kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по теме: "ЧС, связанные с выбросом в атмосферу АХОВ."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причиной несчастных, а порой и трагических случаев обычно служит наша беспечность или неосторожность окружающих. Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, надо хорошо знать элементарные правила безопасности.

Неумение обеспечить безопасность жизнедеятельности в реальной окружающей среде отрицательно влияет на здоровье человека и общества в целом.

Студенты 1 курса сформированы из учеников разных школ области, в некоторых школах занятия  по ОБЖ подменялись другими предметами. Слабые знания  многих тем ОБЖ  существенно затрудняют дальнейшее обучение.

Одной из важнейших задач данного предмета является практическая отработка навыков безопасного поведения обучаемых, характерных для данного региона.

Многие города нашей страны являются промышленными и, соответственно, как все промышленные города, они в определённой степени являются объектами потенциальной опасности для людей и окружающей среды. Хладокомбинаты, мясокомбинаты, водоочистные сооружения и т.п. являются объектами, на которых при аварии возможно заражение воздуха парами хлора, аммиака и других отравляющих веществ. Хотя на случай ЧС техногенного характера мирного и военного времени на весь постоянный и переменный состав колледжа на складах области ( за 40 км от колледжа ) лежат противогазы,  аптечки АИ-2 , однако их доставка, получение займет  не менее 3-4 часов.  Знание преподавателями,  студентами назначения доступных средств индивидуальной защиты, умение изготавливать простейшие из них могут притгодиться в дальнейшей жизни

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по теме: "ЧС, связанные с выбросом в атмосферу АХОВ." »



Тема урока: ЧС , связанные с выбросом в атмосферу АХОВ


Цель:

1.Познакомить студентов c характеристикой наиболее распространенных АХОВ в Самарской области и их поражающих факторов.

2. Самостоятельно изготовить индивидуальное средство защиты органов дыхания от АХОВ - (ватно марлевую повязку).


Задачи:

Образовательная:

1. Сформировать систему знаний об АХОВ, используя показатели стойкости, относительной плотности, скорости токсического действия.

2. Рассмотреть классификацию опасности вещества по степени и характеру воздействия на организм человека.

3. Научить студентов получать знания из предложенной учебной, справочной литературы.

Развивающая: развивать самостоятельность, внимание, умение работать с текстом, обобщать и выделять главное.

Воспитательная: формировать основы научного мировоззрения, учебно-познавательные интересы, чувство ответственности, организованности и инициативности в условиях ЧС как мирного так и военного времени.


Тип урока: комбинированный:.

1 этап ( теоретическое занятие) – получение новых знаний и первичное закрепление. -45 мин.

2 этап (практическое занятие ). Самостоятельное изготовление ватно марлевой повязки. -45 мин.


Форма проведения – фронтальная, индивидуальная.


Используемые методы – словесные, наглядные, самостоятельная работа с учебником, справочной литературой индуктивный и проблемно-поисковый метод.

Место проведения: учебный кабинет.


Учебно-методическое обеспечение: справочная литература, учебник ОБЖ 10 класса под редакцией Ю.Л. Воробьёва.

Материально-техническое обеспечение:

1 этап - компьютер, видеопроектор, видео фильм» Действия при ЧС техногенного характера

2 этап - на одного студента :

    • марля (90 х 50 см),

    • вата (30 х 20 см, толщиной 2-3 см),

  • нитки,

  • иголка,

  • ножницы,

  • технологическая карта,

  • индивидуальный пакет для хранения ВМП,

  • плакат “Индивидуальные средства защиты”.




Литература:



1. Ястребов Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф:Учебник /Г.С Ястребов под редакц.Б.В. Карабухина.-Изд.8-е – Ростов н\Д : Феникс , 2013.-397, (15) с.6 ил . (Среднее профессиональное образование).

2.Курс «Ваш репетитор. ОБЖ» (TeachPro). 2008

3. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П.Фролов, Е.н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под редакцией .Ю.Л. Воробьева.-2.е изд., испр.и доп.- М.:;АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2011.-350. С.; ил.

4.Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П.Фролов, Е.н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под редакцией .Ю.Л. Воробьева.-2.е изд., испр.и доп.- М.:;АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2011.-350. С.; ил.



5. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов СПО – М., 2012

6. Тупикин Е.Н., Евтеев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для учащихся НПО. – Вологда, 2007.









Ход урока: 1 эпап:


I. Организационный момент. 3-5 мин.

(проверка готовности группы к занятию )


II. Изучение нового материала.- 30 мин


Введение

Причиной несчастных, а порой и трагических случаев обычно служит наша беспечность или неосторожность окружающих. Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, надо хорошо знать элементарные правила безопасности.

Неумение обеспечить безопасность жизнедеятельности в реальной окружающей среде отрицательно влияет на здоровье человека и общества в целом.

Студенты 1 курса сформированы из учеников разных школ области, в некоторыз школах заняти по ОБЖ подменялись другими предметами. Слабые знания многих тем ОБЖ существенно затрудняют дальнейшее обучение.

Одной из важнейших задач данного предмета является практическая отработка навыков безопасного поведения обучаемых, характерных для данного региона.

Многие города нашей страны являются промышленными и, соответственно, как все промышленные города, они в определённой степени являются объектами потенциальной опасности для людей и окружающей среды. Хладокомбинаты, мясокомбинаты, водоочистные сооружения и т.п. являются объектами, на которых при аварии возможно заражение воздуха парами хлора, аммиака и других отравляющих веществ. Хотя на случай ЧС техногенного характера мирного и военного времени на весь постоянный и переменный состав колледжа на складах области ( за 40 км от колледжа ) лежат противогазы, аптечки АИ-2 , однако их доставка, получение займет не менее 3-4 часов. Знание преподавателями, студентами назначения доступных средств индивидуальной защиты, умение изготавливать простейшие из них могут пригодиться им в дальнейшей жизни.



Перечеь химически опасных предприятий Самарской области – приложение №1


  • Решение ситуационной задачи (учитель подводит обучающихся к изучению новой теме).


Преподаватель: Переходим к изучению новой темы «Характеристика АХОВ ( аварийно химически опасных веществ) и их поражающих факторов».

Начинаем урок с решения ситуационной задачи. Представьте, что на одном предприятии города Самары произошла авария с выбросом АХОВ. Каждый из вас является главным «спасателем» города. Вам необходимо срочно принять решение по защите населения от последствий выброса опасного вещества. С чего вы начнете? Для начала выберем наиболее известное предприятие.


Реестр потенциально опасных объектов на территории Самарской области

1. МП «Самараводоканал». Насосно- фильтровальная станция N 1.

2. МП «Самараводоканал». Городские очистные сооружения

3.МП «Самараводоканал». Насосно-фильтровальная станция.

4.ОАО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод»

5. ОАО «Самарский жиркомбинат»

6. ОАО «Компания ЮНИМИЛК» Филиал «Молочный Комбинат»

7. ООО «Алкоа Самарский металлургический завод »

8.Открытое акционерное общество «Самара – Айс».

9. ОАО «Тольяттиазот».

10. ОАО «Куйбышевазот».

11. ООО «Тольяттикаучук».

12. ООО «Комсомольский Мясокомбинат».

13 ОАО «Трансаммиак».

14. ООО «Мясокомбинат «Автозаводской».

15. ООО ФИРМА «ЮВЕНТА - АЙС».

16. ЗАО «Данон Волга».

17. ЗАО «Квадрат Плюс».

18. ООО «Фосфор Транзит.»

19. ООО «Алхим».

20. ООО «Средневолжская Химическая Компания».

21. ОАО «АвтоВАЗ

22. ОАО «Промсинтез».

23. ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания».

24. Биологические очистные сооружения.

И другие


Варианты ответов студентов..

Преподаватель: Прежде необходимо выяснить какую опасность представляет данное АХОВ, сколько времени затратить на ликвидацию аварии, эвакуацию населения и другие действия.


  • Знакомство с основными показателями и классификацией АХОВ.


Для распознания и характеристики АХОВ используют различные показатели:

СТОЙКОСТЬ (стойкие и нестойкие), ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ (по отношению к плотности воздуха), СКОРОСТЬ ТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.

СТОЙКОСТЬ

К стойким относят АХОВ, имеющие температуру кипения выше 140гр., поражающее действие сохраняют в течение многих часов, иногда до нескольких недель, месяцев (ртуть, анилин – маслянистая жидкость, тем кип.184 гр., используется для получения различных органических веществ, анилиновых красок, азокрасителей и др. Ядовит).

К нестойким – тем кип. ниже 140 гр. и больше подвержены испарению

( аммиак, хлор, кислоты и др.).

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ (сравнивается по отношению к плотности воздуха).

Если плотность АХОВ меньше плотности воздуха, они будут быстро рассеиваться в атмосфере; если наоборот, то газ будет удерживаться на поверхности земли, накапливаться в низинах (оврагах, колодцах).

СКОРОСТЬ ТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

Выделяют три группы сильнодействующих АХОВ:

  1. АХОВ быстрого действия – синильная кислота, сероводород и др. Признаки интоксикации в течение нескольких минут.

  2. АХОВ замедленного действия – хлор, фосген, сероуглерод и др. Признаки интоксикации в течение нескольких часов.

  3. АХОВ медленного действия – диоксин - растворитель. Признаки интоксикации в течение двух недель.

Интоксикация – яд – болезненное состояние, обусловленное действием на организм экзогенных токсинов (ядов).

По степени опасности для организма человека ХВ делятся на 4 класса:

  1. Чрезвычайно опасные

  2. Высокоопасные

  3. Умеренно опасные

  4. Малоопасные

1 и 2 класс АХОВ при аварии могут вызвать массовое поражение незащищённых людей.

Чем опаснее вещество, тем меньшее его количество способно вызвать отравление, и даже гибель людей, животных.

По характеру воздействия на организм человека ХОВ подразделяются на 5 групп:

  1. Раздражающего действия (хлор, сернистый ангидрид и др.)

  2. Прижигающего действия (аммиак, соляная кислота)

  3. Удушающего действия (фосген, хлорпикрин)

  4. Общетоксического действия (сероводород, сероуглерод и др.)

  5. Наркотического и токсического действия (хлористый метил формальдегид).

С показателями и классификацией АХОВ мы кратко познакомились. А теперь охарактеризуем наиболее распространенные АХОВ. Все данные занесём в таблицу.

Из опыта ликвидации аварий наибольшую опасность представляют выбросы аммиака и хлора, заполнение таблицы начнем с этих веществ. Разберём на примере аммиака.

Преподаватель на примере аммиака рассказывает, как заполнить таблицу. Далее студенты заполняют таблицу самостоятельно, используя справочную литературу. Перед заполнением хлора преподаватель зачитывает историческую справку о Cl2. Из прочитанного студенты делают вывод.

Историческая справка: ХЛОР - СL2

В первую мировую войну хлор применялся в качестве отравляющего вещества: в апреле 1915 года немецкие войска применили его против французских войск. В течение нескольких минут переносимый ветром серо-зеленый туман накрыл французские позиции. Находившиеся в траншеях солдаты и офицеры начали задыхаться. Люди, охваченные паникой, бежали. В итоге, 15тысяч французских солдат получили тяжелые отравления, около 5тысяч из них погибли. Через месяц немцы применили газовую атаку против русских войск. Отравленными оказались 9 тысяч человек, из них погибли 1200 человек.

Какой делаем вывод? Хлор - ядовит.


  • Заполнение таблицы, наиболее распространённых АХОВ.

(Работа с учебником, справочной литературой).



Построение таблицы.

Краткая характеристика основных АХОВ


Приложение №2

Наиболее распространенными АХОВ из них являются: хлор, аммиак, сероводород, двуокись серы (сернистый газ), нитрил акриловой кисло­ты, синильная кислота, фосген, метилмеркаптан, бензол, бромистый во­дород, фтор, фтористый водород.




Характеристика

Токсическое воздействие

Защита

Оказание первой помощи

ХЛОР

Зеленовато-желтый газ, с резким удушли­вым запахом, тяжелее воздуха. Застаивается в нижних этажах зда­ний, низинах. Приме­няют: для хлорирова­ния воды, для получе­ния пластмасс, инсектицидов, раство­рителей, дезинфици­рующих, отбеливаю­щих и моющих средств, в производстве глице­рина, окиси этилена и др.; в металлургии — для хлорирующего об­жига руд цветных ме­таллов

Поражение вызывает резкую боль в груди, сухой кашель, рвоту, нарушение координа­ции движений, одыш­ку, резь в глазах,слезо­течение. При вдыхании высоких концентраций возможен смертельный исход

Гражданские противо­газы всех типов, каме­ры защитные детские. Из подручных средств могут быть использова­ны ватро-марлевые по­вязки, шарфы, платки, предварительно смо­ченные 2% -ным раство­ром питьевой соды или водой

Надеть на пострадавше­го противогаз. Вынести его из опасной зоны, ос­вободить от одежды, стесняющей дыхание, создать покой. При по­падании на кожу об­мыть водой, при появ­лении ожогов нало­жить повязку. Транспортировка пора­женного только в поло­жении лежа. При оста­новке дыхания сделать искусственное дыха­ние, лучше методом «рот в рот». Дать теп­лое питье

АММИАК

Бесцветный газ с рез­ким удушливым запа­хом, легче воздуха. Проникает в верхние этажи зданий. Приме­няют: в производстве азотной кислоты, ни­трата и сульфата аммо­ния, жидких удобрений (аммиакатов), мочеви­ны, соды, в органиче­ском синтезе; при кра­шении тканей; светоко­пировании; в качестве хладагента в холодиль­никах; при серебрении зеркал

Сильно раздражает ор­ганы дыхания, глаза, кожу. Признаки от­равления: учащенное сердцебиение, наруше­ние частоты пульса, насморк, кашель, резь в глазах и слезотече­ние, тошнота, наруше­ние координации дви­жений, бредовое со­стояние. При вдыхании высоких концентраций возможен смертельный исход

Гражданские проти­вогазы, ватно-марле-вые повязки, шар­фы, платки, предва­рительно смоченные водой или 5% -ным раствором лимонной кислоты

Надеть на пострадавше­го противогаз. Вынести его из опасной зоны, дать вдыхать теплые водяные пары (лучше с добавлением уксуса или нескольких крис­таллов лимонной кисло­ты). Тщательно промыть глаза водой. При попада­нии на кожу обильно об­мыть водой, при появле­нии ожогов наложить повязку. При остановке дыхания сделать искус­ственное дыхание, луч­ше методом «рот в рот»

АКРИЛОНИТРИЛ

Бесцветная жидкость со слабым запахом. Применяют: в произ­водстве синтетических волокон, каучука и по-лимеризационных пла­стмасс; в синтезе краси­телей, лекарственных препаратов и для оку­ривания зерна

Симптомы острого от­равления: головная боль, слабость, рвота, головокружение, одыш­ка, потливость, понос. В тяжелых и смертель­ных случаях — силь­ная одышка, судороги, тахикардия, пониже­ние температуры тела, потеря сознания. В легких случаях — беспокойство, сла­бость, головная боль, тошнота, рвотные дви­жения, боли в желуд­ке. При действии на кожу вызывает ожоги

Фильтрующие про­мышленные противога­зы. При наличии высо­ких концентраций — шланговые или изоли­рующие противогазы

средства. При отравле­нии через рот немедлен­но вызвать рвоту, про­мыть желудок раствором перманганата калия (2 г на 1 л воды) или.2% -ным раствором соды


Окислы азота

В зависимости от соста­ва газы от бесцветного до красно-бурого цвета. Применяют: при синте­зе азотной кислоты, ни­тратов, серной кисло­ты, анилиновых краси­телей; в производстве целлулоида, фотоплен­ки, шелка; при изготов­лении искусственных удобрений. Выделяют­ся при горении динами­та, целлулоида, кино­пленки

Отравление начинает­ся с легкого кашля. На свежем воздухе явле­ния быстро проходят. Через 2—12 ч у пора­женного развиваются чувство страха и силь­ной слабости, нарас­тающий кашель, иног­да озноб, повышение температуры до 40 °С, учащенное сердцебие­ние, сильная синюшность, тошнота, рас­стройство желудка. При отравлении высо­кими концентрациями возможна смерть в те­чение первых суток

Фильтрующие промыш­ленные противогазы

Надеть на пострадавше­го противогаз. Перенес­ти на свежий воздух (не­допустимо, чтобы пост­радавший шел сам). Максимальный покой, предотвращение переох­лаждения. Как можно раньше обеспечить вды­хание кислорода. Искус­ственное дыхание (с ос­торожностью) делать только при угрозе или наступившей остановке дыхания. При раздраже­нии верхних дыхатель­ных путей — содовые ингаляции, горячее мо­локо с содой или щелоч­ной минеральной водой


СЕРНИСТЫЙ АНГИДРИД

Бесцветный газ с рез­ким запахом, тяжелее воздуха. Применяют: как сырье для произ­водства серной кисло­ты; для отбеливания целлюлозы, шерсти, шелка,сахара; как кон­сервант; в качестве хла­дагента; в некоторых производствах органи­ческой химии; для дез­инфекции

Раздражает дыхатель­ные пути, вызывая спазм бронхов. При не­благоприятных услови­ях может вызвать мас­совое отравление насе­ления. Однократное вдыхание очень высо­ких концентраций при­водит к одышке, си-нюшности и расстрой­ству сознания. Острые отравления со смер­тельным исходом редки

Фильтрующие про­мышленные противога­зы; простейшие средст­ва защиты кожи: пла­щи, накидки


Надеть на пострадавше­го противогаз. Вынести на свежий воздух, осво­бодить от стесняющей одежды. Ингаляции кислородом, промыва­ние глаз, носа; полоска­ние 2%-ным раствором соды. Тепло на область шеи; теплое молоко с боржоми, содой, мас­лом и медом


СИНИЛЬНАЯ КИСЛОТА

Бесцветная жидкость с запахом горького мин­даля. Применяют: в синтезе каучука, синте­тического волокна, пла­стмасс, органического стекла, молочной кис­лоты; в медицине: для дезинфекции, борьбы с грызунами,окурива­ния плодовых деревьев

Вызывает нарушение ды­хания. Сначала наблюда­ются учащение дыхания и повышение кровяного давления, затем — пара­лич дыхания и внезапное сильное падение кровя­ного давления. При высо­ких концентрациях че­ловек почти мгновенно теряет сознание; при меньших — першение в горле, слюнотечение, онемение рта и зева, мы­шечная слабость, голо­вокружение, головная боль, рвота.

Фильтрующие про­мышленные противога­зы. При очень высоких концентрациях — изо­лирующие противога­зы. Простейшие средст­ва защиты кожи: пла­щи, накидки

Надеть на пострадавше­го противогаз. Вынести на свежий воздух, снять загрязненную одежду. Обеспечить по­кой, тепло. Ингаляция кислородом. При нару­шении или остановке дыхания — длительное искусственное дыхание


ФОСГЕН

Газ с удушливым не­приятным запахом, на­поминающим запах гнилых плодов, прело­го сена. Применяют: в производстве красите­лей, производных моче­вины; в алюминиевой, фармацевтической про­мышленности; для раз­ложения минералов, содержащих платину

Вызывает отек лег­ких (в результате по­ражения капилляров легких), который при­водит к кислородно­му голоданию. Раз­дражающее действие на верхние дыхатель­ные пути невелико. Вдыхание малых и средних концентра­ций вызывает слезоте­чение, кашель, тош­ноту. При более высо­ких концентрациях — рвота, боль за груди­ной, ощущение уду­шья. Затем симптомы быстро ослабевают и исчезают, наступает ложное «выздоровле­ние» (1—23 ч), после которого заболевание переходит в открытую форму

Фильтрующие про­мышленные противога­зы. При опасности об­разования больших концентраций — изо­лирующие противогазы

Надеть на пострадав­шего противогаз. Об­мыть, заменить белье. Срочно госпитализиро­вать даже при хоро­шем состоянии. Обес­печить абсолютный по­кой и тепло(для уменьшения потреб­ности организма в кис­лороде). Как можно раньше сделать инга­ляцию кислородом. Искусственное дыха­ние (с осторожностью) делать только при на­рушении или останов­ке дыхания. При раз­дражении дыхатель­ных путей — содовые ингаляции,горячее молоко с содой или ще­лочной минеральной водой


АНИЛИН

Вязкая бесцветная мас­лянистая жидкость со слабым запахом. На свету и воздухе быстро темнеет. Применяют: в производстве анилино­вых красителей, эпок­сидных смол, взрывча­тых веществ, фарма­цевтических препаратов, фотореак­тивов; в качестве сырья при получении химиче­ских добавок для изго­товления резины, поли­мерных материалов, синтетических замени­телей сахара

Острое отравление на­блюдается при поступ­лении анилина в орга­низм с вдыхаемым воз­духом, через кожу и при приеме внутрь (смер­тельная доза до 30 г). Признаки острой инток­сикации: резкая сла­бость, головокружение и головная боль, одыш­ка, учащенный пульс, снижение артериально­го давления, тошнота и рвота, желудочно-ки­шечные колики, поси­нение кожных покро­вов, психическое воз­буждение

Изолирующие или фильтрующие промыш­ленные противогазы, респираторы, при их отсутствии — ватно-марлевые повязки, смо­ченные 2% -ным раство­ром питьевой соды. За­щитные костюмы, пер­чатки и очки

Обильно промыть глаза и лицо пострадавшего водой, надеть на него противогаз или ватно-марлевую повязку, от­крытые участки кожи промыть водой с мылом. Немедленно эвакуиро­вать его из пораженного очага. При попадании анилина в желудок дать выпить пострадавшему две столовые ложки ак­тивированного угля (по­рошок), растворенного в стакане воды, промыть желудок и дать солевое слабительное (касторо­вое масло противопока­зано). Затем направить пострадавшего в лечеб­ное учреждение


ФОРМАЛЬДЕГИД

Бесцветный газ. Восп­ламеняется от открыто­го пламени. Применя­ют: в производстве син­тетического каучука, красителей, лекарст­венных и взрывчатых веществ; при дублении кож и мехов; в краше­нии отбелке и печата­нии; в бумажной и текстильной промыш­ленности. Его консер­вирующие свойства ис­пользуют в фотогра­фии, в технике сохранения раститель­ных и анатомических препаратов

Появляются слезотече­ние, сухой кашель, жжение за грудиной, насморк. Першит гор­ло, головокружение, головная боль. Кожа и слизистые оболочки краснеют. Может возникнуть отек над­гортанника, голосовых связок. В случае отрав­ления ядом через пище­варительный тракт по­являются повторяю­щаяся рвота с запахом формалина и алкоголя, жгучие боли в горле по ходу пищевода, в под­желудочной области. Причиной смерти может стать сердечно-со­судистая недостаточ­ность

Фильтрующие про­мышленные противога­зы, респираторы, при их отсутствии — ватно-марлевые повязки, смо­ченные 2% -ным раство­ром питьевой соды за­щитные костюмы, резиновые сапоги и пер­чатки. При очень высо­ких концентрациях это­го вещества — изоли­рующие или шланговые противогазы.

Обильно промыть глаза и лицо пораженного во­дой, надеть на него про­тивогаз или ватно-мар-левую повязку. Откры­тые участки кожи хорошо промыть водой. Пострадавшего вынести из опасной зоны. При попадании яда внутрь немедленно промыть ему желудок и эваку­ировать в лечебное уч­реждение


МЕТИЛОВЫЙ СПИРТ (МЕТИНОЛ)

Бесцветная прозрачная, легкоподвижная жид­кость с характерным за­пахом винного спирта и жгучим неприятным вкусом. Пары тяжелее воздуха. Применяют: в качестве растворителя красителей; лекарствен­ное средство

Молниеносная инток­сикация наступает пос­ле приема внутрь 200— 300 мл или после пре­бывания в атмосфере с очень высокой концент­рацией его паров. Быст­ро появляется состоя­ние оглушенности, на­ступает кома, развивается острая сосудистая недостаточность. Смерть может последовать через 2— 3 ч.

Замедленную интоксикацию подразделяют на три формы — легкую, среднюю и тяжелую. Легкая — общее недомогание, тошнота, рвота, головная боль, головокружение, резкие боли в области живота, расстройство зрения. Средняя — более выраженные признаки интоксикации.

Затем нарушается зрение, ослабляется его

острота, и через 1— 2 дня может наступить слепота


Изолирующие или фильтрующие промыш­ленные противогазы, респираторы. При их отсутствии — ватно-марлевые повязки, смо­ченные 2% -ным раство­ром питьевой соды. Кроме того, для дейст­вий в очаге нужно надеть защитные костюмы, резиновые сапоги, перчатки

Обильно промыть глаза и лицо пострадавшего во­дой, надеть на него проти­вогаз или ватно-марлевую повязку. В случае попада­ния яда на кожу тщатель­но промыть это место. За­тем немедленно эвакуиро­вать из опасной зоны в лечебное учреждение


ОКИСЬ УГЛЕРОДА (УГАРНЫЙ ГАЗ)

Не имеет цвета и запа­ха. Одномоментное мас­сивное поступление ок­сида углерода в атмос­феру происходит во время пожаров, при ра­боте двигателей на хо­лостом ходу и в случае нарушения правил пользования отопитель­ными системами. Ис­точником его образова­ния являются установ­ки каталитического крекинга; может выде­ляться при производст­ве синтетических воло­кон. Повышенные кон­центрации образуются у известково-обжиговых печей, на кирпич­ных и цементных заво­дах, в керамической промышленности, в до­менных цехах при про­изводстве кокса.

В быту источниками его нередко становятся неполное сгорание топ­лива в печах, неисправ­ность газопроводов и газовой аппаратуры, пожары, а также табач­ный дым. При пожарах отравление им бывает причиной гибели людей в 50% случаев

Легкая степень отрав­ления развивается при воздействии невысо­ких концентраций. У человека начинает сильно болеть и кру­житься голова, шумит в ушах, темнеет в гла­зах, ухудшается слух. Он ощущает «пульса­цию височных арте­рий», тошноту, иногда рвоту, мышечную сла­бость. Пульс и дыхание учащаются. Отмечают­ся непроизвольные су­хожильные рефлексы, теряется ориентировка во времени и простран­стве. При средней сте­пени сознание затемня­ется, появляется выра­женная мышечная слабость, нарушается координация движе­ний, появляются сонливость и безразли­чие к окружающей об­становке, одышка. Воз­можно повышение тем­пературы тела до 38— 40 °С. При тяжелой сте­пени отравления чело­век теряет сознание, у него развивается гипер­тонус мышц туловища и конечностей. Особен­но выражено повыше­ние тонуса мышц шеи и лица. Появляются су­дороги. Кожные покро­вы и слизистые оболоч­ки приобретают ярко-розовый цвет

Гражданские противо­газы с гопкалитовым патроном (комплект до­полнительного патрона КДП) или изолирую­щие противогазы (при высоких концентраци­ях оксида углерода). Кроме того, в опасной зоне применяют защит­ные костюмы, резино­вые сапоги и перчатки

Надеть на пострадавше­го противогаз, вывести (вынести) его из зоны заражения, согреть, дать вдыхать с ватки нашатырный спирт, а при остановке или на­рушении дыхания — использовать искусст­венную вентиляцию легких


ДИХЛОРЭТАН

Бесцветная или слегка зеленоватая маслянис­тая жидкость с запахом эфира или хлороформа. Быстро испаряется. Па­ры в 3,5 раза тяжелее воздуха. Широко при­меняют в производстве пестицидов, в фарма­цевтической промыш­ленности, в производст­ве лаков, красителей, высококачественных смазочных масел. Вхо­дит в состав клеев. Дих­лорэтан — хороший растворитель. Исполь­зуют для растворения жиров, масел, смол, восков, парафинов, алка­лоидов, в том числе в быту для склеивания пластмассовых изде­лий, плексигласа и т. п.

При концентрации 100—200 мг/м3 в тече­ние 6 ч появляются тошнота и чувство тя­жести в желудке. При 300—600 мг/м3 в бли­жайшие два—три часа появляются головная боль, сонливость, слад­кий привкус во рту, тошнота и рвота, по­краснение кожи лица. При 250000 мг/м3 пост­радавший чувствует резкую слабость, голов­ную боль, сильную ико­ту; пульс становится редким и слабым. Воз­никает рвота, он теряет сознание. При попада­нии яда внутрь через пищевод (минимальная смертельная доза для человека 10—30 мл) по­являются сильные боли в животе, тошнота и рвота, иногда неукроти­мая, с желчью и кро­вью. В течение 10— 15 мин наступает поте­ря сознания. Наиболь­шее количество смер­тельных исходов наблю­дается в первые сутки с момента поражения

Фильтрующие проти­вогазы или респирато­ры. В случае их отсут­ствия — ватно-марлевые повязки, смоченные 2%-ным раствором питьевой соды. В условиях вы­соких концентраций применять изолирую­щие или шланговые противогазы, защитные костюмы, резиновые сапоги, ру­кавицы или перчатки из стойкой резины или других подобных мате­риалов, шлемы

Промыть глаза и лицо пострадавшего 2% -ным раствором питьевой со­ды, надеть на него проти­вогаз или ватно-марле-вую повязку, смоченную указанным раствором, открытые участки кожи вымыть водой с мылом и быстро эвакуировать из пораженного очага в ле­чебное учреждение.


РТУТЬ

Серебристый жидкий ме­талл. Тяжелее всех из­вестных жидкостей. При­меняют: в термометрах,

манометрах, газоразряд­ных приборах; в произ­водстве хлора и едкого натра. Ртуть легко испа­ряется при низкой тем­пературе; при разливе ее пары равномерно распро­страняются по всей пло­щади пятна. При темпе­ратуре более 28 °С пары попадают в воздух


Появляются повышен­ная утомляемость, сла­бость, сонливость и го­ловная боль. Позже

начинают дрожать ру­ки, веки, в тяжелых случаях — ноги


Противогазы или респи­раторы, а также резино­вые (полиэтиленовые) перчатки, комбинезоны; халаты закрытого типа и обувь с гладкими подош­вами


Оказавшиеся в пора­женном очаге должны быстро покинуть опас­ное место и срочно вызвать специалистов. Выйдя из очага зараже­ния, постараться по возможности сменить одежду, принять душ, прополоскать рот 0,25%-ным раствором перманганата калия (марганцовка), обяза­тельно почистить зубы. Промыть желудок (на стакан воды 20—30 г активированного угля). Затем выпить молока и слабительного (вместо молока можно исполь­зовать взбитый с водой яичный белок)









Поражающие факторы АХОВ. К особенностям химического зараже­ния, влияющим на жизнеобеспечение населения, можно отнести сле­дующее:

  • опасные концентрации АХОВ могут существовать от нескольких часов до нескольких суток;

  • незначительная вероятность поражения людей АХОВ через кожные покровы не требует применения средств защиты кожи при эвакуации населения;

  • низкая способность к заражению предметов одежды, мебели, предметов обихода позволяет пользоваться ими после обычного проветривания без специальной обработки;

  • чрезвычайная оперативность проведения защитных мероприятий, т.к. пребывание людей в течение нескольких минут в облаке АХОВ может привести к массовым поражениям;

  • трудности обнаружения АХОВ, из-за отсутствия надежных технических средств специфической индикации;

  • эвакуация на короткий срок не требует строительства новых жилых домов, причем в теплое время года для размещения эвакуируемого населения могут широко применяться палаточные городки;

  • дальность эвакуации зависит от масштабов аварии, но, как правило, не превышает 15 км от зоны заражения;

  • в большинстве случаев не требуется санитарной обработки эвакуированного населения и дегазации одежды;

— возможность больших санитарных потерь среди населения потребует создания специальных бригад для оказания медицинской помощи пострадавшим;

— заражение водоисточников, продовольствия и пищевого сырья возможно лишь тогда, когда ядовитое вещество будет в жидкой фазе и, в отдельных случаях, в твердом состоянии;

— большинство видов продовольственного сырья и продуктов, хранящихся открыто, после воздействия на них газообразных АХОВ достаточно проверить или подвергнуть кулинарной обработке, чтобы в дальнейшем использовать по назначению.

Последствия химически опасных аварий характеризуются масш­табом, степенью опасности и продолжительностью химического за­ражения.




РАЙОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ВЫСОКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

Район

Используемые и хранимые химически опасные вещества

Общее количество, тыс. т.

Поволжский

Аммиак, хлор и др.

146,3

Центрально-Чернозёмный

Хлор, аммиак и др.

124,4

Центральный

Аммиак, хлор, синильная и соляная кислоты, хлорпикрин, нитрил акриловой кислоты, сероуглерод

77,2

Западно-Сибирский

Аммиак, хлор, сероуглерод, хлористый водород, сернистый ангидрид, фтористый водород, ацетонитрил

50,9

Северо-Западный

Аммиак, хлор, нитрил акриловой кислоты, водород фтористый и др.

48,5

Уральский

Аммиак, хлор, нитрил акриловой кислоты, водород фтористый и др.

48,5

Волго-Вятский

Хлор, аммиак, соляная кислота, фосген и др.

46,2

Северный

Аммиак, хлор, сернистый ангидрид, соляная кислота и др.

25,2



Население, проживающее вблизи химически опасных объектов, должно знать свойства, отличительные признаки и потенциальную опасность АХОВ, используемых изданном объекте, способы индивидуальной защиты от поражения АХОВ, уметь действовать при возникновении аварии, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Основным способом оповещения населения об авариях с выбросом (выливом) АХОВ является передача речевой информации через местную теле- и радиовещательную сеть. Также для сообщения об авариях используется установленный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», при котором включаются электросирены, дублируемые производственными гудками и другими сигнальными средствами. Услышав этот сигнал, население обязано включить радио- и телевизионные приемники и прослушать речевое сообщение о ЧС и необходимых действиях.

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ СООБЩЕНИЯ ОБ АВАРИИ НА ХИМИЧЕСКОМ ОБЪЕКТЕ

Внимание! Говорит Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Самары.

Граждане! На химическом комбинате произошла авария с выбросом хлора. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении поселков Артемьево, Голубево.

В зону химического поражения полностью попадают оба поселка, а также хутор Прохоровский. Населению поселков и хутора немедленно покинуть населенные пункты и выйти к деревне Отурино.

В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями органов ГОЧС и местного самоуправления. О возможности возвращения к месту жительства (работы) будет объявлено дополнительно после ликвидации последствий аварии.

Население, проживающее вблизи химически опасных объектов, при авариях с выбросом АХОВ, услышав информацию, передаваемую по радио, телевидению, через подвижные громкоговорящие средства или другими способами, должно надеть средства защиты органов дыхания, закрыть окна и форточки, отключить электронагревательные и бытовые приборы, газ, погасить огонь в печах, одеть детей, взять при необходимости теплую одежду и питание (трехдневный запас непортящихся продуктов), предупредить соседей, быстро, но без паники выйти из жилого массива в указанном направлении или в сторону, перпендикулярную направлению ветра, желательно на возвышенный, хорошо проветриваемый участок местности, на расстояние не менее 1,5 км от места проживания, где находиться до получения дальнейших распоряжений.

Мы познакомились с двумя наиболее распространёнными АХОВ.

По образцу вы дома заполните таблицу до конца, используя Приложение №1 и Приложение №2, справочную литературу и учебник.

Поражающими факторами при авариях на ХОО с выбросом АХОВ является поражение людей, животных, через органы дыхания, кожные покровы, вызывая различные болезненные состояния, а при определенных условиях – гибель.



IY. Закрепление изученного материала (фронтальный опрос).-5-7 мин.

Ответьте на вопросы. Верны ли утверждения?

(Задание, способствующее закреплению изученного материала).



Преподаватель предлагает задания 2-х вариантов сложности:

Вариант №1- для слабо подготовленной группы

Верны ли следующие утверждения?

Да

Нет

Хлор относится к чрезвычайно опасным для человека АХОВ

+


По степени опасности для организма человека ХВ делятся на 5 классов.

4

-

Зеленовато-жёлтый газ, тяжелее воздуха, с резким запахом – это хлор.

+


Аммиак относится к высоко опасным АХОВ для человека.

+


Хлор тяжелее воздуха, поэтому в здании от него нужно укрываться в подвальном помещении.


-

Аммиак – бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта.

+


По характеру воздействия на человека АХОВ делятся на 4 группы

5

-



Вариант №2 – для хорошо подготовленной группы

Задание 1: Вставьте в формулировку пропущенные слова.( содержание показано на экране)

1. АХОВ - это ……….. вещества или соединения, которые при проливе или ……… в окружающую среду способны вызвать ………… людей, ………….., заражение воздуха, почвы, …., растений и различных объектов.


(Пропущенные слова – химические, поражения, животных, воды, выбросе.


2. ХОО - это предприятие, на котором при ……… могут произойти поражения ………, животных, ………., а также ………. загрязнение окружающей ……….

( Пропущенные слова – людей, растений, химическое, , аварии, среды.


3. Найдите соответствие между предприятиями потребителей АХОВ и названием вещества.


Сельское хозяйство аммиак

Цветная металлургия хлор

Медицинская промышленность соляная кислота

Оборонная промышленность фосген

сернистый ангидрид


Подведение итогов 1 этапа .-5 мин.



2 этап: Изготовление ватно-марлевой повязки” (практическое занятие)

Цели урока:

  • научиться изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

  • провести тренировку по применению средств индивидуальной защиты органов дыхания.

Оборудование:

  • на одного студента :

    • марля (100 х 50 см),

    • вата (30 х 20 см, толщиной 2 см),

  • нитки,

  • иголка,

  • ножницы,

  • технологическая карта,

  • индивидуальный пакет для хранения ВМП,

  • плакат “Индивидуальные средства защиты”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент 2-3 мин

Проверка готовности к занятию.

II. Изучение нового материала

Объявление темы и цели урока.

– Как мы с вами уже знаем, средства индивидуальной защиты предназначены для предотвращения сверхнормативного воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, попавших в окружающую среду при разрушении оборудования и коммуникаций соответствующих объектов и при применении оружия массового поражения. И сегодня на уроке мы с вами изготовим простейшее средство защиты органов дыхания – ватно-марлевую повязку и проведём тренировку по применению ВМП.

Практическая часть.

А) Вводный инструктаж.

  • Материал и инструменты, необходимые для изготовления ВМП.

  • Размеры. (Рисунок 1)

  • Применённый шов (вперёд иголкой)

  • Технология изготовления.













Берут кусок марли 90 х 40 см; в средней части куска на площади 20 х 20 см кладут ровный слой ваты толщиной примерно 2-3 см; свободные от ваты концы марли (около 30–35 см) с обеих сторон посередине разрезают ножницами, образуя две пары завязок; завязки обшивают.
Хочу обратить ваше внимание, что при отсутствии ваты можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска укладывают 5–6 слоёв марли.

  • Критерии контроля качества.

  • Инструктаж по ТБ.

Б) Изготовление ВМП.

Текущий контроль за выполнением работ и соблюдением ТБ при работе с иголкой и ножницами.

Г) Проверка изделий.

Д) Упражнение по применению ВМП в случае выброса хлора или аммиака.



Инструкция по правильному применению ВМП с демонстрацией:

1

Завязывать марлевую или ватно-марлевую повязку следует не слишком туго, иначе может разболеться голова. Помните, что завязки марлевой повязки могут пережать снабжающие кровью сосуды головы. Перед надеванием повязки необходимо убедиться, что повязка чистая, сухая и не была использована по назначению ранее. Использованная ранее защитная маска сама может стать источником распространения острых респираторных вирусных инфекций, таких как грипп, ларингит (воспаление гортани) или фарингит (воспаление глотки).2



Повязка должна плотно прилегать к переносице и закрывать как рот, так и нос. Модная тенденция носить одноразовые повязки, прикрывая исключительно рот – лишь имитация профилактики вирусных заболеваний. Если после использования ватно марлевой повязки вы почувствовали себя разбитым, у вас начался насморк, кашель, чиханье, головная боль, боль в горле, глазных яблоках, рвота, жидкий стул, значит, повязку вы носили все же неправильно.



Можно задать вопросы:

– При выбросе хлора чем можно смочить ВМП для более надёжной защиты органов дыхания?(Смочить 2%-ным раствором питьевой соды)
– Чем смачивают ВМП при выбросе аммиака? (5%-ным раствором лимонной кислоты)

Команда: “Ватно-марлевую повязку одеть! Газы!”

Одевание ВМП, проверка правильности закрепления ВМП.

Команда: “Ватно-марлевую повязку снять!”

Упаковать ВМП в индивидуальные пакеты и подписать их.

IV. Закрепление материала 3-5 мин.

Ответить на вопросы:

– Что необходимо иметь для изготовления ВМП?
– Для чего служит ВМП?

V. Подведение итогов (выставление оценок за практическую часть занятия) 10-15 мин.

VI. Домашнее задание:

1. Быть готовыми к написанию теста по 1этапу

2. Помочь изготовить ВМП для своей семьи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия по теме: "ЧС, связанные с выбросом в атмосферу АХОВ."

Автор: Елисеев Владимир Григорьевич

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127787


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства