kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока ОБЖ « Первая помощь при внезапной остановке сердца».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: « Первая  помощь при внезапной остановке сердца».

Тип урока:  изучения нового материала

Цели:

 Обучающая: ознакомить учащихся с правилами оказания помощи при остановке сердца.

Развивающая: развивать умение пользоваться полученными знаниями, расширять кругозор учащихся.

 Воспитывающая:  воспитывать у детей чувство ответственности за жизнь другого человека, умение действовать в коллективе.

Метод проведения урока: практикум

Оборудование: робот-тренажер «Максим», раздаточный материал, учебник ОБЖ – 10 класс, опорные таблицы.

Межпредметные связи: анатомия и физиология человека

Задача: Вывести алгоритм оказания экстренной реанимационной помощи при внезапной остановке сердца.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОБЖ « Первая помощь при внезапной остановке сердца».»

Разработка урока



Тема урока: « Первая помощь при внезапной остановке сердца».

Тип урока: изучения нового материала

Цели:

Обучающая: ознакомить учащихся с правилами оказания помощи при остановке сердца.

Развивающая: развивать умение пользоваться полученными знаниями, расширять кругозор учащихся.

Воспитывающая: воспитывать у детей чувство ответственности за жизнь другого человека, умение действовать в коллективе.

Метод проведения урока: практикум

Оборудование: робот-тренажер «Максим», раздаточный материал, учебник ОБЖ – 10 класс, опорные таблицы.

Межпредметные связи: анатомия и физиология человека

Задача: Вывести алгоритм оказания экстренной реанимационной помощи при внезапной остановке сердца.



СТРУКТУРА УРОКА.


  1. Организационный этап (1 мин..).

  2. Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний (4 мин).

  3. Этап усвоения новых знаний (29 мин.)

  4. Этап закрепления новых знаний (8 мин.)

  5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (2 мин.)

  6. Этап подведения итогов (1 мин.)














Этап,

время

Содержание Обоснование

учитель

ученик

I.Организаци-онный этап (1мин.)





II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

(4 мин.)










III. Этап усвоения новых знаний.

(29 мин.)































































































































































































































IV. Этап закрепления новых знаний

(8 мин.)














































V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

(2 мин)



VI. Этап подведения итогов.

(1 мин.)

Здравствуйте, садитесь. Кто сегодня отсутствует, по какой причине? На уроке нам понадобится тетрадь, авторучка





В тетрадь запишите число и тему нашего сегодняшнего урока «Первая медицинская помощь при остановке сердца».





Представьте, что вы идёте по улице и увидели, что человеку стало плохо. Ваши действия.



Какие из вариантов могут подойти к теме нашего урока






Главная задача этого урока – научиться правильно оказывать помощь при внезапной остановке сердца. Для этого нам будет необходимо вывести алгоритм оказания экстренной реанимационной помощи.





Назовите в каких ситуациях может произойти внезапная остановка сердца?





Почему так важно уметь быстро оказать помощь пострадавшему



На одном из предыдущих уроков вы познакомились с понятием «Терминальные состояния»(этапы умирания), которые характеризуются обратимым состоянием угасания функций организма. Что это означает?


Назовите эти этапы.




Если при первом взгляде на пострадавшего возникает вопрос: «А дышит ли он?» – следует предположить самое страшное – клиническую смерть. Нельзя терять драгоценное время на:

  • выяснение причин: «Что случилось с человеком, давно ли это произошло?»;

  • более точное определение признаков дыхания (каким способом можно определить дышит ли человек);





Объясняю, что в данной ситуации эти способы могут не эффективными так как запотевание зеркала или часового стёклышка может отмечаться и у остывающего в течение нескольких часов трупа и мы только упустим время, которое необходимо для оказания своевременной помощи.


Запомните, уже через 4 минуты после остановки кровообращения в коре головного мозга произойдут необратимые последствия и человек утратит себя как личность т.е. наступит «социальная смерть», в таких случаях, даже если удастся вернуть человека к жизни, его, скорее можно будет отождествить с растением, нежели с разумным существом. В медицине это получило название – смерть мозга. Ещё раз напомню, что только 3-4 минуты после остановки кровообращения существует реальная возможность реанимировать человека, сохранив его интеллект. Это пограничное состояние между жизнью и смертью получило название – клиническая смерть.


Вывешиваю на доску табличку с признаками клинической смерти и говорю детям, чтобы они перерисовали её себе в тетрадь и обвели в рамку. Проговариваю вслух эти признаки.

Разъясняю как проверить реакцию зрачка на свет и как найти пульс на сонной артерии и предлагаю ученикам найти его у себя.


После того как вы убедились в остановке сердца необходимо сделать следующее (вывешиваю на доску табличку «при остановке сердца»):

  • повернуть пострадавшего на спину, уложив его на твёрдую, ровную поверхность;

  • нанести прекардиальный удар.

Удар наносят кулаком в точку на 2-3 см выше мечевидного отростка, коротким, резким ударом.

Правильно и вовремя нанесённый прекардиальный удар может в считанные секунды вернуть человека к жизни.

Проговариваю порядок действий при остановке сердца.


После того, как дети закончат работу в тетради, показываю как прикрыть мечевидный отросток и как правильно нанести прекардиальный удар.


Объясняю ученикам, что наносить прекардиальный удар и проводить непрямой массаж сердца недопустимо живому человеку и тем более отрабатывать эти навыки на своих товарищах.


После нанесения удара необходимо опять проверить наличие пульса на сонной артерии. Если пульс не появился необходимо приступить к сердечно-лёгочной реанимации.


Вывешиваю на доску табличку «сердечно-лёгочная реанимация» Проговариваю и поясняю написанное в таблице.

Обращаю внимание учеников на то, что при выполнении комплекса СЛР необходимо учитывать возраст пострадавшего:

- Детям до года НМС делают двумя пальцами;

- Более старшим – ладошкой.

Необходимо знать, что у детей рёбра более тонкие и хрупкие, также при неправильном выполнении НМС можно травмировать печень и селезёнку у ребёнка. Кроме этого у детей при проведении ИВЛ могут возникнуть баротравмы, вследствие перераздувания лёгких, у взрослых это обычно не наблюдается. Поэтому СЛР детям следует проводить в щадящем режиме.

После этого показываю технику выполнения НМС и ИВЛ на роботе-тренажере. Во время показа обращаю внимание на то, как должна располагаться рука спасателя во время нанесения прекардиального удара, как правильно запрокинуть голову пострадавшего чтобы задняя стенка глотки отошла от корня запавшего языка (между нижней челюстью и шеей должен образоваться тупой угол), как должна происходить смена участников реанимации.


Продолжаю объяснение нового материала.


Каждый участник СЛР имеет свои обязанности:

  • 1-й спасатель производит НМС, подаёт команду «Вдох» и в то время когда 2-й спасатель делает ИВЛ, следит за тем поднимается или нет во время вдоха грудная клетка у пострадавшего;

  • 2-й спасатель делает ИВЛ и следит за появлением у пострадавшего признаков жизни (вывешиваю на доску табличку «при порозовении кожи»), которые будут выражаться в порозовении кожи лица и сужении зрачков у пострадавшего, при этом самостоятельный пульс и дыхание могут отсутствовать;

  • 3-й спасатель постоянно давит на живот пострадавшего, что затрудняет прохождение крови по брюшному отделу аорты и практически полностью исключает из кровообрашения нижние конечности и органы малого таза, тем самым мы добиваемся более полноценного кровоснабжения головного мозга и жизненно важных органов.




Если действия спасателей привели к успеху, т.е. у человека появились самостоятельные пульс и дыхание, то необходимо выполнить следующие действия (вывешиваю на доску табличку «если появились пульс и дыхание»):

  1. повернуть пострадавшего на живот;

  2. приложить к голове холод – как это сделать зимой вы видели в фильме.

- А как охладить голову пострадавшего, когда снега нет?

- Можно использовать гипотермические пакеты которые должны быть у каждого автомобилиста в машине или попросить прохожих купить в ближайшей аптеке.

Самому уходить нельзя так как до прибытия врачей необходимо постоянно наблюдать за пострадавшим, даже при восстановлении сердечной деятельности и дыхания может произойти их повторная остановка.


К сожалению, не всегда удаётся прийти на помощь вовремя. В подавляющем большинстве случаев оживить человека уже через 4 минуты после остановки сердца невозможно.

В тканях головного мозга и многих органах происходят необратимые изменения. Наступает биологическая смерть и никакие усилия не вернут умершего к жизни.

Конечно, очень важно знать, как долго пострадавший находился без признаков жизни. Но в подобных ситуациях никто не сможет указать это время с точностью до минуты.

Достоверную информацию об упущенном времени даёт внешний вид роговицы глаза. По её изменениям судят о наступлении биологической смерти.

Для такого страшного вывода достаточно большим и указательным пальцами осторожно сжать зрачок. Если он, всегда идеально круглый изменит свою и станет похож на кошачий зрачок, то перед нами человек, умерший более 10 – 15 минут назад.

Ещё один достоверный признак биологической смерти – помутнение и высыхание роговицы, которая приобретает так называемый «селёдочный блеск». Зрачок мутнеет, теряет свой чёткий контур, а радужная оболочка – первоначальный цвет.

Другие признаки биологической смерти: трупное окоченение и появление фиолетовых трупных пятен появляются лишь через 30 – 40 минут после наступления смерти.



Сегодня на уроке вы познакомились с правилами выполнения комплекса сердечно-лёгочной реанимации. У вас в тетрадях зарисованы таблицы соедините последовательно стрелками 1 – 2 – 3 – 4 . У вас получилась схема по которой необходимо действовать при обнаружении у человека признаков клинической смерти. Т.е., мы вывели алгоритм оказания экстренной реанимационной помощи, которая включает в себя комплекс сердечно-лёгочной реанимации и действия спасателей после успешного её проведения.


Для закрепления и проверки усвоения материала предлагаю вам решить ситуационную задачу.

Для выполнения задания раздаю детям карточки с вариантами ответов. Читаю задание и даю инструкцию по его выполнению: « На автобусной остановке, стоящий рядом мужчина побледнел и упал. Он без сознания, кожные покровы бледные с сероватым оттенком; зрачки широкие, на свет не реагируют. Выберите правильные ответы , расположите их в порядке очерёдности выполнения и запишите к себе в тетрадь:

  1. Вызвать «Скорую помощь»;

  2. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет;

  3. Позвать окружающих на помощь;

  4. Определить признаки дыхания с помощью ворсинок ваты или зеркальца;

  5. Нанести прекардиальный удар и приступить к сердечно-лёгочной реанимации;

  6. Попытаться добиться от мужчины, на что он всё-таки жалуется;

  7. Подробно расспросить окружающих, что предшествовало потере сознания.

  8. Повернуть пострадавшего на живот.

  9. Приложить к голове холод (целлофановый пакет со снегом или холодной водой).

  10. Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.



После выполнения задания предлагаю одному из учеников зачитать свои ответы.


Не разбирая, правильно выполнено задание или нет спрашиваю у класса: «А есть ли другие варианты ответов?».


Если есть, предлагаю их зачитать и пояснить, почему он выбрал именно эти варианты ответов



Вместе с учащимися всего класса разбираем ответы предыдущих учеников.






В дневнике запишите домашнее задание. Используя конспект сегодняшнего урока повторите порядок проведения сердечно-лёгочной реанимации и в каких случаях она необходима. Потренируйтесь быстро находить пульс на сонной артерии и место нанесения прекардиального удара. Помните, что отрабатывать приёмы проведения СЛР на живых людях нельзя!




Итак, что вы узнали нового на сегодняшнем уроке, чему научились?


Отмечаю лучшие ответы учащихся





Спасибо вам за работу на уроке. Урок окончен. До свидания.


Молча приветствуют учителя, садятся. Дежурный называет отсутствующих. Проверяют наличие учебных принадлежностей.



Дети делают запись в тетрадь.







Дети называют возможные варианты



Дети называют наиболее подходящие варианты















При ДТП, при утоплении, при заболеваниях с нарушением сердечной деятельности.




Чтобы спасти жизнь человеку




При своевременном оказании помощи, жизнеспособного человека можно вернуть к жизни.




Преагональное состояние, терминальная пауза, агония, клиническая смерть.









С помощью зеркала, поднесённого ко рту, наклониться поближе к человеку и внимательно прислушаться дышит ли он.





























Учащиеся работают с тетрадью.




Дети находят у себя сонную артерию и прощупывают пульс

















Ученики работают с тетрадью




Учащиеся повторяют за учителем порядок действий.






















Учащиеся смотрят за элементами выполнения проведения ЭРП, некоторые могут конспектировать основные моменты.

















































































































Ученики выполняют задание


Учащиеся записывают цифрами в порядке очерёдности выполнения правильные ответы (2;5;3;1;8;9)
















Ученик с места зачитывает варианты своих ответов.






Ученик зачитывает свои варианты и объясняет почему он сделал именно так.


Совместно с учителем находят правильное решение.






Дети записывают домашнее задание.










Сегодня на уроке мы узнали в каких случаях необходимо проведение сердечно-лёгочной реанимации, как правильно делать НМС в сочетании с ИВЛ, как определить у пострадавшего состояние клинической смерти.


Дети прощаются с учителем и уходят.

Настраиваю учащихся на серьёзную, вдумчивую работу в доброжелательной, психологически комфортной обстановке.



Готовлю детей к активному восприятию нового материала. настраиваю на учебную деятельность. Подключаю зрительное восприятие.



Опираясь на жизненный опыт детей и их знания, снимаю стрессообразующий фактор учебного процесса. Активизирую мыслительную деятельность через упражнение «Мозговой штурм.














Привлекаю всех учащихся к активной работе. Создаю атмосферу значимости, серьёзности и важности работы, осуществляемой на данном уроке.





Включаю детей в поисковую деятельность.






Активизирую мыслительную деятельность, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках.



У учеников включается долговременная память.




Происходит углубление осмысления учащимися учебного материала.











Учитывая, что у детей данного возраста хорошо развито слуховое восприятие, сообщаю информацию, способствующую более глубокому и прочному усвоению знаний.




















Первичное восприятие опорных таблиц.




Проверяю умение использования знаний на практике.





















Проверяю умение использования знаний на практике.














Способствую развитию познавательного интереса к предмету, развиваю кругозор детей.

















Применяю ТСО, развиваю зрительную память.






















Воспитываю у учащихся, организаторские навыки, умение работать в коллективе.







































Формирую умение быстро анализировать ситуацию и на основе анализа сделать правильный вывод.






























Самостоятельная работа по проверке усвоения нового материала. Проверяю не только объём знаний, но и глубину, осознанность, гибкость, умение использовать их на практике.
















Осуществляю обратную связь.


















Подвожу итог урока, осуществляю обратную связь.













Создаю ситуацию успеха, чувство удовлетворённости от урока.



Воспитываю в учениках тактичность в общении.


  1. Вызвать «Скорую помощь»;

  2. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет;

  3. Позвать окружающих на помощь;

  4. Определить признаки дыхания с помощью ворсинок ваты или зеркальца;

  5. Нанести прекардиальный удар и приступить к сердечно-лёгочной реанимации;

  6. Попытаться добиться от мужчины, на что он всё-таки жалуется;

  7. Подробно расспросить окружающих, что предшествовало потере сознания.

  8. Повернуть пострадавшего на живот.

  9. Приложить к голове холод (целлофановый пакет со снегом или холодной водой).

  10. Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.


  1. Вызвать «Скорую помощь»;

  2. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет;

  3. Позвать окружающих на помощь;

  4. Определить признаки дыхания с помощью ворсинок ваты или зеркальца;

  5. Нанести прекардиальный удар и приступить к сердечно-лёгочной реанимации;

  6. Попытаться добиться от мужчины, на что он всё-таки жалуется;

  7. Подробно расспросить окружающих, что предшествовало потере сознания.

  8. Повернуть пострадавшего на живот.

  9. Приложить к голове холод (целлофановый пакет со снегом или холодной водой).

  10. Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.


  1. Вызвать «Скорую помощь»;

  2. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет;

  3. Позвать окружающих на помощь;

  4. Определить признаки дыхания с помощью ворсинок ваты или зеркальца;

  5. Нанести прекардиальный удар и приступить к сердечно-лёгочной реанимации;

  6. Попытаться добиться от мужчины, на что он всё-таки жалуется;

  7. Подробно расспросить окружающих, что предшествовало потере сознания.

  8. Повернуть пострадавшего на живот.

  9. Приложить к голове холод (целлофановый пакет со снегом или холодной водой).

  10. Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.



КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ






  1. Потеря сознания.


  1. Отсутствие реакции зрачков на свет.


  1. Нет пульса на сонной артерии




1.





ПРИ ОСТАНОВКЕ СЕРДЦА


  1. Повернуть пострадавшего на спину.


  1. Нанести прекардиальный удар:


  • приложить два пальца к мечевидному отростку;

  • ударить ребром ладони, сжатой в кулак, выше собственных пальцев;

  • локоть должен быть направлен вдоль тела пострадавшего


2.

если пульс не появился – приступить к сердечно-лёгочной реанимации

1 спасатель 30 надавливаний НМС +

2 вдоха ИВЛ

3 спасателя – 5 надавливаний НМС +

1 вдох ИВЛ




СЛР проводить не менее 20 – 30 минут





3.

При порозовении кожи лица и сужении зрачков –


продолжать СЛР до появления самостоятельного пульса на сонной артерии










3 а.






Если появились самостоятельные дыхание и пульс, но пострадавший без сознания – повернуть его на живот и приложить к голове холод









4.






ПРИЗНАКИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СМЕРТИ




  • Помутнение и высыхание роговицы – «селёдочный блеск».

  • Феномен «кошачий глаз».

  • Появление трупных пятен.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока ОБЖ « Первая помощь при внезапной остановке сердца».

Автор: Коробков Владимир Александрович

Дата: 04.03.2016

Номер свидетельства: 302338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по дисциплине "ОБЖ" на тему: "Останогвка срдца.искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_distsipline_obzh_na_temu_ostanogvka_srdtsa_iskusstvennoe_dykha"
    ["file_id"] => string(6) "484266"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541652437"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства