Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ОБЖ в 8 классе "Огнетушитель.Правила пользования"»
Тема занятия: «Огнетушитель. Правила пользования».8 класс
Цели: -познакомить учащихся с видами огнетушителей, их
предназначением ;
-сформировать умение пользоваться огнетушителем;
-развивать устную речь, память, внимание, умение выполнять
инструкции;
-воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование: огнетушители (по возможности разных марок),материал
презентации.
Ход урока
Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый ль хочет получать
Только лишь оценки «5»?
Актуализация новых знаний
- Какие средства для тушения пожара вы знаете? (вода, земля, песок)
Если кто почуял дым,
И увидел, что горим,
Не паникуйте, не кричите,
Скорее берите огнетушитель.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами и классами огнетушителей и правилами пользования ими.
Изучение нового материала
а. историческая справка (доп.материал подготовленный учащимися)
С давних пор люди, осознав разрушительную силу пожаров, стали создавать средства пожаротушения. А первым, кому в голову пришла благородная мысль, спасать от огня жизнь и имущество граждан, был римский аристократ Марк Красс. Он создал свои собственные пожарные команды их специально оснащенных и обученных рабов. Вслед за этим, римский император Октавиан основал свою собственную пожарную службу. Он создал 7 пожарных когорт по 600 человек в каждой. Когорта отвечала за 2 из 14 районов города. В ее составе были 4 врача, чтобы оказывать помощь пострадавшим, а командовал когортой префект. В его обязанности вменялось в том числе ночное дежурство и подъем своих людей по тревоге. Со временем личный состав когорты вырос до 1000 человек. Обитатели Рима обязаны были иметь дома бадьи, наполненные водой и специальные лоскутные одеяла, чтобы сбивать и накрывать пламя.
Своя история пожарного дела была и в России. С 12 по 19 века Москва выгорала дотла 13 раз. Около 100 раз огонь уничтожал значительную часть города. Первые пожарные команды были вооружены самыми простыми средствами-топорами, ломами, баграми, ведрами. Все это размещалось на конных экипажах. На них размещались также лестница и пожарная команда. На отдельной подводе была бочка с водой. Воду подавали ведрами или с помощью ручного насоса. Место пожара определяли с каланчи - пожарной башни. Поэтому к месту пожара пожарные прибывали с большим опозданием, а огромное количество деревянных домов способствовало быстрому распространению огня. Например, 13 июня 1901 года в Царицыне начался пожар-катастрофа, который бушевал 8 суток. За это время сгорело 10 тысяч домов.
В 1902 г. преподаватель химии Бакинской гимназии И.Гоглай изобрёл новый способ тушения пожаров – при помощи пенных огнетушителей.
б. объяснение темы учителем: лекция (в ходе которой демонстрируется презентация). В процессе изучения нового учащиеся ведут конспект в тетради, используя приём Инсерт /пометки на полях «З»- знал, «+»-новое, «-»-думал иначе, «?»- не понял/.
- Огнетушитель – это переносной аппарат для ликвидации возгораний химическими средствами: углекислотой, воздушно-механическими пенами, хладонами, порошками. Конструкция огнетушителей зависит от вида используемого вещества. В действие они приводятся вручную. Огнетушители подразделяются:
на воздушно-пенные (ОВП);
химические пенные (ОХП);
порошковые (ОП);
газовые (ОУ, ОХ).
Огнетушителями с разными наполнителями тушат пожары разных классов /возгорание твёрдых(А), жидких(В), газообразных(С) горючих веществ и др.). На каждом огнетушителе указан класс пожара, для которого он подходит. Через дефис от букв стоит число, обозначающее объём противопожарного вещества. Так, маркировка ОУ-10 говорит о том, что перед вами углекислотный огнетушитель объёмом 10 л.
Пенные огнетушители (ОП или ОХП) предназначены для тушения пожаров огнетушащими пенами. Их применяют для тушения возгораний почти всех твёрдых веществ, а также горючих и некоторых легковоспламеняющихся жидкостей на площади не более 1 кв.м.Тушить пеной загоревшиеся электрические установки и электросети, находящиеся под напряжением, нельзя, т.к. пена является проводником электрического тока. Для приведения пенного огнетушителя в действие необходимо прочистить отверстие, из которого будет выходить пена, специальной шпилькой, прилагающейся к огнетушителю, затем повернуть рукоятку запорного устройства на 180 гр. После этого огнетушитель нужно встряхнуть, перевернуть вверх дном и направить пену на очаг возгорания.
IV.Подведение итогов урока: обращение к работе в тетради. Дом.зад.: материал урока. Оценивание работы учащихся
Занятие разработал и провёл преподаватель-организатор ОБЖ : Платонова Е.В.