kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплекс дидактического материала к разделу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях» на уроках ОБЖ в 1 – 4 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры по ОБЖ для усащихся 1 - 4 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс дидактического материала к разделу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях» на уроках ОБЖ в 1 – 4 классах»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Крансинская общеобразовательная школа-интернат»




Комплекс дидактического материала

к разделу

«Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях»

на уроках ОБЖ в 1 – 4 классах




Составитель:

Васильева Е.В.,

учитель ОБЖ


2 017 год


Содержание



Раздел

Стр.

1

Пояснительная записка…………………………………….

3 – 8

2

Дидактические игры………………………………………..

9 – 15

3

Командные игры……………………………………………..

16 – 18

4

Интерактивные игры………………………………………..

19 – 20

5

Ребусы…..................................................................................

21 – 24

6

Кроссворды…………………………………………………..

25 – 34

7

Художественное слово………………………………………

35 – 62

8

Список литературы………………………………………….

63


Приложения



















Пояснительная записка

Играющий и есть мыслящий.

Обучение - это ремесло, использующее

бесчисленное количество маленьких трюков.

Д. Пойа


В связи с возрастанием масштабов и темпов техногенной деятельности современного общества, обострением социально – экономических проблем, увеличением частоты проявления стихийных бедствий всё более актуальными становятся проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения и сохранением экологического потенциала окружающей среды. Потери российского общества, да и всего человечества от природных и техногенных катастроф с каждым годом возрастают. Поэтому одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирование у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности, воспитание «личности безопасного типа», хорошо знакомой с различными видами экстремальных и чрезвычайных ситуаций, с современными проблемами безопасности жизнедеятельности человека.

Все мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, а тем более, если это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. У данной категории детей – низкая мотивация познавательной деятельности, отсутствие устойчивого внимания, неспособность осуществлять такие мыслительные операции, как анализ, синтез. На этом фоне у учащихся создается отрицательное отношение к школе и к учению. Поэтому формирование познавательного интереса является проблемой для педагогов, работающим по адаптированным основным общеобразовательным программам с детьми с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).

Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Достижению лучших результатов в развитии интересов детей с ограниченными возможностями здоровья способствует использование эффективных методов, приёмов обучения и разнообразного дидактического материала.

Разработанный комплекс дидактического материала к разделу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях» на уроках ОБЖ в 1-4 классах содержит игровой материал.

Всем нам хорошо известно, что игра для ребёнка – это, прежде всего увлекательное занятие. Задания в занимательной форме позволяют детям раскрыть свои способности. Менее активным, неуверенным в себе учащимся –

развить инициативу, сообразительность, мышление. В процессе игры такой ребёнок способен выполнить объём учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. Даже самые незначительные успехи порождают в ученике веру в себя, в свои возможности.

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" В.А. Сухомлинский.

Коррекционно-развивающая  игра  имеет две цели. Одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует сам ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала.

Использование игровых занятий в курсе ОБЖ способствует формированию у учащихся культуры безопасного поведения, помогает им получить новые знания, лучше овладеть необходимыми в жизни навыками и умениями, повышает их интерес к изучению предмета. В специально организованной игре применяется и обогащается накопленный учащимися жизненный опыт, развиваются их активность и самостоятельность. Играя, учащиеся моделируют опасные и экстремальные ситуации, учатся проектировать свои действия в них, формируя у себя умения безопасной жизнедеятельности.

В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся, так как игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности, увлечённости, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны. В ходе игры у обучаемых формируются такие стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность их социальной практики, отношения с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных, в том числе и несущих прямую угрозу жизни и здоровью, ситуациях.

Рассматривая понятие игры как средства обучения можно сказать следующее:

- игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

- правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

- игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

- в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

На уроках ОБЖ создаются условия, благоприятствующих творчеству. Их развитие происходит в учебной деятельности, в которой ученик выражает свое отношение к ней.

Чтобы школьный урок основ безопасности жизнедеятельности облечь в игровую форму используется множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

- доступность для учащихся данного возраста;

- умеренность в использовании игр на уроках.

Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, и сложности того материала, с которым будут работать учащиеся. Игры могут быть коллективные, групповые, индивидуальные.

Комплекс дидактического материала к разделу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях» на уроках ОБЖ в 1-4 классах построен по следующим принципам.

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности поможет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип учёта  возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

Комплекс дидактического материала к разделу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях» на уроках ОБЖ рассчитан на учащихся 1- 4 классов с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).

Цель дидактического комплекса: развитие познавательных процессов учащихся на уроках ОБЖ в природных условиях, интереса к предмету через игровую деятельность.

Задачи:

- закреплять учебные знания, умения и навыки;

- развивать интерес к предмету, память, логическое мышление, внимание, творческое воображение, речь, коммуникабельность, общительность, сплоченность коллектива;

- расширять кругозор, интеллектуальные способности учащихся.

В содержание дидактического комплекса входят следующие материалы.

1. Дидактические игры.

2. Командные игры.

3. Интерактивные игры.

4. Ребусы.

5. Кроссворды.

6. Художественное слово: стихи, загадки, пословицы и поговорки, рассказы, сказки, частушки.

Дидактические и командные игры.

Одним из средств, способствующих формированию у школьников знаний и умений, необходимых для грамотных действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, являются дидактические и командные игры.

По определению, игра – это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В игре ребёнок развивается как личность, получает новые знания, овладевает необходимыми умениями. Кроме того, у него появляется возможность актуализовать имеющиеся знания, и проверить свои умения и навыки.

В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся, так как игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности, увлечённости, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны. В ходе игры у учащихся формируются такие стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность их социальной практики, отношения с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных, в том числе и несущих прямую угрозу жизни и здоровью, ситуациях.

Интерактивные игры.

В последнее время все чаще учителя прибегают к использованию интерактивных методов обучения. Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока. Приоритет среди интерактивных методов принадлежит играм, упражнениям и заданиям. Цель интерактивных игр - стимулировать познавательный процесс. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только на закрепление уже изученного материала, но и на изучение нового.

Разгадывание ребусов, кроссвордов.

Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают ребусы, кроссворды.

Ребусы – загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д. Способ отгадывания кроссвордов на уроках ОБЖ весьма прост.

В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им для решения различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, включающие в себя 6-8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу. 

Художественное слово.

Произведения художественной литературы при изучении ОБЖ, обогащают учебный процесс. Отрывки из рассказов, сказок и стихов оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес учащихся к уроку ОБЖ. Образные, яркие художественные тексты повышают эмоциональность восприятия, содействуют эстетическому воспитанию учащихся. Литературные произведения помогают наблюдать за действиями людей в чрезвычайных ситуациях, подмечать их закономерности.

Загадки, пословицы и поговорки, несомненно, окажутся полезными учителю, заинтересовавшему учащихся этой работой. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки, пословицы и поговорки помогут закрепить различные термины и понятия.

Дидактический материал к разделу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях» способствует усвоению основных знаний, умений и навыков/

Учащиеся должны знать:

- правила безопасного поведения на природе; как действовать в лесу, чтобы не заблудиться;

- правила безопасного поведения с животными;

- правила безопасного поведения на воде;

- способы спасения и эвакуации при чрезвычайных ситуациях;

- основы ориентирования в лесу (по солнцу и сторонам света);

- правила безопасного поведения с животными, насекомыми;

- виды ядовитых и съедобных растений, грибов и ягод;

- первая помощь при отравлениях ядовитыми грибами, ягодами, растениями.

Учащиеся должны уметь:

- применять на практике правила поведения на природе;

- оказывать первую помощь при солнечном ударе и обморожении;

- правильно эвакуироваться при ЧС;

- оказывать первую помощь при обморожении, отравлении, укусах животных и насекомых.

Использование данных материалов на уроке ОБЖ побуждает учащихся к активной работе, углубляет понимание тем предмета, вовлекает их в активное сотрудничество с преподавателем, будит любознательность, повышает наблюдательность и поощряет их к первым самостоятельным открытиям, обеспечивает хорошее качество подготовки учащихся, делает урок более эффективным, интересным.

Комплекс дидактического материала к разделу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях» представляет интерес для учителей ОБЖ, работающим по адаптированным основным общеобразовательным программам.






















Дидактические игры

















Дидактическая игра «Выбери съедобные грибы и ягоды»

 

Цель игры: закрепление знания о съедобных и ядовитых грибах и растениях, умения отличать их друг от друга.

 

Материал: корзины, карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.


Ход игры: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.















Дидактическая игра «Что лишнее»


Цель игры: закрепление знания о съедобных и ядовитых грибах и ягодах, умения отличать их друг от друга.


Материал: карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод.


Задание: 1. Укажите, по какому общему признаку могут быть объединены грибы в горизонтальном ряду, а какой гриб является лишним и почему

Задание: 2. Укажите, какой гриб в ряду является «лишним».

Задание: 3. Укажите, какие ягоды являются «лишними» и почему.


(См. в приложении 1)






















Дидактическая игра «Соберем рюкзак в дорогу»


Цель игры: расширять представления детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях развивать сообразительность.


Материал:

- картинки с изображением предметов, которые можно взять в поход на природу.


Ход игры: каждый ребенок выбирает карточку с предметом, который он хочет взять с собой и объясняет, с какой целью этот предмет может помочь в трудной ситуации.




Дидактическая игра «Буду осторожен в природе»


Цель игры: закреплять  представления детей об опасных ситуациях в природе, учить правилам безопасного поведения, развивать память, воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.


Материал: картинки с изображением детей в опасных ситуациях в природе.


Ход игры: картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает картинку, рассматривает и рассказывает о том,  что на ней изображено и почему такое случилось с ребенком.




(См. в приложении 2)




















Дидактическая игра "Опасно - не опасно".

Цель игры:

1. Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных.

2. Уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации.

3. Закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях.

4. Развивать охранительное самосознание.

5. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Игровая задача:

Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.

Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.

Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности.

Правильно разложить дидактические картинки.

Правила игры: дети не должны мешать друг другу слушать, и отвечать при необходимости, могут дополнять ответы товарищей.

Материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек с зеленым и красным цветом.

Ход игры: 1. Внимательно прослушав рассказ учителя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и зеленую, если ее нет.

2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает учитель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; зеленую - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.

3. Учитель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками; под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под зеленую - с изображением неопасных ситуаций.

Ребята объясняют свой выбор (помощь учителя, если дети затрудняются с ответом).










Дидактическая игра «Да» или «Нет»

Цель игры: закрепить и систематизировать знания по теме «Ядовитые растения. Съедобные и ядовитые грибы.

Ход игры: учитель задает вопросы, учащиеся отвечают «да» или «нет».

1. Грибы – это растения. -

2. Ложные опята, бледная поганка – несъедобные грибы. –

3. Рыжик, лисичка – съедобные грибы. –

4. Может ли гриб вырасти на дереве? -

5. Животные едят несъедобные грибы? –

6. Может ли гриб дерево съесть? –

7. Самый ядовитый гриб – мухомор. –

8. Съедобен ли гриб дождевик? –

9. За грибами следует отправляться днем. –





Дидактическая игра лото «Безопасность на природе»


Цель игры:

1. Учить детей избегать опасные ситуации, которые могут возникнуть в лесу, на воде.

2. Развивать память, внимание.

Ход игры: Учитель раздает карточки, в каждой из которых находится определенная ситуация: на воде, в лесу. В каждой из карточек есть 3 пустые клетки. Учитель показывает карточки с опасной ситуацией, а учащиеся должны правильно разложить эти карточки по пустым клеткам и объяснить, почему так нельзя делать. Выигрывает тот, кто правильно разложит карточки с опасными ситуациями и объяснит их.


(См. в приложении 3)








Командные игры




















Болото

Вы попали в болото, поэтому передвигаться придется по «кочкам»: две карточки в руках участника команды – это две кочки. Перемещая картонки с места, на место, нужно идти, наступая только на них.



Командная эстафета

Нужно пройти командно эстафету (каждый участник команды скрепляется со своим соседом, положив ему руки на плечи). Задача не расцепиться во время бега.



Донесение

Участники команды должны расшифровать донесение и доставить его в «Центр».

Каждой команде дается карточка с алфавитом и цифрами:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

О

У

Ж

Н

Щ

А

П

Ь

М

И

В

Д


4 2 3 4 6 7 1 9 1 5 8 7 10 5 6 11 1 12 6 (Нужна помощь, пища, вода).




Зараженная местность

По сигналу учителя команды пересекают зараженный участок местности – дымовую завесу (дым костра), надев при этом ватно-марлевую повязку.




Окажи помощь

Среди участников выбираются санитары, которые оказывают помощь «раненым». Юные санитары демонстрируют навыки остановки кровотечений, переноске пострадавших. Каждой группе участников можно предложить несколько вопросов:

1. Какие вы знаете лекарственные растения?

2. Какие лекарственные растения можно использовать при обработке раны?

3. Какие лекарственные препараты должны быть в походной аптечке?



Транспортировка пострадавших

Участники демонстрируют навыки безносилочной транспортировки (на стуле, на спине и т.д.). При этом учитывается правильность и быстрота выполнения действий.



Эрудит

Подходя к месту выполнения интеллектуального задания, необходимо передвигаться «задом-наперед». Когда все участники команд пройдут таким образом, они смогут приступить к выполнению следующего задания: перечислить как можно больше опасных ситуаций, которые могут произойти в природных условиях.




Препятствие

Участники должны на животе перелезть через баллоны, а затем добежать до гимнастической лестницы, залезть на нее, спуститься и возвратиться к своей команде.



Игра «Что я возьму на пляж»

На столах лежат предметы: шапка, хоккейная клюшка. Резиновая шапочка, панама, солнцезащитные очки, полотенце, мяч, портфель, бутылка с водой, книга, ручка.

Играют две команды. По сигналу учителя надо перенести нужные предметы к своей команде. Команда, которая быстрее соберет вещи, необходимые для пляжа, выигрывает.














Интерактивные игры





















Список интерактивных игр


  1. Игра «Какие грибы ты соберёшь в корзину?».

  2. Игра «С какими животными ты можешь повстречаться в лесу?».

  3. Игра «Лабиринт».

  4. Игра «Помоги Незнайке собрать рюкзак».

  5. Интерактивный кроссворд «Лекарственные растения».

  6. Игра «Собери картинку».

  7. Раскраска «Насекомые в лесу».


Прилагается диск с пояснительной запиской.
















































Ребусы

































Ответы: ребус, гроза, воздух, дождь, река, водопад, сосулька, потоп, костёр, ураган, цунами, землетрясение, катастрофа, безопасность, обвал, обморожение, метель, авария, вулкан, гололёд, затопление, катастрофа, лавина, молния, обвал, паводок, плотина, смерч, тайфун, туман, циклон, цунами.

















Кроссворды

































































































Ответы






















Художественное

слово




















Стихи


















Безопасность на льду и на воде



На замерзших озерах

Лед бывает непрочен,

И ходить по такому

Безответственно очень!

Водоемы опасны:

Может лед провалиться,

И спасать вас напрасно

Вся округа примчится…

Ведь почти невозможно

К полынье подобраться –

Из воды будет сложно

Вас вытаскивать, братцы…


***


Зима! Скорее на коньки!

Какие славные деньки!

Но выходить на лед нельзя,

Пока непрочен он, друзья,

Когда есть трещины на нем,

Когда вдруг потеплело днем…

Провалишься – придет беда:

Зимой холодная вода…


***

Ура! Весна и ледоход!

Плывет, плывет по речке лед…

Глядят ребята там и тут,

Как льдины по воде плывут.

Ну чем тебе не корабли!

Но нет! – не уходи с земли!

На лед коварный не ступай,

Опасно это – так и знай!

Такой корабль перевернется,

На части может расколоться

Иль унесет на центр реки…

Весной от речки прочь беги!

И большим, и детям

Хочется сказать:

В незнакомом месте

Вам нельзя нырять!

Может очень мелкой

Речка оказаться…

А в песок опасно

Головой втыкаться!

Сучья, камни, стекла

Спрятались на дне –

Их заметить сложно

В водной глубине…

***

На самодельном плоту по воде

Едут мальчишки вдогонку мечте.

Трое матросов, один капитан

Мчатся на поиски сказочных стран…

Только разъехались бревна в плоту –

И не догнали мальчишки мечту…

Очень опасно с рекою шутить

И на плоту за мечтою поплыть.


***

Весело качаться

детям на волнах,

На цветных матрасах,

надувных кругах.

Только непременно

вы должны узнать:

Далеко не надо

в воду заплывать!

Может прохудиться

круг или матрас…

Кто спасти успеет

из пучины вас?

И перевернуться

на волнах легко…

Так что не советуем

плавать далеко!

Катятся волны от лодок с судами…

Спорить не стоит с такими волнами!

Ты по возможности их избегай,

Близко к корабликам не подплывай:

Сверху пловца разглядеть очень сложно,

Затормозить на воде невозможно:

Может водой с головою накрыть,

Может дыхание перехватить…

Будет печальным финал, вероятно:

Вряд ли ты сможешь вернуться обратно…


***

Если развлекаться

будешь на воде,

Проследи, чтоб шутка

не вела к беде…

Не топи другого – может оказаться,

Что воды случится другу наглотаться,

Он запаникует, вырываться станет –

И тебя с собою под воду затянет!

И игра такая

грустно завершится…

Мы вам не желаем

в речке утопиться!


***

Не надо безобразничать

И делать дырки в круге;

Не стоит жизнью рисковать

Ни другу, ни подруге.

Но если ты, но если ты

Шалун и злой проказник –

Недалеко и до беды:

Дырявый круг опасен.


***

Когда вокруг грохочет гром

И молния сверкает,

Не лезь в открытый водоем!

Ведь всякое бывает…

И если ты в грозу попал,

Не плавай, не купайся…

Лишь только дождик застучал,

На берег выбирайся!

В тех местах, где бьют ключи

И бегут к реке ручьи,

И где стоит завод –

Знай, что там непрочен лед.


***

Ваня шел купаться с другом

И с большим красивым кругом.

Ваня плавал на кругу –

Друг стоял на берегу.

Думал друг: «А если вдруг

Лопнет круг – утонет друг.

Подниму-ка лучше лай:

«Далеко не заплывай!».

«Не волнуйся, Дружок,

Выхожу на бережок!»

М. Бартенев.


***

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы мой рассказ

С. Я. Маршак.

***

Если в речке тонет друг,

Если он идет на дно,

Кинь ему веревку, круг,

Палку, мяч или бревно.


Рассказ водолаза

Глеб Иваныч, водолаз,

В день нырял по двадцать раз…

Спас он двести сорок взрослых,

И детей три тыщи спас.

У него медаль и орден.

Но махнул он на медаль:

- Если кто-нибудь утонет –

Это будет очень жаль.

Целый день сижу на вышке –

Хулиганят ребятишки.

То воюют на плотах,

То нырнут не в тех местах,

Заплывают за буйки

И идут на дно реки…

Я искал бы лучше клад!

Рыбу я ловить бы рад!

Но в реке заместо рыбы

Должен я ловить ребят…

В общем, я скажу всем так,

Что купанье – не пустяк!

Так закончил свой рассказ

Глеб Иваныч, водолаз.


***

Пляж буйками окружен

От судов. Коряг и волн.

Значит, можно здесь купаться,

Ничего не опасаться.

Веселитесь, как хотите,

Но, пожалуйста, учтите:

Чтобы жизнь не потерять –

За буйки не заплывать!


***

Если вы в лодке поплыть захотите,

То обязательно, дети, учтите:

Можно кататься весь день, до заката,

Только раскачивать лодку не надо,

И за красивым цветком не тянуться –

Может суденышко перевернуться…

Всплыть не сумеешь – тогда быть беде!

Будь осторожен всегда на воде!


***

Если видишь ты буйки –

Не для шалости они.

Знаки надо уважать,

За буйки не заплывать.

Если ты не научился

Ловко плавать и нырять –

Не рискуй, совет послушай:

«далеко не заплывать».

Если очень захотелось

Тебе где-то понырять,

Ты возьми с собой мамулю,

Она будет наблюдать.

Не дышите под водой –

Захлебнуться можно!

Под присмотром ты ныряй

Только осторожно!

Если ты покушал плотно,

В воду сразу не иди.

Полежи-ка ты в тенечке,

Посиди и отдохни.


***

Не ходи весной по льду,

Можешь ты попасть в беду:

В лунку или полынью

И загубишь жизнь свою.


С. Михалков «Дядя Степа»

На реке и треск, и гром –

Ледоход и ледолом.

Полоскала по старинке

Бабка в проруби простынки

Треснул лед – река пошла,

И бабуся поплыла.

Бабка охает и стонет:

- Ой, белье мое утонет!

Ой! Попала я в беду!

Ой, спасите! Пропаду!

Дядя Степа на мосту.

Дядя Степа сквозь туман

Смотрит вдаль, как капитан.

Видит – льдина. А на льдине

Плачет бабка на корзине.

Не опишешь, что тут было!

Дядя Степа – руки вниз,

Перегнувшись за перила,

Как над пропастью повис.

Он успел схватить в охапку

Перепуганную бабку,

А старуха за корзину:

- Я белье свое не кину!

Дядя Степа спас ее,

И корзину, и белье.


Безопасность на природе

Вот и лес. И тишина.

Тут, Дружок, не надо спешки,

Торопливость не нужна…

Видишь, рядом – сыроежки.

А чуть дальше, на полянке.

И волнушки, и белянки.

А вот там, гляди, маслята

Разбежались как цыплята,

Из-под веточек глядят…

Много тут грибов, ребята,

И для вас, и для зверят.


***

Весна! В поход спешат ребята!

Но знать туристам юным надо:

Чтоб не страдали звери, птицы,

Природу портить не годится!

С поляны мусор соберите

И на костре его сожгите!

Костер в лесу не оставляйте –

Песком, землею засыпайте,

Чтоб не дымился, не искрил,

Беды в лесу не натворил…


***

Не распыляй аэрозоли

Вблизи открытого огня

От комара или от моли,

От паута и от слепня…

Ведь если брызнешь ты на пламя,

Костер взовьется до небес,

И в результате пострадают

Друзья, ты сам… и целый лес…



Должны всерьез вы уяснить:

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться так легко:

Уйти от дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не дойти…


***

Когда вы заблудитесь в темном лесу

И встретите злую сову,

Вы крикните, только погромче, «Ау!»

И вас непременно найдут!


***

Дети взяли в руки спички –

Нет жилья у бедной птички…

После страшного огня

Не осталось даже пня.


***

Если дерево одно

В поле возвышается,

То стоять под ним в грозу

Людям запрещается.

Если молния в него

Невзначай ударит,

То живого никого

Рядом не оставит…


Мухомор

Средь хвойного бора,

Дремучего бора,

Нельзя не заметить

Меня, мухомора!

Большой, как тарелка,

Пятнист я и красен!

Меня берегись –

Я очень опасен!




Мы попросить хотим ребят

Не трогать маленьких зверят

И в руки никогда не брать –

Их мать примчится защищать:

Пока еще малы они,

Их мама стережет все дни…

***

Если по лесу с друзьями гулял

И на пенечке змею увидал,

То не кричи, не сзывай всех друзей,

А отойди сам подальше скорей.

Помни: змея начинает кусаться,

Если должна от врагов защищаться…

Ты же не станешь ее обижать?

Можешь спокойно свой путь продолжать…



























Загадки





















Рукой махнул, -

Дерево погнул.

(Ветер)



Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(Облака)


Летит рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Слышишь его,

А не видишь его.

(Ветер)



Один льет, другой пьет,

Третий растет.

(Дождь, земля, трава)


Сперва блеск,

За блеском треск,

За треском плеск.

(Молния, гром, дождь)



Есть невидимка:

В дом не просится,

А прежде людей бежит, торопится.

(Воздух)



Гаркнул гусь на всю Русь.

(Гром)


По морю идет, идет,

А до берега дойдет –

Тут и пропадет.

(Волна)

Вот стишок вам предлагаю

С хитрою загадкой:

Что и льется, и летает,

И бывает гладкой?

(Вода)



Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит и стоять не велит.

(Мороз)


Гуляет на воле

В лесу, в чистом поле

Крутит, воет, бурчит,

На весь мир ворчит,

По селам, городам летает,

Знать никого не желает.

(Метель)



Текло, текло,

А легло под стекло.

(Лед на реке)



Кругом вода,

А с питьем беда.

(Море)


Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

(Мороз)



Прилетела пава,

Села на лаву,

Распустила перья,

Для всякого зелья.

(Весна)



Всех наградила,

Всех загубила.

(Осень)



Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра (Зима)



Летит – молчит,

Лежит – молчит,

Когда умрет,

Тогда заревет.

(Снег)



Весной одевается,

Осенью раздевается.

(Лес)



Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала.

(Туча)



Беленькая собачка в подворотню глядит.

(Сугроб)



Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Летом веселюсь,

Осенью спать ложусь.

(Река)


Без него плачемся,

А как появится

От него прячемся.

(Солнце)


Летит сова по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

(Туча)



По синему морю

Белые гуси плывут.

(Облака)



Громко стучит, громко кричит,

Что говорит, никому не понять,

А мудрецам не узнать.

(Гром)



Рассыпался горох

Никто его не соберет

Ни царь, не царица,

Ни красная девица.

(Град)


Шел долговяз

В сыру землю увяз.

(Дождь)



Летит птица орел,

Несет в зубах огонь,

Огневые стрелы пускает,

Никто ее не поймает.

(Молния)


Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.

(Вьюга)




Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается,

А цветок – на медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа.

(Липа)



Растет она вокруг, она – враг и друг.

Как иглы – волоски, покрыли все листки.

Сломи хоть волосок – и каплет едкий сок

На кожу – хоть ори! О-ой-ой, волдыри!

Но если дружишь с ней – ты многих здоровей:

В ней витаминов – клад, весной ее едят.

(Крапива)



Почему я от дороги далеко не отхожу?

Если ты поранишь ноги, я им помощь окажу.

Приложи ладошку к ране – боль утихнет, и опять

Будут ноги по дороге в ногу с солнышком шагать.

(Подорожник)



Он шипы свои выставил колкие,

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем.

(Шиповник)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Гриб)

Сквозь землю прошел

Красну шапочку нашел.

(Гриб)



Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы.

(Гриб)



Стоит Трошка на одной ножке,

Его ищут, а он молчит.

(Гриб)



Белка к елке подбежала,

Лапкой веточку достала

И на веточный изгиб

Положила белый… (гриб).



Растут на опушке

Рыжие подружки.

А зовут их… (волнушки).


Кто стоит на белой ножке

В красной шапочке в горошек

Грибникам наперекор?

Отгадайте! (Мухомор).


На пеньке грибы растут,

Да не вспомню, как зовут.

Помогите мне, ребята!

Их название…(опята).


В толстой шапке он стоит,

Из-под елочки глядит.

Пусть и ростом невелик –

Лучший гриб здесь… (боровик).


Вырос раннею весной

Этот первый гриб лесной.

Вон забрался под сучок

Весь в извилинах… (сморчок).




Дети хворост собирали

И случайно увидали:

Под кустом, как две сестрички,

Выросли грибы… (лисички).
















Пословицы и

поговорки




















Безопасность на льду и на воде

- Не испытав броду, да по уши в воду.

- Весенний лед толст, да не прост.

- Осенний лед тонок, да цепок.

- Зазеваешься, так воды нахлебаешься.

- Вода с ледком в зиму не диво.

- Подай палец, а за руку и сам возьму.

- Не бойся реки, бойся лужи.

- Погляди, прежде, чем прыгнуть.

- плохая шутка до добра не доведет.

- На воду без весел не спускайся.

- Что в воду упало, то пропало.

- Когда пьешь воду, помни об источнике.

- Не уговорившись на берегу, не езди на реку.

- Друзья познаются в беде.

- Не зная броду, не суйся в воду.

Наводнение

- Вода путь найдет.

- С гор вода налегла, и речки помутились.

- Ранняя весна – много воды.

- Вешние воды и царь не уймет.

- Вода с водой сливается.

- В полую воду за рекой не ночуй.

- Пришла беда – разлилась вода; переехать нельзя, а стоять не велят.

- Берегись бед, пока их нет.

- Не ищи море, и в лужи утонешь.



Безопасность на природе

- Мухомор красен, да для здоровья опасен.

- Не всякий гриб в лукошко кладут.

- Не вся ягода, что красна, съедобна.

- Ешь мед, да берегись жала.

- Гроза бьет по высокому дереву.

- Страх - плохой советчик.

- Плачем горю не поможешь.

- Язык до Киева доведет.

- Для трусливого и уж – змея.

- Гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть не упадешь.






















Частушки





















Частушки безопасности в природных условиях

В нашей речке нет каменьев,

Только желтые пески.

Никогда, друзья, не будем

Заплывать через буйки.


За полянкой ручеек,

Брал я воду на чаек.

Надо воду кипятить!

Чтоб инфекций не схватить.


Маша по лесу ходила,

Грибы собирала.

Мухоморы и поганки

В корзинку не клала.


На прогулке у реки

Мы костер с друзьями жгли.

Если правила выполнять,

То ожогам не бывать.


Вместе мы в поход ходили,

Да костерчик разожгли.

Уходя, не потушили:

Леса нет – одни угли.


Как на зимней на рыбалке

Обморозились друзья.

Мы их спиртом растирали

Аж до самого утра.


Ой, досада, ой, досада,

Отморозил уши.

Растереть их тканью нужно –

Мой совет послушай.


Два дружка на лед ходили,

Весело резвились,

Не успели даже охнуть –

Под лед провалились.


Почему так сиротливо

У пенька стоит крапива?

Потому, что жжется очень.

Кто с такой дружить захочет.

Вот и реченька бежит,

Бережок песчаный.

Искупаться не спеши:

Ох, получишь раны.


Видишь знак на берегу?

Значит, здесь опасно.

Пляж специальный поищи –

Там, где безопасно!


Ты с крутого бережка

Прыгать не пытайся.

Где проверенное дно –

Там ныряй, купайся.


Круг и мячик надувной

Очень не надежны,

И матрас на глубине

Не поможет тоже.

Без панамы загорал.

Тепловой хватил удар.

Вот с компрессом я лежу

И врача прихода жду.


Ты всегда культурным будь:

Не бросай бумагу.

На траве, песке, в воде –

Не сори, дружок нигде!

Сам здесь будешь отдыхать:

Загорать, играть, нырять!


ОБЖ мы изучаем,

Очень любим, сей предмет.

Эти знания применяем,

Их расскажем на весь свет.

Безопасность соблюдаем,

Ну а вам слабо иль нет?

















Сказки и рассказы
























Рассказы и сказки о грибах и растениях


Грибы


Сказка Мухомор и опенок.

Взглянул из-за густого куста Мухомор и крикнул:

- Эй, Опенок, никак не пойму, почему вас собирают люди, ведь вы некрасивые, бледные, как поганки. То ли дело я!

- Ну и что? Пусть бледные, зато вкусные! А ты хорош на вид, да ядовит!


Сказка Белый гриб.

- Дедушка! – обратилась Синица к старому Грибу, который рос недалеко от березы.

- Шляпка у вас коричневая, а называют почему-то вас Белым…

- Шляпки у нас могут быть разные, - улыбнулся Гриб на толстой, похожей на бочонок ножке – черно-коричневые, красно-коричневые. А у моего внучка, вон у того, - серо-коричневая.

- Мякоть у этого Гриба всегда остается белой, - вмешалась в разговор прилетевшая Сорока. Поэтому Белым его и назвали.

- Си-си-си, - пропищала желтогрудая. Но его можно спутать с Подберезовиком и с Подосиновиком.

- Как бы не так, - расправила свои черные крылья Сорока.

- У тех грибов ножки длинные и не такие толстые, как у Белого Гриба.

- Правильно говоришь, белобокая, - Гриб приподнял шляпку,

- А еще моя ножка вся в мелкой сеточке. Ни у кого такого рисунка нет!

- Какой у вас приятный запах, - Синица вздохнула и даже закрыла глаза от удовольствия.

- Поэтому-то грибники и стараются меня найти. Каждому хочется вкусного гриба отведать.


Сказка Бледная Поганка.

- Сорвите нас, мы очень вкусные! – кричали два Гриба всем, кто проходил мимо.

Один был с серовато-зеленой. А другой с беловато-желтой шляпкой.

- Мы настоящие Шампиньоны!

- Ай-ай-ай! Какие же вы обманщики! – пристыдила их Белка.

- Вы самые настоящие Бледные Поганки.

- Как ты об этом узнала? – удивились Поганки.

- На ножках-то у каждого из вас бугорок, а на нем белая пленка, будто воротничок. У одного он из крупных чешуек, а у другого словно из бородавочек, - зацокал зверек. Такие же приметы и у вашего дружка, Мухомора. Ну-ка ответьте, какой цвет пластинок под вашими шляпками?

- У меня они белые.

- А у меня, а у меня… кремовые.

- Чтобы вы знали, у Шампиньонов пластинки грязно-розовые, темно-коричневые или даже черно-бурые.

Грибы виновато опустили шляпки.

- Опять нас никто не хочет собирать, - всхлипнул один.

- И почему мы родились ядовитыми? – добавил другой. А так хочется попасть в корзинку к другим грибам.

Растения


Вороний глаз

Часто в лесу можно встретить ядовитое растение – вороний глаз.

У этого растения прямой стебель, несущий один цветок. Название дано за сходство плода (ягоды) с глазом вороны.


Черемица белая

По сырым местам и полянам растет черемица белая. Это очень ядовитое растение! У него прямые толстые стебли, очень широкие листья.


Белена черная

Стебель толстый, ветвистый, высотой до 80 см. Листья крупные, зубчатые, сверху темно-зеленые, снизу серовато-зеленые. Растение покрыто клейкими волосками, издающими неприятный запах. Цветки грязно-желтого цвета с фиолетовыми жилками. Белена черная встречается на всей территории России.


Калужница

Цветки калужницы желтого цвета, с пятью лепестками. Листья сердцевидные. Встречается калужница на сырых местах, по берегам рек, прудов, на болотистых лугах. Зеленые части растения очень ядовиты.


Лесная Дафна

Цветет лилово-розовыми цветами, напоминающими сирень, с очень приятным запахом. Ягоды дафны ярко-красные и очень ядовитые: 5-6 ягод смертельны для человека. Даже от прикосновения к коре Лесной дафны на руке могут появиться волдыри.


Запомните!

Не следует собирать неизвестные вам растения. Нельзя ни в коем случае брать их в рот.

Сказка о безопасности на льду


«Как неразлучные друзья в воде не тонули» А. Иванов.

Вот и пришла зима. Она только началась, но моментально застелила льдом и редкие лужи на улицах, и весь знакомый большой пруд. Медвежонок Миша, сверкая новенькими коньками, понесся зигзагами по ледяному зеркалу пруда.

- Обув железом острым ноги, - громко декламировал он.

- Медведь лежит в своей берлоге! – шутливо добавил «стихотворец» зайчонок, плавно съезжая со склона оврага на лыжах.

- Я городской медведь, а не лесной, - обиделся медвежонок.

- В городе в зимнюю спячку не заляжешь, шумно очень.

- Зато ты на уроках дремлешь, - засмеялась лисонька, тоже скользя за ним на коньках.

Хорошо на пруду. Никого, просторно. И тихо вокруг. Лишь приятно поскрипывает ледок под острыми коньками.

Медвежонок Миша, далеко оторвавшийся от лисоньки Лизы, вдруг покачнулся и нелепо взмахнул лапами. Нет, неспроста потрескивал лед под коньками. То ли он повсюду был еще недостаточно толстым, то ли медвежонок невольно очутился в том месте, где со дна били ключи. И…

Зазмеились трещины, и косолапый увалень провалился под лед! Он забарахтался в воде, цепляясь за края полыньи, которые с хрустом обламывались под ним. Случилась беда! Но зайчонок Ваня не растерялся. Он отважно бросился к медвежонку. Конечно, ему помогло и то, что он был на лыжах. У него была достаточная опора, лед под широкими лыжами не проламывался. Подъехав к полынье, зайчонок протянул лыжную палку другу. Медвежонок так ухватился за нее, что чуть не стянул зайчонка в воду. Тут и Лиза кинулась на помощь. Она ведь была полегче медвежонка. Лисонька быстро подкатила и остановилась немного позади зайчонка. Он мигом протянул ей вторую лыжную палку. И спасение медвежонка началось с удвоенной силой. Зайчонок тащил медвежонка, а лисонька – зайчонка. Так они вдвоем и вытянули незадачливого лихача на более прочный лед.

Медвежонок дрожал от холода, но бодрился и даже шутил:

- Летом не удалось, зато хоть зимой искупался!

- Ты побегай, - беспокоилась лисонька. – Согреешься.

- Может, согреюсь, а может, опять провалюсь, - бормотал он, боясь даже сдвинуться с места. – Вдруг такие ловушки нас повсюду поджидают!

Да и зайчонок с лисонькой теперь боялись вернуться на берег. Так и стояли все беспомощно на середине пруда.

На их счастье, по боковой дороге возле пруда проезжал на грузовике старший Мишин брат – шофер. Заметив происходящее на пруду, он резко остановил машину, выскочил с длинным буксирным канатом и, раскинув его, как лассо, ловко швырнул неразлучным друзьям.

Схватившись втроем за канат, они быстро выбрались на берег.

Перво-наперво он по-братски наградил медвежонка подзатыльником, потом заботливо накинул на него свою теплую куртку.

Внезапно и вездесущий Аист рядом возник, как с неба свалился, в шапке-ушанке и в белых валеночках. Он с ходу вручил Мишке новенький спасательный жилет:

- Я гляжу, без него тебе никак нельзя! На все случаи пригодится!

- Скорей в машину! – посадил медвежонка в кабину старший брат. – И вы залезайте, места хватит, - пригласил он остальных.

- Правильно вы себя вели, не растерялись, - похвалил Аист маленьких спасателей, затем не удержался:

- Разве можно по неокрепшему льду гонять?

- Всегда так, - прошептал зайчонок лисоньке. – Мы, выходит, правильно себя вели, а жилет кому достался?






























Список используемой литературы.


1. Литвинов, Е.Н. - Основы безопасности жизнедеятельности 1-4классы [текст] / Е.Н.Литвинов //Учебное пособие.- Москва. «Просвещение».- 2000.

2. С.В.Титов, Г.И.Шабаева «Тематические игры по ОБЖ»./ В.С.Титов, Г.И.Шабаева //Метод. пособие.- Москва ТЦ «Сфера».- 2005.

3. М.Р.Максиняева “Занятия по ОБЖ с младшими школьниками” (конкурсы, квн, викторины, ребусы)/ М.Р.Максиняева// Метод. пособие.- Москва «Сфера».- 2005.

4. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина”Школа докторов природы или 135 уроков здоровья(тренинги, оздоровительные минутки,беседы, деловые игры)”.1-4классы/ Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина// Метод. пособие.- Москва «Сфера».- 2010.

5. Г.П.Попова “Основы безопасности жизнедеятельности (тесты, кроссворды, стихи, игры и задачи с картинками)”. 1-4классы/ Г.П.Попова// Метод. пособие.- Волгоград.- 2006

6. Е.Л.Вишневская, Н.К.Барсукова, Т.И.Широкова “Основы безопасности жизнедеятельности”. 4класс/ Е.Л.Вишневская, Н.К.Барсукова // Учебник.- Москва «Просвещение».- 2009.

17. В.А.Синякова «Поурочные разработки по ОБЖ» - 4класс./ В.А.Синякова//

Метод. пособие.- Москва «ВАКО».-2010.















63



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Васильева Елена Васильевна

Дата: 17.12.2020

Номер свидетельства: 567430


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства