kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесбережение и профилактика утомляемости на уроках ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесбережение - один из основных факторов, на который необходимо больше обращать внимание. В данной статье описывается опыт работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесбережение и профилактика утомляемости на уроках ОБЖ»


Здоровьесбережение и профилактика утомляемости

на уроках ОБЖ.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»   В.А.Сухомлинский

Здоровье человека – тема актуальная для всех времен, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние российских детей вызывает тревогу. Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся.

Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Кроме того, неблагополучное состояние здоровья учащихся в современной школе требует от педагога профилактической направленности урока: систематического включения в урок специальных профилактических приемов увеличения двигательной активности, снижения уровня эмоционального напряжения школьников и т.п.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Таким образом, одной из актуальных практических задач на уроках и внеурочной деятельности является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Целевые установки здоровьесберегающих технологий:

  • стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;

  • учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;

  • показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Важную роль в оздоровительной работе на уроках играет правильная организация учебной деятельности. Сюда я отношу:

  1. Строгое соблюдение режима урока.

  2. Правильная организация урока (построение урока с учётом диагностики, работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств и т.д.).

  3. Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, воздушный режим, цветовое оформление).

Бесполезно вести разговор о здоровье в душном или холодном помещении, при напряжённом психологическом климате, загружая ненужной и неинтересной информацией

Правильная организации обучения на уроках даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает учащимся осознать важность сохранения здоровья.

На уроках ОБЖ учащиеся получают знания о своём организме, о режиме дня, личной гигиене. У детей формируются умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма. Уроки ОБЖ помогают понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепкими, сильными, что во многом зависит от самих учащихся.

Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в школе.

Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста, она приобретает первостепенное значение. Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:

  • трудности учебного материала

  • эмоционального состояния учащихся

  • насыщенности видов учебной деятельности       

Начальные признаки утомления:
1) снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
2) ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
3) ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка — он становится явно хуже;
4) ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.

Для того чтобы сконцентрировать внимание детей необходимо чередовать учебную деятельность и включать в неё физминутки, упражнения на внимание, игры и т.д. Приведу примеры различных упражнений используемые мною на разных этапах урока:

Для активизации мыслительной деятельности и концентрации внимания в начале урока выполняются следующие упражнения.

        1. « Растирание ушных раковин и пальцев рук». Цель: активизирует все системы организма.

Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.

        1. « Ленивые восьмёрки». Цель: активизировать структуры, обеспечивающие запоминание, повышение устойчивости внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза: сначала одной рукой, потом - другой, затем – сразу обеими руками.

Для снятия напряжение во время урока помогут следующие упражнения.

1. « Дыхательная гимнастика». Цель: гармонизировать деятельность дыхательной, нервной сердечнососудистой систем. Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

2.«Поза дерева». Цель: снимает статическое напряжение позвоночника. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представьте себя деревом. Организм, как дерево наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживайте позу 15-20 секунд. Это упражнение можно выполнять стоя.

3.« Тренаж со зрительными метками». Цель: снять зрительное напряжение. В четырёх углах класса фиксируются сюжетные картинки или просто цифры. Вместе картинки составляют комплекс. Под каждой картинкой помещается одна из цифр: 1-2-3-4.Все учащиеся принимают положение свободного состояния. По команде учителя 1-2-3-4 начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется:4-3-2-1-;1-3; 4-2 и т.д. При этом учащиеся совершают синхронное движение глазами, головой, туловищем. Продолжительность тренажа 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, а также способствует развитию зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, реакции в экстремальных ситуациях.

Для восстановления спокойствия и уверенности в конце работы на уроке выполняются упражнения на релаксацию.

Релаксация «Медуза» снимает психофизическое напряжение. Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде, (выполняется под спокойную музыку).

Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, когда значительная часть учащихся начинает утомляться. В течение урока проводятся одна-две физкультминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках. С помощью физических упражнений решаются следующие задачи:

а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной позы;

б) активизация внимания и повышение способности к восприятию учебного материала;

в) эмоциональная «встряска», возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

В состав физкультминуток обязательно нужно включать упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и выработке рационального дыхания.

Практика работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.




2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Здоровьесбережение и профилактика утомляемости на уроках ОБЖ

Автор: Щеголева Елена Геннадьевна

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 355801


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства