kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по ОБЖ в 8 классе натему "Обеспечение химической защиты населения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с понятием "химическая защита"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по ОБЖ в 8 классе натему "Обеспечение химической защиты населения»»

Тема урока: « Обеспечение химической защиты населения» 
методическая разработка по обж (8 класс) на тему



Цели урока:

·         Познакомить учащихся с понятием «химическая защита», с основными мерами по обеспечению химической безопасности населения.

·         Познакомить учащихся с устройством фильтрующего противогаза ГП-5, научить определять размер шлема-маски противогаза ГП-5.

·         Выработать алгоритм действий при получении сигнала оповещения о химической аварии.

·         Развивать познавательный интерес к изучаемой теме.

 

Оборудование:

·         компьютер;

·         экран;

·         презентация;

·         противогазы ГП-5.

·         видеофрагмент  «Химическая авария»

 

Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день! Добрый час! Очень рада видеть вас! Друзья мои, начинаем работу.

 

II. Актуализация опорных знаний

- Предлагаю разгадать кроссворд. Слайд2.

( В кроссворде зашифровано 4слова. При нажатии на цифру на слайде появляется вопрос. При нажатии на «ответ»  в кроссворде появляется зашифрованное слово. Вопросы на слайде остаются).

1 вопрос. Радиоактивный газ, самый главный из естественных источников радиации. (Ответ: радон).

2 вопрос. Японский город, подвергшийся атомной бомбардировке. (Ответ: Хиросима).

3 вопрос. Украинский город, печально известный из-за аварии на АЭС. (Ответ: Чернобыль).

4 вопрос. Болезнь, возникающая в результате воздействия ионизирующего излучения. Ответ: лучевая).

 

Ш. Введение в тему

- Ребята, прочитайте получившееся слово из выделенных букв. Ответы учащихся.

Слайд 3. Давайте вспомним, как расшифровывается аббревиатура АХОВ?

(Аварийно химически опасные вещества.)

- Что такое АХОВ?

(Это опасные химические вещества, применяемые в промышленности и в с/х, при аварийном выбросе которых может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях.)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Ответы учащихся.

- Итак, разговор пойдет о химической защите населения. Слайд 1. (Чтобы вернуться со слайда 3 на слайд 1, необходимо навести курсор на изображение смайлика).

Сегодня на уроке мы ознакомимся с основными мерами по обеспечению химической безопасности населения, а также изучим устройство фильтрующего противогаза ГП-5.

 

IV. Изложение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы и показом презентации.

Химическая защита населения является основной частью комплекса мероприятий, проводимых в стране, направленных на обеспечение безопасности населения в ЧС. Важность обеспечения химической защиты обуславливается наличием на территории России большого количества химически опасных объектов (свыше 2,5 тыс.) и неизбежностью развития химической промышленности.

- Что же такое химическая защита? Слайд 4. (Чтобы перейти на слайд 4, необходимо навести курсор на «картинку» на слайде 1).

Химическая защита – это комплекс мероприятий, направленных на исключение или ослабление воздействия химически опасных веществ на население и уменьшение масштабов последствий химических аварий. (Запись в тетрадь).

- Какие мероприятия включает в себя химическая защита? Слайд 5.

•      Своевременное обнаружение возникновения химической аварии и оповещение о ней.

•          Обеспечение населения, персонала и участников ликвидации последствий аварии средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и применение этих средств.

•         Укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечивающих защиту от АХОВ.

 

В районах размещения ХОО и на самих объектах создаются локальные системы оповещения сотрудников предприятий и населения  об угрозе и возникновении химической аварии.

 

Одним из эффективных способов защиты населения является использование средств индивидуальной защиты (СИЗ). Слайд 6.

СИЗ делятся на средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы и т.д.) и на средства индивидуальной защиты кожи (ОЗК, легкий защитный костюм и т.д.). Некоторые СИЗ используются только личным составом формирований ГО. Население должно уметь изготавливать простейшие СИЗ органов дыхания –  ватно-марлевые повязки, приспосабливать повседневную одежду и обувь для использования их в качестве подручных средств для защиты кожи.

 

Немаловажное значение в деле обеспечения химической защиты населения имеет укрытие в защитных сооружениях гражданской обороны, в которых предусмотрена герметичность помещений.

Люди, проживающие  рядом с химически опасным объектом, должны иметь представление, какие вещества используют или получают на этом объекте. Приведу характеристику наиболее распространенных АХОВ. Слайд 7.

 

Название

Физические свойства

Признаки отравления

ХЛОР

газ желто-зелёного цвета с резким запахом хлорки, тяжелее воздуха

резкая загрудинная боль, резь в глазах, слезотечение, сухой кашель, рвота, нарушение координации, одышка

АММИАК

бесцветный газ с резким запахом, легче воздуха

пары сильно раздражают слизистые оболочки и кожные покровы, возбуждают ЦНС и вызывают судороги

 

V. Физминутка (для улучшения мозгового кровообращения)

•         Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

•         И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

•         И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

VI. Продолжение темы

Специалисты МЧС России разработали практические рекомендации, как правильно вести себя в этих ситуациях.

- Предлагаю внимательно посмотреть видеофрагмент «Химическая авария». (Можно вставить видео в презентацию, если видео нельзя посмотреть, можно предложить ребятам работу с учебником с. 142 ). Файл со вставленным видео очень тяжелый!!!

Дополнение Слайд 8.

1. Если самостоятельно выходите из зоны заражения, двигайтесь перпендикулярно направлению ветра на возвышенное, хорошо проветриваемое место, на расстояние не менее 1,5 км от места пребывания.

2. Для повышения защитных свойств ватно-марлевой повязки  или подручных изделий из ткани смочите  либо 2-5% раствором пищевой соды (для защиты от хлора), либо 2% раствором лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).

3. При невозможности покинуть зону заражения место укрытия выбирайте в зависимости от свойств АХОВ. При заражении аммиаком нужно укрываться в полуподвальных или подвальных помещениях, а при заражении хлором, фосгеном – на верхних этажах здания.

 

VII. Лабораторная работа Слайды 9-10.

Тема: «Знакомство с фильтрующим противогазом ГП-5»

Цель:

•      Изучить устройство противогаза ГП-5.

•      Определить размер шлема- маски  противогаза ГП-5               

                                 ХОД РАБОТЫ

1. Знакомство  с устройством противогаза ГП-5.

•      Рассмотрите резиновую шлем-маску, фильтрующе-поглощающую  коробку, сумку, в которой хранится противогаз.

•      Запишите  составные части противогаза ГП-5.

•      Пользуясь учебником (с.138-139),  ответьте на вопросы:

-          От каких АХОВ не защищает противогаз ГП-5?

-          Как повысить защитные свойства ГП-5?

2.  Определение своего  роста (размера) шлема-маски ГП-5.

Для этого необходимо измерить вертикальный обхват головы (мерной лентой измерить голову по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, и определить ее размер по таблице).

Величина измерений (см)

Размер шлем-маски ГП-5

от 63,5

0

от 63,5 до 65,5

1

от 66 до 68

2

от 68, 5 до 70,5

3

71

4

3. Сделайте вывод.

 

VIII. Подведение итогов урока

- Итак, сегодня на уроке мы выяснили, какие мероприятия проводятся для обеспечения химической защиты населения.

- Посмотрите на слайд 11.  и укажите верную последовательность действий в случае оповещения об аварии с выбросом опасных химических веществ.

1. Включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии.

2. Включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии.

3. Надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии.

Ответы учащихся.

Проверка. Слайд11.

 

IX. Домашнее задание Слайд12.

•      Параграф 6.2.

•      Изготовить  ватно-марлевую повязку. Приложение 1.

 

X. Рефлексия Слайд 12.

-  Предлагаю продолжить предложения.

Сегодня на уроке я научился...

Сегодня на уроке мне понравилось...

Сегодня на уроке я повторил...

Сегодня на уроке я закрепил...         

 

 

Приложение 1.

Как сделать ватно-марлевую повязку

Ватно-марлевая повязка является самым простейшим средством защиты органов дыхания. Ее изготавливают из куска марли размером 90х50 см.
 

 На середину кладут ровный слой ваты размером 20 х 20 см, толщиной 1-2см. С обеих сторон марлю загибают по всей длине, накладывая на вату. Оставшиеся по длине марли концы разрезают на 25-30 см с каждой стороны для завязывания. Допускается обшивание концов. Готовая повязка. Надетая повязка должна закрывать подбородок, рот и нос до глаз. Концы повязки завязывают: нижние на темени, верхние на затылке.

 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шуличенко Александр Николаевич

Дата: 15.02.2020

Номер свидетельства: 539771


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства