Конспект занятия по профилактике ДДТТ « Я – пассажир»
Конспект занятия по профилактике ДДТТ « Я – пассажир»
В cвязи с необходимостью усовершенствования профилактической работы, с поиском новых форм и методов обучения Правилам дорожного движения, формирования грамотного участника дорожного движения на занятии делается акцент на новую систему работы учащихся.Игровые технологии, использованные в предложенном занятии дают возможность через ситуации,которые воссоздают опыт безопасного поведения в легковом и общественном транспорте, включиться в практическую деятельностьи, тем самым совершенствовать собственное поведение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по профилактике ДДТТ « Я – пассажир»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Белгородский Дворец детского творчества» г. Белгорода
Конспект занятия по профилактике ДДТТ
« Я – пассажир»
Подготовила: методист отдела
социально-педагогической работы Хохленкова Ольга Михайловна
г. Белгород, 2016г.
Актуальность: В связи с необходимостью усовершенствования профилактической работы, с поиском новых форм и методов обучения Правилам дорожного движения, формирования грамотного участника дорожного движения на занятии делается акцент на новую систему работы учащихся. Игровые технологии, использованные в предложенном занятии, дают возможность через ситуации, которые воссоздают опыт безопасного поведения в легковом и общественном транспорте, включиться в практическую деятельность и, тем самым совершенствовать собственное поведение.
Цель урока:
Снижение уровня детского травматизма, освоение и формирование положительного социального опыта, социальных ролей и установок
участников процесса движения, выработка ценностных ориентаций,
способствующих формированию готовности к освоению норм культуры дорожного движения и безопасного поведения в транспорте.
Задачи:
организовать работу по изучению правил безопасной посадки в транспорте (из транспорта);
научить пользоваться общественным и легковым транспортом; правильно и безопасно вести себя в общественном транспорте;
воспитать уважительное отношение к пассажирам и культуру поведения учащихся в общественном месте.
Оборудование: УМК «Азбука дорожной безопасности», плакаты по ПДД; иллюстрации, изображающие поведение пассажиров в транспорте, таблички с буквами.
Психологический аспект:
1 .Организационно-подготовительный этап.
-Здравствуйте, участники дорожного движения. Я могу обратиться к вам так сейчас? (нет). А кого же мы можем отнести к ним? О ком сегодня пойдет речь на нашей встрече, вы узнаете, собрав слово из букв. Составить из букв слово «пассажир».
2. Конструирующий этап.
-Как часто вам приходится пользоваться общественным транспортом? Опишите свой маршрут. (Как один из вариантов попросить детей принести схему любого транспорта; каждый составит план путешествия из пункта А в пункт Б.) Обратить внимание на то, что при посадке очень важно знать, в каком направлении идет транспорт. Если не уверены необходимо спросить у водителя.
-Какие правила, которые необходимо соблюдать при пользовании общественным транспортом, вам известны?
Предложить учащимся вспомнить определения таких понятий, как транспортное средство, общественный транспорт, пассажир. Люди, пользующиеся для передвижения автобусом, трамваем, такси или другими транспортными средствами, называются пассажирами.
Ролевая игра «Мы едем в общественном транспорте». Разбившись на группы смастерить модель одного из видов общественного транспорта. Попросить перечислить все виды общественного транспорта. Каждая команда выберет свой вид общественного транспорта и составит список необходимых деталей. Каждый участник команды должен выполнять в этом задании различные функции (как один из вариантов: одна группа создают каркас автобуса, в то время как другая обустраивает автобус изнутри). По окончании работы каждая группа объясняет, что, как и почему было сделано.
Предложить сюжеты, отражающие как правильное, так и не правильное
поведение пассажиров. Как поступишь ты, если :
-Ты вошел в автобус и увидел друга…
-Ты вошел в автобус. На остановке вошел пожилой человек.... -Ты вошел с мамой в автобус. Свободное место только одно... Правильно ли ведут себя дети? Как должны вести себя пассажиры в транспорте? Данными упражнениями обучающиеся подводят к тому, что: каждый пассажир должен точно выполнять свои обязанности, которые изложены в Правилах дорожного движения и в Правилах пользования общественным транспортом, утвержденных местными органами власти. Предложить ученикам ответить на вопрос: в чем заключаются эти правила? Систематизировать, и дополнить их ответы и на основе этого сформулировать правила, которые необходимо соблюдать: Ожидать транспортное средство нужно только на остановках, которые обычно обозначены указателями. Место ожидания на проезжей части обводится белой сплошной линией и называется посадочной площадкой. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо не задерживаясь освободить проезжую часть. Садиться в автобус, троллейбус, трамвай или в другие транспортные средства можно только после полной их остановки. Запрещается стоять на подножках транспортных средств. Войдя в салон, пассажир должен пройти в среднюю его часть, чтобы не затруднять посадку. Если в салоне имеются свободные места, пассажиры должны занять их, чтобы не толпиться в проходе. При этом необходимо помнить, что передние места отводятся пассажирам с детьми, инвалидам и престарелым гражданам, которым нужно всегда уступать место. Если пассажир выходит на ближайшей остановке, то он должен заблаговременно пройти к выходу. В салоне запрещается шуметь, шалить, громко разговаривать. Следует помнить, что шум неприятен пассажирам. Запрещается во время движения отвлекать водителя, спрашивать названия остановок. Запрещается перевозить в общественном транспорте взрывчатые вещества, пачкающие, острые и колющие предметы, громоздкие вещи, ездить в грязной одежде. Для перевозки колющих или режущих предметов требуется их тщательная упаковка.
Задание 4. Инсценировка «Поездка семьи по городу» (участвуют 5 детей). Соорудить «автомобиль из стульев»: два стула впереди и три стула сзади. Показать детям, с какой стороны от автомобиля находится дорога и с какой тротуар. Распределить между детьми роли семьи: двоих родителей и троих
детей. Попросить их показать сценку, в которой семья садится в автомобиль, едет по городу и выходит из машины. Другие дети наблюдают и комментируют сценку (вопросы на которые необходимо обратить внимание: выходить и входить из машины нужно со стороны тротуара, необходимо сразу пристегнуть ремни безопасности.)
Физ.минутка на внимание. Я задаю вопросы, а вы показываете движениями. Будьте внимательны.
Как живете?
Через дорогу как идете?
Как на красный свет бежите?
А на зеленый свет стоите?
На дорогах как шалите?
На желтый свет опять бежите?
Как по «зебре» вы идете?
Как в транспорте шум создаете?
Контрольный подэтап. Упражнения на печатной основе (см.приложение).
Задание 1.Знакомство обучающихся с разными моделями поведения в общественном транспорте. Соедини изображение с неправильным поведением с изображением с правильным поведением.
Задание 2. Знакомство обучающихся с опасными последствиями неправильного поведения в общественном транспорте. Поставь в предложение подходящие слова.
Задание 3. Проверить правильность понимания поведения в общественном транспорте и следования им. Нарисовать пассажиров в автобусе, которые соблюдают правила безопасности и ведут себя правильно.
З.Итоговый этап.
Аналитический подэтап.
Прочтение советов правильного поведения в транспорте:
всегда дожидайся автобуса, троллейбуса или трамвая на тротуаре в специально отведенном месте, на остановке.
Спокойно входи и выходи из автобуса, не расталкивая других пассажиров. Не мешай водителю. Ему нужна тишина, чтобы сосредоточиться на движении.
Будь внимателен к другим пассажирам. Посмотри вокруг и уступи место тем, кто в этом нуждается.
Не порти и не пачкай салон и кузов автобуса.
Подожди, пока автобус уедет, чтобы перейти через дорогу. Помни, что автобус обходят сзади, чтобы видеть другие машины.
Рефлексивный подэтап.
Выберите один из трёх глазков светофора и покажите нам своё настроение.
Список литературы:
Методические рекомендации по предупреждению опасных ситуаций, 2004 год, С.Н. Мурдасова, Т.В. Ларина; Методическое пособие для педагогов и инспекторов ОГПН по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, Челябинск 2005 год;
«Тематические игры по ОБЖ» методическое пособие для учителя, С.В. Титов, Г.И. Шабаева, Москва 2003 год, «Творческий Центр»; «Учителю о ПДД» Н. А. Извенова Москва «Просвещение» 1990 год;
Ребёнок и дорога: Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений / Под ред . А.Н. Коптяевой. – Томск: Изд-во НТЛ, 2006.