kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«военно-патриотическое воспитание на уроках обж и повседневной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема патриотического воспитания школьников, умеющих ценить и отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной и актуальной как никогда. До последнего  времени нашим обществом утрачивалось традиционное российское патриотического сознания, широкое распространение получило равнодушие, цинизм, агрессивность и падения нравственных ориентиров. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство патриотизма как духовно-нравственную и социальную  ценность,  сформировать  в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые  он  сможет  проявить в созидательном процессе сохранения и преумножения культурного  и  исторического наследия.  В настоящее  время коренным  образом меняется отношение  граждан России к происходящим вокруг нас  событиям, вырабатывается  активная  жизненная  позиция во всех сферах жизнедеятельности граждан.

Просмотр содержимого документа
««военно-патриотическое воспитание на уроках обж и повседневной деятельности»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ №5













«ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ОБЖ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ РШИСП №5 ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. УФЫ)





Преподаватель-организатор ОБЖ

М.В.Устинов















г. УФА-2017 г.





Введение.

В современных условиях роль патриотического воспитания подрастающего поколения значима как никогда. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене.

Проблема патриотического воспитания школьников, умеющих ценить и отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной и актуальной как никогда. До последнего времени нашим обществом утрачивалось традиционное российское патриотического сознания, широкое распространение получило равнодушие, цинизм, агрессивность и падения нравственных ориентиров. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе сохранения и преумножения культурного и исторического наследия. В настоящее время коренным образом меняется отношение граждан России к происходящим вокруг нас событиям, вырабатывается активная жизненная позиция во всех сферах жизнедеятельности граждан.

Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для учеников новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников. Поскольку школа по-прежнему является одним из самых действенных социальных институтов, то на  педагогов возлагается непростая задача – воспитать и обучить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».

          Цель данной работы – формирование и внедрение системы (ее элементов) патриотического воспитания старших школьников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности и повседневной деятельности для формирования социально-активной личности гражданина и патриота.

Новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социально-культурную составляющую, ставить и решать задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития государства. В современных условиях остро возникает вопрос о роли патриотического воспитания подрастающего поколения, которые реализуют интересы конкретного человека, общества и государства. Значительную часть своего времени молодежь проводит в общеобразовательных учреждениях и социуме их окружающих, поэтому приоритетными задачами патриотического воспитания становится интеграция образования и социума, поиск средств, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса. Современный период развития образования - время перемен как в содержании образовательного процесса, так и его управлением.





  1. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Патриотизм представляет собой как одну из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизнедеятельности общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Он проявляется в активной жизненной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей. Культурой, достижениями и ценностями народа. О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ.

Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах.

Указ Президента Российской Федерации № 727 от 16.05.1996 г. «О мерах государственной поддержке общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», а также федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе» ФЗ-53 от 28 марта 1998 г., «О ветеранах» ФЗ от 12 января 1995 г., «О днях воинской славы (победных днях) России» ФЗ-32 от13 марта 1995 г., «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» ФЗ-80 от 19мая 1995г. формируют правовую базу патриотического воспитания.

Общие вопросы государственной политики гражданско-патриотического воспитания определяют следующие Постановления Правительства РФ и государственные межведомственные программы:

- Постановление правительства РФ от 11 июля 2011 г. № 422 « О государственной программе « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы;

- Программа мероприятий по популяризации государственных символов России до 2015 года. План действий по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2015 г.

Более частные вопросы гражданско-патриотического воспитания определяют следующие инструктивно-методические документы Минобразования РФ и Минобрнауки России: Письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки РФ № 129 от 9 апреля 2010 г. «О плане действий о реализации программы популяризации государственных символов России до 2015 г.»

В настоящее время разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая является логическим продолжением ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Приоритетным направлением программы является интеграция институтов социализации в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации, ее новизна в совершенствовании отношений государственных структур и гражданского общества, укреплении международного авторитета страны.

В педагогике воспитание – целостный социально-педагогический процесс, целью которого является создание педагогических условий для гармонического развития человека. Патриотическое воспитание способствует формированию и развитию личности учащегося, с учетом его психофизических возможностей, интересов и способностей. Одним из эффективных подходов патриотического воспитания является интегративный подход. Особенностью этого направления воспитания является приобщение индивида к коллективу: народу-общности-сообществу. Успех этой работы невозможен без единой стратегии патриотического воспитания. Следовательно, необходим такой подход, который бы учитывал общие цели воспитания граждан РФ, особенности субъекта, образовательного учреждения и его социума. Решить этот вопрос поможет создание единого образовательно-воспитательного пространства школы, города, района, т.е. интеграция воспитательной системы и социальной среды. Дети и молодежь должны быть объединены сетью социальных и культурных проектов, объединений детей и взрослых, совместная деятельность которых способствует коллективообразованию. Большое значение при таком подходе имеют совместные спортивно-массовые мероприятия, соревнования между классами в состав команды которых входят учителя (воспитатели) наравне с учениками, соревнования между учениками и учителями(воспитателями), где самым наглядным образом реализуется принцип «делай как я».

Интегративный подход предполагает объединение образовательных учреждений на локальном, муниципальном уровне. Пространство может быть построено вокруг одной школы или группы школ, выступающих инициаторами совместной воспитательной деятельности.

Другим из ведущих подходов является компетентностный подход, поскольку патриотическое воспитание требует целостного и комплексного подхода к решению его целей и задач. Компетенция – это способность установить и реализовать связь между «знанием-умением» и ситуацией. Главное в компетенции – не «знать» или «уметь», а использовать то или иное знание или умение на практике. Необходимым условием формирования компетенции является наличие опыта человека по решению ситуаций того или иного вида. Умение брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем .

Таким образом, формируя систему патриотического воспитания, необходимо учитывать, что активность общества является основанием патриотического воспитания, коренящимся в потребностях человека в совместной социальной деятельности и коллективистском самоопределении, в существовании нравственного порядка в обществе, в личном самоутверждении и самосовершенствовании.

Современное становление патриотического воспитания общеобразовательного учреждения можно представить в трех направлениях:

- ученик учителей и воспитателей. Формирование у школьника осмысленных действий по освоению знаний, ценностей и норм российской культуры под руководством и при поддержке старшего наставника в учебном процессе и школьном дополнительном образовании:

- ученик школы. Становление субъекта школьной общественности в общественной среде школы через классные коллективы, детские самоуправления. Ученик является равноправным другом субъекта образовательного процесса – педагогам, тренерам, воспитателям и своим родителям. Неравнодушный и инициативный житель школы;

- гражданин общества. Формирование человека происходит во внешкольном соцкультурном пространстве. Он принимает решения, касающиеся жизни других людей за пределами школы. Неравнодушный, инициативный и деятельный субъект гражданского общества. Активный участник социальных проектов и акций города, субъекта РФ, страны.

В результате, имеется три ключевые сферы патриотического воспитания в образовательном учреждении: учебный процесс и школьное дополнительное образование (учеба), общественная среда (спортивная секция, клуб), внешкольное социальное пространство (социум).

Для инновационного развития каждой сферы патриотического воспитания необходимы эффективные технологии и формы патриотического воспитания.

Технология воспитания – это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства.

В развитии первой сферы - учебный процесс и школьное дополнительное образование – наибольший позитивный эффект приносят технологии образовательных проектов, деловой игры, мировоззренческого кино и формы школьных музеев-клубов краеведческой и военно-патриотической направленности, туристско-краеведческих экспедиций.

В развитии второй сферы патриотического воспитания - общественной среды школы – наиболее успешно может осуществляться на основе технологий социальных акций, мировоззренческого кино, молодежных переговорных площадок, поисковых отрядов, детского самоуправления.

В развитии третьей сферы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении – внешкольного социального пространства- наибольший вклад вносят технологии социально-образовательных проектов, социально-модулирующих игр, детско-взрослого образовательного производства и формы туристско-краеведческих экспедиций, школьных клубов и детских образовательных объединений с выраженной гражданско-патриотической составляющей деятельности.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения должно быть делом не только государства. Курс государства к ценностям патриотизма не принесет ощутимый результат, если не станет делом самого общества и его гражданских структур.





  1. СОВРЕМЕННОЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматривая патриотическое воспитание школьника как «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время», педагог-организатор ОБЖ  организует  учебно-воспитательную деятельность в урочной и внеурочной системе  следующим образом:

- выбор учебной программы, максимально отражающей сущность патриотического воспитания  старших школьников;

- соответствие КТП по преподаванию ОБЖ в 10-11 классах, выбранной учебной программе;

- применение  современных образовательных технологий личностно-ориентированного обучения;

- составление плана-программы по патриотическому направлению во внеклассной деятельности.

Патриотическое воспитание через урочную деятельность.

Работа по военно-патриотическому воспитанию в ГБОУ РШИСП №5 идет по двум основным системообразующим направлениям:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (проведение митингов и других патриотических мероприятий на братском захоронении в Парке Победы).

2. Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.

3. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, конкурса «Знатоков» и «А ну ка Парни»

4. Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам. Ежегодное проведение Парада учащихся старших классов на День Победы (прохождение торжественным маршем, затем исполнение строевой песни)







5. Ежегодная экскурсия и участие в мероприятиях посвященных Дню части в/ч, расквартированной в Затоне. (показ современных образцов оружия и военной техники, жизни и быта военнослужащих, праздничный концерт)







II направление. Военно-спортивные игры и учебно-полевые сборы, которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи "ШКОЛА – АРМИЯ”. Опыт проведения игры "Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. "Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

















Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.



Данная система военно-патриотического воспитания реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: "Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны.

Мне кажется, что нам это удалось и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы не один выпускник нашей школы оставался служить по контракту в рядах Вооружённых Сил, несли с честью службу в «горячих точках». При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию.

Хажин Динар

Окончил ВУНЦ ВВС ВВА им. Жуковского и Гагарина

(филиал, бывш. СВВАУЛ) в 2013 г.













Гибатов Наиль

курсант военного института физической культуры (ВИФК) в г. Санкт-Петербург



Магазов Самат, военнослужащий по контракту нацгвардии



Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют в уроках мужества, Днях воинской славы, в "Зарнице”, встречаются с ветеранами войны и воинами запаса, участвуют в военно-спортивных состязаниях и других мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию.

Дети хорошо усваивают главное, что любовь к Родине это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

























Литература

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.)

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

3. Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» № 32-ФЗ от 13 марта 1995 г.

4. Федеральный закон «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» № 80 от 19 мая 1995 г.

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 « О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

6. Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

7. Бачевский В. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.

8. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М.:Айрис-пресс, 2002. -224с.

9. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б, Пашкович А.П. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. -М.:Глобус, 2007.- 330 с.

10. Технология патриотического воспитания учащихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: Сборник статей и методических разработок.- Уфа: Издательство ИРО РБ, 2015.-112с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
«военно-патриотическое воспитание на уроках обж и повседневной деятельности»

Автор: Устинов МИхаил Васильевич

Дата: 03.04.2017

Номер свидетельства: 406006

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства