kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОБЖ в 7 классе Тема урока: «Защита населения от последствий селевых потоков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению мер по защите населения от последствий селевых потоков

Задачи:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
  • формировать  активную позицию сотрудничества со сверстниками;
  • формировать внутреннюю положительную мотивацию к предмету ОБЖ.
  1. Учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных  результатов обучения:
  • развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать   проблемы;
  • развивать умение работать с текстом;
  • формировать  умение  принимать и сохранять цель и учебные задачи;
  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
  • формировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами урока;
  • формировать умение слушать и  слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения.
  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
  • выработать алгоритм действий при заблаговременном оповещении об угрозе схода селевого потока и при получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия;
  • развивать навыки по определению потенциально опасных при данной ЧС мест.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Конспект урока по ОБЖ в 7 классе

Тема урока: «Защита населения от последствий селевых потоков»

(учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»)

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению мер по защите населения от последствий селевых потоков

Задачи:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формировать активную позицию сотрудничества со сверстниками;

  • формировать внутреннюю положительную мотивацию к предмету ОБЖ.


  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы;

  • развивать умение работать с текстом;

  • формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи;

  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

  • формировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами урока;

  • формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения.


  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • выработать алгоритм действий при заблаговременном оповещении об угрозе схода селевого потока и при получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия;

  • развивать навыки по определению потенциально опасных при данной ЧС мест.


Оборудование:

  • учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»;

  • контурные карты;

  • физическая карта России;

  • компьютер;

  • экран;

  • презентация.



Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный блок

1. Организационный момент

- Позади уж давно перемена,

Пора всем нам дружно приняться за дело.

- Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок.

2. Актуализация опорных знаний

- Предлагаю вспомнить тему прошлого урока «Сели и их характеристика», ответив на вопросы теста, выбрав все верные ответы. Слайд 2-3.

Учащиеся выполняют задания, записывая ответы на листочках.

Тест

1. Горный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, называется:

А. обвалом;

Б. селевым потоком;

В. оползнем.

2. Каковы основные условия формирования селевых потоков:

А. вулканическая деятельность;

Б. рыхлые горные породы;

В. осадки;

Г. землетрясение;

Д. крутые горные склоны.

3. Основным поражающим фактором селей являются:

А. удары движущихся масс горных пород, грязи и воды;

Б. взрывная волна;

В. раскаленные лавовые потоки.

4. Селевые потоки по воздействию на различные сооружения подразделяются на:

А. маломощные;

Б. среднемощные;

В. крупномощные;

Г. мощные;

Д. супермощные;

Е. катастрофические.

5. В чем опасность маломощных селевых потоков?

А. могут вызвать частичную закупорку отверстий водопропускных сооружений;

Б. разрушение строений, дорог;

В. полную блокировку отверстий водопропускных сооружений и повреждение бесфундаментных строений.


После решения теста учащиеся осуществляют самопроверку и оценивают свою работу. Слайд 4.

Проверь себя:

1- Б;

2- Б, В, Д;

3- А;

4- А, Б, Г, Е;

5- А.

Поставь оценку:

«5» -10-9 ответов

«4» – 8-7 ответов

«3» – 6-4 ответа


Учитель выставляет отметки.

3. Мотивация и целеполагание

- Как сообщает Международный Красный Крест, в результате селей в мире ежегодно погибает до 5 000 человек, получают ранения около 100 000 человек.

- Как же защитить население, проживающее в селеопасных районах от последствий этого стихийного бедствия? Вот об этом и пойдет речь на уроке.

- Тема нашего урока «Защита населения от последствий селевых потоков». Слайд 1. Чтобы вернуться на слайд 1, необходимо навести курсор на картинку «пятёрка» на слайде 4.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

II. Организационно - деятельностный этап

4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Слайд 5. Чтобы попасть на слайд 5, необходимо навести курсор на картинку в любом месте на слайде 1.

- Меры защиты от селей - это способы и средства, направленные на уменьшение или ликвидацию селевой опасности.


Ситуационная задача. Слайд 6.

- Представьте себе ситуацию – вы руководитель селеопасного района. Составьте план своих действий по профилактике опасного явления.

Через несколько минут заслушивают ответы учеников. Учитель подводит итог.


- Все меры защиты от селей можно разделить на три группы.

Слайд 7. Первая группа мер - это ТЕХНИЧЕСКИЕ меры, которые заключаются в строительстве противоселевых сооружений. Цель возводимых сооружений — локализация или изменение пути схода сели, остановка потока с помощью дамб, каналов, плотин и др.

Слайд 8. МЕЛИОРАТИВНЫЕ — мелиорация селевых бассейнов в целях регулирования поверхностного стока как важнейшего элемента селевого процесса.

Способы:

облесение;

террасирование склонов;

профилактический спуск озер и др.

Слайд 9. ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ — регулирование хозяйственной и иной деятельности в селеопасных районах.

Цель:

- предотвратить человеческие жертвы;

- уменьшить возможный ущерб;

- ослабить селевые процессы. 

Сюда входят мероприятия, направленные на максимальное сохранение лесного покрова на склонах гор, ограничение нагрузки на горные пастбища, контроль и оповещение в селеопасных районах и др. 


5. Физкультминутка Слайд10.

- А сейчас немного отдохнем и выполним упражнения для шейного отдела позвоночника.

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

  • «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.

  • «Метроном»: наклоны головы вправо-влево.

  • «Сова»: поворот головы вправо-влево.

  • «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.


6. Продолжение темы

- Давайте разберём, что необходимо делать при угрозе схода селя.

Слайд11- 12. Ситуация 1. При заблаговременном оповещении.

- Посмотрите на картинки и попробуйте описать алгоритм действий. Выслушиваются высказывания учащихся. Потом на слайде появляется алгоритм действий.

1.Включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации.

2. Внесите имущество со двора и балкона в дом.

3. Укройте ценное имущество от воздействия влаги.

4. Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

5. Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи.

6. Вынесите из дома химически опасные вещества.

7. Выйдите из дома (здания) и перейдите в безопасное место.


Естественные безопасные места (склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях).


Слайд 13. Ситуация 2. При получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия:

1.Срочно выйдите из дома (здания), из опасной зоны.

2.Предупредите соседей, знакомых, родных.

3.Самостоятельно выходите в безопасное место.


Слайд 14. Ситуация 3. При захвате человека потоком селя:

Оказать пострадавшему помощь всеми имеющимися средствами. Такими средствами могут быть шесты или канаты, подаваемые спасаемым. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю.


7. Практическая работа Слайд 15.

- Сейчас наша задача выяснить, где в России находятся селеопасные районы?

Для этого давайте вспомним условия возникновения селя. Ответы учащихся.

- Сделайте вывод, в какой местности могут возникнуть селевые потоки? Ответы учащихся.

- Вспомните, какие горы располагаются на территории России. Ответы учащихся.

Задание

На контурной карте отметьте селеопасные районы России:

- Северный Кавказ (Кавказские горы)

- Урал (Уральские горы)

- Южная Сибирь ( Алтай и Саяны)

- Курильские острова

- полуостров Камчатка

- остров Сахалин

- Чукотка (Чукотский полуостров).


После нанесения на контурную карту необходимых географических объектов осуществляется проверка. Слайд 16.


III. Рефлексивно-оценочный блок

8. Подведение итогов

- Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги.

- Перечислите меры по снижению опасности возникновения селей.

- Назовите селеопасные районы России. Покажите их на физической карте России.

9. Домашнее задание Слайд 17.

  • Параграф 4.5.

  • Составить памятку туристу, который отправляется в селеопасные районы страны.


10. Рефлексия Слайд 18.

Метод «Микрофон»:

- Что запомнилось на уроке?

- Что было самым интересным?

- Где эти знания пригодятся в жизни?

- О чем бы ты рассказал своим родителям или друзьям?


Используемая литература:

  • Настрой на урок: https://multiurok.ru/blog/psikhologhichieskii-nastroi.html

  • Физкультминутка : http://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-1136
















Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Защита населения от последствий селевых потоков

Защита населения от

последствий селевых

потоков

Решите тест Горный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, называется: А. обвалом; Б. селевым потоком; В. оползнем . 2. Каковы основные условия формирования селевых потоков: А. вулканическая деятельность; Б. рыхлые горные породы; В. осадки; Г. землетрясение; Д. крутые горные склоны. 3. Основным поражающим фактором селей являются: А. удары движущихся масс горных пород, грязи и воды; Б. взрывная волна; В. раскаленные лавовые потоки.

Решите тест

  • Горный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, называется:

А. обвалом; Б. селевым потоком; В. оползнем .

2. Каковы основные условия формирования селевых потоков:

А. вулканическая деятельность;

Б. рыхлые горные породы;

В. осадки;

Г. землетрясение;

Д. крутые горные склоны.

3. Основным поражающим фактором селей являются:

А. удары движущихся масс горных пород, грязи и воды;

Б. взрывная волна;

В. раскаленные лавовые потоки.

Решите тест 4. Селевые потоки по воздействию на различные сооружения подразделяются на: А. маломощные; Б. среднемощные; В. крупномощные; Г. мощные; Д. супермощные; Е. катастрофические.  5. В чем опасность маломощных селевых потоков? А. могут вызвать частичную закупорку отверстий водопропускных сооружений; Б. разрушение строений, дорог; В. полную блокировку отверстий водопропускных сооружений и повреждение бесфундаментных строений.

Решите тест

4. Селевые потоки по воздействию на различные сооружения подразделяются на:

А. маломощные;

Б. среднемощные;

В. крупномощные;

Г. мощные;

Д. супермощные;

Е. катастрофические.

5. В чем опасность маломощных селевых потоков?

А. могут вызвать частичную закупорку отверстий водопропускных сооружений;

Б. разрушение строений, дорог;

В. полную блокировку отверстий водопропускных сооружений и повреждение бесфундаментных строений.

Проверь себя Поставь оценку 1- Б; 2- Б, В, Д; 3- А; 4- А, Б, Г, Е; 5- А. «5» -10-9 ответов «4» – 8-7 ответов «3» – 6-4 ответа

Проверь себя Поставь оценку

1- Б;

2- Б, В, Д;

3- А;

4- А, Б, Г, Е;

5- А.

«5» -10-9 ответов

«4» – 8-7 ответов

«3» – 6-4 ответа

Меры защиты от селей Это способы и средства, направленные на уменьшение или ликвидацию селевой опасности.

Меры защиты от селей

Это способы и средства, направленные на уменьшение или ликвидацию селевой опасности.

Ситуационная задача Представьте себе ситуацию – вы руководитель селеопасного района. Составьте план своих действий по профилактике опасного явления.

Ситуационная задача

Представьте себе ситуацию – вы руководитель селеопасного района. Составьте план своих действий по профилактике опасного явления.

Классификация мер защиты 1.ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ - строительство противоселевых сооружений.  Цель возводимых сооружений:

Классификация мер защиты

1.ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ - строительство противоселевых сооружений. 

Цель возводимых сооружений:

  • локализация или изменение пути схода селевого потока,
  • остановка потока с помощью дамб, каналов, плотин и др.
Классификация мер защиты 2. МЕЛИОРАТИВНЫЕ — мелиорация селевых бассейнов в целях регулирования поверхностного стока как важнейшего элемента селевого процесса. Способы: облесение; террасирование склонов; профилактический спуск  озер и др.  Мелиорация  —  это  работы, направленные на улучшение свойств земель, на повышение их производительности.

Классификация мер защиты

2. МЕЛИОРАТИВНЫЕ — мелиорация селевых бассейнов в целях регулирования поверхностного стока как важнейшего элемента селевого процесса.

Способы:

  • облесение;
  • террасирование склонов;
  • профилактический спуск

озер и др.

Мелиорация  —  это  работы, направленные на улучшение свойств земель, на повышение их производительности.

Классификация мер защиты 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ — регулирование хозяйственной и иной деятельности в селеопасных районах. Цель : - предотвратить человеческие жертвы; - уменьшить возможный ущерб; - ослабить селевые процессы.  Сюда входят мероприятия, направленные на максимальное сохранение лесного покрова на склонах гор, ограничение нагрузки на горные пастбища, контроль и оповещение в селеопасных районах и др. 

Классификация мер защиты

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ — регулирование хозяйственной и иной деятельности в селеопасных районах.

Цель :

- предотвратить человеческие жертвы;

- уменьшить возможный ущерб;

- ослабить селевые процессы. 

Сюда входят мероприятия, направленные на максимальное сохранение лесного покрова на склонах гор, ограничение нагрузки на горные пастбища, контроль и оповещение в селеопасных районах и др. 

Физкультминутка Упражнение «Черепаха»  наклоны головы       вперёд - назад Упражнение «Метроном»  наклоны головы       вправо - влево Упражнение «Сова»   поворот головы       вправо-влево Упражнение «Тыква»   круговые движения      головой в одну и       другую сторону

Физкультминутка

Упражнение «Черепаха» наклоны головы вперёд - назад

Упражнение «Метроном» наклоны головы вправо - влево

Упражнение «Сова» поворот головы вправо-влево

Упражнение «Тыква» круговые движения головой в одну и другую сторону

Что необходимо делать при угрозе схода селей При заблаговременном оповещении 3. 1. Включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации   Внесите имущество со двора и балкона в дом  Укройте ценное имущество от воздействия влаги    Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия 4. 2.

Что необходимо делать при угрозе схода селей

При заблаговременном оповещении

3.

1.

Включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации

Внесите имущество со двора и балкона в дом

Укройте ценное имущество от воздействия влаги

Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия

4.

2.

Что необходимо делать при угрозе схода селей При заблаговременном оповещении 5. 7. Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи  Вынесите из дома химически опасные вещества  Выйдите из дома (здания) и перейдите в безопасное место Естественные безопасные места ( склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях) 6.

Что необходимо делать при угрозе схода селей

При заблаговременном оповещении

5.

7.

Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи

Вынесите

из дома химически опасные вещества

Выйдите из дома (здания) и перейдите в безопасное место

Естественные безопасные места ( склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях)

6.

Что необходимо делать при угрозе схода селей При получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия 1.Срочно выйдите из дома (здания), из опасной зоны 2.Предупредите соседей, знакомых, родных 3.Самостоятельно выходите в безопасное место

Что необходимо делать при угрозе схода селей

При получении сообщения непосредственно

перед наступлением стихийного бедствия

1.Срочно выйдите из дома (здания), из опасной зоны

2.Предупредите соседей, знакомых, родных

3.Самостоятельно выходите в безопасное место

Что необходимо делать при угрозе схода селей При захвате человека потоком селя Оказать пострадавшему помощь всеми имеющимися средствами. Такими средствами могут быть шесты или канаты, подаваемые спасаемым. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю.

Что необходимо делать при угрозе схода селей

При захвате человека потоком селя

Оказать пострадавшему помощь всеми имеющимися средствами. Такими средствами могут быть шесты или канаты, подаваемые спасаемым. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю.

Практическая работа Задание На контурной карте отметьте селеопасные районы России:   - Северный Кавказ (Кавказские горы)  - Урал (Уральские горы)  - Южная Сибирь ( Алтай и Саяны)  - Курильские острова  - полуостров Камчатка  - остров Сахалин  - Чукотка (Чукотский полуостров)

Практическая работа

Задание

На контурной карте отметьте селеопасные районы России:

- Северный Кавказ (Кавказские горы)

- Урал (Уральские горы)

- Южная Сибирь ( Алтай и Саяны)

- Курильские острова

- полуостров Камчатка

- остров Сахалин

- Чукотка (Чукотский полуостров)

Проверка 7 5 2 1 4 6 3 Кавказские горы Уральские горы Алтай и Саяны 4. Курильские о-ва 5. п-ов Камчатка 6. о. Сахалин 7. Чукотский п-ов

Проверка

7

5

2

1

4

6

3

  • Кавказские горы
  • Уральские горы
  • Алтай и Саяны

4. Курильские о-ва

5. п-ов Камчатка

6. о. Сахалин

7. Чукотский

п-ов

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Параграф 4.5
  • Составить памятку туристу, который отправляется в селеопасные районы страны
Рефлексия

Рефлексия

  • Что запомнилось на уроке?
  • Что было самым интересным?
  • Где эти знания пригодятся в жизни?
  • О чем бы ты рассказал своим родителям или друзьям?
Используемые ресурсы Изображение на слайде 1. http://content.foto.mail.ru/mail/talk-askar/_ blogs/i-891.jpg Изображение на слайде 4. http:// myphone.info/photo/a/16132523_1.jpg Изображение на слайде 5. http:// i.ytimg.com/vi/LUUeBRZ-lOg/maxresdefault.jpg Изображение на слайде 6. http://all4design.ru/uploads/images/People/preview/People_4465.jpg Изображение на слайде 7. http :// i.ytimg.com/vi/LUUeBRZ-lOg/maxresdefault.jpg Изображение на слайде 8.  http://www.roing.ru/images/gallery/2/photo-1379946521.jpghttp://www.roing.ru/images/gallery/2/photo-1379946521.jpg

Используемые ресурсы

  • Изображение на слайде 1.

http://content.foto.mail.ru/mail/talk-askar/_ blogs/i-891.jpg

  • Изображение на слайде 4.

http:// myphone.info/photo/a/16132523_1.jpg

  • Изображение на слайде 5.

http:// i.ytimg.com/vi/LUUeBRZ-lOg/maxresdefault.jpg

  • Изображение на слайде 6.

http://all4design.ru/uploads/images/People/preview/People_4465.jpg

  • Изображение на слайде 7.

http :// i.ytimg.com/vi/LUUeBRZ-lOg/maxresdefault.jpg

  • Изображение на слайде 8.

http://www.roing.ru/images/gallery/2/photo-1379946521.jpghttp://www.roing.ru/images/gallery/2/photo-1379946521.jpg

Используемые ресурсы Изображение на слайде 10. http:// www.zooclub.ru/attach/fotogal/anima/293.gif http:// m.gifmania.ru/Animated-Gifs-Iskusstvo/Animations-Music/Images-Solfege/Metronomes/Metronomes-56179.gif http:// lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/TFD21MRBhbWGhSYkgY2Aqw-article.gif http:// files.woolwares.webnode.ru/200002825-990439af6a/edaa-971.gif Изображения на слайде 11-13. http:// иванов-ам.рф / obzh_07/ur_10/ur_10_02.png Изображение на слайде 14. http://infodoski.ru/d/661318/d/6_4.jpg Изображение на слайде 16. http://www.mapsmaps.ru/wp-content/uploads/2010/10/physic_russia6.jpg

Используемые ресурсы

  • Изображение на слайде 10.

http:// www.zooclub.ru/attach/fotogal/anima/293.gif

http:// m.gifmania.ru/Animated-Gifs-Iskusstvo/Animations-Music/Images-Solfege/Metronomes/Metronomes-56179.gif

http:// lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/TFD21MRBhbWGhSYkgY2Aqw-article.gif

http:// files.woolwares.webnode.ru/200002825-990439af6a/edaa-971.gif

  • Изображения на слайде 11-13.

http:// иванов-ам.рф / obzh_07/ur_10/ur_10_02.png

  • Изображение на слайде 14.

http://infodoski.ru/d/661318/d/6_4.jpg

  • Изображение на слайде 16.

http://www.mapsmaps.ru/wp-content/uploads/2010/10/physic_russia6.jpg

Используемые ресурсы Изображение на слайде 17. https://0.s3.envato.com/files/113292950/pv_590.jpg Изображение на слайде 18. http://merchiumru.r.worldssl.net/users/14199/images/detailed/16/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD_STAGG_MD-1500BKH1.jpg?t=1463242333

Используемые ресурсы

  • Изображение на слайде 17.

https://0.s3.envato.com/files/113292950/pv_590.jpg

  • Изображение на слайде 18.

http://merchiumru.r.worldssl.net/users/14199/images/detailed/16/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD_STAGG_MD-1500BKH1.jpg?t=1463242333


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лыков Роман Васильевич

Дата: 22.02.2018

Номер свидетельства: 459009

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства