Объединить знания о воде, которыми овладели учащиеся из курса химии и географии, ОБЖ.
Сформировать целостное представление у учащихся о воде, основываясь на её физических, химических свойствах.
Объединить разрозненные знания, о данном веществе полученные во время учебных занятий.
Выявить экологическое состояние водоёмов на территории нашего города.
“Аш - два - о”, Н2О – научное имя воды.
На языке древних шумеров слово “вода” звучит просто буква “А”. Первая буква алфавита: “А – Аква – вода” - первая субстанция жизни. На гербе водного царства можно написать девиз: “Никому не уступлю”. Смысл его – великая роль воды в жизни Земли. Ни на одной планете нет такого количества воды, как на Земле. Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и в пище. Она и в нас самих: мы на 2/ 3 “сделаны” из воды. Вода – наиболее распространённое в - во, привычное в нашей жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Вода, истинное чудо земной природы".»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18 г.Кунгура
Муниципальный конкурс методических материалов
«Использование различных видов педагогических технологий в соответствии в ФГОС ОО в воспитательно-образовательном процессе в образовательной организации»
Объединить знания о воде, которыми овладели учащиеся из курса химии и географии, ОБЖ.
Сформировать целостное представление у учащихся о воде, основываясь на её физических, химических свойствах.
Объединить разрозненные знания, о данном веществе полученные во время учебных занятий.
Выявить экологическое состояние водоёмов на территории нашего города.
Построение урока: 3 части:
I часть: “Вода в природе”.
II часть: “Вода для нас”.
III часть: “Мы для воды”.
Вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так велика её роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба этого жидкого минерала.
(В. Чивилихин. )
Ход урока
Начинается урок с музыки Н. А. Римского - Корсакова
Учитель ОБЖ:
“Шахеризада” - ревущий океан.
Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана И всё это – только вода. Высокие гребни вздымая, Бушует морская вода И топит, как будто играя,
Большие морские суда. В кружева будто одеты Деревья, кусты, провода. И кажется сказкою это А, в сущности – только вода. В цветенье вешнем иль в снегу Земля всегда красавица, И за любовь она в долгу Пред Вами не останется”.
Учитель химии:
Познавая науку, знакомясь с химией, первое, что мы слышим:
“Аш - два - о”, Н2О – научное имя воды.
На языке древних шумеров слово “вода” звучит просто буква “А”. Первая буква алфавита: “А – Аква – вода” - первая субстанция жизни. На гербе водного царства можно написать девиз: “Никому не уступлю”. Смысл его – великая роль воды в жизни Земли. Ни на одной планете нет такого количества воды, как на Земле. Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и в пище. Она и в нас самих: мы на 2/ 3 “сделаны” из воды. Вода – наиболее распространённое в - во, привычное в нашей жизни.
Учитель химии:
Так ли уж вода – обыкновенна? Итак, мы начинаем.
I часть: “Вода в природе”.
Сообщение учащихся “Вода – минерал…”.
Каков состав воды?
Каково строение молекулы воды?
Задание 1: Отвечая на этот вопрос, давайте вспомним модель молекулы воды (строим из пластилина). Следует отметить, что в состав данной молекулы входят 1 атом кислорода и 2 атома водорода.
Отсюда следует, что валентность водорода равна I, а кислорода равна II.
Задание 2: Рассчитайте относительнуюмолекулярную массу воды исероводорода. Сравните их массы.
Проблемный вопрос: Исходя из этого предположите температуры кипения данного вещества.
Вывод: сероводород должен кипеть при высокой температуре.
Н2О
H2S
Tкип.
100ОС
- 61ОС
Почему происходят эти изменения?
Между молекулами воды возникают более прочные хим. связи, чем межмолекулярные. Они называются - водородные. Это связь между атомамиводорода и кислорода соседних молекул. Эти связи удерживают молекулы прочно, поэтому процесс испарения затруднён. Для него требуется более сильное нагревание (демонстрация рисунка “Кристаллическое строение воды”).
Учитель географии:
Сообщение о свойствах воды.
Задание 3: Объясните, почему по воде могут бегать водомерки?
Во время урока идёт заполнение кроссворда, шаблоны на столах учащихся.
Задание 4: Мельчайший кристаллик воды. 12 по вертикали. (снежинка).
Задание 5: На столах у ребят лежат квадратики из чёрной бумаги и мелки. Нарисуйте снежинку.
Учащиеся рисуют, помня, что она лучистая, но, не обращая на число лучей внимание. Наблюдаем за работой.
Затем учитель отмечает, что снежинка должна быть шестилучевой – показать эти рисунки.
Вывод: Внутреннее строение льда выражается во внешней форме снежинок.
Задание 6: Как вы думаете от чего зависит рисунок снежинки? (чем рисунок сложнее, тем с большей высоты она падает).
Задание 7: Почему плавает лёд?
(т. к. вода способна расширяться по отношению к прежнему объёму, поэтому лёд легче жидкой воды и всплывает на поверхность и поэтому промерзает до дна).
Лёд - это “шуба”, под которой животным в Арктике не холодно.
Теперь обратим внимание на цветное фото Земли из космоса.
Почему наша планета имеет голубой цвет?
Задание 8: Перечислите формы воды и географические образования на Земле.
Задание 9: Разгадаем 2 слова:
4 по горизонтали: водное географическое образование гиганских размеров. (океан).
1 слово по горизонтали: участок водной поверхности. (акватория).
В пресной воде солей гораздо меньше, в морской. Их массовая доля не более 0, 1 % (вспомним массовые доли солей в морской воде, она равна 3, 65%). Вся вода делится на пресную и минерализованную.
Задание 10: разгадаем слово 9 по вертикали: самое прозрачное озеро в мире? (Байкал)
Учитель химии:
Предлагаю вашему вниманию решить несколько задач на вычисление массовой доли солей в растворе.
Сравним содержание солей во всех водах и морской воде, записываем результаты в общую таблицу (на ватмане на доске, ребята вписывают свои данные при решении задач).
Масса солей в 1 л.
Массовая доля солей.
1. Мировой океан
2. Байкал
3. Волга
91,4 мг
433 мг
3,65%
0,009%
0,043%
Вывод: Все воды по сравнению с водой Мирового океана имеют невысокое содержание солей и могут быть отнесены к питьевой воде.
Задание 11: разгадаем слово: 10 по вертикали: Самое солёное озеро России. (Баскунчак).
Задание 12: разгадаем слово: 8 по горизонтали: Подземная пустота образованная, благодаря растворенной способности воды. (пещера)
Задание 13: разгадаем слово: 5 по вертикали: плавающий ледник в океане. (айсберг).
А теперь рассмотрим картины, которые представлены художниками разных времён и очень многое из них с любовью воспели силу и красоту воды.
Сообщение учащихся о красоте воды + музыкальное и художественное сопровождение.
Задание 14: разгадаем слово 6 по вертикали: Гигантская волна. (цунами).
Учитель географии:
Рассмотрим влияние воды на климат. Как сказывается на климат большая теплоёмкость воды?
Задание 15: разгадываем слово: 13 по горизонтали – климат удалённых от моря областей. (континентальный).
Ученики рассказывают, что вблизи морей и океанов климат мягче, характеризуется мягким зимой и нежарким летом.
Климат глубинных районов, удалённых от океана, отличается резкими перепадами температур в летнее и зимнее время днём и ночь. Сравниваем колебание температур в Прибалтике от + 20 до -10оС, в Якутии от + 40 до – 50оС.
Задание 16: разгадаем слово 2 по вертикали – Северный русский порт, не замерзающий зимой? (Мурманск).
3 по вертикали: название океанического течения, влияющего на климат? (Гольфстрим).
Задание 17: 7 по горизонтали: Ветер с моря на сушу и приносящийобильные дожди (муссон).
Перемена (физпауза).
II часть: “Вода для нас”.
Задание 18: 11 по вертикали: географическое образование, лишённое воды? (пустыня).
Слово “пустыня “от слова “пусто”. Почему в пустыне пусто? Подводим детей к тому, чтобы они рассказали о значении воды для жизни на Земле.
Сообщения о значении воды.
Используя при ответе данные таблицы на доске.
Задание 19: 14 по вертикали: водоём, созданный руками человека. (водохранилище).
Сообщаем, что на питьё человеку требуется около 2 л. воды в сутки, на другие нужды в нашей стране тратится от 500 до 800 л. воды в сутки на человека в промышленных целях.
III часть “Мы для воды”.
Учитель ОБЖ:
Как же мы относимся к воде? Насколько мы её бережём?
Сообщение “Океан в Опасности”.
Учитель ОБЖ:
Какими способами человек загрязняет воду?
(Работа в группах, гдеребята готовят проекты по данному вопросу, затем обсуждение).
Учащиеся перечисляют всё, что знают о загрязнённой воде в природных водоёмах: сточные воды городов
Стоки от животноводческих комплексов;
Стоки от полей с минеральными удобрениями;
Промышленные стоки;
Стоки от мытья автомобилей;
Бытовой мусор;
Загрязнение Мирового океана нефтью.
Обратим внимание на наш вернисаж, тема, которой “Берегите воду” (заранее приготовленные и выставленные рисунки детей).
Учитель ОБЖ:
Что делать для того, чтобы повысить качество воды? (ответы детей)
Бытовые и промышленные стоки не сбрасывать в естественные водоёмы, а очищать и употреблять многократно.
Очищать городские канализационные стоки;
Употреблять минеральные удобрения так, чтобы их излишки не попадали в водоёмы;
Разумное расходование воды.
Учитель ОБЖ:
Обсудим вопрос о состоянии воды в городе.
Вывод по уроку делает каждый учитель. Проверяется кроссворд.