«Всё без здоровья ничто…» (программа элективного курса "Эковалеология")
«Всё без здоровья ничто…» (программа элективного курса "Эковалеология")
Задача курса - формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасности жизни, нравственно - психологического компонента ЗОЖ, обеспечения психического и физического саморазвития; создания мотивации ЗОЖ, формирование индивидуального способа физичекого самосовершенствования, психосаморегуляции и социального поведения; обучение методом самопознания, самоконтроля и програмирования своей деятельности по укреплению здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Всё без здоровья ничто…» (программа элективного курса "Эковалеология")»
«Всё без здоровья ничто…»
(программа элективного курса "Эковалеология")
Никифорова С.В.,
учитель НОУ «СОШ д/с с ЭКЕО Ор Авнер ХаБаД»
Разделы:ОБЖ, Спорт в школе и здоровье детей
«Хочешь быть сильным – бегай,
хочешь быть красивым – бегай,
хочешь быть умным – бегай!»
Народная мудрость
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для средней школы. Поскольку в программе развития школы приоритетное место занимает подпрограмма “Здоровье”, то данный курс является важным и актуальным в современной школе.
Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Комплексные медицинские осмотры, проведенные в последние годы в Муравленко, показывают, что хроническая патология школьников находится на крайне высоком уровне (95-98 %). Лишь 2-5 % из общего числа обследуемых детей являются здоровыми. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. В уставе ВОЗ здоровье определяется как “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов”. По мнению ученых, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50-55% от образа жизни (Лисицин Ю.П. и др.,1986). В свете сказанного, нельзя недооценивать период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека.
Целью курса школьной валеологии является формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе, окружающим людям и природе.
Задачи курса:
• формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента ЗОЖ; обеспечение физического и психического саморазвития;
• создание мотивации ЗОЖ; формирование индивидуального способа физического самосовершенствования, психосаморегуляции и социального поведения; обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья;
• формирование интереса к исследовательской деятельности в области валеологии и воспитании здорового человека; обучение методам валеологического исследования, навыкам доврачебной помощи и профилактики заболеваний, подготовка к самостоятельной жизни; валеологическое самосовершенствование.
Модифицированная программа составлена на основе программы Г.К.Зайцева “Школьная валеология” – СПб 1998г; “Программа курса валеология для общеобразовательных школ”– г. Новосибирск 1997 г. НИПКиПРО. Учебная литература: Б.Н.Чумаков “Валеология” – М.1997 г.; Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев “Твоё здоровье”– СПб1998 г.; Д.З.Шибкова “Наука быть здоровым” и др.
Курс валеологии носит практический характер (применение знаний на практике) и содержит уроки-беседы, лекции, уроки-исследования, семинары, защита валеологических проектов, работа с паспортом здоровья, минутки здоровья и т.д.
К выбору форм и методов контроля учитель подходит творчески (используя нетрадиционные формы проведения занятия, создание проблемной ситуации, поощряя проявление инициативы и самостоятельности со стороны учащихся). Пятибальная оценочная система (творческие работы учащихся, проверочные работы, зачеты, экзамен ).
Программа рассчитана на 34 занятия в год, т.е. 1 час в неделю. С 6 по 9 класс курс составляет 136 часов.
Программа вариативного курса «Валеология-6»
Раздел 1. Организм здорового человека.
(1-3). Вводное занятие. Знакомство. Что такое здоровье? Валеология – наука о том, как быть здоровым. Валеологический самоанализ – ВС (Практикум “Дневничок-здоровичок” или “Паспорт здоровья”) –3 ч.
(4-7). Организм. Общая характеристика организма человека. Особенности северян (видеозанятие). Мельчайшая структурная единица организма. ВС (Урок-путешествие, полезные привычки) –4 ч.
(8-10). Обмен веществ. ВС (Практикум “Рацион питания”) – 3 ч.
(11-14). Мозг и нервы. Полезные привычки. ВС (Видеозанятие) – 4 ч.
(15-17). Глаза. Что такое “зеркало души”? ВС (Минутка здоровья: упражнения для глаз) – 3 ч.
(18-20). Органы слуха. Значение звуков для человека. ВС (Минутка здоровья - разминание ушной раковины) – 3 ч.
(21-22). Рот. Язык. Гигиенические правила - это должен знать каждый! ВС – 2 ч.
(23-25).О зубах надо заботиться с детства. Красивая улыбка. ВС (Составление собственной программы по уходу за ротовой полостью) –3 ч.
(30-32). Лёгкие. Как заботиться о своих лёгких? ВС. (Составление валеологической программы развития и защиты своих легких с учетом проживания в условиях Среднего Урала, полезные привычки) – 3 ч.
(33). Обобщение. Работа с паспортом здоровья. ВС – 1 ч.
(34). Итоговое занятие за год. Зачет. Летнее задание (Составление программы здорового отдыха, ведение ЗОЖ) – 1 ч.
Программа вариативного курса «Валеология-7».
15.1 (1). Введение. Организм здорового человека: о чем мы узнали в 6 классе? ВС (Отчет по летнему отдыху, работа с паспортом здоровья) – 1 ч.
16.2 (2-5). Моё сердце. Кровь и кровеносная система. ВС (Уроки-практикумы “Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после нагрузки”, “Какова мощность твоего сердца?”, “Значение первой медицинской помощи”) – 4 ч.
17.3 (6-8). Желудок и кишечник (Видеозанятие). ВС (Составление валеологической программы) – 3 ч.
18.4 (9-10). Самая крупная железа в организме. ВС (Как не навредить своей печени? Полезные привычки) – 2 ч.
19.5 (11-12). Железы внутренней секреции. ВС – 2 ч.
20.6 (13-14). Пора взросления. Особенности подросткового возраста. ВС – 2 ч.
21.7 (15-16). Почки и мочевые пути. ВС – 2 ч.
22.8 (17-19). Кожа (Видеозанятие). ВС (Уход за кожей, урок-практикум “массаж активных точек стопы и кисти”) – 3 ч.
23.9 (20-21). Волосы и ногти. ВС (Составление валеологической программы “Как заботиться о своих волосах и ногтях”) – 2 ч.
24.10 (22-25). Скелет и позвоночник. Правильная осанка. ВС (Практикум “Правильная ли у тебя осанка?”, составление валеологической программы “Как заботиться о своем позвоночнике?”, первая медицинская помощь) – 4 ч.
25.11 (26-28). Скелетные мышцы. ВС (Какие упражнения полезны для здоровья, особенно для северян, составление индивидуального комплекса упражнений с учетом особенностей Крайнего Севера) – 3 ч.
26.12 (29-31). Иммунитет. ВС (Как укрепить иммунитет на севере. Полезные привычки) – 3 ч.
27.13 (32-33). Обобщение. Правила здорового образа жизни. ВС (“Моя программа физического развития”, Работа с паспортом здоровья) – 2 ч.
28.14 (34). Итоговое занятие за год. Зачет. Летнее задание.(Планирование здорового отдыха на каникулах) – 1 ч.
Программа вариативного курса «Валеология-8»
Раздел 2. Психология здоровья.
29.1 (1). Введение. Здоровье подростка. ВС (Работа с паспортом здоровья, отчет по летнему отдыху) – 1 ч.