Конспект урока по ОБЖ "Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе"
Конспект урока по ОБЖ "Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе"
Тема урока: «Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе »
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с содержанием обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и требованиями по подготовке молодежи к военной службе через приобретение воинских специальностей.
2. Создать на уроке микроклимат, способствующий осознанию учащимися необходимости несения воинской службы и их личной ответственности за защиту Отечества.
Задачи урока:
1. Обучающие: изучить основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям, знакомство с дополнительными образовательными программами военной подготовки несовершеннолетних и подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
2.Воспитательные: проведение профессиональной ориентации учащихся, формирование представления о морально-волевых и нравственных качествах российского офицера, патриотическое воспитание.
3.Развивающие: развитие умения учащихся соотносить свои желания и возможности.
Планируемые результаты:
1.Знание требований Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (раздел III, ст.11,17, 18, 19, 20).
2.Формирование внутренней готовности к военной службе по призыву.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОБЖ "Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе"»
План-конспект урока по ОБЖ для учащихся 11 класса.
Учитель Палаева Г. Н.
Тема урока: «Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе »
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с содержанием обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и требованиями по подготовке молодежи к военной службе через приобретение воинских специальностей.
2. Создать на уроке микроклимат, способствующий осознанию учащимися необходимости несения воинской службы и их личной ответственности за защиту Отечества.
Задачи урока:
1. Обучающие: изучить основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям, знакомство с дополнительными образовательными программами военной подготовки несовершеннолетних и подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
2.Воспитательные: проведение профессиональной ориентации учащихся, формирование представления о морально-волевых и нравственных качествах российского офицера, патриотическое воспитание.
3.Развивающие: развитие умения учащихся соотносить свои желания и возможности.
Планируемые результаты:
1.Знание требований Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (раздел III, ст.11,17, 18, 19, 20).
2.Формирование внутренней готовности к военной службе по призыву.
Вопросы урока:
Воинская обязанность и военная служба — определение, правовая основа.
Обязательная подготовка граждан к военной службе.
Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.
Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.
Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Учебно -методическое сопровождение урока:
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и воинской службе».
Слайд-презентация по теме урока.
Схемы и таблицы для изучения нового материала.
Карточки для проверки пройденного материала, закрепления нового.
Ход урока.
I. Организация начала урока. Сл.1, 2
Подготовить учащихся к работе на уроке.
II. Проверка пройденного материала.Сл.3
Повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Учитель: Перед тем как мы начнем изучение новой темы урока, проверим, как вы усвоили обязанности граждан по воинскому учету.
Предлагает учащимся выполнить варианты самостоятельной проверочной работы по теме: «Воинский учет. Медицинское освидетельствование при первоначальной постановке на воинский учет ».Проверочная работа
Вариант 1
1.В чём заключается воинский учёт и кем он ведётся?
2. Перечислите исключения, когда граждане освобождаются от воинского учета.
3. Какиеовы обязанности граждан по воинскому учету предусматривает законодательство?
III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
Организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы, предложить учащимся отгадать загадки.
Любой профессии военной уУчиться надо непременно, чЧтоб быть опорой для страны, чЧтоб в мире не было …(Войны)
Я служу сейчас на флоте, сСлух хороший у меня. Есть такой же и в пехоте - дДружим с рацией не зря!(РАДИСТ)
Родина дала приказ, он - сразу на Кавказ! Прыгнул ночью с парашютом - дДорога, порой минута!(ДЕСАНТНИК)
Я на «тракторе» служу, тТолько так, я вам скажу:«Ведь прежде чем пахать мне пашню, яЯ разверну сначала башню».(ТАНКИСТ)
Самолёт стоит на взлёте, яЯ готов уж быть в полёте.Жду заветный тот приказ - ,зЗащищать, чтоб с неба вас!(ВОЕННЫЙ ЛЁТЧИК)
Я современный «Бог войны», зЗащитник рубежей страны.Ведь, прежде, чем пойти на бой, мМеня пускают на «разбой».(АРТИЛЛЕРИСТ)
«Там, где мы, там — победа!» -Девиз наш славный, боевой.Мы с моря на берег из века, бБежали «каменной» стеной!(МОРСКОЙ ПЕХОТИНЕЦ)
Ночью, в полдень, на рассвете сСлужбу он несет в секрете. ,(ПОГРАНИЧНИК)
Вступительная часть .Сл.4
Учитель:Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. И этот установленный законом долг, как уже вам известно, называется воинской обязанностью. Речь, конечно же, идет о ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». (Показ сборника ФЗ)Сл.5Военная служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (лиц без гражданства: Россия, США, Франция и другие) на воинских должностях в вооруженных силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Главная задача - защита и оборона страны.
Сл. 6 В ФЗ «Об обороне» указано, что в целях обороны страны создаются ВС РФ и устанавливается воинская обязанность.
В: Назовите, пожалуйста, документ, определяющий основные задачи ВС РФ? (Военная доктрина РФ)
Для того чтобы освоить военные специальности, о которых шла речь в загадках, нужно изучать предмет ОБЖ и заниматься техническими и военно-прикладными видами спорта.
Сл. 7Итак, подготовка граждан к военной службе предусматриваетоОбязательнуюая и добровольнуюая подготовкуа, что граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».
IV. Изучение нового материала.Сл.8
Сообщение нового материала в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с выводами).
1. Ознакомление с положением Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»Сл. 9, 10
Учитель: Исходя из статьи 11 этого закона, обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:
- получение начальных знаний в области обороны;
- подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении;
- военно-патриотическое воспитание;
- подготовку к военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
- медицинское освидетельствование.
(Используя схему №1 рассматриваем то, что предусматривает обязательная подготовка к военной службе. (Приложение №1))
2. Объяснение понятия обязательной подготовке граждан к военной службе.
Обязательную подготовку граждан к военной службе условно можно разделить на два периода.
Запись в тетради определений.
Сл.11, 12, 13,14 Первый период- подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки навоинский учет. (Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет)
Второй период – подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник – гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. (Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет).Сл.15, 16
Более подробно рассмотрим подготовку в таблице. (Приложение № 2, сл. 11)
§35, 36 Ученикиитель рассказываюет о военно-патриотическом воспитании граждан, а также о подготовке граждан по военно-учетным специальностям. При этом необходимо обратить внимание учащихся на то, что гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных сил Российской Федерации и других войск.
3. Разъяснение основных требований к молодежи призывного возраста при подготовке их к воинским специальностям.Сл. 17,18, 19, 20
Следует обратить внимание учащихся на многообразие мира военных профессий, познакомить их с воинскими должностями и родственными гражданскими профессиями.
Рассказ о воинских должностях и требуемых морально-психологических качеств к ним.
Профессиональный психологический отбор проводят специалисты. В своей работе они используют методы социально-психологического изучения и психофизического обследования. Соответствие или несоответствие конкретного лица определенной должности, специальности и рода войск устанавливают при помощи специально разработанной классификации.
(Приложение № 3). Работа с таблицей.
По результатам профессионально психологического отбора выносят оценку профессиональной пригодности гражданина к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности.
4. Объяснение понятия «добровольная подготовка граждан к военной службе»Сл.21,22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
Добровольная подготовка граждан к военной службе предусматривает:
- занятия военно-прикладными видами спорта;
- обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, а так же по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах ВУЗов. (Приложение 4)
Первое — граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. (Приложение № 5)
Граждане, имеющие первый спортивный разряд или звание, имеют преимущество при поступлении в учебные заведения военного профиля, а также право выбора вида и рода войск Вооруженных Сил РФ.
Второе – добровольная подготовка к военной службе предполагает обучение в специальных учебных заведениях: суворовских, нахимовских, кадетских корпусах и училищах. Поступление в них ограничено возрастным цензом, социальным статусом и другими факторами и происходит только по направлению военных комиссариатов.
V. Закрепление материала.
Закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы: беседа, тест.
Беседа по итогам рассказа учителя.
Вопросы:
1. Какой возраст считается призывным? (Призывным возрастом считается 18-летний, если гражданин мужского пола прошел медицинскую комиссию, поставлен на воинский учет, но к службе в рядах Вооруженных Сил не успел приступить).
2. Почему для вас наиболее важен первый период подготовки к военной службе? (Для учеников наиболее важен первый период, потому что направлен на достижение общеобразовательного уровня, необходимого для дальнейшего прохождения военной службы. В этот период необходимо воспитывать в себе психические и физические качества, умение работать в группе, способности руководить и подчиняться. Каждому допризывнику необходимо искать в себе индивидуальные наклонности и предрасположенности к определенной военной профессии.)
3. Как следует готовить себя к военной службе? ( Для этого нужно читать книги о военной службе, смотреть кинофильмы и телепередачи военной направленности, задумываться о своем будущем, готовиться к нему. А также ответственно относится к учебе, заботиться о своем здоровье, отказаться от вредных привычек, изучать яРодины и своего края. Идти служить в ряды Вооруженных Сил надо осознанно, зная, что и от кого ты будеишь защищать)
4. Что характерно для второго периода подготовки к военной службе? (Призывники знакомятся с основами военной службы по призыву и, по контракту, с особенностями прохождения медицинского освидетельствования, более детально готовяиться к выбранной военной специальности. Готовиться к будущей военной специальности можно самостоятельно и по направлению военкомата в специальных учебных заведениях РОСТО (Российская организация спортивно-технических обществ))
Учитель предлагает учащимся закрепить материал урока с помощью теста.
Что предусматривает добровольная подготовка граждан к военной службе?
Занятие военно-прикладными видами спорта;
Военно-патриотическое воспитание;
Подготовка к военно-учетным специальностям.
Что предусматривает обязательная подготовка граждан к военной службе?
1.Обучение по программе офицеров запаса;
2. Получение начальных знаний в области обороны;
3. Занятия военно-прикладными видами спорта.
Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется в период:
1. с 1 января по 1 апреля в год достижения ими возраста 17 лет;
2. с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет;
3. с 1 января по 31марта в год достижения ими возраста 16 лет.
Согласно психологической классификации воинских должностей на командные должности целесообразно готовить и назначать граждан, имеющих следующие гражданские специальности:
1. бригадир;
2. токарь;
3. радиооператор;
4. учитель;
5. пожарный;
6. воспитатель.
Перечислите наиболее массовые военно-прикладные виды спорта, культивируемые в Вооруженных силах Российской Федерации.
1. автомобильный (мотоциклетный);
2. гребно-парусный;
3. футбол;
4. плавание прикладное;
5. хоккей с мячом;
6. военно-спортивное ориентирование;
7. парашютный спорт;
8. стрельба пулевая;
9. стрельба из лука.
VI. Подведение итогов
Рефлексия урока.
Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
Выводы.
1.Сегодня мы познакомились с мероприятиями, входящими в содержание обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе, вы рассуждали о качествах, которые необходимо формировать в себе для того, чтобы быть готовым служить Отчизне, вносить свою лепту в развитие Российской армии. И все эти качества связаны с понятием патриотизма, человечности, миролюбия, товарищества. Армия по- прежнему является «школой мужества» для большинства молодежи, пройти которую должен каждый мужчина.
2. В общественных организациях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования проводится подготовка по военно- учетным специальностям. Допризывники имеют право на занятия военно-прикладными видами спорта. Несовершеннолетние граждане занимаются по дополнительным программам, имеющим целью военную подготовку.
Вопросы на понимание изученного материала.
1. Что предусматривается в обязательной подготовке гражданина к военной службе?
2.Какими качествами должны обладать военнослужащие, исполняющие обязанности на должностях связи и наблюдения?
3. Для кого предусмотрена подготовка по военно-учетным специальностям?
4. Что предусматривает добровольная подготовка граждан к военной службе?
Домашнее задание.
Используя раздел «Дополнительные материалы», подготовьте сообщение «Порядок подготовки офицеров для прохождения службы по контракту на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования»
Приложение №1
Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает
Получение начальных знаний в области обороны
Подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях.
Военно-патриотическое воспитание
Подготовка по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата
Медицинское освидетельствование и медицинское обследование
Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий
Приложение № 2
Подготовка граждан к военной службе
Первый период
Второй период
Подготовка граждан направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности.
Подготовка граждан носит целенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионально психологического отбора.
Допризывник должен изучить:
Призывник должен изучить:
Совершенствоватьние физическиех качества
основы военной службы по призыву (по контракту)
Вырабаотыватька психологическиеих качества
Основные требования к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования
НаучитьсяУмение работать в коллективе и малых группах
Требования к индивидуальным психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям
Определитьение индивидуальныех наклонностией и возможностией
Первоначальный профессиональный отбор(определение склонностей и предрасположенности к определенным профессиям)
Спланировать систему индивидуальной подготовки к выполнению обязанностей военной службы.
Показатели учебной, общественной, спортивной и других видов деятельности
Родственные гражданские специальности и должности.
1. Командные
Быстрота и гибкость мышления, умение ориентироваться в обстановке, быстро принимать решения
Самостоятельность, требовательность, самообладание и выдержка. Разборчивая речь.
Командир танка, боевой машины, орудия, отделения, боевого поста. Начальник: станции, поста, пункта, радиостанции, старшина команды.
Интерес к изучению основ военной службы и к общественным дисциплинам. Активность в общественно-организаторской деятельности. Лидерство в неформальных группах, шефская работа, воспитание младших детей.
Высокая успеваемость по математике, информатике, рисованию. Интерес к выполнению оформительских работ и расчетов. Успехи в спортивной стрельбе. Увлечение коллекционированием, систематизацией различных материалов.
Интерес к урокам труда, техническим дисциплинам, ручному ремеслу. Окончание автошколы. Увлечение автомотоспортом, лыжными гонками и конькобежным спортом. Занятия в автомотосекциях и кружках.
Успеваемость по физике, радиотехнике, учеба в музыкальной школе. Участие в художественной самодеятельности, музыкальный слух, хорошая дикция, игра на клавишных инструментах. Занятия в радиокружках, увлечение радиоспортом.