kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме: «Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме:

«Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания»

11 класс

Характеристика урока: Обзорно-познавательный урок с элементами дискуссии и тренинга

 

 

Тема урока: «Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания»

Цели урока: 1) Ознакомить  обучающихся  с правилами экстренной медицинской помощи  при терминальных состояниях  человека;

2) овладеть навыками в приемах проведения непрямого массажа сердца, искусственной венти­ляции легких и оказания первой медицинской по­мощи при остановке сердца;

3) научить выходить и принимать решения из сложных экстремальных и чрезвычайных ситуаций, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: мультимедиа установка, экран, компьютер

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: «Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания» »

Методическая разработка урока по теме:

«Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания»

11 класс

Характеристика урока: Обзорно-познавательный урок с элементами дискуссии и тренинга





Тема урока: «Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания»

Цели урока: 1) Ознакомить обучающихся с правилами экстренной медицинской помощи при терминальных состояниях человека;

2) овладеть навыками в приемах проведения непрямого массажа сердца, искусственной венти­ляции легких и оказания первой медицинской по­мощи при остановке сердца;

3) научить выходить и принимать решения из сложных экстремальных и чрезвычайных ситуаций, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: мультимедиа установка, экран, компьютер

Ход урока:

I. Организационное начало и сообщение темы урока

– Ребята! В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются несчастные случаи связанные с остановкой сердца и дыхания на улице, на работе, с близкими вам людьми. Вы можете оказаться рядом и нечего не смочь предпринять при этом. Почему? Да просто потому, что вы не знаете что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время отведенное для сохранения жизни пострадавшего неумолимо уменьшается. Чтобы он не потерял этот последний шанс в таких экстренных ситуациях, мы должны изучить тему оказания первой помощи при остановках сердца и дыхания.



- Итак, сегодняшняя тема урока: «Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания».

Давайте запишем план урока: (слайд 3)

  • 1. Терминальные (конечные) состояния человека.

  • 2. Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.

  • 3. Этапы реанимации.

  • 4. Закрепление пройденного материала.

  • 5. Домашнее задание.



Как обычно, любой урок преследует определенную цель, которую обучающиеся совместно с преподавателем должны достичь. Цель сегодняшнего урока (слайд 4) - ознакомление обучающихся с правилами экстренной медицинской помощи при терминальных состояниях человека. По окончании изучения темы, обучающиеся должны овладеть навыками приемов проведения непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких и оказания первой медицинской помощи при остановке сердца.

Как мы построим сегодня ход урока. Давайте до начала изложения новой темы мы коротко ответим на вопросы прошедшего занятия: (слайд 5)

  1. Что такое ушиб и какие симптомы у больного при ушибах и каковы методы оказания первой медицинской помощи?

Правильный ответ обучающегося:

Ушибом называется местное закрытое поврежде­ние тканей и органов без нарушения целостности внешних покровов. Чаще ушиб возникает после уда­ра тупым предметом или вследствие падения. При этом травмируются мягкие ткани (мышцы, подкож­ная клетчатка), происходит разрыв мелких сосудов и внутреннее кровоизлияние.

Симптомами ушиба являются: боль, припухлость, нарушение функ­ции пораженной части тела. Кожа в области ушиба приобретает красно-бурый цвет. В течение несколь­ких дней он изменяется от синюшного до зеленова­то-желтого цвета по мере рассасывания крови.

Первая помощь при ушибах это, во первых:

Холодный компресс или двойной полиэтиле­новый пакет со льдом, снегом или холодной водой на область ушиба (но ни в коем случае не класть лед непосредственно на кожу; только на повязку, на бинт или платок, сложенный вчетверо).

Во вторых:

Фиксация конечности в том положении, которое она приняла после травмы.

/Учитель задает второй вопрос/

  1. Что такое вывих и какие симптомы у больного при вывихе и каковы методы оказания первой медицинской помощи?

Правильный ответ обучающегося:

Вывихом называется полное смещение суставного конца одной из костей, образующих сустав. Возможен подвывих (неполное смещение суставного конца кости).

Вывихи происходят при падении, после резкого поднятия тяжести, при выполнении непривычных упражнений (усиленные, без подготовки, упражне­ния, спортивные игры). Чаще поражается плечевой сустав — он обладает большой степенью свободы дви­жений: если коленный сустав, например, может толь­ко сгибаться и разгибаться, то в плечевом суставе воз­можны также круговые движения.

Вывих сопровождается частичным или полным разрывом (растяжением) фиксирующих связок, травмой окружающих мышц, разрывом мелких со­судов, смещением костей сустава.

Симптомами вывиха являются: малейшее движение вызывает очень сильную боль. Наблюдается местная припухлость, деформация сустава, нарушение его функций.

Правильно оказанная медицинская помощь мо­жет предотвратить развитие осложнений, среди которых могут быть травматический шок и переход ос­трого вывиха в хронический. Вправление вывиха на месте происшествия недопустимо. Оно должно про­изводиться только врачом. Первая помощь при вывихе заключается в:

а/ наложении холодного компресса на область сустава;

б/ фиксации конечности.

– Отвечаем на третий вопрос:

  1. Дать определение травматического шока и как можно предотвратить ее развитие?

Правильный ответ обучающегося:

Шок — это общая реакция ор­ганизма на обширные ранения, ожоги, тяжелые травмы и заболевания, характеризующаяся резким нарастаю­щим угнетением всех жизненных функций организма. Шок — это состояние между жизнью и смертью.

В зависимости от причины различают шок трав­матический, анафилактический, ожоговый, кардиогенный (при сердечной недостаточности), септичес­кий (при сепсисе).

В течение травматического шока выделяют 2 фа­зы: эректильную (фазу возбуждения) и торпидную (фазу торможения).

Эректильная фаза развивается в момент травмы, бывает кратковременной и диагностируется, как правило, редко. Она характеризуется выраженным двигательным и психическим возбуждением.

Эта фаза переходит в торпидную, при которой про­исходит торможение нервной системы и угнетение всех жизненных функций организма.

При травматическом шоке необходимо:

1. Остановить кровотечение.

2. Придать больному положение, при котором его меньше беспокоит боль, фиксировать поврежденную конечность.

3. Дать обильное питье — несколько стаканов теплого раствора: 0,5 чайной ложки питьевой соды + 0,5 чай­ной ложки поваренной соли на 1 литр воды (разме­шать!); горячий чай, кофе. Но есть противопоказания при ране­нии брюшной полости и рвоте.

4. Своевременно дать обезболивание: одну-две таблет­ки анальгина тщательно раздавить между двумя чайными ложками; засыпать под язык; не запивать!

5. Необходимо согреть раненого, чтобы не допустить пере­охлаждения.

6. При эвакуации в стационар соблюдать максимально щадящий режим.



– Итак, начинаем новую тему: Терминальные (конечные) состояния человека (слайд 6)

Что мы подразумеваем под этим словом.

Терминальные состояния — это крайние состояния, переходные от жизни к смерти. Оживление возможно на всех стадиях умирания.

Различают 4 вида терминальных состояний (этапов умирания):

1) преагональное состояние (или преагония, шок 4-й степени);

2) терминальная пауза;

3) агония;

4) клиническая смерть.

Всем известно, что человек не может существовать без крови, тем более без ее нормальной циркуляции по нашему организму. Кровь приводится в движение сокращениями сердца и циркулирует по сосудам. Кровь снабжает ткани организма кислородом, питательными веществами, гормонами и доставляет продукты обмена веществ к органам их выделения. Обогащение крови кислородом происходит в легких, а насыщение питательными веществами — органах пищеварения. В печени и почках происходит нейтрализация и вывод продуктов метаболизма. Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных. Кровь может выполнять свои разнообразные функции, только находясь в постоянном движении.

Давайте, ребята, разберем симптомы каждого из 4 видов терминального состояния.

Разберем симптомы приагонии: (слайд 7)

Двигательное возбуждение. Нарушения сознания — заторможенность, спутанность мышления; потеря сознания. Кожа бледная. Ногти синюшные; после прекращения нажатия на ноготь кровоток длительное время не восстанавливается. Пульс частый, слабый, едва определяется на сонных и бедренных артериях, затем замедленный.

Дыхание вначале учащенное, в дальнейшем медленное, редкое, аритмичное, судорожное (важный признак). Температура тела резко снижена.

Ребята, как вы думаете, почему кожа в данном случае начинает синеть? А потому, что она перестает обогащаться кислородом и начинается кислородное голодание организма.

Симптом терминальной паузы в следующем: (слайд 8)

Пауза длится от нескольких секунд до 3—4 мин. Дыхание отсутствует. Пульс резко замедлен; определяется только на сонных и бедренных артериях. Реакция зрачков на свет исчезает, ширина зрачков возрастает. После чего наступает следующая фаза терминального состояния – агония.

Агония — это последняя короткая вспышка жизнедеятельности.

Симптом агонии (слайд 9). Возможны кратковременное восстановление сознания и некоторое учащение пульса (на сонных и бедренных артериях). Тоны сердца глухие. Дыхание может быть двух видов: судорожное, значительной амплитуды, редкое — от 2 до 6 вдохов в минуту; слабое, редкое, поверхностное, малой амплитуды. Агония завершается последним вдохом и переходит в клиническую смерть.

Клиническая смерть (слайд 10). Это пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти. Она возникает непосредственно после прекращения кровообращения и дыхания. Характеризуется полным прекращением всех внешних проявлений жизни, однако даже в наиболее ранимых тканях (мозг) необратимые изменения к этому времени еще не наступили.

Продолжительность состояния клинической смерти в среднем 5 мин. В течение этих 5 мин человека можно вернуть к жизни.

Еще раз запомните, что весь комплекс экстренной реанимационной помощи должен быть оказан в течение 5 мин после начала состояния клинической смерти. Исключением служит утопление в холодной воде — полноценное оживление возможно в течение 20 мин, а при утоплении в ледяной воде — в течение 2 час.

Итак, разобравшись в ситуации, мы приступаем оказанию экстренной реанимационной помощи.

Итак, второй вопрос плана:

2. Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания (слайды 12, 13).

Во первых, в чем заключается смысл экстренной реанимации?

Это оживление жизнеспособных умирающих людей при любых видах механических травм (ранений), утоплений, закупорке дыхательных путей инородными телами, при поражениях электрическим током и пр.

Весь комплекс реанимационных мероприятий должен проводиться немедленно, сразу после тяжелой травмы и возникновения терминальных состояний — непосредственно на месте происшествия.

Основная задача реанимации: восстановление функций мозга путем восстановления деятельности сердца и дыхания.

Сколько времени можно человека реанимировать?

При полном отсутствии пульса, реакции со стороны зрачков, дыхания (хотя бы одного или нескольких самостоятельных вдохов) — в течение не менее 30 мин, при условии правильного проведения полного комплекса реанимационных мероприятий допускается прекращение экстренной реанимационной помощи. Однако появление хотя бы единичного из указанных проявлений обязывает спасателей продолжать реанимацию с отсчетом следующего 30-минутного цикла.

Прежде чем приступить к реанимации, (слайд 14) необходимо подготовить пострадавшего: освободите от одежды грудную клетку пострадавшего и определите анатомические ориентиры для реанимации. Анатомические ориентиры мы далее рассмотрим, но сначала посмотрим, как правильно и быстро освободить грудную клетку от одежды (слайд 15). Рассмотрим по элементно:

Майка или футболка.

Любое нательное белье из тонкой ткани можно не снимать, но надо убедиться, что под ним нет крестика или кулона.

Поясной ремень.

Обязательно расстегнуть и расслабить, так как о край жесткого ремня может повредиться край печени.

Рубашка или сорочка.

Расстегнуть пуговицы на шее и груди, освободить грудную клетку.

Джемпер или свитер.

Приподнять и сдвинуть к шее.

Галстук или шейный платок.

Лучше снять. Если не удается развязать–ослабить узел или разрезать ткань возле узла.

Ребята! Если это женщина и на ней бюстгальтер–сместить его вверх, ближе к шее (слайд 16).

А теперь рассмотрим Анатомические ориентиры, необходимые для сердечно-легочной реанимации (слайд 17).

(Учитель показывает указкой) Сонная артерия. Наличие или отсутствие пульса в нем говорит о наличии или отсутствии сердечных сокращений. Пульс необходимо проверять именно на сонной артерии. Сонная артерия находится вдоль всей Кивательной мышцы. (Учитель еще раз показывает указкой) (Грудино-ключично-сосцевидная мышца). Начинается возле мочки уха, заканчивается у ключицы. На всем ее протяжении можно определять пульс сонной артерии.

(Учитель показывает указкой) Грудина (грудная кость). На нее мы надавливаем во время непрямого массажа сердца. Во время непрямого массажа сердца начинайте очередное надавливание на грудину только после ее возвращения в исходную точку.

(Учитель показывает указкой) Это место нанесения удара и надавливаний непрямого массажа сердца.

(Учитель показывает указкой) Зрачок. Его сужение при проведении реанимации подтверждает жизнеспособность коры головного мозга.

(Учитель показывает указкой) Хрящи гортани и трахея. Недопустимо давить на эти хрящи во время определения пульса на сонной артерии. Иначе, как говорится, можете еще живого человека довести до…. асфиксии.

(Учитель показывает указкой) Ребра. Во время непрямого массажа сердца на них ни в коем случае нельзя опираться пальцами или давить ладонью. Чтобы не сломать ребра, очередное надавливание начинайте только после полного возвращения грудины в исходное положение.

(Учитель показывает указкой) Мечевидный отросток Именно его оберегайте от повреждений при нанесении прекардиального удара и проведении непрямого массажа сердца.

Ребята! Мы изучили основные понятия, виды и симптомы терминального состояния, а так же ознакомились анатомическими ориентирами человека.

Теперь можем приступить к рассмотрению этапов реанимации.

Первым делом, конечно, нам нужно знать в каком состоянии пострадавший.

Диагностика (слайд 18).

Как определить признаки клинической смерти?  Не тратьте времени на вопросы лежащему человеку: «Все ли в порядке?», «Нужна ли помощь?» Не тратьте времени на определение признаков дыхания – они трудноуловимы. Если пострадавший лежит неподвижно и не реагирует на происходящее вокруг него, то, не теряя ни секунды, приступайте к определению реакции зрачков на свет и наличия пульса на сонной артерии.

С этой целью необходимо: (слайд 19)

1. Приподнять большим пальцем верхнее веко.

2. Посмотреть на зрачок.

Если темно, посветить на зрачок электрическим фонариком. Если зрачок сузился, значит, есть реакция зрачка на свет. Значит, человек еще живой и у него больше шансов выкарабкаться. Если зрачок после попадания света на него остался широким, значит, отсутствует реакция зрачка на свет.

Но, ребята, запомните еще одно обстоятельство! При смерти от передозировки наркотиков зрачки умершего еще несколько часов могут оставаться узкими. Определить остановку сердца и клиническую смерть тогда сможете по отсутствию пульса на сонной артерии.

3. Расположить четыре пальца на шее пострадавшего. Пальцы, расположенные между кивательной мышцей и хрящами гортани, осторожно продвигайте вглубь, стараясь почувствовать удары пульса. Ребята!

Определять пульс следует не более 10 секунд! (слайд 21)

Итак, если подтвердились признаки клинической смерти, быстро освободите грудную клетку от одежды, нанесите удар по грудине. Если нет результата, приступите к сердечно-легочной реанимации.

Попытайтесь уложить пострадавшего на жесткой ровной поверхности, чтобы непрямой массаж сердца был эффективным.

В случае внезапной смерти (особенно после поражения электрическим током) первое, с чего нужно начинать помощь, – нанести удар по груди пострадавшего. Отрабатывать это можно только на специальных роботах-тренажерах «Гоша» или «Глаша». Если удар нанесен в течение первой минуты после остановки сердца, то вероятность оживления превышает 50 процентов. (слайд 22, 23,24,25). Но если удар нанесен при наличии пульса, то есть риск спровоцировать остановку сердца. Поэтому, прежде чем нанести удар, обязательно убедитесь, что пульса на сонной артерии нет!

Теперь вспоминая анатомические ориентиры, научимся, как следует наносить удар по грудине (слайд 25).

ПРИКРЫТЬ ДВУМЯ ПАЛЬЦАМИ МЕЧЕВИДНЫЙ ОТРОСТОК.

 В случае удара по мечевидному отростку он может отломиться от грудной кости и травмировать печень.

НАНЕСТИ УДАР КУЛАКОМ выше своих пальцев, прикрывающих мечевидный отросток.

ПОСЛЕ УДАРА ПРОВЕРИТЬ ПУЛЬС НА СОННОЙ АРТЕРИИ.

Если после удара пульс не восстановлен, приступайте к непрямому массажу сердца.

Здесь есть замечание и предосторожность. Если есть риск, что выделения изо рта умирающего представляют угрозу для вашего здоровья, можно не делать искусственное дыхание способом «изо рта в рот», а ограничиться непрямым массажем сердца (слайд 26, 27).

При каждом ритмичном нажатии на грудную клетку сердце сжимается между грудной костью и позвоночником, так что из него выбрасывается кровь в сосуды.

После прекращения надавливания грудина возвращается в исходное положение, и кровь затекает из сосудов в сердце. То есть, каждое нажатие на грудную клетку умирающего заменяет одно сердечное сокращение.

Кроме того, при интенсивном нажатии из грудной клетки выдавливается воздух, происходит искусственная вентиляция легких.

(Учитель показывает указкой и показывает рукой сам) (слайд 28,29,30).

1. РАСПОЛОЖИТЬ ЛАДОНЬ ВЫШЕ МЕЧЕВИДНОГО ОТРОСТКА так, чтобы большой палец был направлен на подбородок или живот пострадавшего.

2. ПЕРЕМЕСТИТЬ ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ НА ГРУДНУЮ КЛЕТКУ ПОСТРАДАВШЕГО и проводить непрямой массаж сердца прямыми руками.

3. НАДАВИТЬ НА ГРУДНУЮ КЛЕТКУ и продавливать ее на 3-4 см с частотой не реже 60 раз в минуту. Почему 60? Да потому, что сердце «стучит» приблизительно 1 удар в секунду. Каждое следующее нажатие начинайте только после того, как грудная клетка вернется в исходное положение! Оптимальное соотношение надавливаний на грудную клетку и вдохов искусственного дыхания способом «рот в рот»– 15 : 2, Независимо от количества участников реанимации.

Здесь есть снова предосторожность! Если из-под ладони раздался неприятный хруст, значит, сломано ребро. Тогда уменьшайте не глубину и силу надавливаний, а их ритм. Ни в коем случае не прекращайте непрямой массаж сердца!

Ребята, давайте повторим коротко, что запомнили:

  • Перечислите этапы экстренной реанимационной помощи.

  • В течение какого времени возможно оказание ЭРП человеку?

  • Какова последовательность действий спасателя при ИВЛ?

Обучающиеся отвечают на вопросы, учитель выставляет оценки по итогам урока.

В конце урока объявляется домашнее задание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Хамулка Людмила Николаевна

Дата: 01.11.2014

Номер свидетельства: 125004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "«Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания» "
    ["seo_title"] => string(68) "piervaia-mieditsinskaia-pomoshch-pri-ostanovkie-sierdtsa-i-dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "125000"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414863287"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства