kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОБЖ «Как подготовиться к путешествию, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Как подготовиться к путешествию, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию»

Цели:

1) Познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия

вынужденной автономии, с факторами, способствующими развитию

или возникновению экстремальных ситуаций.

2) Изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению,

а также правила поведения в условиях вынужденной автономии.

3) Воспитать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность,

а также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

4) Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условия экстремальной ситуации.

5) Развивать навыки принятия ответственных решений; развитие интеллекта – познавательного интереса к предмету ОБЖ.

Метод: рассказ, беседа,  самостоятельная и практическая работа.

Оборудование: подручный материал, электронная презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОБЖ «Как подготовиться к путешествию, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию» »

Тема урока: «Как подготовиться к путешествию, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию»

Цели:

1) Познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия

вынужденной автономии, с факторами, способствующими развитию

или возникновению экстремальных ситуаций.

2) Изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению,

а также правила поведения в условиях вынужденной автономии.

3) Воспитать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность,

а также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

4) Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условия экстремальной ситуации.

5) Развивать навыки принятия ответственных решений; развитие интеллекта – познавательного интереса к предмету ОБЖ.

Метод: рассказ, беседа, самостоятельная и практическая работа.

Оборудование: подручный материал, электронная презентация.



Ход урока

  1. Актуализация знаний

Тема урока: «Как подготовиться к путешествию, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию»Эпиграфом нашего урока будут слова: “Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”. Как вы понимаете эти слова? (высказывания обучающихся)

Человек устает от города, от его непрестанной суеты, от напряженного ритма городской жизни. Его влечет на природу. Вместо неумолкаемого гомона толпы, автомобильного шума он жаждет услышать таинственные голоса леса, журчащие ручьи, убаюкивающий шепот морских волн. Но, отправляясь в дальние походы, туристы часто не задумываются над тем, что природа не всегда бывает благосклонной к своим почитателям. Порой она преподносит им самые неожиданные и неприятные сюрпризы.

- Как выдумаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

II Проверка дом. задания:

- Как вы понимаете слова «экстремальные ситуации»? (Это ситуации, представляющие угрозу для жизни человека)

- Перечислите основные причины попадания человека в экстремальную ситуацию.(непредусмотрительность людей, природная стихия, непредвиденные обстоятельства)

- Если человек попал в экстремальную ситуацию в природе, какими правилами оно должен руководствоваться? (ни при каких обстоятельствах не падать духом, всегда сохранять самообладание. Помнить, что из любой ситуации всегда можно найти какой – нибудь выход. Я хочу предложить вам рекомендации летчика Дмитрия Николаевича Петрова, впервые в практике полетов посадившего сверхзвуковой истребитель с неработающим двигателем на фюзеляж в африканских джунглях, оставшегося живым и вышедшим к людям.

Как выжить в экстремальной ситуации, и какие необходимо выработать для этого в себе качества:

- постоянно учитесь побеждать в себе страх;

- если вы попали в ситуацию вынужденной автономии в природной среде, то оценивайте свои возможности с учетом климатогеографических условий и времени года;

- попробуйте найти наиболее верный путь выхода из создавшейся ситуации;

- не впадайте в панику, если встретились с неожиданными препятствиями, а подумайте, как его преодолеть, сократив риск до минимума.)


- Считаете ли вы, что знания о том, как вести себя в природе, могут пригодиться каждому человеку. Обоснуйте ответ.

- (Слайд)-Какое существование называется автономным?

- (Слайд) - Виды автномного существования в природе?

Русский художник и путешественник Федор Конюхов в 2002 году пересёк Атлантический океан на одиночной гребной лодке за 46 суток и 4 мин. Гребной марафон Фёдор Конюхов начал 16 октября с острова Ла Гомера, входящего в группу Канарских островов, а 1 декабря финишировал на острове Барбаросс, входящем в группу Малых Антильских островов.

К этому плаванию Ф. Конюхов готовился очень долго, накапливая опыт экстремальных путешествий. Путешествие Фёдора Конюхова – это первый в истории России успешный гребной марафон по Атлантическому океану. (Это — добровольное существование человека в природе)

Маленькому АН-2 предстоял недолгий, хорошо знакомый путь из поселка Кербо до точки, куда летчик В.Агафонов не раз доставлял охотников и геологов. Но на этот раз произошло непредвиденное. Отказал радиопередатчик, и, потеряв ориентировку, летчик сбился с курса. Быстро пустели баки. Когда бензомер показал, что горючее на исходе, пришлось идти на вынужденную посадку. Приземлиться удалось благополучно на маленькую полянку, окруженную высокими соснами. Стоял конец октября. Уже похолодало. Но на самолете не оказалось ни теплой одежды, ни унтов, ни аварийного запаса. День за днем проходили в бесплодном ожидании, а помощь все не появлялась. Почти месяц, пробыли летчики в зимней тайге без теплой одежды, почти без пищи, но мужество и дружеская поддержка помогли им преодолеть все трудности этого похода. (Это – вынужденная автономия)

А как вы понимаете слова добровольная автономия? вынужденная автономия? (ответы обучающихся)

Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходят на самостоятельное существование в природных условиях.

Добровольное автономное существование в природных условиях может иметь разные цели, в том числе познавательные, исследовательские и спортивные.

Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечить жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Вынужденная автономия может быть связана с аварией транспортных средств или ошибками в поведении человека, находящегося в природных условиях (заблудился, отстал от группы и др.). Оказавшись в условиях вынужденной автономии, человек вступает в единоборство с силами природы. Основа успеха в этой борьбе - умение выжить. Что же понимается под термином "выживание"?

Выживание - активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

Главный постулат выживания: человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, используя для этого всё, что дает окружающая среда и собственные теоретические знания, и практический опыт.

Статистика свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу разных обстоятельств один на один с дикой природой, могут в течение длительного времени сохранять силы и надёжно защищать себя от неблагоприятных природных факторов, если построят временное укрытие, хотя бы простейшее. Возвести такое укрытие необходимо и потому, что спасателям с воздуха значительно легче обнаружить лагерь или убежище с сигнальными знаками, чем одинокую человеческую фигуру или даже группу людей.

А если вы умеете ориентироваться, умеете определять свое местонахождение – вам очень трудно будет заблудиться.

- Перечислите способы ориентировния? Дома вы вполняли задания на карточках. У кого были проблемы в выполнении дом. задания? Сдайте карточки.

- Как пользоваться компасом? В каких местах, и в каких случаях искажаются показания компаса?

- Как можно изготовить простейший компас, испозуя намагниченную иголку? (Намагниченную иголку поместить на плавующую в чашке воды кусочек пенопласта. Намагниченная иголка имеет свойство располагаться вдоль магнитного мередиана Земли в напрвлении Север – Юг.) ПРОВЕСТИ ОПЫТ.


Карточки (3 уч –ся) Ученики получают разрезанные карточки по теме «Ориентирование». Необходимо собрать карточки и рассказать, что за способ ориентирования изображен и как определить стороны горизонта, используя этот способ.

СЛАЙД Определение сторон света по местным признакам

север

юг

запад

восток

1, 3, 4, 9, 10, 11, 12

2, 5, 6, 7, 13, 14

15

8


  1. лишайник на сосне

  2. в жаркую погоду большее выделение смолы

  3. крутая сторона муравейника

  4. кора деревьев темнее и грубее

  5. подсолнух поворачивает «голову» в полдень

  6. жилища диких пчел

  7. проталина весной

  8. алтарь в церкви

  9. приподнятый конец перекладины креста на куполе церкви

  10. полярная звезда

  11. тень от солнца в полдень

  12. летом с этой стороны деревьев, камней, пней земля более влажная

  13. около больших камней и пней снег быстрее оттаивает

  14. в жаркую погоду трава раньше начинает желтеть

  15. летом в 20 часов местного времени располагается солнце


Проверка карточек (соединить разрезанные части, определить вид ориентирования и стороны горизонта)

Слайд «Поиск клада»

Изучение новой темы

- Вы собираетесь в длительный многодневный поход на природу или путешествию в другой район. Какие факторы вы будете учитывать? СЛАЙД (Социальные, техногенные, природные)

- Как вы будете готовиться к походу или путешествию?

В тетради записали: Подготовка к походу

1. Выяснить, не происходят ли там природные и соц. стихийные бедствия:наводнение, ураганы, военные действия.

2. Изучить район предстоящего путешествия на предмет климатических и погодных условий. Есть такая поговрка: «Нет плохой погоды, есть плохое снаряжение». Исходя из полученных данных о климате района, вы будете подбирать одежду и другое необходимое снаряжение.

3. Изучить топорафическую карту района. Составить представление о формах и типе рельефа. Поговорить с людьми, бывавшими в тех местах.

4. Если предполагаемый маршрут вашего путешествия проходит около границ заповедника или недалеко отгосуд. Границы, необходимо узнать, можно ли там находиться или нужно спец. разрешение.

5. Перед отъездом поставить в известность своих родствениково том, куда отправляетесь и на какой срок.

- Почему надо обязательно поставить в звестность взрослых о месте и продолжительности вашего путешествия, даже если собираетесь ненадолго?

- Вы собираетесь выйти в лес на один день, без ночевки. Предположим, за грибами. Что вы возьмете с собой в первую очередь?

  • Спички

  • Карта или схема местности и компас

  • Нож

  • Котелок

  • Кусок полиэтилена с веревочками на углах или накидка от дождя

  • Минимальный запас еды

  • Теплая одежда

  • Средства от укусов насекомых

  • Аптечка

- Почему необходимо взять именно эти предметы?

(СЛАЙД). Найти вещи, нужные настоящим туристам в походе с ночёвкой, и правильно их уложить в рюкзак.


(СЛАЙД) Что относится к групповым, а что к индивидуальным снаряжениям?


- Как правильно укладывать вещи в рюкзак?

- Если вы возьмете все эти вещи, то попасть в экстремальную ситуацию вам уже будет нелегко.


(СЛАЙД) НАЗ- носимый аварийный запас. Как вы думаете что это?

(Это набор вещей, необходимых при аварийной (экстремальной) ситуации, упакованных в маленькую сумочку, коробочку.


Домашнее задание:

  1. Повторить записи в тетради;

  2. Найти и записать перечень предметов НАЗа.


Заключение.

Скажите, что вы узнали, что повторили сегодня на уроке?

-рассмотрели возможные причины попадания человека в экстремальные условия;

-вспомнили способы ориентирования

- рассмотрели этапы подготовки к путешествию


Рефлексия.

На будущее, мне хотелось бы вам пожелать, чтобы вы не просто знали, как вести себя в той или иной ситуации, но и умели это делать, потому что, когда положение становится угрожающим, поздно начинать учиться.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вождаева Юлия Александровна

Дата: 29.07.2015

Номер свидетельства: 223884


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства