kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание личности безопасного типа на уроках обж как одно из условий формирования социально активной личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие социализации — вхождение человека в общество — регулярно упоминается в важнейших разделах ФГОС, во многих ключевых образовательных документах нынешнего периода. Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач ставит формирование социально активной личности. Внешние социально-экономические, политические и другие условия существенно влияют на формирование потребностей и интересов личности, а они в свою очередь, определяют мотивационную основу и сферу социализации личности. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание личности безопасного типа на уроках обж как одно из условий формирования социально активной личности»

В.И. Соколова,

МБОУ ОСШ № 4

г. Ульяновска

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА НА УРОКАХ ОБЖ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ


Понятие социализации — вхождение человека в общество — регулярно упоминается в важнейших разделах ФГОС, во многих ключевых образовательных документах нынешнего периода. Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач ставит формирование социально активной личности. Внешние социально-экономические, политические и другие условия существенно влияют на формирование потребностей и интересов личности, а они в свою очередь, определяют мотивационную основу и сферу социализации личности. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Понятие «социально активная личность» включает в себя несколько аспектов:

1. Социально-активная личность – это культурный, воспитанный человек. Педагогические аспекты этого утверждения состоят в воспитании у учащихся освоения различных способов жизнедеятельности. 

2.Социально-активная личность – это духовная личность. Данное направление подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности, воспитание гражданина – патриота своей страны.

3.Социально–активная личность – личность творческая. Этот аспект включает поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей, создание творческой  школьной среды.

4.Социально-активная личность – гуманная личность. Работа в этом направлении заключается в воспитании безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.

В своей статье более подробно остановлюсь на четвертом аспекте. Человек (личность), будучи сам объектом, является субъектом системы безопасности. Он присутствует во всех системах безопасности, играя базовую системообразующую роль. Отсюда, обеспечение личной безопасности становится условием для всех других ее форм и уровней. Положение личности определяется состоянием общества, государства, природы, личность находится в фокусе практически всех опасностей, так как от любых деструктивных социально-политических, экологических, этнических и технических событий страдает именно человек как личность. Личную безопасность каждый человек может обеспечить себе и своей семье лишь частично, заботясь об этом в рамках закона и не пренебрегая интересами общества и государства.

Основным и наиболее комплексным универсальным инструментом обеспечения безопасности призвано быть государство, которое должно дополнять усилия граждан и общественных организаций, защищать всех индивидуумов, все социальные группы, все общество (нацию) в целом. Это изначально его основная функция и предназначение. Государство выступает регулятором системных связей и отношений в обществе, как социальной системе, является его основной политической организацией, располагающей специальными органами и механизмом управления ими. Выполнение им регулирующей и защитной функции, гарантирующей целостность, самостоятельность и устойчивость социальной системы от воздействия изнутри и извне, предопределяет его роль как главного субъекта национальной безопасности. Объективная необходимость удовлетворения жизненно важных потребностей и интересов, а также преодоления опасностей и угроз обуславливает стремление к созданию системы обеспечения безопасности страны, национальной безопасности.

Безопасность является неотъемлемым критерием развития любого государства. В настоящее время человечество постоянно сталкивается с угрозами природных и техногенных катастроф, сопровождающихся массовой гибелью людей. Последнее обстоятельство связано с неумением населения предпринимать правильные действия в экстремальных ситуациях.

Поэтому вопросы формирования культуры безопасности личности выходят на первый план. Не вызывает сомнений потребность обучения подрастающего поколения безопасному для себя и окружающих поведению. Эта задача стала ключевой на уроках ОБЖ. В ее успешном разрешении заинтересованы все субъекты образовательного процесса: обучающиеся, родители (законные представители), государство, общество.

Культура безопасности – это совокупность материально – технических объектов, духовных, нравственных, личностных, информационных и иных явлений, созданных человеком и имеющих прямое или косвенное отношение к человеку, направленных на обеспечение такого состояние внутренней и внешней среды, при котором возможна нормальная жизнедеятельность человека и всего человечества. Цель культуры безопасности – безопасность материально-технических, экономических, философских, гражданско-правовых и иных аспектов жизни человека - достигается через формирование личности безопасного типа.

Личность безопасного типа имеет общинно – коллективистские мотивы, побуждающие человека-гражданина к жизнедеятельности в традициях взаимной помощи, участливости, милосердия, исключающих получение корысти из затруднений, слабости окружающих людей, проявления агрессивности, жестокости, не допускающих хищнического отношения к природе. Это человек, осознающий высокий смысл своей деятельности, свое гуманистическое предназначение, стремящийся жить в гармонии с самим собой, окружающими, природой. Он уважает историю и традиции общества, в котором живет, сложившуюся в нем систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье и безопасности людей, с которыми совместно проживает. Личность безопасного типа обладает достаточно высоким интеллектом, глубокими чувствами, волей, способностью к духовному и физическому саморазвитию и самосовершенствованию, потребностью к труду. Это человек, свободно ориентирующийся в конкретных жизненных условиях.

В современных условиях назрела потребность в формировании нового поколения людей, способных к более продуктивной работе, целеустремленной деятельности по сохранению своего здоровья, окружающей среды, природы, безопасного общественного и личностного бытия.

Безопасное существование станет реальностью:

- если человек не вредит себе и обществу;

- если каждый гражданин станет источником усилий по спасению народа от братоубийственной войны;

- когда будет достигнут высокий общественный престиж и материальная обеспеченность людей;

- когда каждая семья получит достаточное время для досуга и материальные средства для духовного и физического совершенствования;

- если мы научимся поддерживать здоровый образ жизни в рамках административно-территориального образования.

Для эффективного формирования культуры личности безопасного типа, учитель ОБЖ на своих уроках - учитывая физиологические и психологические особенности подростков – работает в следующих направлениях:

- социальная безопасность (цикл уроков по теме «Как не стать жертвой преступления»);

- физическая безопасность (темы: «Духовное и физическое здоровье, их взаимосвязь», «Общественное и индивидуальное здоровье, их взаимосвязь» и др.);

- экологическая безопасность (тема «Экология жилого помещения» и др.);

- безопасность в чрезвычайных ситуациях (Правила поведения при землетрясении, наводнении, оползнях, горных обвалах, ураганах, бурях, снежных заносах, грозе, граде, засухе, лесных пожарах, при встрече с дикими животными, ядовитыми змеями);

- правовая безопасность (темы: «Международное гуманитарное право»; «Основы семейного права»; «Правовые основы военной службы»; «Правовые основы борьбы с терроризмом» и др.);

- национальная и военная безопасность (цикл уроков по темам: «Основы обороны государства», «Роль и место Вооружённых Сил РФ в системе обеспечения национальной безопасности» и др.);

- медицинская безопасность (Первая медицинская помощь при кровотечениях, ранениях, переломах, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, отравлении, утоплении, инфекционных заболеваниях, травматическом шоке и вывихах, при сахарном диабете, аллергии, эпилепсии, истерии, гипертонии, мигрени, обмороке, суициде, алкоголизме, наркомании, ДТП, ЭРП при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания).

Все направления тесно связаны между собой. Уроки, мероприятия, проводимые в рамках того или иного направления, дополняют и расширяют знания учащихся.

Таким образом, главная цель воспитания личности безопасного типа состоит в том, чтобы учащиеся ориентировались на добро, созидание, развитие и способность к защите себя на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков, умений, а это одно из условий формирования социально активной личности.


Литература:

1. Воробьёв, Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения/ Ю.Л. Воробьёв, В.А. Тучков; под общ. ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: Деловой экспресс, 2011. – 248 с.

2. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. – СПб.: Речь, 2010. – 289 с.

3. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: «Просвещение», 2012. – 60 с.

4. Тетушкина, Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий/ Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 124 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соколова Вера Ивановна

Дата: 08.06.2020

Номер свидетельства: 552905

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства