
США, Новая Зеландия, Япония, Китай. Бангладеш
В России:
2011г.- г.Благовещенск
2013г. –
г.Ефремов (Тульская обл.)
2.2.3. Последствия бурь, ураганов, смерчей
Просмотр роликов об ураганах и смерчах (слайды № 3-6 презентации)
- После просмотра роликов об урагане и смерче предложить учащимся перечислить в тетради последствия ураганов, смерчей, которые они увидели на экране и о которых они имеют знания.
(в это время учитель раскладывает каждому ученику карточку №1 лицевой стороной вниз)
- Переверните карточку и проверьте свой список. Кто перечислил все последствия? Какие последствия не вошли в ваш список? Хотели бы вы включить пропущенные последствия в свой список? Сделайте это. Есть ли последствия, которые вы назвали, но не обнаружили их в перечне на карточке? Комментарий учителя.
Учитель предлагает выполнить задание на карточках:
Соедините линиями (соотнесите) последствия, перечисленные в первой колонке с группами последствий, перечисленными во второй колонке.
Наводнения
Повреждение строений
Обрыв линий электропередач
Опустошаются поля
Уничтожаются дороги
Гибель людей и животных
Вырываются с корнями деревья
Для человека и животных
Для населенных пунктов
Для природы
Организуется взаимопроверка учащихся в парах.
III. Рефлексия
- Мы сегодня много читали, говорили, обсуждали информацию о таких опасных природных явлениях метеорологического характера, как бури, ураганы, смерчи.
Можете ли вы сказать, что ваши знания пополнились, вы узнали новые сведения? Хотите проверить себя?
Предлагаю вам выполнить тест с самопроверкой.
Учащимся раздаются бланки тестов в двух вариантах.
Вариант 1
Вариант 2.
1.Прочитай описание метеорологического явления, запиши его название с учетом местности, в которой это явление наблюдалось.
Это было ужасно. В порту Гонконга есть пушка, которая выстрелом предупреждает о приближении несчастья. Но даже ее выстрел не спас жизни 10 000 человек.
Скорость ветра превышала 160 км в час, а штормовой волне вполне хватило сил, чтобы потопить 22 парохода средних размеров, 11 тяжелых кораблей и более 2000 джонок.
Самые ужасные потери – конечно же, люди. Погибали в основном китайцы. Из 10000 человек только 20 были европейцами.
Ответ: _________________
1.Прочитай описание метеорологического явления, запиши его название с учетом местности, в которой это явление наблюдалось.
Невероятно ужасное бедствие произошло 1 июня 1903 г. в штате Джорджия (США). Характерное темное облако с “рукавом” появилось неожиданно, почти без предупреждения. Наибольшее число жертв пришлось на деловую часть города, где людей в мгновение ока похоронили под собой обрушившиеся и взорвавшиеся здания.
Ответ: _________________
2.Подчекркни характеристики, с помощью которых можно описывать метеорологическое опасное явление:
а/скорость,
б/масса,
в/объем,
г/ направление,
д/ сила.
2.Подчеркни характеристики, с помощью которых можно описывать метеорологическое опасное явление:
а/скорость,
б/направление,
в/высота,
г/сила,
д/ площадь.
3.Кто из ученых создал шкалу силы ветра (подчеркни)?
а/Рихтер,
б/Бофорт,
в/Ломоносов.
3.Буря - ветер со скоростью (подчеркни):
а/10-20км/ч,
б/более 100км/ч,
в/60-100км/ч.
4.Можно ли спастись от смерча на автомобиле? Объясни.
Ответ: _________________
4.Какие стихийные бедствия может вызвать ураган? Докажи.
Ответ: _________________
5.Синквейн1
БУРЯ
5.Синквейн
УРАГАН
После выполнения теста учащиеся получают «ключи» на слайде № 7 и выполняют самопроверку (без задания 5).
-Анализ выполнения теста: какие допущены ошибки, в чем причина, что осталось не усвоенным.
-Чем эта тема важная каждому из нас? Для чего нам необходимы все эти сведения?
(чтоб научиться предупреждать тяжелые последствия опасных природных явлений, уметь при возможности избегать столкновения с такими природными явлениями).
- Правильно, эта тема станет предметом нашего разговора на следующем уроке. Мы с вами познакомимся с мерами по уменьшению ущерба от ураганов, бурь, смерчей и правилами безопасного поведения.
Учитель предлагает желающим прочитать синквейны (3-4 синквейна).
- Остальные синквейны я прочитаю после урока и на следующем уроке предложу авторам лучших их прочитать.
Учитель предлагает заполнить третью колонку таблицы ЗХУ, записать то новое, что учащиеся узнали (усвоили) на уроке.
-На какие вопросы вы не получили ответы на уроке?
IV. Домашнее задание.
Возможно, прочитав домашний параграф, вы найдете ответы на возникшие вопросы, если ответов не найдете, где можно искать информацию?
Выберите домашнее задание:
1 уровень: прочитать текст учебника (§ 13-15), ответить: какие вопросы не получили освещения на уроке? Составить краткий опорный конспект на этот материал.
2 уровень (повышенный): дополнительно подготовить сообщение о стихийном бедствии на территории России (Смоленска) (можно с небольшой презентацией)
Приложение 1.
1 группа – Описание смерча
Инструкция для выполнения заданий в группе
Прочитайте текст (справочный материал).
Найдите в тексте и выпишите в первую колонку таблицы:
2.1. определение понятия «смерч»;
2.2. размеры типичного смерча;
2.3. скорость прохождения смерча и скорость смерча в столбе
2.4. форму типичного смерча;
Найдите в тексте и выпишите в первую колонку таблицы ответ на вопрос: «Как происходит вращение типичного смерча в северном полушарии Земли?»
Подготовьте устное сообщение с опорой на справочный материал.
Справочный материал (http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/fizika/SMERCHI_I_TORNADO.html
учебник § 14)
СМЕРЧИ И ТОРНАДО
Смерч (синонимы – торнадо, тромб, мезо-ураган) – это очень сильный атмосферный вихрь с размерами по горизонтали менее 50 км и по вертикали менее 10 км.
Смерч почти всегда хорошо виден, при его подходе слышен оглушительный гул. Средняя скорость перемещения составляет 50-60 км/ч, а скорость в вихре до 100 м/с. Энергия типичного смерча радиусом 1 км и средней скоростью 70 м/с, по оценкам С.А.Арсеньева, А.Ю.Губаря и В.Н.Николаевского, равна энергии эталонной атомной бомбы в 20 килотонн тротила, подобной первой атомной бомбе, взорванной США во время испытаний «Тринити» в Нью-Мексико 16 июля 1945.
Форма смерчей может быть многообразной – колонна, конус, бокал, бочка, бичеподобная веревка, песочные часы, рога «дьявола» и т.п., но чаще всего смерчи имеют форму вращающегося хобота, трубы или воронки, свисающей из материнского облака (отсюда и их названия: tromb- по-французски труба и tornado – по-испански вращающийся).
Ниже на фотографиях показаны три смерча в США: в форме хобота, колонны и столба в момент касания ими поверхности земли, покрытой травой (вторичное облако в виде каскада пыли вблизи поверхности земли не образуется).
хобот колонна столб
Вращение в смерчах происходит против часовой стрелки, как и в циклонах северного полушария Земли.
Приложение 2.
2 группа – Причины возникновения
Инструкция для выполнения заданий в группе
Прочитайте текст (справочный материал).
Найдите в тексте и выпишите во вторую колонку таблицы:
2.1. наиболее опасная причина смерча
2.2. этапы возникновения смерча;
Подготовьте устное сообщение с опорой на справочный материал.
Справочный материал (http://kremennaya.com.ua/info/clouds/smerch)
Причины смерча до сих пор окончательно не выяснены, но условия, при которых происходит возникновение смерча, довольно хорошо изучены. Наиболее опасной причиной смерча считается сильная гроза. Характеристика смерча такова: быстро обращающийся столб воздуха, диаметр которого составляет от десятков до сотен метров; при этом скорость движения ветра в смерче приближается к нескольким сотням метров в секунду. Чтобы закрутить поток воздуха до такой немыслимой скорости, необходимо приложить внешний момент силы. Но природа, как источник внешнего питания в данном аспекте бессильна.
Перепады давления также не способны закрутить воздух, поскольку давление в физике выступает как потенциальная функция, и соответственно момент силы создать не может. Вместе с тем и сам воздух довольно слабо соприкасается с электрическими и магнитными полями, поэтому раскрутить его за счет сил электромагнитной природы тоже не получится.
Проведя аналогии в характеристике смерча, замечено, что при возникновении смерчей не зафиксированы существенные электромагнитные отклонения, т.е., эти силы природы также не берутся во внимание при характеристике смерча. В итоге остается единственно-верный способ объяснить возникновение смерча - это применить закон сохранения момента, поскольку не существует таких моментов сил, которые способны раскрутить воздух до таких огромных скоростей.
Также следует заметить, что возникновение смерча проходит поэтапно:
1. Из грозового облака появляется начальная воронка, которая висит над землёй;
2. При соблюдении благоприятных условий (перепад температур, давления, ветер и т.д.), вихрь формируется окончательно и достигает земли.
3. При трансформации условий смерч слабеет, воронка сжимается, отделяется от земли и понемногу погружается в материнское облако.
Приложение 3.
3 группа – Классификация смерчей
Инструкция для выполнения заданий в группе
1. Ознакомьтесь со схемой 14 «Классификация смерчей» (§14, с.76)
2. Найдите в тексте и выпишите в третью колонку таблицы:
2.1. каким образом классифицируются смерчи
2.2. схематически изобразите данную классификацию
3. Дайте развернутый ответ с опорой на схемы.
Приложение 4.
4 группа – Статистические данные смерчей в мире и России (2011-2013г.)
Инструкция для выполнения заданий в группе
Прочитайте текст (справочный материал).
Найдите в тексте и выпишите в четвертую колонку таблицы:
2.1. страны мира, где произошли крупные торнадо
2.2. города России, где произошли крупные смерчи
3. Найдите эти страны и города на карте полушарий и на физической карте России
4. Ответьте на вопрос «Почему смерч в Благовещенске вошел в историю?»
Подготовьте устное сообщение с опорой на справочный материал.
3 мая торнадо обрушился на крупнейший город Новой Зеландии Окленд. Два человека погибли, 14 получили ранения. Торнадо пронесся по северу пригородного городка Олбани, где нанес существенный ущерб местному супермаркету, и далее двинулся на юг.
27 апреля обрушившийся на город Тускалуза, американский штат Алабама, смерч шириной 1,6 километра стал одним из крупнейших ураганов в истории штата. В этот же день Национальная метеорологическая служба сообщила о 137 очагах торнадо в южных штатах. Всего циклоном были охвачены Миссисипи, Алабама, Теннеси, Джорджия, Виргиния, Кентукки. Обрушившийся циклон унес жизни более 300 человек, ущерб от него оценивается до пяти миллиардов долларов.
2012
6 мая торнадо пронесся недалеко от столицы Японии. Смерч обрушил свою мощь на город Цукуба, располагающийся в префектуре Ибараки и в 60 километрах к северо-востоку от Токио. Были разрушены десятки домов, травмы получили по меньшей мере 30 человек. В результате разгула стихии без света остались около 24 тысяч потребителей. Торнадо в районе Токио — довольно редкое явление.
В начале марта на восточные американские штаты Индиана, Кентукки, Огайо, Алабама, Джорджия, Флорида обрушился торнадо. 2 марта губернаторы штата Индиана и Кентукки объявили чрезвычайное положение. Тысячи домов остались без электричества.
2013
В ночь на 21 мая крупный торнадо пронесся над американским штатом Оклахома. Жертвами стихии стали более 90 человек, из которых 40 — дети, 145 человек госпитализированы. Полностью разрушенными оказались некоторые районы Оклахома-сити. Кроме десятков частных домов, удара стихии не выдержала также и одна из местных школ, в которой в это время находились дети.
В марте в центральной части Китая в ходе торнадо, обрушившегося на страну, не менее девяти человек погибли в провинции Гуандун и трое — в провинции Хунань, где также более 270 человек получили ранения. Более 74 тысяч человек были эвакуированы. Экономический ущерб оценивается в 57,5 миллионов долларов.
22 марта мощный торнадо обрушился на восточную часть Бангладеш. В результате разгула стихии более 500 домов были разрушены, повалены деревья и опоры линии электропередачи. Не менее 20 человек погибли.
Крупные смерчи в России в 2011-2013 годах (http://ria.ru/natural/20110801/410326347.html
http://www.1tv.ru/news/social/233540
2011
Смерч в Благовещенске, ущерб от которого, по последним данным, составил 80 миллионов рублей, стал первым в российской истории смерчем, прошедшим по территории крупного города с многоэтажной застройкой,
2013
Жители Тульской области испытали настоящий шок. На город Ефремов с населением в 40 тысяч человек обрушился смерч. Есть раненые, среди них - дети. В городе разрушения, повалены деревья, сорваны крыши с домов. На помощь жителям Тульской области, пострадавшим от стихии, направлены отряды Воздушно-Десантных Войск и спецтехника Минобороны.
Сначала это выглядело даже по-своему привлекательно. Небо грозно наливалось свинцом. Люди потянулись к мобильным телефонам поснимать "буйство природы". А смерч начал срывать шифер с крыш целыми листами. Опрокидывать машины, попавшие в воронку.
Как минимум, 16 человек получили ранения - многочисленные порезы осколками выбитых смерчем стекол. Один житель Тульской области госпитализирован. По словам очевидцев, он пострадал, когда смерч перевернул маршрутное такси с пассажирами.
"По предварительным данным, в настоящее время имеются сведения о 16 пострадавших, из которых 3 детей. Но при этом госпитализирован только 1 человек. Это женщина с переломом голени. Также имеются данные о повреждении 150 частных домов, 7 многоэтажных зданий, 4 школ, 2 детских садов, ряда административных зданий и промышленных предприятий. Газоснабжение и водоснабжение полностью восстановлено. Пожаров не зарегистрировано", - сообщил начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Тульской области Андрей Ярцев.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания : Изд. 2-е , испр., доп. и перераб. – М. : ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 488 с., ил.
Гомончук М.Н., Костюченков В.Н., Муровицкий А.И. Без паники! : Смоленск : Изд-во «Смоленская типография», 2003. – 266 с.
Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. – М. : Знание, 1995. – 272 с.
Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника/ В.П.Ситников. – М. :Филол. об-во «Слово», АСТ, Компания «Ключ-С», Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им.М.В.Ломоносова, 1997. – 448 с.
Смерчи и торнадо // Энциклопедия Кругосвет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/fizika/SMERCHI_I_TORNADO.html
Зелёная Кременная // Фоторесурс о природе родного края. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremennaya.com.ua/info/clouds/smerch
Крупные торнадо в мире 2011-3013 годах // РИА Новости. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (http://ria.ru/spravka/20130521/938538768.html
Благовещенский смерч стал первым в истории России «городским» смерчем» // РИА Новости. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/natural/20110801/410326347.html
На США обрушился мощный ураган "Сэнди". Последствия // Youtube.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=yDH4saGtOaE
Смерч в российском городе.// Youtube . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=I6EODj-d1vM