II. Актуализация опорных знаний учащихся для постановки основополагающ его и проблемных вопросов по темам «Город как среда обитания». III. Формулирование новой темы урока. Определение цели, задач урока. IV.Изучение нового материала Осмысление, восприятие и осознание обучающимися нового материала на основе опорных знаний, умений, навыков | Фронтальная беседа с опорой на пройденный материал Чем отличается город от деревни, и какие опасности могут встретиться в городе? Что такое город? Виды городов по количеству населения? Виды городов по предназначению? Назовите столицы стран, которые вы знаете. Какие опасные ситуации могут возникнуть в городе? Учитель предлагает просмотреть фрагмент видеоролика «Опасности на дорогах» Слайд №1 Учитель: Ну что же, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Правильно, и тема нашего урока: «Безопасность дорожного движения» А какова же цель нашего урока? Именно сегодня будем изучать Правила дорожного движения, чтобы мы не попали в опасную ситуацию. Задачи: 1.Познакомиться с правилами безопасного движения. 2. История правил дорожного движения. 3. Что помогает регулировать дорожное движение? Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. И мы настолько привыкли к транспорту, что часто забываем об опасностях, связанных с транспортом. Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения»- строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизнь. Поэтому, только отличное знание правил позволяет нам уверенно уверено вести себя на дороге. Я предлагаю Вам хором прочитать стихотворение. Все без исключения Правила движения Знать должны зверушки: барсуки и хрюшки, Зайцы и котята, пони и тигрята. Но и нам, ребята, тоже их не знать негоже. Ребята, а вы знаете когда и кем были введены правила дорожного движения в России. Рассказ учителя «Из истории правил дорожного движения» А теперь послушаем загадки про автомобили, и поместим рисунки с отгадками в соответствующий сектор на доске. 1.Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль) 2.Дом по улице идет, На работу всех везет. Не на курьих ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус) 3.Мчится огненной стрелой, Мчится вдаль машина, И зальет пожар любой Смелая дружина. (Пожарная машина) 4.Силач на четырех ногах, В резиновых сапогах, Прямиком из магазина Притащил нам пианино. (Грузовик) 5.Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома. (Трамвай) 6.Поднимает великан Груды груза к облакам. Там, где встанет он потом, Вырастет огромный дом. (Подъемный кран) 7.Я мчусь, держусь за провода, Не заблужусь я никогда.(Троллейбус) Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Но задача нашего урока не только познакомиться с общественным транспортом, но и узнать, какие опасные ситуации возникают на дорогах и улицах в связи с использованием транспорта и как избежать этих ситуаций. Подсчитано, что больше всего гибнет людей в автомобильных катастрофах. 34 тысячи человек погибает ежегодно,200 тысяч получает телесные повреждения, из них 10-15% умирает. По каким же причинам происходят несчастные случаи? Давайте посмотрим фрагмент фильма «Улица полна неожиданностей». Обратите внимание, какие опасности поджидают наших героев на улице, из-за чего мог произойти несчастный случай. 3.1.Просмотр фрагмента фильма. Совершенно верно. Но давайте посмотрим , какие еще могут быть причины ДТП? 3.2.Чтение слайда «Причины ДТП». А вот по каким причинам происходят чаще всего ДТП (статистика ОГИБДД) 3.3.Чтение записи на слайде: переход улицы перед близко движущимся транспортным и средствами – 27%; переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть – 27%; невнимательность при переходе улиц – 17%; нетрезвое состояние пешехода – 14%; неожиданный выход из-за транспортных средств – 9%; прочие причины – 6%. Ребята, а как же избежать опасных ситуаций? Давайте посмотрим еще один фрагмент фильма и сформулируем правила безопасного поведения. Машин с каждым годом становится все больше, ситуация на дорогах напряженная, поэтому мы должны не только знать, но и применять правила. Учитель: Ответьте мне, а чем регулируется движение на дорогах? Что помогает регулировать дорожное движение? Вы назвали много вариантов, но на данном этапе более подробно мы поговорим о дорожных знаках. - А знаете ли вы, что такое дорожные знаки? Я предлагаю вам поработать с учебником на стр.31. - Но мы с вами сегодня более подробно рассмотрим только три группы знаков. 1. Предупреждающие, они имеют треугольную форму с красной каймой. Знаки этой группы предупреждают водителей и пешеходов о приближении к опасности. А какой знак отнести еще можно к этой группе? 2. Запрещающие, это знаки круглой формы, и они являются самыми строгими знаками, как для водителей, так и для пешеходов. А какие здесь знаки вы могли бы еще назвать? 3. Знаки сервиса, эти знаки информируют нас о расположении соответствующих объектов, таких как заправочная станция, пункт первой медицинской помощи, автомойка, столовая. А так же просмотрим приложение 1 на стр.165. - Дорожные знаки – это символы (условные обозначения), устанавливаемые на дорогах для ориентации участников дорожного движения. (Определение вывешивается на доске). Задание 1.А теперь, мне бы хотелось проверить насколько внимательно вы меня сейчас слушали. Я вам буду загадывать загадки, а вы мне будете на них отвечать. 1. Знак повесили с рассветом, Чтобы каждый знал об этом. Здесь ремонт идет дороги – Берегите свои ноги! «Дорожные работы» 2. Белый треугольник, красная кайма. Чудный паровозик С дымом у окна. Этим паровозиком правит дед-чудак. Кто из вас подскажет, Что это за знак? «Железнодорожный переезд без шлагбаума» Человек на круге красном – Значит, здесь ходить опасно, В этом месте, друзья, Никому ходить нельзя! «Пешеходное движение запрещено» Велосипед на круге красном. Значит, ехать здесь Опасно! « Велосипедное движение запрещено» Я не мыл в дороге рук, Поел Фрукты, овощи. Заболел и вижу пункт Медицинской помощи. Под этим знаком, как ни странно, Все ждут чего-то постоянно. Кто-то сидя, кто-то стоя… Что за место здесь такое? «Остановка». А теперь правильно напишите к каким группам относятся эти знаки Задание 2 На дороге надо быть особенно внимательным. Давайте проверим вашу внимательность: на экране картинка – запомните, что на ней нарисовано… (Слайд 4) (Дети рассматривают картинку в течение 10 секунд, затем она исчезает, а учитель задает вопросы.) Сколько машин нарисовано на картинке? Сколько легковых машин? Какого цвета автобус? Сколько пешеходов? Сколько девочек? Кто правильно переходит дорогу? В чем ошибки других пешеходов? Давайте проверим себя. Молодцы, теперь можно отправляться дальше в путь. Ошибки пешеходов мы заметили. А сейчас проверим, какие вы пешеходы. Следующее задание: Какие дорожные знаки следует расставить в местах, обозначенных кружочками? Отгадайте, о чем я говорю: То моргнет он красным глазом, То зеленым он моргнет. Станет всем понятно сразу, Тем, кто едет и идет. Что за чудо, что за он С разными глазами? Это чудо – … (светофор) Догадались сами? Конструирование На ваших столах есть детали светофора . За 30 сек. нужно собрать светофор. Начали… (Во время работы детей звучит песня о светофоре. Затем выбираем несколько моделей светофора, проверяем правильность расположения цветов, вспоминаем, что означают эти цвета.) Ходить по улице опасно, Когда у вас вниманья нет. Но есть, друзья, зеленый, красный, И очень нужный – желтый свет. Учитель: Какие вы молодцы! | Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на ранее изученный материал. Город отличается тем, что в нем большая часть населения не связана с сельским хозяйством. В нем встречается много опасных ситуаций, и мы должны их предвидеть, стараться их избегать, и если они произошли, то действовать грамотно, быстро. -Город – это населенный пункт, с населением не менее 12 т. Человек. -Малые города – до 50 т. Чел. Средние - от 50 до 100 т. чел. Большие- от 100 до250 т. чел. Крупные от 250 т. чел. до500 т. чел. Крупнейшие – от 500 т. чел до 1000000 чел. Города миллионеры – свыше миллиона чел -Город – столица, город – курорт, промышленный город, город – ученый, город – порт. -Москва – столица нашей страны. Берлин – столица Германии, Париж – столица Франции. В городе могут быть опасные ситуации, связанные с нарушением правил общественного порядка; с нарушением правил пожарной безопасности; с нарушением правил дорожного движения. Ученики формулируют тему урока. Мы должны понять, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их. Ученики выбирают задачи из карточек. 1.Познакомиться с правилами безопасного движения. 2. История правил дорожного движения. 3. Что помогает регулировать дорожное движение? Дети просматривают материал, знакомятся с исторической страничкой Ученики отгадывают загадки (Примерные ответы детей: переход перед близко движущимся транспортом, невнимательность на дороге, невыполнение ПДД водителем и пешеходом, переход улицы в неположенном месте). Учащиеся дружно читают . (детей, светофор, регулировщик, дорожные знаки). Дети читают учебник. Учащиеся по группам дают объяснения о знаках ДД. Рассматривают рисунки, знакомятся со знаками. Ученики угадывают загадки. Учащиеся поднимают карточки с надписями группы Ученики угадывают загадку и конструируют светофор ( правильно располагая цвета) | Характер учебной активности детей: творческий. Структурный компонент учебной деятельности: мотивационный. Мотивация: познавательная, эмоциональная. Обратная связь: ответы детей. Личностно-ориентированные технологии обучения - в постановке вопросов, уровне общения с тем или иным ребенком. Задачи: -подготовка к формулировке, осмыслению основополагающего вопроса; -актуализация опорных знаний учащихся; -развитие устной речи учащихся (участие в учебном диалоге); -воспитание коммуникативных умений: слушать друг друга, отстаивание своей точки зрения, опираясь на факты. Форма обучения, способ организации деятельности учащихся – фронтальная беседа, оживленный учебный диалог, т.к. очень высокая познавательная мотивация, высокая активность всех учащихся, большое желание узнать все больше и больше. Ребята не боятся говорить. Задачи: -формирование таких компонентов мышления, как анализа, выделение главного, темы. Стиль ведения беседы – сотрудничество. Характер учебной активности детей: репродуктивный, исследовательский. Задачи: умение слушать друг друга; Обеспечение мотиваций и принятию обучающимися цели учебно- познавательной деятельности. Развитие мотивационного компонента - направление внимания на предстоящую деятельность. Формирование учебно-информационных умений, учебно-логических умений -актуализация опорных знаний учащихся; -развитие устной речи учащихся (участие в учебном диалоге); -воспитание коммуникативных умений -развитие устной речи учащихся (участие в учебном диалоге); -воспитание коммуникативных умений: слушать друг друга, отстаивание своей точки зрения, опираясь на факты. Форма обучения, способ организации деятельности учащихся – фронтальная беседа, оживленный учебный диалог, т.к. очень высокая познавательная мотивация, высокая активность всех учащихся, большое желание узнать все больше и больше. Ребята не боятся говорить. Стиль ведения беседы – сотрудничество. Характер учебной активности детей: репродуктивный, исследовательский. -развитие устной речи учащихся (участие в учебном диалоге); -воспитание коммуникативных умений: слушать друг друга, отстаивание своей точки зрения, опираясь на факты. Форма обучения, способ организации деятельности учащихся – фронтальная беседа, оживленный учебный диалог, т.к. очень высокая познавательная мотивация, высокая активность всех учащихся, большое желание узнать все больше и больше. Ребята не боятся говорить. Стиль ведения беседы – сотрудничество. Характер учебной активности детей: репродуктивный, исследовательский. Задачи: -развитие устной речи учащихся (участие в учебном диалоге); умение слушать друг друга. Характер учебной активности детей: преобразующий. Мотивация: познавательная, эмоциональная. Формы учебной работы на уроке: индивидуальная, фронтальная. Обратная связь: ответы детей. Задачи: -актуализация опорных знаний; -подведение к частичному ответу на вопрос урока; -развивать умение анализировать, делать выводы на основе услышанного ответа Способы и формы организации деятельности учащихся и учителя: фронтальная беседа (учебный диалог), эвристическая беседа. Характер учебной активности детей: репродуктивный, исследовательский. Мотивация: познавательная. Технология развивающего обучения. Обратная связь: ответы детей |