школьный этап всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 2013/2014 учебный год
задания для старшей возрастной группы (10-11 классы)
первая часть – тестирование
1. Тяжёлые металлы воздействуют на организм следующим образом:
а) вызывают головные боли;
б) вызывают отравления, раковые заболевания;
в) снижают иммунитет.
2. Уровень естественного шумового фона:
а) 10-20 дБ;
б) 20-30 дБ;
в) 30-40 дБ.
3. Одноэтажные каменные дома ослабляют радиацию :
а) в 2-3 раза;
б) в 7-8 раза;
в) в 10 раз.
4.Гиподинамия-это:
а) раздел физики;
б) недостаток движения;
в) разновидность фитнесса.
5. При ожогах щёлочью необходимо:
а) обработать ожёг маслом;
б) промыть водой и сделать примочку из раствора кислоты;
в) промыть водой и сделать примочку из раствора щёлочи.
6. Всероссийское движение «Школа безопасности» существует:
а) с 1993 года;
б) с 1995 года;
в) с 1997 года.
7. Оптимальной для человека является среднегодовая температура:
а) 18-20 градусов по Цельсию;
б) 28-30 градусов по Цельсию;
в) 8-10 градусов по Цельсию.
8. Вы пришли домой и заметили, что в квартире кто-то побывал (дверь не заперта,
окно выбито и т.п.). Ваши действия:
а) войдете в квартиру установите, какие вещи исчезли и сообщите об этом в милицию;
б) войдете в квартиру и сразу сообщите в милицию о происшествии;
в) не будете входить в квартиру, а вызовите милицию по телефону от соседей.
9. По количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода
взрослый тополь превосходит ель в:
а) 3 раза;
б) 5 раз;
в) 7 раз.
10. Тяжелейшее состояние организма пострадавшего, наступившее в результате
травмы, это:
а) травматический шок;
б) обморок;
в) коллапс.
11. В табачном дыме содержится вредных для здоровья веществ:
а) более 200;
б) более 300;
в) более 400.
12.Исскуственную вентиляцию легких необходимо проводить в случаях:
а) у пострадавшего отсутствует дыхание;
б) у пострадавшего отсутствует координация и речь;
в) у пострадавшего бессознательное состояние.
13. Кому принадлежала инициатива создания Международного комитета Красного
Креста:
а) Л. Пастеру;
б) А. Дюнану;
в) Х.А. Самаранчу.
14. Что не является группой топографических знаков:
а) дорожная сеть;
б) гидрография;
в) аэрография.
15. Через сорок девять часов после ядерного взрыва мощность дозы излучени
уменьшается:
а) в 10 раз;
б) в 100 раз;
в) в 1000 раз.
16. Оптимальной для человека является относительная влажность:
а) 20-40%;
б) 50%;
в) 40-60%.
17. Окись углерода вызывает:
а) головные боли;
б) отравления, раковые заболевания;
в) лёгочные заболевания.
18. Одно взрослое каштановое дерево очищает:
а) 10 тыс. кубических метров воздуха;
б) 20 тыс. кубических метров воздуха;
в) 30 тыс. кубических метров воздуха.
19 . Ксенобиотики относятся:
а) к химическим загрязнителям;
б) к биологическим загрязнителям;
в) к информационным загрязнителям.
20. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:
а) перейдёте несколько раз улицу и, убедившись в своих подозрениях, побежите в
людное место;
б) остановитесь и выясните причину преследования;
в) броситесь бежать к уличному таксофону.
вторая часть – теоретические задания в форме письменного ответа на вопросы
Задание 1. С середины XIX века одним из инструментов защиты человека в условиях
вооруженного конфликта стало Международное гуманитарное право. Ознакомьтесь
с определением понятия «Международное гуманитарное право» и с текстом ст.2
«Всеобщей декларацией прав человека»:
1. Международное гуманитарное право – это совокупность норм, основанных на
принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов ведения войны
и на защиту жертв вооруженных конфликтов.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей 10
декабря 1948 г.).
Ст. 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами,
провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то: в
отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений,
национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного
положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе
политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой
человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой,
подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем
суверенитете.
Ответьте на вопросы и сделайте выводы:
1. В какое время (в какой ситуации) применяется международное
гуманитарное право, и в какое время применяется декларация прав
человека? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На кого распространяется международное гуманитарное право и на кого
распространяется декларация прав человека?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Специалисты утверждают, что радиоактивное загрязнение местности при
авариях на атомных электростанциях отличается от радиоактивного загрязнения
местности при ядерных взрывах. Обоснуйте это утверждение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Основываясь на знаниях по основам обороны государства и Федерального
закона «О воинской обязанности и военной службе», Вам предлагается определить
полноту формулировок (требований), и при необходимости дополнить их.
1. Воинская обязанность предусматривает:
воинский учет;
____________________________________;
прохождение военной службы по призыву;
____________________________________;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в
запасе.
обязательную подготовку к военной службе;
2. По результатам медицинского освидетельствования выносится одно из
четырех заключений о годности гражданина к военной службе. Проставьте
соответствующую буквенную категорию отбора против решения комиссии:
«__» – не годен к военной службе;
«__» – ограниченно годен к военной службе;
«__» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;
«__» – годен к военной службе;
«__» – временно не годен к военной службе;
3. Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:
__________________________________________;
подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего
(полного) общего образования и учебных пунктах;
__________________________________________;
__________________________________________;
подготовку по ВУС солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению
военного комиссариата.