|   Этап урока     |    Деятельность учителя   |     Деятельность    учащихся   |     № слайда    презентации   |  
  |   I этап: организационный (1I)     |    Организация начала урока   |    Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка)   |    -----   |  
  |   II этап: подготовка учащихся к усвоению нового материала  (21 )      |    Тема сегодняшнего урока “Защитные сооружения гражданской обороны”  Цель урока (проговаривается учащимся):  На сегодняшнем уроке вы узнаете о средствах коллективной защиты населения. Для того, чтобы изучить эту тему, нам нужно найти ответы на следующие вопросы.   1. Предназначение и классификация средств инженерной защиты.   2. Убежища и противорадиационные укрытия.   3. Укрытия простейшего типа.   4. Размещение и правила поведения людей в убежище.  Результатом нашего урока будет проверочная работа по принципу «Плюс, минус». Поэтому вам нужно внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи и в результате урока правильно определить истинно предложенное утверждение или нет.    |    Запись в тетради даты и темы урока.   |    Слайд № 1   |  
  |   III этап:    Изучение нового материала  (18I)     |     1. Предназначение и классификация защитных сооружений.   В целях защиты населения в экстремальных условиях используются различные способы и средства. Среди них укрытию населения в защитных сооружениях всегда придавалось важное значение, а в связи с трудностью и даже в ряде случаев невозможностью при необходимости полной эвакуации населения из больших городов значение этого мероприятия резко возросло.    Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях в сочетании с другими способами защиты (эвакуация населения, использование индивидуальных средств защиты) - обеспечивает эффективное снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.  Следует отметить, что в целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций успешно используются защитные сооружения гражданской обороны    |         |         |  
  |   Защитные сооружения - это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах либо опасных природных явлений, а также от воздействия современных средств поражения.   |    Записывают определение в тетрадь   |    Слайд №2   |  
  |    Итак, перечислим подробнее факторы, от которых защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения:   - ядерного оружия (без учета прямого попадания);   - бактериальных (биологических) средств;   - отравляющих веществ,    - от катастрофического затопления,    - аварийно – химических отравляющих веществ,    - радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок,    - высоких температур и продуктов горения при пожарах.       |    Слушают учителя   |    Слайд №3   |  
  |    В мирное время предусматривается возможность использовать эти сооружения в различных хозяйственных целях как бытовые помещения, учебные классы, гаражи и др. При этом необходимо обеспечить возможность использования защитных сооружений по прямому назначению в кратчайшие сроки.   Защитные сооружения подразделяются по защитным свойствам на:        |    Самостоятельно заполняют предложенную учителем схему.   |    Слайд №4   |  
  |    2. Убежища и противорадиационные укрытия.   Следует отметить, что убежища находили применение для защиты и жизнеобеспечения населения и спасателей во время ликвидации чрезвычайных ситуаций на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении и при других катастрофах и авариях.   Убежища – защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, а также от отравляющих веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов   В убежищах люди могут находиться длительное время, даже в заваленных безопасность их обеспечивается в течение нескольких суток. Надежность защиты достигается за счет прочности ограждающих конструкций и перекрытий, а также за счет создания санитарно- гигиенических условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность людей в убежище.    |         |    Слайд №5   |  
  |    Противорадиационное укрытие (ПРУ) – сооружение, обеспечивающее защиту людей от ИИ при радиоактивном заражении местности, от светового излучения, проникающей радиации, а также от попадания на кожу, одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.   При радиоактивном заражении местности ПРУ защищает людей от внешнего гамма излучения и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания, на кожу и одежду, а также от светового излучения ядерного взрыва. При соответствующей прочности конструкции ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной волны ядерного взрыва и обломков разрушающихся зданий.  Противорадиационные укрытия устраивают с расчетом наибольшего коэффициента защиты. Они оборудуются прежде всего в подвальных этажах зданий и сооружений.   |         |    Слайд №6   |  
  |    Работая с учебником самостоятельно, попробуйте ответить на вопрос: как классифицируются убежища и противорадиоционные укрытия по расположению.  Ответ:  По расположению убежища и противорадиоционные укрытия делятся на:    встроенные;  отдельно стоящие.     |    Самостоятельно работают с учебником   |    Слайд №7   |  
  |   Планировка убежищ и ПРУ  Помещения убежищ и ПРУ подразделяются на основные и вспомогательные. К основным помещениям относятся: помещения для укрываемых (отсеки), пункты управления, медпункты. К вспомогательным относятся: фильтровентиляционные помещения, санузлы, защищённые дизельные электростанции (ДЭС), электрощитовая, помещение для хранения продовольствия, станция перекачки, баллонная, тамбур-шлюз, тамбуры.   |         |    Слайд №8   |  
  |    3. Укрытия простейшего типа.   (Сообщения готовят два ученика заранее)   |    Слушают сообщение, делают в тетради необходимые записи   |    Слайд № 9   |  
  |   4. Размещение и правила поведения людей в убежище  Перед вами на экране и на партах - правила поведения в защитных сооружениях, в течении 2 -3 минут, ознакомьтесь, пожалуйста, с данными правилами, а затем вклейте памятки, лежащие на столах к себе в тетрадь.   П А М Я Т К А (на столах учащихся)  Укрываемые в убежище обязаны:  - выполнять правила внутреннего распорядка, все распоряжения личного состава звена обслуживания убежища;  - содержать в готовности средства индивидуальной защиты;  - соблюдать спокойствие, пресекать случаи паники и нарушений общественного порядка;  - соблюдать правила техники безопасности;  - оказывать помощь группе обслуживания при ликвидации аварий и устранении повреждений;  - поддерживать чистоту в помещениях.  Укрываемым в защитных сооружениях запрещается:  - курить и употреблять спиртные напитки;  - приводить (приносить) в сооружение домашних животных;  - приносить легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные и имеющие сильный или резкий запах вещества, громоздкие вещи;  - шуметь, громко разговаривать, ходить без особой надобности, открывать двери и выходить из сооружения;  - применять источники освещения с открытым огнем.  В убежищах рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, слушать радиопередачи, разрешается играть в тихие игры (шашки, шахматы и др.).  Выход из убежищ производится только с разрешения(коменданта (старшего) после выяснения обстановки (радиационной, химической, биологической и пожарной).   |     Памятку вклеивают в тетрадь, т.к. она выдана всем на отдельных листках.                              |    Слайд № 10,11   |  
  |    IV этап:  Первичное закрепление знаний (5I)   |    Работа с текстом проверочной работы (на бумажном носителе или компьютере) по пройденной теме: «Защитные сооружения гражданской обороны».  После выполнения учащимся предлагается проверить выполненные работы и выставить оценки друг другу.   |    Выполняют задание. Самопроверка   |         |  
  |   V этап: Итог урока(1I)   |    Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.   |    Задают вопросы по теме учителю.   |         |  
  |   VI этап:  Информация о домашнем задании(1I)     |    Выучить записи в тетради.  Ознакомить семью с памяткой “ Основные правила поведения в защитных сооружениях ”.   |    Записывают в дневник и тетрадь.   |         |