На уроке изучают обучающиеся основные средства защиты кожи, их предназначение, классификацию, правила пользования.
Формируются практические навыки применения ОЗК и подручных средств защиты кожи. Большую часть урока отводится на добывание знаний самими учащимися. В этом учащимся помогают цифровые образовательные ресурсы.
Контроль и оценка знаний учащихся осуществляется с помощью компьютера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.
Мотивация.
Учитель: Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
Ребята девизом нашего урока будут слова мудреца «Всё в твоих руках»
Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.
- Какие способы защиты в ЧС вы знаете?
- Что относится к средствам индивидуальной защиты?
- Назовите средства индивидуальной защиты дыхания.
Ребята, как вы думаете, что ещё важно защищать у человека при ЧС?
- Кожу.
Верно. Как вы думаете, какая тема урока нашего?
-Средства индивидуальной защиты кожи.
- Верно. Откройте тетради и запишите тему урока.
А какие цели мы поставим перед собой на урок? (Высказывания детей)
- Познакомится с основными средствами индивидуальной защиты кожи, их предназначением и правилами пользования.
Учитель: Верно, ребята. А ещё научимся надевать ОЗК и применять подручные средства защиты кожи.
IV. Повторение пройденного материала
Ответьте на вопросы:
- Что понимается под индивидуальными средствами защиты органов дыхания? Каково их предназначение?
- Все ли средства индивидуальной защиты одинаковы по своей эффективности или нет?
- Что такое противогаз? Кто изобрел противогаз?
- Какие виды противогазов вы знаете?
- На каких физических принципах основано устройство индивидуальных средств защиты органов дыхания?
- От чего защищает противогаз? От чего защитить противогаз не может?
- Какой вид противогазов можно использовать при пожаре? (изолирующий)
- Какие простейшие средства защиты органов дыхания вы знаете?
- Как изготовить ватно-марлевую повязку?
- Какие характерные ошибки случаются при надевании противогаза?
- Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники? (на уроках ОБЖ, участие в учениях и тренировках в День защиты детей, изучение памяток, просмотр телепрограмм по ГО и т.д.)
Одновременно выполняют 3 человека другое задание – практическое. Выполнение норматива по изготовлению и надеванию ватно-марлевой повязки. Нормативное время – 3 минуты. Норматив считается невыполненным, если учащиеся не уложились в нормативное время или повязка неправильно надета или слабо закреплена.
Введение нового знания.
Учащиеся смотрят видеофильм «Средства защиты кожи»
Первичное закрепление нового знания.
Ребята, вы посмотрели видеофильм, а сейчас посмотрим, как вы были внимательны. Работаем группами. Каждая группа готовит сообщение по указанной теме.
1) Понятие и состав средств защиты кожи.
2) Классификация средств защиты кожи.
3) Средства защиты кожи, предназначенные для формирования ГО.
4) Простейшие средства защиты кожи.
Если вы затрудняетесь ответить, вам поможет учебник. ( Ученики работают в группах, потом представитель от группы освещает вопрос перед классом)
VII. Демонстрация надевания ОЗК и применения подручных средств защиты кожи.
Эпиграфом этого раздела урока могут служить слова Р. Бэкона: «…теория без практики мертва, практика без теории слепа!»
Преподаватель вызывает к доске двух заранее подготовленных учеников и просит их показать, как защитить кожу подручными средствами. Первый ученик объясняет, какую одежду можно использовать, и показывает на одежде второго ученика открытые места (рукава, низ куртки, брюк, расстегнутые пуговицы), через которые могут проникнуть на кожу ОВ и радиоактивная пыль, и как их герметизировать. Второй ученик поясняет, что для повышения защитных свойств одежды от паров ОВ необходимо пропитать ее специальным раствором. Для пропитки одного комплекта одежды достаточно в 2 л горячей воды растворить 250-300 г измельченного или минерального масла, после чего нагреть раствор (демонстрируется слайд “Приготовление мыльно-масляной эмульсии”). После пропитки одежду слегка отжимают и просушивают на открытом воздухе.
2.Включает секундомер. 3.Контролирует порядок выполнения норматива. 4.Фиксирует ошибки снижающие оценку.
1. При надевании ОЗК в виде плаща по команде «Плащ в рукава, чулки, перчатки - НАДЕТЬ», «ГАЗЫ»:
надевает защитные чулки, переводит противогаз в «боевое» положение и надевают плащ в рукава
Обучаемый надевает чулки, застегивает хлястики и завязывает обе тесьмы на поясном ремне.
Переводит в «боевое» положение противогаз.
Вынимает из чехла и надевает перчатки.
Раскрывает чехол плаща, дернув тесьму вверх, и надевает плащ в рукава, при этом петли на низках рукавов надевает на большие пальцы поверх перчаток.
Надевает капюшон и застегивает плащ.
Оценка по времени
Условие норматива
Отлично
Хорошо
Удовлетв.
По командам: ‘Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть’, ‘газы’.
3 мин.
3 мин. 20 с
4 мин.
Ошибки, за которые начисляются штрафные баллы:
- не задержано дыхание;
- не закрыты глаза;
- не сделан полный выдох;
- не застегнуты все шпеньки;
- перчатки не заправлены в рукава;
- не надета петля на большой палец;
- не закреплены тесемки чулок на ремне;
- чулки надеты не на ту ногу.
Учитель:
Если защитных свойств костюма окажется недостаточно, поверх него надевают плащи и накидки из непромокаемого материала. Такая одежда предохраняет от попадания на кожу РВ и БС, от капельножидких ОВ она защищает в летнее время примерно 10 мин. Можно использовать также зимние вещи: пальто из грубого сукна или драпа, ватники, дубленки, кожаные пальто. Для защиты ног и рук – рукавицы, перчатки, резиновые сапоги, галоши, валенки и др.
Используя приготовленную заранее на специальной подставке верхнюю одежду и обувь (пальто, накидку из полиэтилена, резиновые сапоги и перчатки, шарф, шапку), первый ученик надевает их на себя, второй ему помогает и дает пояснения. Демонстрируется, как защитить руки, ноги, голову, шею, приемы герметизации.
Преподаватель благодарит учеников, просит их снять и сложить на прежнее место одежду. Обращает еще раз внимание учеников на то, что все средства защиты кожи используются в комплекте с СИЗ органов дыхания.
Первичный контроль.
Для того чтобы проверить свои знания и закрепить изученный материал, вам предстоит выполнить тестовую работу. В вашем конспекте уже есть таблица из двух строк. В первой строке записаны номера вопросов с первого по пятый, во второй строке вам необходимо поставить букву, под которой, вы считаете, на вопрос дан правильный ответ. Приступим!
Вопросы для закрепления знаний.
К изолирующим средствам защиты кожи относятся:
а) импрегнированное обмундирование;
б) комплект защитной фильтрующей одежды;
в) легкий защитный костюм.
Прочитайте внимательно текст: «…комплект этой защитной одежды состоит из защитного плаща, защитных чулок, защитных перчаток». О какой защитной одежде идет речь:
а) общевойсковой защитный комплект;
б) комплект защитной фильтрующей одежды;
в) легкий защитный костюм Л-1.
Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для защиты кожи:
а) плащи и накидки из прорезиненной ткани или покрытые хлорвиниловой пленкой;
б) меховая зимняя одежда;
в) короткие куртки, пиджаки из плотного материала.
Индивидуальные средства защиты кожи применяются для защиты:
а) кожного покрова человека.
б) органов зрения;
в) органов дыхания;
5. Основные компоненты простейших индивидуальных средств защиты кожи:
а) общевойсковой защитный костюм (ОЗК);
б) бытовая одежда;
в) легкий защитный комплект (Л-1).
Вопрос
1
2
3
4
5
Правильный ответ
в
а
а
а
б
IX. Проверка тестовой работы .
При проведении урока в компьютерном классе учитель объявляет, что каждому необходимо пройти тест, составленный из пяти вопросов, на каждый вопрос даны три ответа, из которых только один правильный. Задача – щелчком мыши выбрать правильный ответ. Просит учеников открыть в папке «СИЗ» на рабочем столе файл с именем «Тест». Затем поясняет, что после того, как будут даны ответы на все 5 вопросов, нужно щелкнуть позицию «Оценка», ее выставит компьютер. Ученики проходят тестирование, учитель вносит в журнал полученные оценки.
X. Подведение итогов урока
- Назовите состав и назначение средств защиты кожи?
- Что является наиболее надежным средством защиты кожи?
- Назовите средства индивидуальной защиты, которые можно использовать в домашних условиях в случае радиоактивного заражения местности.
Домашнее задание. Стр.63-68
XII. Рефлексия (беседа)
Вопросы для рефлексии:
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Какие этапы урока встречали затруднения, прошли легко, понравились?
- Что особенно понравилось?
- Какое у вас настроение?
Преподаватель прощается с классом, благодарит за урок.