kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выдающиеся личности российской военной истории. русское воинство архангела михаила

Нажмите, чтобы узнать подробности

интегрированный урок по начальной военной подготовке, истории и литературе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выдающиеся личности российской военной истории. русское воинство архангела михаила»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ, ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЕ:

«ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ. РУССКОЕ ВОИНСТВО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА»


Автор презентации – учитель начальной военной подготовки Макеевской общеобразовательной школы № 11 Щербак Сергей Александрович.


Цель урока формирование у учащихся значимости и роли личности в историческом процессе.

Задачи урока:

Образовательная: рассмотреть некоторые важные эпизоды из героического прошлого России. Ознакомить обучающихся с понятиями: историческая личность, исторический портрет, ознакомить с героическими представителями русского народа.

Развивающая: развивать интерес к героическому прошлому вооруженных сил, на примерах истории добиться понимания готовности встать на защиту Отечества.

Воспитательная: воспитать любовь к Родине, формировать гордость за выдающихся представителей военной истории, армии.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: слайды с портретами М.И.Кутузова, Барклая де Толли, М.П.Лазарева, М.В.Фрунзе, М.Е.Катукова, М.И.Кошкина, М.Т.Калашникова, отрывки из документальных фильмов.

Место проведения: кабинет НВП.

Методы проведения урока: лекция, просмотр слайдов и отрывков из документальных фильмов, обсуждение полученных знаний.

Структура урока.

1. Организационный момент и мотивация учащихся;

2. Изложение нового материала;

3. Практическая часть, закрепление знаний;

4. Заключительная часть, подведение итогов;

5. Домашнее задание.


Ход урока


1. Организационный момент

Учитель: «Ребята! Сегодня мы проводим наш урок мужества накануне большого православного христианского праздника – Дня Святого Михаила. День 21 ноября по обычаю называется Михайловым. На Руси архангел Михаил почитался с древних времен, прежде всего, как предводитель воинства как небесного, так и земного. На многих воинских знаменах, на шлемах Святой Михаил изображался как Архистратиг, т. е. стоящий во главе Божьего воинства. Русские воины и сегодня считают его своим небесным покровителем. По преданию Батыева конница повернула назад, не дойдя всего сто верст до Великого Новгорода, ибо была остановлена огненным мечом Михаила Архангела. В этот день можно поздравлять мужчин, носящих славное имя – Михаил (в переводе с древне иудейского – равный, подобный Богу)».

Учитель обращается с вопросом к ученикам: а) Что такое имя?; б) для чего дается имя человеку и как оно влияет на формирование характера и выбор жизненного пути?


2. Актуализация знаний

Учитель обращается к ученикам с вопросами: а) Что такое воинский долг?; б) Как вы понимаете выражение «патриотизм и преданность Родине»?


История №1

Мы начинаем нашу презентацию с рассказа о Михаиле Илларионовиче Кутузове, великом русском полководце, графе, светлейшем князе Смоленском, генерал – фельдмаршале Главнокомандующем Русской армией во время Отечественной войны 1812 года.

М.И. Голенищев-Кутузов родился 16 (5 по старому стилю) сентября 1747 г. в Санкт- Петербурге в семье генерал-поручика. Получив хорошее домашнее образование, Михаил в 1759 г. был принят на учебу в артиллерийско-инженерную школу, где преподавал его отец. По окончанию школы несколько месяцев находился на преподавательской работе. Затем был произведен в чин прапорщика и служил в должности флигель-адъютанта. В дальнейшем был назначен командиром роты в Астраханский пехотный полк, которым командовал А.В. Суворов.

Его жизнь прошла в сражениях. Личная храбрость принесла ему множество наград. М.И. Кутузов стал первым из четверых полных Георгиевских кавалеров за всю историю ордена. Он награждался орденами Святой Анны – за отличие в боях под Очаковым, Святого Александра Невского, Святого Андрея Первозванного, святого Владимира, Золотой шпагой с алмазами и лаврами – за сражение под Тарутино, а также высшими военными наградами Австрии и Пруссии.

Однако кроме наград были и ранения – М.И. Кутузов получил два ранения в голову. Оба считались смертельными: первое ранение было получено в 1774 г., когда Кутузов командовал гренадерским батальоном при разгроме турецкого десанта в Алуште, а второе – в 1778 г. под Очаковым, где руководил Бугским егерским корпусом. То, что он оба раза выжил и вернулся в строй, казалось знаком: Голенищев-Кутузов был предназначен к чему-то великому.

Не было практически ни одной военной компании, в которой он бы не принял участия. Масштабность событий, участником которых был Кутузов, наложили отпечаток на фигуру полководца, возвысив его до былинных размеров. Так 11 (22) декабря 1790 г. Кутузов отличился при штурме и взятии Измаила, где командовал 6 колонной, шедшей на приступ. А.В. Суворов так изложил действия генерала Кутузова в донесении: «Показывал собою личный пример храбрости и неустрашимости, преодолел под сильным огнем неприятеля все встреченные им трудности, быстро взлетел на вал крепости, овладел бастионом и многими батареями... Генерал Кутузов шел у меня на левом фланге, но был у меня правой рукою».

Прекрасно чувствовавший себя на бранном поле он и за столом переговоров добивался положительных результатов в пользу России, когда был направлен в 1793 г. чрезвычайным послом в Турцию.

По возвращению в Россию Кутузов в 1795 г. был назначен главнокомандующим над всеми сухопутными войсками, флотилией и крепостями Финляндии и одновременно директором Сухопутного кадетского корпуса. Полученный им боевой опыт под командованием Генерал-фельдмаршала П.А.Румянцева в Русско-Турецких воинах 1768-1774 г.г. и под командованием знаменитого полководца А.В.Суворова в 1787-1791 г.г. он передавал при подготовке офицерских кадров.

Екатерина II ежедневно приглашала его в свое общество, он провел с ней и последний вечер перед ее кончиной. В отличие от многих других фаворитов императрицы, Кутузов сумел удержаться и при новом царе
Павле I. По воцарении Александра I был назначен Петербургским и Выборгским военным губернатором. На характер Кутузова огромное влияние оказал происшедший в 1772 г. случай, когда он в тесном товарищеском кругу позволил себе передразнить главнокомандующего Румянцева. Кроме этого, существует и другая версия, по которой Кутузов повторил слова
Екатерины II о могущественном фаворите, светлейшем князе Г.А.Потемкине, что князь храбр не умом, а сердцем. С этого времени у него выработалась значительная сдержанность и осторожность, он научился скрывать мысли и чувства, т. е. приобрел те качества, которые стали характерными для его будущей полководческой деятельности.

В начале Отечественной войны 1812 г. генерал Кутузов был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. Неудачный ход войны побудил дворянство требовать от императора Александра I назначить главнокомандующим русской армией М.И. Кутузова. На момент назначения 8 августа 1812 г. Кутузову было 67 лет. Это был самый опытный генерал Русской армии и очень тонкий политик. Суворов А.В. говорил о Кутузове после взятия Измаила: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто его не обманет». Когда Кутузова провожали в армию, его племянник спросил: «Неужели, вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона?». Кутузов ответил: «Разбить? Нет, не надеюсь разбить! А обмануть – надеюсь!».

Его называли «придворной лисой». Наполеон, услышав о назначении нового главнокомандующего русских войск, назвал его «старая лисица Севера». Узнав о реплике Бонапарта, Кутузов сказал: « Постараюсь доказать великому полководцу, что он прав».

Генеральное сражение, определившее исход войны, было дано 26 августа (7 сентября) 1812 г. под Бородино.

(Один из заранее подготовленных учеников читает стихотворение великого русского поэта, еще одного Михаила – М.Ю. Лермонтова «Бородино»).

Русская армия в этой битве показала себя достойным противником и хотя Москву пришлось оставить, Кутузов был произведен в генерал-фельдмаршалы. Кутузов принял мудрое решение не рисковать армией, оставить Москву. Благодаря стратегии Кутузова, огромная наполеоновская армия была практически полностью уничтожена. За разгром Наполеона в России Кутузов был удостоен ордена Святого Георгия I степени и пожалован почетным титулом «Смоленский»

В январе 1813 года русские войска перешли границу и к концу февраля достигли Одера. К апрелю 1813 г. войска вышли к Эльбе. В начале апреля главнокомандующий простудился, а 16 апреля 1813, князя Кутузова не стало. Тело его было забальзамировано и отправлено в Санкт- Петербург. Похоронен он в Казанском соборе.

В 1942-1943 г.г. в Советском Союзе был учрежден орден Кутузова
I-III ступеней. Орденом Кутузова награждаются военачальники за хорошо разработанный и проведенный план операции – фронтовой, армейской или отдельного соединения, в результате чего противнику нанесено тяжелое поражение, а наши войска сохранили свою боеспособность.

(Ученики смотрят слайды: Портрет М.И.Кутузова (худ. Д. Лоу 1829г.) и орден Кутузова).


История №2

Среди великих полководцев Отечественной войны 1812 г. можно выделить еще одного Михаила – Михаила Барклай де Толли.
Михаил Богданович родился в 1761 г. в небогатой и незнатной семье отставного армейского поручика. Записанный, по обычаю того времени, в один из полков в младенческом возрасте, будущий полководец начал свою службу унтер – офицером пятнадцати лет от роду. Отсутствие влиятельной родни сказывалось на прохождении Барклаем службы, и, несмотря на боевые заслуги, ему понадобилось более двадцати лет, чтобы достигнуть чина полковника.

В 1788-1789 годах Барклай принимал участие в осаде и штурме Очакова, в боях в Молдавии, Финляндии, Польше и был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. Затем свыше десяти лет он командовал егерским полком.

В январе 1810 года Барклай назначается военным министром и на этом посту руководил мероприятиями по укреплению армии и по подготовке ее к уже назревавшей новой войне с наполеоновской Францией. Весной 1812 года он становится главнокомандующим 1-й Западной армией.

В ночь на 12 июня 1812 года полумиллионная армия Наполеона вторглась в Россию, переправившись через пограничную реку Неман. Под натиском превосходящих сил противника, армии генералов Барклая де Толли и Багратиона отступали, завлекая французов вглубь России. Зная стратегию императора Наполеона – разбить противника в генеральном сражении на границе и принудить его к миру – Барклай начинает отступление, чтобы соединить распыленные русские силы и не дать французским маршалам разбить их по частям.

Умело руководя отходом своих войск, Барклай 20 июля привел их к Смоленску, куда через два дня подошла с юга и армия Багратиона, добровольно вступившего под командованием Барклая. План Наполеона разбить русские армии порознь потерпел неудачу.

Однако вынужденное отступление вызвало недовольство в стране и армии. Приняв на себя всю тяжесть ответственности за избранную им стратегию войны, убежденный в ее правильности, Барклай оказался в трудном положении. Замкнутый и необщительный по характеру, к тому же иностранец по фамилии, он не пользовался в войсках популярностью, подобно той, которая была у Кутузова и Багратиона, и подчиненные не скрывали своего недовольства, выполняя его приказы об отступлении. Дальнейшее пребывание Барклая во главе армии становилось невозможным. 17 августа он передал командование прибывшему к войскам и радостно встреченному ими Кутузову. Пользуясь полным доверием нового главнокомандующего, Барклай остался во главе 1-й армии.

Под Бородином Барклай де Толли руководил правым флангом и центром русских войск. Как бы бросая вызов смерти, он появлялся в самых опасных местах. Под ним было убито и ранено пять лошадей. Мало кто из его адъютантов и ординарцев остался невредимым. Полки, не раз до этого встречавшие его молчанием, под Бородином приветствовали Барклая дружным «ура». Существует рассказ, что когда раненого Багратиона перевязывали на поле боя, он передал адъютанту Барклая слова примирения, признания его стойкости, большой отваги и благородства: «Скажите генералу Барклаю, что участь армии и ее спасение зависят от него. До сих пор все идет хорошо. Да сохранит его Бог».

За Бородинское сражение Барклай де Толли был награжден орденом Георгия 2-й степени.

Генерал Ермолов так отзывался о своем непосредственном начальнике: «Ума образованного, терпелив в трудах, заботлив о вверенном ему деле, равнодушен к опасности, недоступен страху, внимателен к трудам других».

Наполеон на Поклонной горе, ожидая делегацию москвичей с символическими ключами от города, и так ее не дождавшись, никак не мог представить, что всего через два года капитуляцию его столицы примет русский фельдмаршал Барклай де Толли.

После окончания наполеоновских воин и возвращение русских войск на Родину здоровье Барклая де Толли резко ухудшилось и на 57 году жизни он скончался в Восточной Пруссии. Могила Барклая де Толли находится в Эстонии в принадлежавшем его жене поместье. Над его могилой был сооружен мавзолей с надгробным памятником и девизом на нем: «Верность и терпение». Его военный талант и стратегия не нашли понимания у современников, но по достоинству были оценены потомками.

В Петербурге, на Невском проспекте, в сквере перед Казанским собором, стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толли. Оба монумента работы скульптора Б. Орловского были торжественно открыты 25 декабря 1837 года, в день празднования 25-й годовщины изгнания французов из России.

(Учащиеся смотрят слайды памятников Кутузову и Барклаю де Толли и могилы последнего).


История №3

Необходимым атрибутом государства являются вооруженные силы как средство защиты рубежей и охраны внешних и внутренних интересов. Военный флот – одна из составляющих этих вооруженных сил. Поэтому и история флота – это часть государства.

Как известно, историю творят люди. Одним из таких творцов истории флота был Михаил Петрович Лазарев – русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, кавалер ордена Святого Георгия IV класса, командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.

Михаил Лазарев совершил три кругосветных плавания:
в 1813-1816 годах – в на корвете «Суворов», в 1819-1821 годах – на шлюпе «Мирный» (в составе экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена к Антарктиде) и в 1822-1825 годах – на фрегате «Крейсер».

С 1833 года М. Лазарев командовал Черноморским флотом и одновременно был военным губернатором Севастополя и Николаева. При нем было проведено коренное переустройство портов, крепости оснащены новейшими системами артиллерии. Лазарев положил начало созданию парового флота.

Скончался М.П. Лазарев в 1851 г. Похоронили адмирала во Владимирском соборе Севастополя. После него остался Черноморский флот, по подготовке один из лучших в мире. На долгие годы «лазаревская» морская школа легла в основу воспитания моряков. Учениками Лазарева были
Павел Степанович Нахимов, Владимир Алексеевич Корнилов,
Владимир Иванович Истомин и др.


История №4

Каждая эпоха имеет своих героев. Наступил новый век, и на смену талантливым полководцам века 19 пришли полководцы века 20-го, одним из которых был Михаил Васильевич Фрунзе.

Советский военно-политический деятель, один из руководящих работников Красной армии периода Гражданской войны и первой половины 1920-х г.г. Фрунзе приобрел статус победителя Колчака, уральских казаков и Врангеля, покорителя Туркестана, ликвидатора петлюровцев и махновцев, председатель Реввоенсовета и народный комиссар по военным и морским делам (министр Обороны) СССР.

Михаил Фрунзе был настоящим офицером: прямодушным и открытым человеком чести. Полководческая деятельность Михаила Фрунзе характеризовалась умением правильно определить направление главного удара, выбрать момент для его нанесения, сосредоточить превосходящие силы и средства на направлении главного удара за счет ослабления второстепенных участков. Операции, проведенные им, преследовали решительные цели полного разгрома противника, отличались оригинальностью замысла. Глубокие знания и огромный опыт, полученный им в ходе Гражданской войны 1918-1920 годов, нашли воплощение в его деятельности как военного теоретика.

М.В.Фрунзе требовал поддерживать в Красной Армии высокую боевую готовность, готовить ее к активным и решительным действиям. Основным видом военных действий считал наступление, но одновременно подчеркивал важность обороны, которая должна носить активный характер и создавать условия для перехода в наступление.

Фрунзе отмечал резко возросшую роль тыла в современной войне и исключительную важность подготовки тыла страны как основы оборонной мощи Советского государства. Поскольку война будущего будет в значительной степени войной машин, он считал одной из первых задач техническое оснащение армии и флота, усиление артиллерии, бронетанковых войск, авиации и ВМФ. Вместе с тем подчеркивал, что решающая роль на войне принадлежит человеку, без которого техника мертва, и поэтому исключительно важную роль играют обучение и политическое воспитание воинов. Его теоретические положения получили полное подтверждение в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

Говоря о талантливом военачальнике М.В.Фрунзе, нельзя не упомянуть о его сыне. Сын Фрунзе Тимур стал летчиком- истребителем, погиб в бою в 1942г., был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.


История №5

Великая Отечественная война открыла миру многих талантливых полководцев. Одним из них был Михаил Ефимович Катуков.

Маршал Михаил Катуков – человек-легенда. И это не преувеличение. Так о нем отзываются те, кто его хорошо знал, кто прошел с ним суровыми дорогами Великой Отечественной войны, которые начинались с первыми артиллерийскими залпами на западных границах Советского Союза и заканчивались в поверженном Берлине.

Ролик 1. Маршал бронетанковых войск Катуков» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www/youtube/com/watch?v=29BoWvqsQ3c

Ролик 2. Михаил Катуков в Великую Отечественную [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www/youtube/com/watch?v=MmPAG3it9S8


Знаменательные вехи на боевом пути 1-й гвардейской танковой армии под командованием М.Катукова – это ее участие в крупнейших операциях Великой Отечественной войны. Вот эти операции: Курская битва, Белгородско-Харьковская, Житомирско-Бердическая, Проскуровско-Черновицкая, Львовско-Сандомирская, Висло-Одерская, Восточно-Померанская и, наконец, Берлинская.

За это время армия самостоятельно или во взаимодействии с войсками других армий освободила 54 города и населенных пункта на территории СССР, 72 – на территории Польши, 25 – на территории Германии. Москва
14 раз салютовала доблестным гвардейцам в честь их славных побед.

Еще пять лет после окончания войны Михаил Катуков оставался в Германии, командуя бронетанковыми и механизированными войсками Группы советских войск. Потом уехал на Высшие академические курсы в Москву. Дальнейшая его служба проходила на территории СССР. В 1959 г. ему присвоено звание маршала бронетанковых войск.

За период службы в Советской Армии Михаил Ефимович Катуков дважды был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, получил четыре ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, два ордена Суворова
I степени, орден Богдана Хмельницкого, другие награды. Однако, самой большой наградой ему, как и каждому настоящему полководцу, стала любовь тех, кем он командовал, ради кого бесконечно совершенствовал себя, не жалея сил.

В память о своем командире простым солдатом А. Ерофеевым были написаны следующие строки:

Он был легендой, мужества примером,

Он был страшнее смерти для врагов.

Своим умом и действием победным

Снискал любовь в народе Катуков.

Нет, не восполнить горечи утраты,

Его дела года переживут.

Склоните ниже головы, солдаты,

Такие люди в вечности живут.

Эти слова говорят едва ли не больше, чем все награды… Память о Михаиле Ефимовиче Катукове жива. Его именем названа воинская часть, улицы в Москве и других городах, школы. Он – почетный гражданин городов Мценска, Озеры, Берлина. Памятник дважды Герою Советского Союза маршалу М.Е. Катукову в городе Озеры Московской области – это признание его заслуг перед Отчизной.


История №6

Следующие две истории посвящены русским оружейникам, тех, кто своим трудом создавал и крепил обороноспособность Российского государства – главному конструктору легендарного танка Т-34
Михаилу Ильичу Кошкину и создателю знаменитого на весь мир автомата – Михаилу Тимофеевичу Калашникову.

Ролик: Т -34. История создания танка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www/youtube/com/watch?v=7zgZh5jKWXU.


Сегодня марка этого оружия – автомата – является самой узнаваемой в России. Автомат Калашникова занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самое распространенное оружие в мире. В настоящее время, по некоторым данным, в мире насчитывается около 100 миллионов автоматов. Различные модификации автомата Калашникова состоят на вооружении армий и спецподразделений 106 стран мира. На вооружении российской армии оружие Михаила Тимофеевича Калашникова состоит более 60 лет.

Его автомат изображен на гербе и флаге Мозамбика, на гербах Восточного Тимора и Зимбабве. Кроме того, существовал проект включения автомата в герб Конго. В Мозамбике, Эфиопии и Сомали в честь советского автомата, родившимся мальчикам стали давать имя «Калаш».

Ролик: Михаил Калашников: человек и автомат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www/youtube/com/watch?v=il3c0cKkwOY).

Михаил Калашников умер 23 декабря 2013 года в Ижевске в возрасте 94 лет.

Сегодня мы постарались вам рассказать о празднике Дня Святого Михаила и людях, которые носили это славное имя, многие из которых прошли огромный жизненный путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами, защищая свою Родину. И в заключении, хочется пожелать вам:

В День Архангела Михаила

Пусть добро торжествует над злом,

И пусть каждый найдет в себе силы,

Как бы жизнь не мотала, не била,

Зажигать свечи в сердце своем.

Пусть улягутся бури и страсти,

И от света рассеется тень,

И пускай защитит от напасти,

Озаряя любовью и счастьем,

Нас святой Михаил в этот день.


3 часть. Закрепление знаний

Учитель проводит викторину.

1 вопрос: О ком из участников битвы за крепость Измаил А.В. Суворов говорил: «Он был у меня на левом фланге, но являлся моей правой рукой»?

Ответ: М.И.Кутузов.

2 вопрос: Какая битва считается днем воинской славы и связана с именем одного из героев нашего урока мужества?

Ответ: Бородинская битва (8 сентября 1812 г.).


4 часть. Подведение итогов. Комментарий оценок

Учащимся задаются вопросы:

1. Что было интересным?

2. Что нового сегодня узнали?

3. Чему научились?


5 часть. Домашнее задание

Подготовить сообщение о воинском полководческом ордене Кутузова, истории его создания, выдающихся кавалеров этого ордена.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выдающиеся личности российской военной истории. русское воинство архангела михаила

Автор: Щербак Сергей Александрович

Дата: 16.12.2017

Номер свидетельства: 444690


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства