kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по ОБЖ в 7 классе "Наводнения.Виды наводнений и их причины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с понятием наводнение, их видами

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по ОБЖ в 7 классе "Наводнения.Виды наводнений и их причины"»

Урок в 7 классе

Тема: «Наводнения. Виды наводнений и их причины».

Цель урока: познакомить учащихся с понятием наводнение, их видами и причинами.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с опасным природным явлением гидрологического происхождения — наводнением, с видами наводнений и причинами их возникновения.

- сформировать умение правильно оценивать ситуацию, умение анализировать, систематизировать и делать выводы; сформировать интерес к предмету;

- воспитание само- и взаимоуважение.


Учебные вопросы:

  • Понятие наводнение

  • Исторический аспект наводнений

  • Виды наводнений и их краткая характеристика

  • Основные характеристики наводнения


ХОД УРОКА

I. Вводная часть

– Организационный момент. Приветствие

– Опрос домашнего задания.

Карточка,

  1. Дать определение смерча

  2. Причины возникновения и особенности смерча

  3. Что такое «торнадо», «тромб», «тифон»

Сообщить тему урока, учебные цели, учебные вопросы, подлежащие изучению.

(Слайд 1,2)

II. Основная часть.

Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов, при заторах, зажорах, прорывах плотин. (слайд 3)

Наводнения угрожают почти всей земной поверхности. Установлено, что только в США 10 миллионов человек живут на местности, подверженной наводнениям.
По статистике ЮНЕСКО только от речных наводнений за последние 20 лет погибло около 200 тысяч человек (не включая жертв наводнений вызванных тропическими циклонами). (слайд 4)
По мнению некоторых гидрологов эта цифра сильно занижена. Только в одном 19 столетии число жертв наводнений на китайских реках достигло цифры 1 миллион.

У вас на партах лежат карта-диаграмма распределения по частям света числа наводнений, жертв и размеров ущерба от них (за период 1998 – 2002 гг).

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрывались горы». (слайд 5)

Легенды о нем найдены у народов всех частей Земли, и некоторые ученые не теряют надежды отыскать его природные причины. К сожалению, легендами исчерпываются все наличные сведения об этом колоссальном явлении. Современное естествознание не может его объяснить. До всемирного сорокадневного дождя не хватит всей влаги, содержащейся в атмосфере, а для покрытия самых высоких гор – даже всей воды на Земле, включая ледниковые щиты Антарктики и Гренландии. По-видимому, такое поистине всемирным распространением великих наводнений.

К счастью, не все наводнения были столь губительны, а некоторые, наоборот, обеспечивали благополучие и процветание. Ежегодные разливы Нила, например, многие тысячелетия служили экономической базой цивилизации Египта.
Искусство устройства каналов и запруд - одно из древнейших технических достижений человечества. Скорее всего оно не намного младше колеса. Примечательно, что люди впервые научились ему в Египте и Шумере в связи с разливами рек. Уже в те отдаленные времена техника управления водой достигала высокого уровня.
В Китае техника ирригации появилась вначале в долине реки Хуанхэ, также известной своими наводнениями. (слайд 6)

Основные причины наводнений: (слайд 7)

  1. Интенсивные и продолжительные ливни.

  2. Таяние ледников.

  3. Прорыв внутриледниковых озер.

  4. Сильные ветры.

  5. Подводные землетрясения и извержения вулканов.

  6. Деятельность человека.

В зависимости от причин различают несколько видом наводнений (Слайд 8)

  1. Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья (Слайд 9)

Половодье – периодически повторяющийся относительно продолжительный подъем уровня воды в реках, вызываемый обычно весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками, а также весеннее – летним таянием снега в горах; его следствием является затопление низких участков местности.

2. Наводнения формируемые за счет паводка. (слайд 10)

Паводокинтенсивный сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при зимних оттепелях.

3. Наводнения, вызываемые большим сопротивлением, которое водный поток встречает в русле реки. (слайд 11)

Заторнагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и некоторых участков выше него (слайд 12)

Зажорскопление рыхлого ледового материала во время ледостава (в начале зимы) в сужениях и излучинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него. (Слайд 13)

4. Наводнения связанные с ветровым нагоном на берегах больших озер и в морских устьях крупных рек. ( Слайд 14)

Ветровой нагон – подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, случающийся обычно в морских устьях крупных рек, а также на ветровом берегу больших озер, водохранилищ и морей.

5. Наводнения при прорывах плотин – это интенсивный, обычно значительный подъем уровня воды в реке (водотоке), вызванный прорывом плотины, дамбы, или естественной природной преграды в горных районах при оползнях, обвалах горных пород, движении ледников и других экстремальных явлениях (слайд 15)

Все выше перечисленные виды наводнений в зависимости от масштаба и наносимого материального масштаба подразделяются на следующие: (слайд 16)

Низкие (малые) – на равнинных реках, 1 раз в 5-10 лет. (слайд 17)

Высокие – сопровождаются значительным затоплением территорий и охватывают большие земельные участки речных долин и низин, 1 раз в 20-25 лет. (слайд 18)

Выдающиеся – охватывают речные бассейны, 1 раз в 50-100 лет. (слайд 19)

Катастрофические – охватывают до нескольких речных систем, 1 раз в 100-200 лет. (Слайд 20).

Каждое наводнение имеет свои характеристики (слайд 21)

Площадь затопления – размеры покрытой водой и прилегающей к реке местности.

Продолжительность затопления – время с момента выхода воды на пойму и до входа реки в русло.

Скорость подъема уровня воды – величина, характеризующая прирост уровня воды и процесса наводнения за определенное время по отношению к первоначальному

При наводнениях выделяют следующие поражающие факторы: (слайд 22)

  1. Затопление и подтопление.

  2. Скорость и высота подъема воды.

  3. Скорость течения (сила тока), водовороты.

  4. Переохлаждение тела в воде.

  5. Прекращение доступа кислорода растениям.

  6. Проникновение воды и ила в приборы, механизмы, сооружения, трубопроводы

III. Заключительная часть

(Слайд 23-24).

1.Дайте определение наводнению.
2. Перечислите основные виды наводнений.
3. Перечислите природные явления гидрологического происхождения, которые могут вызвать наводнения

4. Определите вид наводнения описанного А.С.Пушкиным в поэме «Медный всадник»:

Но силой ветров из залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова,

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервеняясь,

На город кинулась. Пред нею

Все побежало, все вокруг

Вдруг опустело – воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружен.

5. Какие последствия возможны после наводнения?

Осада! приступ! злые волны,

Как воры, лезут в окна. Челны

С разбега стекла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой.

Обломки хижин, бревна, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

Народ

Зрит божий гнев и казни ждет.

Увы! все гибнет: кров и пища!..




IV. Итог урока

Домашнее задание § 4.1 (стр. 92 - 96).

Письменно: написать в тетради, в чем сходство и отличия затора и зажора.

Сообщения о крупных наводнениях.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шуличенко Александр Николаевич

Дата: 15.02.2020

Номер свидетельства: 539766


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства