kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока ОБЖ по теме: "Безопасность дорожного движения, безопасность участников дорожного движения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характер учебной активности детей: творческий.

Структурный компонент учебной деятельности: мотивационный.

Мотивация: познавательная, эмоциональная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока ОБЖ по теме: "Безопасность дорожного движения, безопасность участников дорожного движения"»

Открытое учебное занятие по ОБЖ 5 класс

18 февраля 2018 год

Тема: Безопасность дорожного движения

этапы уроков

предполагаемая деятельность учителя

предполагаемая деятельность учащихся

теоретическое обоснование

I.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Здравствуйте, уважаемые гости и коллеги!

Я очень рада приветствовать вас сегодня на нашем уроке.

Учитель: Мне  бы хотелось узнать с каким настроением вы пришли на урок?

- А  давайте каждый из вас сейчас повернется друг к другу и улыбнется и пожелает удачи!

Для того чтобы нам приступить к работе, мне необходимо, чтобы определили правила (критерии) по которым вы должны работать на уроке:

  1. Дисциплина на уроке.

  2. Правильные ответы.

  3. Быстро выполненные задания.

  4. Владение материалом прошлых занятий.

  5. Дополнение ответов одноклассников

Учащиеся приветствуют друг друга. Настраиваются на урок

Задачи:

-подготовка к осмысленному восприятию нового материала;

-настрой обучающихся на продуктивную познавательскую деятельность;

II. Актуализация опорных знаний учащихся для постановки основополагающ

его и проблемных вопросов по темам «Город как среда обитания».

III. Формулирование новой темы урока. Определение цели, задач урока.

IV.Изучение нового материала

Осмысление, восприятие и осознание обучающимися нового материала на основе опорных знаний, умений, навыков

Фронтальная беседа с опорой на пройденный материал

  • Чем отличается город от деревни, и какие опасности могут встретиться в городе?

  • Что такое город?

  • Виды городов по количеству населения?

  • Виды городов по   предназначению?

  • Назовите столицы стран, которые вы знаете.

  • Какие опасные ситуации могут возникнуть в городе?

Учитель предлагает просмотреть фрагмент видеоролика «Опасности на дорогах»

Слайд №1

Учитель: Ну что же, ребята,  о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Правильно, и тема нашего урока: «Безопасность дорожного движения»

А какова же цель нашего урока?

Именно сегодня будем изучать Правила дорожного движения, чтобы мы не попали в опасную ситуацию.

Задачи:

1.Познакомиться с правилами безопасного движения.

2. История правил дорожного движения.

3. Что помогает регулировать дорожное движение?

Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. И мы настолько привыкли к транспорту, что часто забываем об опасностях, связанных с транспортом.

 Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения»- строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизнь. Поэтому, только отличное знание правил позволяет нам уверенно уверено вести себя на дороге.

Я предлагаю Вам хором прочитать стихотворение.

Все без исключения

Правила движения

Знать должны зверушки: барсуки и хрюшки,

Зайцы и котята, пони и тигрята.

Но и нам, ребята, тоже их не знать негоже.

Ребята, а вы знаете когда и кем были введены правила дорожного движения в России.

Рассказ учителя «Из истории правил дорожного движения»

А теперь послушаем загадки про автомобили, и поместим рисунки с отгадками в соответствующий сектор на доске.

1.Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

2.Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

3.Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина,

И зальет пожар любой

Смелая дружина. (Пожарная машина)

4.Силач на четырех ногах,

В резиновых сапогах,

Прямиком из магазина

Притащил нам пианино. (Грузовик)

5.Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай)

6.Поднимает великан

Груды груза к облакам.

Там, где встанет он потом,

Вырастет огромный дом. (Подъемный кран)

7.Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда.(Троллейбус)

Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Но задача нашего урока не только познакомиться с общественным транспортом, но и узнать, какие опасные ситуации возникают на дорогах и улицах в связи с использованием транспорта и как избежать этих ситуаций.

   Подсчитано, что больше всего гибнет людей в автомобильных катастрофах. 34 тысячи человек погибает ежегодно,200 тысяч получает телесные повреждения, из них 10-15% умирает.

   По каким же причинам происходят несчастные случаи? Давайте посмотрим фрагмент фильма «Улица полна неожиданностей». Обратите внимание, какие опасности поджидают наших героев на улице, из-за чего мог произойти несчастный случай.

3.1.Просмотр фрагмента фильма.

   Совершенно верно. Но давайте посмотрим , какие еще могут быть причины ДТП?

3.2.Чтение слайда «Причины ДТП».

   А вот по каким причинам происходят чаще всего ДТП (статистика ОГИБДД)

3.3.Чтение записи на слайде:

  • переход улицы перед близко движущимся транспортным и средствами – 27%;

  • переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть – 27%;

  • невнимательность при переходе улиц – 17%;

  • нетрезвое состояние пешехода – 14%;

  • неожиданный выход из-за транспортных средств – 9%;

  • прочие причины – 6%.

Ребята, а как же избежать опасных ситуаций? Давайте посмотрим еще один фрагмент фильма и сформулируем правила безопасного поведения.

Машин с каждым годом становится все больше, ситуация на дорогах напряженная, поэтому мы должны не только знать, но  и применять правила.

  • Учитель: Ответьте мне, а чем регулируется движение на дорогах? Что помогает регулировать дорожное движение?

Вы назвали много вариантов, но  на данном этапе более подробно мы поговорим о дорожных знаках.

- А знаете ли вы, что такое дорожные знаки?

Я предлагаю вам поработать с учебником на стр.31. - Но мы с вами сегодня более подробно рассмотрим только три группы знаков.

1. Предупреждающие, они имеют треугольную форму с красной каймой. Знаки этой группы предупреждают водителей и пешеходов о приближении к опасности. А какой знак отнести еще можно к этой группе?

2. Запрещающие, это знаки круглой формы, и они являются самыми  строгими знаками, как для водителей, так и для пешеходов. А какие здесь знаки вы могли бы еще назвать?

3. Знаки сервиса,  эти знаки информируют нас о расположении соответствующих объектов, таких как заправочная станция, пункт первой медицинской помощи, автомойка, столовая.

 А так же просмотрим приложение 1 на стр.165.

-  Дорожные знаки – это символы (условные обозначения), устанавливаемые на дорогах для ориентации участников дорожного движения. (Определение вывешивается на доске).

Задание 1.А теперь, мне бы хотелось проверить насколько внимательно вы меня сейчас слушали. Я вам буду загадывать загадки, а вы мне будете на них отвечать.

1. Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом.
Здесь ремонт идет дороги – 
Берегите свои ноги!
 «Дорожные работы»

2. Белый треугольник, красная кайма.
Чудный паровозик
С дымом у окна.
Этим паровозиком правит дед-чудак.
Кто из вас подскажет,
Что это за знак?
 «Железнодорожный переезд без шлагбаума»

Человек на круге красном – 
Значит, здесь ходить опасно,
В этом месте, друзья,
Никому ходить нельзя! «Пешеходное движение запрещено»

Велосипед на круге красном.
Значит, ехать здесь 
Опасно! « Велосипедное движение запрещено»
 Я не мыл в дороге рук,

Поел Фрукты, овощи.

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи.

 Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое? «Остановка».

 А теперь правильно напишите к каким группам относятся эти знаки

Задание 2
На дороге надо быть особенно внимательным. Давайте проверим вашу внимательность: на экране картинка – запомните, что на ней нарисовано… (Слайд 4)

(Дети рассматривают картинку в течение 10 секунд, затем она исчезает, а учитель задает вопросы.)

  1. Сколько машин нарисовано на картинке?

  2. Сколько легковых машин?

  3. Какого цвета автобус?

  4. Сколько пешеходов?

  5. Сколько девочек?

  6. Кто правильно переходит дорогу?

  7. В чем ошибки других пешеходов?

Давайте проверим себя. Молодцы, теперь можно отправляться дальше  в путь.

Ошибки пешеходов мы заметили. А сейчас проверим, какие вы пешеходы.

Следующее задание:

Какие дорожные знаки следует расставить в местах, обозначенных кружочками? 

Отгадайте, о чем я говорю:

То моргнет он красным глазом,
То зеленым он моргнет.
Станет всем понятно сразу, 
Тем, кто едет и идет.
Что за чудо, что за он
С разными глазами?
Это чудо – … (светофор)
Догадались сами?

Конструирование

На ваших столах есть детали светофора . За 30 сек. нужно собрать светофор. Начали…

(Во время работы детей звучит песня о светофоре. Затем выбираем несколько моделей светофора, проверяем правильность расположения цветов, вспоминаем, что означают эти цвета.)

Ходить по улице опасно,

Когда у вас вниманья нет.

Но есть, друзья, зеленый, красный,

И очень нужный – желтый свет.

Учитель: Какие вы молодцы!

Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на ранее изученный материал.

Город отличается тем, что в нем большая часть населения не связана с сельским хозяйством. В нем встречается много опасных ситуаций, и мы должны их предвидеть, стараться их избегать, и если они произошли, то действовать грамотно, быстро.

-Город – это населенный пункт, с населением не менее 12 т. Человек.

-Малые города – до 50 т. Чел. Средние -  от 50 до 100 т. чел. Большие-  от 100 до250 т. чел. Крупные от 250 т. чел. до500 т. чел. Крупнейшие – от 500 т. чел до 1000000 чел. Города миллионеры – свыше миллиона чел

-Город – столица, город – курорт, промышленный город, город – ученый, город – порт.

-Москва – столица нашей страны. Берлин – столица Германии, Париж – столица Франции.

В городе могут быть опасные ситуации, связанные с нарушением правил общественного порядка; с нарушением правил пожарной безопасности; с нарушением правил дорожного движения.

     

Ученики формулируют тему урока.

 Мы должны понять, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их.

Ученики выбирают задачи из карточек.

1.Познакомиться с правилами безопасного движения.

2. История правил дорожного движения.

3. Что помогает регулировать дорожное движение?

Дети просматривают материал, знакомятся с исторической страничкой

Ученики отгадывают загадки

(Примерные ответы детей: переход перед близко движущимся транспортом, невнимательность на дороге, невыполнение ПДД водителем и пешеходом, переход улицы в неположенном месте).

Учащиеся дружно читают

.

 (детей, светофор, регулировщик, дорожные знаки).

                 

Дети читают учебник.

Учащиеся по группам дают объяснения о знаках ДД.

Рассматривают рисунки, знакомятся со знаками.

Ученики угадывают загадки.

Учащиеся поднимают карточки с надписями группы

Ученики угадывают загадку и конструируют светофор ( правильно располагая цвета)

Характер учебной активности детей: творческий.

Структурный компонент учебной деятельности: мотивационный.

Мотивация: познавательная, эмоциональная.

Обратная связь: ответы детей.

Личностно-ориентированные технологии обучения - в постановке вопросов, уровне общения с тем или иным ребенком.

Задачи:

-подготовка к формулировке, осмыслению основополагающего  вопроса;

-актуализация опорных знаний учащихся;

-развитие устной речи учащихся (участие в учебном диалоге);

-воспитание коммуникативных умений: слушать друг друга, отстаивание своей точки зрения, опираясь на факты.

Форма обучения, способ организации деятельности учащихся – фронтальная беседа, оживленный учебный диалог, т.к. очень высокая познавательная мотивация, высокая активность  всех учащихся, большое желание узнать все больше и больше. Ребята не боятся говорить.

Задачи:

-формирование таких компонентов мышления, как анализа, выделение главного, темы.

Стиль ведения беседы – сотрудничество.

Характер учебной активности детей: репродуктивный, исследовательский.

Задачи:

умение слушать друг друга;

Обеспечение мотиваций и принятию обучающимися цели учебно- познавательной деятельности.

Развитие мотивационного компонента -  направление внимания на предстоящую деятельность.

Формирование учебно-информационных умений, учебно-логических умений

-актуализация опорных знаний учащихся;

-развитие устной речи учащихся (участие в учебном диалоге);

-воспитание коммуникативных умений

-развитие устной речи учащихся (участие в учебном диалоге);

-воспитание коммуникативных умений: слушать друг друга, отстаивание своей точки зрения, опираясь на факты.

Форма обучения, способ организации деятельности учащихся – фронтальная беседа, оживленный учебный диалог, т.к. очень высокая познавательная мотивация, высокая активность  всех учащихся, большое желание узнать все больше и больше. Ребята не боятся говорить.

Стиль ведения беседы – сотрудничество.

Характер учебной активности детей: репродуктивный, исследовательский.

-развитие устной речи учащихся (участие в учебном диалоге);

-воспитание коммуникативных умений: слушать друг друга, отстаивание своей точки зрения, опираясь на факты.

Форма обучения, способ организации деятельности учащихся – фронтальная беседа, оживленный учебный диалог, т.к. очень высокая познавательная мотивация, высокая активность  всех учащихся, большое желание узнать все больше и больше. Ребята не боятся говорить.

Стиль ведения беседы – сотрудничество.

Характер учебной активности детей: репродуктивный, исследовательский.

Задачи:

-развитие устной речи учащихся (участие в учебном диалоге);

умение слушать друг друга.

Характер учебной активности детей: преобразующий.

Мотивация: познавательная, эмоциональная.

Формы учебной работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Обратная связь: ответы детей.

Задачи:

-актуализация опорных знаний;

-подведение к частичному ответу на вопрос урока;

-развивать умение анализировать, делать выводы на основе услышанного ответа

 

Способы и формы организации деятельности учащихся и учителя: фронтальная беседа (учебный диалог), эвристическая беседа.

Характер учебной активности детей: репродуктивный, исследовательский.

Мотивация: познавательная.

Технология развивающего обучения.

Обратная связь:  ответы детей

VIII. Подведение итогов урока Рефлексия

Выявление обучающимися ведущей учебной задачи урока – формирование потребности в безопасном поведении на дороге как пассажира.

  • Анализ успешности достижения целей урока каждым ребенком. Выставление и обоснование оценок.

  • Возвращаемся к началу нашего урока

А сейчас давайте мне  ответ какова же цель нашего урока?

Решили ли мы поставленные с вами задачи?

Задачи:

1.Познакомиться с правилами безопасного движения.

2. История правил дорожного движения.

3. Что помогает регулировать дорожное движение?

Что нового вы узнали на уроке?

При выполнении каких заданий   вы испытывали трудности?

Какие ещё вопросы у вас возникли?

Что вам хотелось узнать на следующих уроках?

А сейчас я предлагаю вам оценить самих себя.

Для этого вернемся к нашим критериям.

  1. Дисциплина на уроке.

  2. Правильные ответы.

  3. Быстро выполненные задания.

  4. Владение материалом прошлых занятий.

  5. Дополнение ответов одноклассников

Ответ на проблему поставленную в начале урока.

Мы убедились, что современный транспорт представляет зону повышенной опасности. Количество машин на дорогах растет с каждым годом. Но это не значит, что число несчастных случаев будет расти, что на улицу и на дорогу будет опасно выходить. Главное – хорошо знать правила дорожного движения, вести себя на улице и дороге внимательно и дисциплинированно, и тогда количество несчастных случаев сократится.

Обучающиеся сами подводят итоги, обсуждают, чему научились на уроке, говорят, какие правила они будут выполнять ., достиг ли урок цели.

Мы должны понять, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их.

Регулирующий компонент учебной деятельности. Рефлексия полученных знаний и анализ деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками. Развитие умения обобщать полученные знания. Формирование монологической речи.

Развитие умения обобщать полученные знания. Формирование монологической речи. Развитие умения адекватной самооценки. Понимание насколько ученик усвоил материал урока.

IХ. Информация о домашнем задании. Инструктаж о его выполнении

Дифференцированные задания: сделать записи в тетради из параграфа; найти загадки по теме; сделать рисунки… Слышали ли вы слово Семафор? Спишите это слово в тетрадь и из словаря или из Википедии сети Интернет, узнайте значение этого слова. Чем оно отличается от слова Светофор?


Дифференцированный подход к домашнему заданию.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Туголуков Константин Федорович

Дата: 20.04.2023

Номер свидетельства: 629979


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства