kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Безопасное пользование компьютером. Защита при эксплуатации ПЭВМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие. Безопасное пользование компьютером. Защита при эксплуатации ПЭВМ.

Цели урока:                                                           

Обучающая – ознакомить студентов с назначением и классификацией экобиозащитной  техникой. Общие понятия.

 Довести до сознания студентов  актуальность проблемы  негативного воздействия компьютера на работоспособность и здоровье человека;

- дать практические рекомендации по уменьшению отрицательных проявлений влияния современных информационных технологий на человека;

Защита при эксплуатации ПЭВМ.

- применение гигиенических, практических и физкультурно-оздоровительных мероприятий для пользователей ПК от отрицательного воздействия компьютеров, повысить свою работоспособность и жизненный тонус.

Развивающая – привить студентам понимание необходимости минимизировать вредное воздействие вредных и опасных производственных факторов,  компьютеров на организм человека;

- развитие интереса и умения правильно понимать основные правила и рекомендации по безопасному пользованию компьютера.

Воспитательная – воспитывать грамотное отношение по сбережению своего здоровья.

Тип урока — практическое занятие.

Учебно - наглядные пособия - плакаты, карточки – опроса.

Технические средства: телевизор, компьютер.

Структурные элементы урока:

  1. Организационная часть:

- проверка присутствия студентов;

- ознакомление с новой темой;

 Экобиозащитная техника. Безопасное пользование компьютером. Защита при эксплуатации ПЭВМ -

а) можно рассматривать как систему «человек-машина-среда» т.к. реальные опасности, воздействующие на среду обитания через технологические процессы посредством техники,  реально в данный момент или на протяжении какого либо периода времени оказывают негативное воздействие на человека;

б) связь   темы   с   другими темами:

«Негативные факторы в системе «Человек - среда обитания»»;

«Опасности, последствия воздействия опасностей».  

в) связь темы с другими дисциплинами — со всеми дисциплинами факультета, «Физическая культура», «Основы права», «Информатика», «Охрана труда», «Психология».

 

г) связь с жизнью – повсеместно, не одно предприятие, учебное заведение и др. отрасли не обходятся без компьютера. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Безопасное пользование компьютером. Защита при эксплуатации ПЭВМ»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Байконурский электрорадиотехнический техникум имени М.И. Неделина»




Разработка урока № 24

на 2015 / 2016 учебный год


по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

специальности: 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»;

для 3 курса, групп П-34; П-35; П-37

Раздел 3. Экобиозащитная техника.

Тема: «Безопасное пользование компьютером. Защита при эксплуатации ПЭВМ».

(практическое занятие)









Разработала

Преподаватель Ниязова Алиса Вадутовна







Байконур

2015г.

Занятие (урок) № 24

Раздел 3. Экобиозащитная техника.

Практическое занятие. Безопасное пользование компьютером. Защита при эксплуатации ПЭВМ.

Цели урока:

Обучающаяознакомить студентов с назначением и классификацией экобиозащитной техникой. Общие понятия.

Довести до сознания студентов актуальность проблемы негативного воздействия компьютера на работоспособность и здоровье человека;

- дать практические рекомендации по уменьшению отрицательных проявлений влияния современных информационных технологий на человека;

Защита при эксплуатации ПЭВМ.

- применение гигиенических, практических и физкультурно-оздоровительных мероприятий для пользователей ПК от отрицательного воздействия компьютеров, повысить свою работоспособность и жизненный тонус.

Развивающая – привить студентам понимание необходимости минимизировать вредное воздействие вредных и опасных производственных факторов, компьютеров на организм человека;

- развитие интереса и умения правильно понимать основные правила и рекомендации по безопасному пользованию компьютера.

Воспитательная – воспитывать грамотное отношение по сбережению своего здоровья.

Тип урока — практическое занятие.

Учебно - наглядные пособия - плакаты, карточки – опроса.

Технические средства: телевизор, компьютер.

Структурные элементы урока:
  1. Организационная часть:

- проверка присутствия студентов;

- ознакомление с новой темой;

Экобиозащитная техника. Безопасное пользование компьютером. Защита при эксплуатации ПЭВМ -

а) можно рассматривать как систему «человек-машина-среда» т.к. реальные опасности, воздействующие на среду обитания через технологические процессы посредством техники, реально в данный момент или на протяжении какого либо периода времени оказывают негативное воздействие на человека;

б) связь темы с другими темами:

«Негативные факторы в системе «Человек - среда обитания»»;

«Опасности, последствия воздействия опасностей».

в) связь темы с другими дисциплинами — со всеми дисциплинами факультета, «Физическая культура», «Основы права», «Информатика», «Охрана труда», «Психология».


г) связь с жизнью – повсеместно, не одно предприятие, учебное заведение и др. отрасли не обходятся без компьютера.



  1. Проверка качества знаний.

Фронтальный опрос:

Практическое занятие. 1. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Основные правила.

2. Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него Основные правила.


Практическая часть.

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Основные правила. Отработка действий на оценку.

Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него. Отработка действий на оценку.

Письменный опрос
    1. Дайте определение опасности.

Ответ: Опасность — это процессы, явления, предметы, оказывающие не­гативное влияние на жизнь и здоровье человека.

2. Перечислите вредные для здоровья факторы.

3. Перечислите опасные для здоровья факторы.

Устный опрос:

  • заслушивание сообщений, докладов;

  • заслушивание предыдущей темы.

Изучение и освоение нового материала.

Экобиозащитная техника.

Безопасное пользование компьютером. Защита при эксплуатации ПЭВМ.

Назначение и классификация экобиозащитной техники. Общие понятия.



Положительные факторы при пользовании компьютером.

1. Негативные факторы воздействия компьютера на здоровье человека.

  1. Компьютерное излучение.

  2. Компьютерный зрительный синдром.

  3. Проблемы, связанные с мышцами и суставами.

  4. Синдром компьютерного стресса.

Практическая часть. Защита при эксплуатации ПЭВМ.

    1. Оздоровительно-профилактические упражнения.

  1. Комплекс упражнений для глаз и мышц тела.

  2. Комплексы упражнений для снятия симптомов синдрома компьютерного стресса.
    Заключение.


Введение

Компьютер (англ. Computer – «вычислитель”), электронная вычислительная машина (ЭВМ), предназначенная для передачи, хранения, и обработки информации.


Компьютер


Интерактивное средство


Средство интеллектуального развития


Дидактический материал


Универсальная игрушка

Компьютер уже давно перестал быть роскошью, он превратился в такую же неотъемлемую часть жизни современных людей, как телевизор или часы. Они стали привычными на производстве, в офисе, на транспорте, в учебных заведениях, школьном классе и даже в детском саду. Однако не нужно забывать, что это изобретение приносит не только пользу, но и оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека.

Положительные стороны компьютера:

- вызывает положительный интерес к технике;

- развивает творческие способности;

- устраняет страх перед техникой;

- формирует психологическую грамотность к овладению ПК;

- развивает воображение, моделируя будущее;

- воспитывает внимательность, сосредоточенность;

- помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;

- тренирует память, внимание;

- развивает быстроту действий и реакции;

- воспитывает целеустремленность.


1. Негативные факторы воздействия компьютера на здоровье человека.

Многие люди, постоянно работающие с компьютером, отмечают, что час-то через короткое время после начала работы появляются головная боль, болезненные ощущения в области мышц лица и шеи, ноющие боли в позвоночнике, резь в глазах, слезоточивость, нарушение четкого видения, боли при движении рук. Российский Научно-исследовательский институт охраны труда провел медико-биологические исследования воздействия ПК на операторов, которое иллюстрирует тот факт, что степень болезненности ощущений пропорциональна времени работы за ПК.

Должны быть установлены жесткие нормы работы с ПЭВМ, в особенности для детей и молодежи (по 20 мин 2 раза в неделю), а для взрослого человека 3-4 часа в день, делая перерывы каждые 45 минут.

Отрицательное воздействие компьютера на человека является комплексным. Только комплексный подход позволяет достоверно оценить воздействие компьютера на здоровье пользователя.

    1. Компьютерное излучение.


Безопасные уровни излучений регламентируются нормами Госкомсанэпидем-надзора «Гигиенические требования к видиодисплейным терминалам и ПЭВМ и ор­ганизация работ. Санитарные нормы и правила. 1996».

Когда все устройства ПК включены, в районе рабочего места оператора формируется сложное по структуре электромагнитное поле. Реальную угрозу для пользователя компьютера представляют электромагнитные поля. Влияние их на организм человека изучено недостаточно, однако ясно, что оно не обходится без последствий. Исследования функционального состояния пользователей ПК, проведенные Центром электромагнитной безопасности, показали, что в организме человека под влиянием электромагнитного излучения монитора происходят значительные изменения гормонального состояния, специфические изменения биотоков головного мозга, изменение обмена веществ. Низкочастотные электромагнитные поля при взаимодействии с другими отрицательными факторами могут инициировать раковые заболевания и лейкемию.

Установлено, что частое воздействие электромагнитного излучения мониторов приводит к аномальным исходам (замирание плода) на всех стадиях беременности, у кормящих матерей пропадает молоко.

Статья 254 Трудового кодекса РФ «Беременные и кормящие женщины освобождаются от выполнения работ связанных с использованием видио-дисплейных терминалов и ПЭВМ».

Нельзя ставить компьютеры в спальне т.к. может вызвать нарушение репродуктивной (детородной) функции человека. Компьютер должен находиться от спального места на расстоянии не менее 3-х метров.

Воздействие пыли и грязи.


Ученые пришли к выводу, что на клавиатуре вредных микробов во много раз больше, чем на крышке унитаза, поэтому есть, и пить за компьютером нельзя, микробы, попадая в организм, вызывают заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, язву, колит, диарею и д.р.). А в системном блоке может скопиться достаточное количество пыли. Пыль, притягиваемая электростатическим полем монитора иногда становится причиной дерматитов лица, обострения астматических симптомов, раздражения слизистых оболочек.


Что делать:

- не садитесь за компьютер с грязными руками;

- примерно раз в неделю протирайте клавиатуру спиртом или специальными салфетками;

- раз в месяц пылесосьте компьютер. (Можно это делать обычным пылесосом только аккуратно), но существуют и, специальные.

1.2. Компьютерный зрительный синдром.

Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции.

Исследования показывают, что более 90% пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и других характерных недомоганий с недавнего времени получил название "Компьютерный зрительный синдром". Влияние работы с монитором в значительной степени зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с дисплеем и организации рабочего места.

В качестве профилактического средства является использование очков, специально предназначенных для работы за ПК. Компьютерные очки защищают глаза от отрицательного воздействия монитора. Они повышают отчетливость восприятия, оптимизируют цветопередачу, снижают зрительное утомление, повышают комфортность и работоспособность.

1.3. Проблемы, связанные с мышцами и суставами.

У людей, зарабатывающих на жизнь работой на компьютерах, наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов, происходит изменение формы позвоночника. Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук.

Часто присутствуют жалобы на онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Наиболее распространен кистевой туннельный синдром, при котором нервы руки повреждаются вследствие частой и длительной работы на компьютере. В наиболее тяжелой форме этот синдром проявляется в виде мучительных болей, лишающих человека трудоспособности.


1.4. Синдром компьютерного стресса.


Есть данные, что постоянные пользователи ПК чаще и в большей степени подвергаются психологическим стрессам, функциональным нарушениям центральной нервной системы, болезням сердечно - сосудистой системы. По результатам исследований можно сделать выводы и о вероятности гормональных сдвигов и нарушений иммунного статуса человека.

Влияние компьютера на нервную систему очень разнообразно. Вспомните ситуацию, когда компьютер зависает или очень медленно загружает, нужную интернет - страницу. А помните, как вы забыли вовремя сохранить нужный файл и несколько часов плодотворной работы оказались потраченными впустую, переживали, играя в компьютерные игры. Игра повышает состояние нервозности и страха при стремлении, во что бы то ни стало добиться победы. Содержание игр провоцирует проявление агрессии, жестокости. А ведь известны случаи, когда у людей из-за этого были инфаркты!

  • Кроме того распространенными явлениями становиться интернет-зависимость и игромания. После работы за компьютером воздержитесь от просмотра телепередач в течение 2-3 часов.

  • На фоне этого медицинские круги выявили новый тип заболевания - синдром компьютерного стресса.

Симптомы заболевания разнообразны и многочисленны. Физические недомогания: сонливость, непроходящая усталость; головные боли после работы; боли в нижней части спины, в ногах; чувство покалывания, онемения, боли в руках; напряженность мышц верхней части туловища.

  1. Заболевания глаз: чувство острой боли, жжение, зуд.

  2. Нарушение визуального восприятия: неясность зрения, которая увеличивается в течение дня; возникновение двойного зрения.

  3. Ухудшение сосредоточенности и работоспособности: сосредоточенность достигается с трудом; раздражительность во время и после работы; потеря рабочей точки на экране; ошибки при печатании.

Существует мнение, что путем исключения отрицательных факторов воздействия можно снизить вероятность возникновения Синдрома компьютерного стресса до минимума.

Практическая часть

  1. Защита при эксплуатации ПЭВМ.

Организация рабочего места.


При работе на ПК весьма важна организация работы. Помещение, в котором находятся ПК, должно быть просторным и хорошо проветриваемым. Минимальная площадь на один компьютер - 6 м2, минимальный объем - 20 м3.

Очень важна правильная организация освещения в помещении. Следует избе­гать большого контраста между яркостью экрана и окружающего пространства. За­прещается работа на компьютере в темном и полутемном помещении. Освещение должно быть смешанными: естественными и искусственными. Освещенность на по­верхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть не менее 300-500 лк. Избавиться от бликов солнечного света можно с помощью оконных штор, занавесок, жалюзи. ПК желательно устанавливать так, чтобы, подняв глаза от экрана, можно было увидеть самый удаленный предмет в комнате, так как перевод взгляда на дальнее расстояние — один из самых эффективных способов разгрузки зрительной системы при работе на ПК. При наличии нескольких компьютеров рас­стояние между экраном одного монитора и задней стенкой другого должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми стенками соседних мониторов - 1,2 м.

3. ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Комплексы данной части оказывают благотворное влияние и способствуют восстановлению нормальной работоспособности глаз и мышц тела, а также помогут снять симптомы синдрома компьютерного стресса.

3.1. Комплекс упражнений для глаз и мышц тела

Упражнение 1. Сидя за компьютером, примите максимально удобную позу: расслабьтесь, не напрягайтесь; мягко, не спеша, выпрямите спину (не сутультесь); закрыв глаза, мягко, не сжимая, сомкните веки; с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой - глаза, не напрягая, расфокусируйте; голову держите легко, не напрягая, без усилий; тело не напрягайте и выполняйте легкие наклоны головы: к груди, назад; по очереди к левому и правому плечу.

Упражнение 2. Не открывая глаз, делайте ими вращательные движения по и против часовой стрелки, вниз и вверх.

Упражнение 3. Хотя бы раз в два часа оторвитесь от работы, откиньтесь на спинку стула, руки положите на бедра, расслабьте мышцы лица и посидите так 10-15 с.


Упражнение 4. Закройте глаза и помассируйте пальцами, делая легкие круговые поглаживающие движения от носа наружу, надбровные дуги и нижнюю часть глазниц 20-30 с. Затем посидите с закрытыми глазами 10-15 с.

Упражнение 5. Медленно наклоните голову вперед, уперевшись подбородком в грудь, и отведите голову назад. Проделать ряд вращений головой. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 6. Посмотрите вдаль 2-3 с, затем переведите взгляд на кончик носа, замрите на 2-3 с. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 7. Если есть возможность, поднимите руки вверх, напряженно разведите пальцы, напрягите все мышцы тела, задержите дыхание на 7-8 с. С поворотом тела "уроните" руки и расслабьте все тело на 7-8 с. Повторите 3-5 раз.

Упражнение 8. Вытягивайте и разжимайте пальцы так, чтобы почувствовать напряжение. Расслабьте, а затем, не торопясь, сожмите пальцы.

Упражнение 9. Чтобы расслабить плечи к верхнюю часть спины, сплетите пальцы рук за головой и сдвигайте лопатки до тех пор, пока не ощутите напряжение в верхней части спины. Оставайтесь в таком положении 5-10 с. Затем расслабьтесь. Повторите упражнение 5-10 раз.

Упражнение 10. Сплетите за спиной пальцы рук с обращенными внутрь ладонями. Медленно постарайтесь поднять и выпрямить руки. Оставайтесь в таком положении 5-10 с. Повторить 5-10 раз.

Упражнение 11. В положении стоя медленно поднимайте руки, одновременно поворачивая голову то налево, то направо до тех пор, пока не почувствуете легкое напряжение.

Упражнение 12. Данное упражнение поможет нейтрализовать последствия длительного пребывания в наклонном вперед положении, когда вы долго и внимательно смотрите на экран. Медленно опустите подбородок так, чтобы под ним образовались складки, оставайтесь в таком положении 5 с. Повторите 5-10 раз.


3.2. Комплексы упражнений для снятия симптомов синдрома компьютерного стресса.

Симптом: сонливость, утомляемость.

Упражнения: круговые движения головой; перевод взгляда с ближнего на дальнее расстояние - одним глазом; перевод взгляда с ближнего на дальнее расстояние - двумя глазами; пальминг.

Симптом: головная боль после кропотливой работы.

Упражнения: круговые движения головы; перевод взгляда с ближайших точек на дальние - одним глазом; перевод взгляда из угла в угол; пальминг; общее потягивание тела; пожимание плечами (круговые движения плечами).

Симптом: боли в бедрах, ногах, нижней части спины.

Упражнения: общее потягивание; потягивание мышц спины; напряжение нижней части спины.

Симптом: ощущения покалывания и боли в руках, запястьях, ладонях.

Упражнения: общее потягивание; напряжение пальцев ладони; напряжение спинных мышц; быстрые махи пальцами.

Симптом: ощущение напряженности в верхней части туловища.

Упражнения: общее потягивание; напряжение спинных мышц; пожимание плечами (круговые движения); круговые движения головой.

Симптом: воспаленные глаза.

Упражнения: выработка правильного мигания; быстрое мигание; упражнение на смыкание век; круговые движения головой; перевод взгляда с ближнего на дальнее расстояние одним глазом; перевод эвзгляда с ближнего расстояния на дальнее двумя глазами; фокусирование взгляда на левом и правом углу комнаты - одним глазом;

Симптом: раздражительность во время или после работы.

Упражнения: напряжение глаз; перевод взгляда с ближнего на дальнее расстояние - одним глазом; перевод взгляда с ближнего на дальнее расстояние - двумя глазами; поочередное фокусирование взгляда на левом и правом углах комнаты; пальминг.

Симптом: ошибки при печатании.

Упражнения: перевод взгляда с ближнего на дальнее расстояние - двумя глазами; фокусирование взгляда на левом и правом углах комнаты; вращательные движения большими пальцами рук; пальминг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последние исследования ученых показали, что не столько сама компьютерная техника является непосредственным фактором негативного воздействия на организм человека, сколько неправильное ее расположение, несоблюдение элементарных гигиенических норм, касающихся труда и отдыха.

Исследуя проблему влияния компьютера на здоровье человека, становится очевидным, что средства современных информационных технологий, безусловно, влияют на организм пользователя и "общение" с компьютером требует жесткой регламентации рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических мероприятий по уменьшению и профилактике такого рода воздействий.


Обобщение и систематизация.
  1. Важно, ли уметь оказывать первую медицинскую помощь при сердечной недостаточности, инсульте, при остановке дыхания и сердечной деятельно.

  2. Прежде, чем приступить к оказанию первой медицинской помощи какой важный пункт надо соблюдать.

Подведение итогов.

Домашнее задание 2 (277-283); 2(261-262).


















Занятие (урок) № 24

Практическое занятие. Экобиозащитная техника.

Безопасное пользование компьютером. Защита при эксплуатации ПЭВМ.

Письменный опрос

1.Дайте определение опасности.

2. Перечислите вредные для здоровья факторы.

3. Перечислите опасные для здоровья факторы.




___________________________________________________________________________________________



Занятие (урок) № 24

Практическое занятие. Экобиозащитная техника.

Безопасное пользование компьютером. Защита при эксплуатации ПЭВМ.

Письменный опрос

1. Дайте определение опасности.

2. Перечислите вредные для здоровья факторы.

3. Перечислите опасные для здоровья факторы.





___________________________________________________________________________________________



Занятие (урок) № 24

Практическое занятие. Экобиозащитная техника.

Безопасное пользование компьютером. Защита при эксплуатации ПЭВМ.

Письменный опрос

1. Дайте определение опасности.

2. Перечислите вредные для здоровья факторы.

3. Перечислите опасные для здоровья факторы.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Безопасное пользование компьютером. Защита при эксплуатации ПЭВМ

Автор: Ниязова Алиса Вадутовна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258751


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства