Просмотр содержимого документа
«Комплекс дидактического материала к разделу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях» на уроках ОБЖ в 1 – 4 классах»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Крансинская общеобразовательная школа-интернат»
Комплекс дидактического материала
к разделу
«Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях»
В связи с возрастанием масштабов и темпов техногенной деятельности современного общества, обострением социально – экономических проблем, увеличением частоты проявления стихийных бедствий всё более актуальными становятся проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения и сохранением экологического потенциала окружающей среды. Потери российского общества, да и всего человечества от природных и техногенных катастроф с каждым годом возрастают. Поэтому одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирование у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности, воспитание «личности безопасного типа», хорошо знакомой с различными видами экстремальных и чрезвычайных ситуаций, с современными проблемами безопасности жизнедеятельности человека.
Все мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, а тем более, если это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. У данной категории детей – низкая мотивация познавательной деятельности, отсутствие устойчивого внимания, неспособность осуществлять такие мыслительные операции, как анализ, синтез. На этом фоне у учащихся создается отрицательное отношение к школе и к учению. Поэтому формирование познавательного интереса является проблемой для педагогов, работающим по адаптированным основным общеобразовательным программам с детьми с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Достижению лучших результатов в развитии интересов детей с ограниченными возможностями здоровья способствует использование эффективных методов, приёмов обучения и разнообразного дидактического материала.
Разработанный комплекс дидактического материала к разделу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях» на уроках ОБЖ в 1-4 классах содержит игровой материал.
Всем нам хорошо известно, что игра для ребёнка – это, прежде всего увлекательное занятие. Задания в занимательной форме позволяют детям раскрыть свои способности. Менее активным, неуверенным в себе учащимся –
развить инициативу, сообразительность, мышление. В процессе игры такой ребёнок способен выполнить объём учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. Даже самые незначительные успехи порождают в ученике веру в себя, в свои возможности.
"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" В.А. Сухомлинский.
Коррекционно-развивающая игра имеет две цели. Одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует сам ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала.
Использование игровых занятий в курсе ОБЖ способствует формированию у учащихся культуры безопасного поведения, помогает им получить новые знания, лучше овладеть необходимыми в жизни навыками и умениями, повышает их интерес к изучению предмета. В специально организованной игре применяется и обогащается накопленный учащимися жизненный опыт, развиваются их активность и самостоятельность. Играя, учащиеся моделируют опасные и экстремальные ситуации, учатся проектировать свои действия в них, формируя у себя умения безопасной жизнедеятельности.
В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся, так как игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности, увлечённости, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны. В ходе игры у обучаемых формируются такие стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность их социальной практики, отношения с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных, в том числе и несущих прямую угрозу жизни и здоровью, ситуациях.
Рассматривая понятие игры как средства обучения можно сказать следующее:
- игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
- правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
- игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
- игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
- в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
На уроках ОБЖ создаются условия, благоприятствующих творчеству. Их развитие происходит в учебной деятельности, в которой ученик выражает свое отношение к ней.
Чтобы школьный урок основ безопасности жизнедеятельности облечь в игровую форму используется множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
- доступность для учащихся данного возраста;
- умеренность в использовании игр на уроках.
Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, и сложности того материала, с которым будут работать учащиеся. Игры могут быть коллективные, групповые, индивидуальные.
Комплекс дидактического материала к разделу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях» на уроках ОБЖ в 1-4 классах построен по следующим принципам.
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности поможет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Комплекс дидактического материала к разделу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях» на уроках ОБЖ рассчитан на учащихся 1- 4 классов с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
Цель дидактического комплекса: развитие познавательных процессов учащихся на уроках ОБЖ в природных условиях, интереса к предмету через игровую деятельность.
Задачи:
- закреплять учебные знания, умения и навыки;
- развивать интерес к предмету, память, логическое мышление, внимание, творческое воображение, речь, коммуникабельность, общительность, сплоченность коллектива;
- расширять кругозор, интеллектуальные способности учащихся.
В содержание дидактического комплекса входят следующие материалы.
Одним из средств, способствующих формированию у школьников знаний и умений, необходимых для грамотных действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, являются дидактические и командные игры.
По определению, игра – это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В игре ребёнок развивается как личность, получает новые знания, овладевает необходимыми умениями. Кроме того, у него появляется возможность актуализовать имеющиеся знания, и проверить свои умения и навыки.
В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся, так как игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности, увлечённости, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны. В ходе игры у учащихся формируются такие стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность их социальной практики, отношения с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных, в том числе и несущих прямую угрозу жизни и здоровью, ситуациях.
Интерактивные игры.
В последнее время все чаще учителя прибегают к использованию интерактивных методов обучения. Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока. Приоритет среди интерактивных методов принадлежит играм, упражнениям и заданиям. Цель интерактивных игр - стимулировать познавательный процесс. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только на закрепление уже изученного материала, но и на изучение нового.
Разгадывание ребусов, кроссвордов.
Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают ребусы, кроссворды.
Ребусы – загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д. Способ отгадывания кроссвордов на уроках ОБЖ весьма прост.
В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им для решения различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, включающие в себя 6-8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу.
Художественное слово.
Произведения художественной литературы при изучении ОБЖ, обогащают учебный процесс. Отрывки из рассказов, сказок и стихов оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес учащихся к уроку ОБЖ. Образные, яркие художественные тексты повышают эмоциональность восприятия, содействуют эстетическому воспитанию учащихся. Литературные произведения помогают наблюдать за действиями людей в чрезвычайных ситуациях, подмечать их закономерности.
Загадки, пословицы и поговорки, несомненно, окажутся полезными учителю, заинтересовавшему учащихся этой работой. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки, пословицы и поговорки помогут закрепить различные термины и понятия.
Дидактический материал к разделу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях» способствует усвоению основных знаний, умений и навыков/
Учащиеся должны знать:
- правила безопасного поведения на природе; как действовать в лесу, чтобы не заблудиться;
- правила безопасного поведения с животными;
- правила безопасного поведения на воде;
- способы спасения и эвакуации при чрезвычайных ситуациях;
- основы ориентирования в лесу (по солнцу и сторонам света);
- правила безопасного поведения с животными, насекомыми;
- виды ядовитых и съедобных растений, грибов и ягод;
- первая помощь при отравлениях ядовитыми грибами, ягодами, растениями.
Учащиеся должны уметь:
- применять на практике правила поведения на природе;
- оказывать первую помощь при солнечном ударе и обморожении;
- правильно эвакуироваться при ЧС;
- оказывать первую помощь при обморожении, отравлении, укусах животных и насекомых.
Использование данных материалов на уроке ОБЖ побуждает учащихся к активной работе, углубляет понимание тем предмета, вовлекает их в активное сотрудничество с преподавателем, будит любознательность, повышает наблюдательность и поощряет их к первым самостоятельным открытиям, обеспечивает хорошее качество подготовки учащихся, делает урок более эффективным, интересным.
Комплекс дидактического материала к разделу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях» представляет интерес для учителей ОБЖ, работающим по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Дидактические игры
Дидактическая игра «Выбери съедобные грибы и ягоды»
Цель игры: закрепление знания о съедобных и ядовитых грибах и растениях, умения отличать их друг от друга.
Материал: корзины, карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.
Ход игры: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.
Дидактическая игра «Что лишнее»
Цель игры: закрепление знания о съедобных и ядовитых грибах и ягодах, умения отличать их друг от друга.
Материал: карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод.
Задание: 1. Укажите, по какому общему признаку могут быть объединены грибы в горизонтальном ряду, а какой гриб является лишним и почему
Задание: 2. Укажите, какой гриб в ряду является «лишним».
Задание: 3. Укажите, какие ягоды являются «лишними» и почему.
(См. в приложении 1)
Дидактическая игра «Соберем рюкзак в дорогу»
Цель игры: расширять представления детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях развивать сообразительность.
Материал:
- картинки с изображением предметов, которые можно взять в поход на природу.
Ход игры: каждый ребенок выбирает карточку с предметом, который он хочет взять с собой и объясняет, с какой целью этот предмет может помочь в трудной ситуации.
Дидактическая игра «Буду осторожен в природе»
Цель игры: закреплять представления детей об опасных ситуациях в природе, учить правилам безопасного поведения, развивать память, воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки с изображением детей в опасных ситуациях в природе.
Ход игры: картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает картинку, рассматривает и рассказывает о том, что на ней изображено и почему такое случилось с ребенком.
(См. в приложении 2)
Дидактическая игра "Опасно - не опасно".
Цель игры:
1. Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных.
2. Уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации.
3. Закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях.
4. Развивать охранительное самосознание.
5. Воспитывать чувство взаимопомощи.
Игровая задача:
Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.
Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.
Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности.
Правильно разложить дидактические картинки.
Правила игры: дети не должны мешать друг другу слушать, и отвечать при необходимости, могут дополнять ответы товарищей.
Материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек с зеленым и красным цветом.
Ход игры: 1. Внимательно прослушав рассказ учителя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и зеленую, если ее нет.
2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает учитель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; зеленую - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.
3. Учитель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками; под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под зеленую - с изображением неопасных ситуаций.
Ребята объясняют свой выбор (помощь учителя, если дети затрудняются с ответом).
Дидактическая игра «Да» или «Нет»
Цель игры: закрепить и систематизировать знания по теме «Ядовитые растения. Съедобные и ядовитые грибы.
Ход игры: учитель задает вопросы, учащиеся отвечают «да» или «нет».
1. Учить детей избегать опасные ситуации, которые могут возникнуть в лесу, на воде.
2. Развивать память, внимание.
Ход игры: Учитель раздает карточки, в каждой из которых находится определенная ситуация: на воде, в лесу. В каждой из карточек есть 3 пустые клетки. Учитель показывает карточки с опасной ситуацией, а учащиеся должны правильно разложить эти карточки по пустым клеткам и объяснить, почему так нельзя делать. Выигрывает тот, кто правильно разложит карточки с опасными ситуациями и объяснит их.
(См. в приложении 3)
Командные игры
Болото
Вы попали в болото, поэтому передвигаться придется по «кочкам»: две карточки в руках участника команды – это две кочки. Перемещая картонки с места, на место, нужно идти, наступая только на них.
Командная эстафета
Нужно пройти командно эстафету (каждый участник команды скрепляется со своим соседом, положив ему руки на плечи). Задача не расцепиться во время бега.
Донесение
Участники команды должны расшифровать донесение и доставить его в «Центр».
Каждой команде дается карточка с алфавитом и цифрами:
По сигналу учителя команды пересекают зараженный участок местности – дымовую завесу (дым костра), надев при этом ватно-марлевую повязку.
Окажи помощь
Среди участников выбираются санитары, которые оказывают помощь «раненым». Юные санитары демонстрируют навыки остановки кровотечений, переноске пострадавших. Каждой группе участников можно предложить несколько вопросов:
1. Какие вы знаете лекарственные растения?
2. Какие лекарственные растения можно использовать при обработке раны?
3. Какие лекарственные препараты должны быть в походной аптечке?
Транспортировка пострадавших
Участники демонстрируют навыки безносилочной транспортировки (на стуле, на спине и т.д.). При этом учитывается правильность и быстрота выполнения действий.
Эрудит
Подходя к месту выполнения интеллектуального задания, необходимо передвигаться «задом-наперед». Когда все участники команд пройдут таким образом, они смогут приступить к выполнению следующего задания: перечислить как можно больше опасных ситуаций, которые могут произойти в природных условиях.
Препятствие
Участники должны на животе перелезть через баллоны, а затем добежать до гимнастической лестницы, залезть на нее, спуститься и возвратиться к своей команде.
Игра «Что я возьму на пляж»
На столах лежат предметы: шапка, хоккейная клюшка. Резиновая шапочка, панама, солнцезащитные очки, полотенце, мяч, портфель, бутылка с водой, книга, ручка.
Играют две команды. По сигналу учителя надо перенести нужные предметы к своей команде. Команда, которая быстрее соберет вещи, необходимые для пляжа, выигрывает.
Интерактивные игры
Список интерактивных игр
Игра «Какие грибы ты соберёшь в корзину?».
Игра «С какими животными ты можешь повстречаться в лесу?».
- Пришла беда – разлилась вода; переехать нельзя, а стоять не велят.
- Берегись бед, пока их нет.
- Не ищи море, и в лужи утонешь.
Безопасность на природе
- Мухомор красен, да для здоровья опасен.
- Не всякий гриб в лукошко кладут.
- Не вся ягода, что красна, съедобна.
- Ешь мед, да берегись жала.
- Гроза бьет по высокому дереву.
- Страх - плохой советчик.
- Плачем горю не поможешь.
- Язык до Киева доведет.
- Для трусливого и уж – змея.
- Гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть не упадешь.
Частушки
Частушки безопасности в природных условиях
В нашей речке нет каменьев,
Только желтые пески.
Никогда, друзья, не будем
Заплывать через буйки.
За полянкой ручеек,
Брал я воду на чаек.
Надо воду кипятить!
Чтоб инфекций не схватить.
Маша по лесу ходила,
Грибы собирала.
Мухоморы и поганки
В корзинку не клала.
На прогулке у реки
Мы костер с друзьями жгли.
Если правила выполнять,
То ожогам не бывать.
Вместе мы в поход ходили,
Да костерчик разожгли.
Уходя, не потушили:
Леса нет – одни угли.
Как на зимней на рыбалке
Обморозились друзья.
Мы их спиртом растирали
Аж до самого утра.
Ой, досада, ой, досада,
Отморозил уши.
Растереть их тканью нужно –
Мой совет послушай.
Два дружка на лед ходили,
Весело резвились,
Не успели даже охнуть –
Под лед провалились.
Почему так сиротливо
У пенька стоит крапива?
Потому, что жжется очень.
Кто с такой дружить захочет.
Вот и реченька бежит,
Бережок песчаный.
Искупаться не спеши:
Ох, получишь раны.
Видишь знак на берегу?
Значит, здесь опасно.
Пляж специальный поищи –
Там, где безопасно!
Ты с крутого бережка
Прыгать не пытайся.
Где проверенное дно –
Там ныряй, купайся.
Круг и мячик надувной
Очень не надежны,
И матрас на глубине
Не поможет тоже.
Без панамы загорал.
Тепловой хватил удар.
Вот с компрессом я лежу
И врача прихода жду.
Ты всегда культурным будь:
Не бросай бумагу.
На траве, песке, в воде –
Не сори, дружок нигде!
Сам здесь будешь отдыхать:
Загорать, играть, нырять!
ОБЖ мы изучаем,
Очень любим, сей предмет.
Эти знания применяем,
Их расскажем на весь свет.
Безопасность соблюдаем,
Ну а вам слабо иль нет?
Сказки и рассказы
Рассказы и сказки о грибах и растениях
Грибы
Сказка Мухомор и опенок.
Взглянул из-за густого куста Мухомор и крикнул:
- Эй, Опенок, никак не пойму, почему вас собирают люди, ведь вы некрасивые, бледные, как поганки. То ли дело я!
- Ну и что? Пусть бледные, зато вкусные! А ты хорош на вид, да ядовит!
Сказка Белый гриб.
- Дедушка! – обратилась Синица к старому Грибу, который рос недалеко от березы.
- Шляпка у вас коричневая, а называют почему-то вас Белым…
- Шляпки у нас могут быть разные, - улыбнулся Гриб на толстой, похожей на бочонок ножке – черно-коричневые, красно-коричневые. А у моего внучка, вон у того, - серо-коричневая.
- Мякоть у этого Гриба всегда остается белой, - вмешалась в разговор прилетевшая Сорока. Поэтому Белым его и назвали.
- Си-си-си, - пропищала желтогрудая. Но его можно спутать с Подберезовиком и с Подосиновиком.
- Как бы не так, - расправила свои черные крылья Сорока.
- У тех грибов ножки длинные и не такие толстые, как у Белого Гриба.
- А еще моя ножка вся в мелкой сеточке. Ни у кого такого рисунка нет!
- Какой у вас приятный запах, - Синица вздохнула и даже закрыла глаза от удовольствия.
- Поэтому-то грибники и стараются меня найти. Каждому хочется вкусного гриба отведать.
Сказка Бледная Поганка.
- Сорвите нас, мы очень вкусные! – кричали два Гриба всем, кто проходил мимо.
Один был с серовато-зеленой. А другой с беловато-желтой шляпкой.
- Мы настоящие Шампиньоны!
- Ай-ай-ай! Какие же вы обманщики! – пристыдила их Белка.
- Вы самые настоящие Бледные Поганки.
- Как ты об этом узнала? – удивились Поганки.
- На ножках-то у каждого из вас бугорок, а на нем белая пленка, будто воротничок. У одного он из крупных чешуек, а у другого словно из бородавочек, - зацокал зверек. Такие же приметы и у вашего дружка, Мухомора. Ну-ка ответьте, какой цвет пластинок под вашими шляпками?
- У меня они белые.
- А у меня, а у меня… кремовые.
- Чтобы вы знали, у Шампиньонов пластинки грязно-розовые, темно-коричневые или даже черно-бурые.
Грибы виновато опустили шляпки.
- Опять нас никто не хочет собирать, - всхлипнул один.
- И почему мы родились ядовитыми? – добавил другой. А так хочется попасть в корзинку к другим грибам.
Растения
Вороний глаз
Часто в лесу можно встретить ядовитое растение – вороний глаз.
У этого растения прямой стебель, несущий один цветок. Название дано за сходство плода (ягоды) с глазом вороны.
Черемица белая
По сырым местам и полянам растет черемица белая. Это очень ядовитое растение! У него прямые толстые стебли, очень широкие листья.
Белена черная
Стебель толстый, ветвистый, высотой до 80 см. Листья крупные, зубчатые, сверху темно-зеленые, снизу серовато-зеленые. Растение покрыто клейкими волосками, издающими неприятный запах. Цветки грязно-желтого цвета с фиолетовыми жилками. Белена черная встречается на всей территории России.
Калужница
Цветки калужницы желтого цвета, с пятью лепестками. Листья сердцевидные. Встречается калужница на сырых местах, по берегам рек, прудов, на болотистых лугах. Зеленые части растения очень ядовиты.
Лесная Дафна
Цветет лилово-розовыми цветами, напоминающими сирень, с очень приятным запахом. Ягоды дафны ярко-красные и очень ядовитые: 5-6 ягод смертельны для человека. Даже от прикосновения к коре Лесной дафны на руке могут появиться волдыри.
Запомните!
Не следует собирать неизвестные вам растения. Нельзя ни в коем случае брать их в рот.
Сказка о безопасности на льду
«Как неразлучные друзья в воде не тонули» А. Иванов.
Вот и пришла зима. Она только началась, но моментально застелила льдом и редкие лужи на улицах, и весь знакомый большой пруд. Медвежонок Миша, сверкая новенькими коньками, понесся зигзагами по ледяному зеркалу пруда.
- Медведь лежит в своей берлоге! – шутливо добавил «стихотворец» зайчонок, плавно съезжая со склона оврага на лыжах.
- Я городской медведь, а не лесной, - обиделся медвежонок.
- В городе в зимнюю спячку не заляжешь, шумно очень.
- Зато ты на уроках дремлешь, - засмеялась лисонька, тоже скользя за ним на коньках.
Хорошо на пруду. Никого, просторно. И тихо вокруг. Лишь приятно поскрипывает ледок под острыми коньками.
Медвежонок Миша, далеко оторвавшийся от лисоньки Лизы, вдруг покачнулся и нелепо взмахнул лапами. Нет, неспроста потрескивал лед под коньками. То ли он повсюду был еще недостаточно толстым, то ли медвежонок невольно очутился в том месте, где со дна били ключи. И…
Зазмеились трещины, и косолапый увалень провалился под лед! Он забарахтался в воде, цепляясь за края полыньи, которые с хрустом обламывались под ним. Случилась беда! Но зайчонок Ваня не растерялся. Он отважно бросился к медвежонку. Конечно, ему помогло и то, что он был на лыжах. У него была достаточная опора, лед под широкими лыжами не проламывался. Подъехав к полынье, зайчонок протянул лыжную палку другу. Медвежонок так ухватился за нее, что чуть не стянул зайчонка в воду. Тут и Лиза кинулась на помощь. Она ведь была полегче медвежонка. Лисонька быстро подкатила и остановилась немного позади зайчонка. Он мигом протянул ей вторую лыжную палку. И спасение медвежонка началось с удвоенной силой. Зайчонок тащил медвежонка, а лисонька – зайчонка. Так они вдвоем и вытянули незадачливого лихача на более прочный лед.
Медвежонок дрожал от холода, но бодрился и даже шутил:
- Летом не удалось, зато хоть зимой искупался!
- Ты побегай, - беспокоилась лисонька. – Согреешься.
- Может, согреюсь, а может, опять провалюсь, - бормотал он, боясь даже сдвинуться с места. – Вдруг такие ловушки нас повсюду поджидают!
Да и зайчонок с лисонькой теперь боялись вернуться на берег. Так и стояли все беспомощно на середине пруда.
На их счастье, по боковой дороге возле пруда проезжал на грузовике старший Мишин брат – шофер. Заметив происходящее на пруду, он резко остановил машину, выскочил с длинным буксирным канатом и, раскинув его, как лассо, ловко швырнул неразлучным друзьям.
Схватившись втроем за канат, они быстро выбрались на берег.
Перво-наперво он по-братски наградил медвежонка подзатыльником, потом заботливо накинул на него свою теплую куртку.
Внезапно и вездесущий Аист рядом возник, как с неба свалился, в шапке-ушанке и в белых валеночках. Он с ходу вручил Мишке новенький спасательный жилет:
- Я гляжу, без него тебе никак нельзя! На все случаи пригодится!
- Скорей в машину! – посадил медвежонка в кабину старший брат. – И вы залезайте, места хватит, - пригласил он остальных.
- Правильно вы себя вели, не растерялись, - похвалил Аист маленьких спасателей, затем не удержался:
- Разве можно по неокрепшему льду гонять?
- Всегда так, - прошептал зайчонок лисоньке. – Мы, выходит, правильно себя вели, а жилет кому достался?
Список используемой литературы.
1. Литвинов, Е.Н. - Основы безопасности жизнедеятельности 1-4классы [текст] / Е.Н.Литвинов //Учебное пособие.- Москва. «Просвещение».- 2000.
2. С.В.Титов, Г.И.Шабаева «Тематические игры по ОБЖ»./ В.С.Титов, Г.И.Шабаева //Метод. пособие.- Москва ТЦ «Сфера».- 2005.
3. М.Р.Максиняева “Занятия по ОБЖ с младшими школьниками” (конкурсы, квн, викторины, ребусы)/ М.Р.Максиняева// Метод. пособие.- Москва «Сфера».- 2005.
4. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина”Школа докторов природы или 135 уроков здоровья(тренинги, оздоровительные минутки,беседы, деловые игры)”.1-4классы/ Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина// Метод. пособие.- Москва «Сфера».- 2010.
5. Г.П.Попова “Основы безопасности жизнедеятельности (тесты, кроссворды, стихи, игры и задачи с картинками)”. 1-4классы/ Г.П.Попова// Метод. пособие.- Волгоград.- 2006
6. Е.Л.Вишневская, Н.К.Барсукова, Т.И.Широкова “Основы безопасности жизнедеятельности”. 4класс/ Е.Л.Вишневская, Н.К.Барсукова // Учебник.- Москва «Просвещение».- 2009.
17. В.А.Синякова «Поурочные разработки по ОБЖ» - 4класс./ В.А.Синякова//