В материале обобщен опыт работы по военно- патриотическому воспитанию в образовательном учреждении на уроках основ безопасности жизнедеятельности и во внеурочное время. Указаны мероприятия, проводимые преподавателем ОБЖ с использованием материально-технических и учебно-воспитательных средств, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков. Одной из его важных задач является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого лежит подготовка молодых людей страны к службе в вооруженных силах РФ, воспитание гражданина-патриота, способного служить Родине и защищать её; формирование морально-психологических качеств, умений и навыков школьников, необходимых для выполнения гражданского долга.
Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре. «Патриотизм, — говорится в нем, — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».
К настоящему времени в русской историографии обозначенной проблемы выделяются три традиции, толкования, направления, понимания патриотизма. Это: военный патриотизм, гражданский и духовно-религиозный. Это три разных понимания и три разных варианта организации, три модели патриотического воспитания. И именно с этим разночтением приходится иметь дело общеобразовательной школе. Не различая множественности этих вариантов и разницы их оснований, любая попытка осмысленной педагогической работы обречена на неудачу. В то же время мировой опыт показывает, что наиболее адекватным школьным реалиям и современному этапу развития общества является гражданско-патриотический вариант организации патриотического воспитания, означающий открытость, ориентацию на диалог, а не на простую передачу знаний.
Задача подготовки молодёжи к службе в армии, осуществления военно-патриотического воспитания определена в федеральном законе РФ «О воинской обязанности и военной службой»
Выпускники школы, будущие защитники Родины, должны быть высокообразованными, физически развитыми молодыми людьми, обладающими высокими моральными принципами. На это нас нацеливает национальное доктрина образования РФ, утверждённое федеральным законом, которая является основополагающим государственным документом в сфере образования. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования. Ожидаемые результаты развития системы образования определены на период до 2025 года.
Однако, по данным опроса, проведенного в школах психологической службой, только 23% считают себя патриотами, т.е. лишь каждый пятый готов встать в строй защищать отечество, каждый второй убежден, что важнее всего материальное благополучие. Отдельные призывники слабы физически: причинами освобождения граждан от призыва на военную службу чаще всего становятся
- болезни внутренних органов (26%),
- хирургические болезни (23%),
- болезни нервной системы (14%),
- психические расстройства (13%),
- имеют дефицит веса – 13%
У других - низкий интеллектуальный уровень, боятся идти в армию из-за «дедовщины», «землячества», и расценивают год в Российской Армии как потерянное зря время. Достаточно большое число допризывников страдает социально опасными заболеваниями, в ряду которых стоят туберкулёз, алкоголизм, наркомания и токсикомания.
В содержании патриотического воспитания можно выделить такие компоненты, как:
культурно-исторический,
военно-исторический,
духовно-нравственный,
идеологический,
правовой,
психологический,
физический и некоторые др.
Культурно-исторический компонент содержания патриотического воспитания, в частности, включает:
* ознакомление с переломными моментами нашей истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, проявивший самоотверженность, стойкость, героизм, описанные в трудах видных историков;
* понимание идеи свободы и независимости, единства Руси, величия России, воспитание чувства любви к ней, гордости за русский народ, его патриотизм, проявлявшийся в годы суровых испытаний;
* воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к таланту русского народа и его созидательному труду, искусству, являющемуся не только гордостью России, но и достоянием мировой цивилизации.
Военно-исторический компонент содержания патриотического воспитания включает, прежде всего, изучение основных этапов защиты Отечества.
Духовно-нравственныйкомпонент способствует возрождению и развитию истинных духовно-нравственных ценностей, которые составляют сущность русского народа, развитию лучших качеств: трудолюбия, бескорыстия, милосердия, коллективизма, жизнестойкости, готовности к самопожертвованию, преодолению трудностей и испытаний, особенно во имя Отечества, Православия.
Идеологический компонент предусматривает противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в обществе и средствах массовой информации,
Правовой компонент предусматривает знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации в области национальной безопасности.
Психологический компонент заключается в изучении межличностных отношений для психологической совместимости, в воспитании у будущих воинов чувства симпатии, доверия и уважения к товарищам, готовности к совместным действиям, взаимовыручки и взаимопомощи.
Физический компонент рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовке их к защите Родины.
Военно-патриотическое воспитание – это одна из форм патриотического воспитания, ориентированная на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идеи служения Отечеству, способности к его вооруженной защите привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранения и преумножения славных воинских традиций.
При организации работы по военно-патриотическому воспитанию мы ставим перед собой и решаем следующие задачи:
формирование духовно-нравственных качеств школьников;
создание условий для формирования социально-активной позиции гражданина и патриота;
подготовка учащихся к выполнению гражданского долга – службе в армии;
развитие у учащихся школы гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
В общеобразовательных учреждениях нашего города система военно-патриотического воспитания включает:
усвоение курса ОБЖ;
знакомство с военной историей и воспитания на историческом опыте России;
общефизическую подготовку;
занятие военно-прикладными видами спорта;
основной военно-технической и специальной подготовки.
Военно-патриотическое воспитание в образовательных учреждениях нашего города осуществляется на уроках ОБЖ и во внеурочное время.
В школах, преимущественно, работают по программе «ОБЖ» для общеобразовательных учреждений, 1-11 классы. В 8-ых, 10-ых и 11-ых классах предмет изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю с использованием учебников таких авторов: С. Н. Латчук, В. В. Марков, А.Т. Смирнов. На уроках ОБЖ используются различные формы и методы обучения, так как учебный предмет практико ориентированный, изучение материала требует практического закрепления, а не просто накопления знаний. Например, ученик должен не только иметь представление, но и уметь оказать первую помощь на практике. Для этого 1-ого часа в неделю по предмету недостаточно, поэтому практические занятия проводятся так же и во внеурочное время – на занятиях кружков и в соревнованиях, походах, экскурсиях и т.д., которые в своей совокупности являются организационными средствами воспитания.
Организационные средства патриотического воспитания - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и учебно-воспитательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.
Все группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели: воспитание школьников с активной гражданской позицией, патриотов своей страны.
Серьезным шагом на правительственном уровне было принятие Постановления Правительства РФ от 16.02.01 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», за которым последовали аналогичные постановления на региональном уровне. В соответствии с этими постановлениями была разработана система, целый комплекс мероприятий, способствующих военно-патриотическому воспитанию молодёжи.
Общешкольные (примерные) собрания с повесткой дня:
- Роль ОБЖ в укреплении общешкольной дисциплины и организованности учащихся
- Священный долг каждого гражданина - Отчизну защищать
Педсоветы:
1. Межпредметные связи ОБЖ с другими предметами.
2. Военно-патриотическое воспитание учащихся на уроках ОБЖ.
Непосредственно через уроки:
«Основные понятия о воинской обязанности» (11 класс)
«Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества». (11 класс)
«Альтернативная служба»
«Прохождение военной службы. Увольнение с военной службы»
«9 Мая – День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
(10 класс)
«История создания Вооружённых Сил Российской Федерации, её связь с историей и становлением Российского государства» (10 класс)
Работа центров дополнительного образования, оборонно-спортивных кружков, военно-патриотических клубов.
Организация и проведение военных учебных сборов для старшеклассников, соревнования среди допризывной молодёжи в рамках «школы безопасности».
Уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
Несение Вахты Памяти на Посту №1
«Тропа истории» - походы по местам боевой и трудовой славы.
Поисковая работа.
Работа школьных музеев боевой и трудовой славы.
Постоянная забота учащихся об инвалидах, ветеранах войны, семьях погибших воинов.
В течение учебного года:
проведение бесед, мероприятий, праздников, посвященных «Дню защитников Отечества»; «Дню Победы»;
проведение конкурсов на лучший рассказ, рисунок, стихотворение по военной тематике, на лучший «Боевой листок»;
выставка рисунков и фотографии, открыток, значков, на которых отображена история Вооруженных сил РФ;
проведение диспутов («Героями не рождаются - героями становятся»);
конкурс военной песни, инсценированной песни;
военно-спортивные соревнования «Зарничка», «Зарница», «Патриот», «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Мама, папа, я – в безопасности семья»;
оформление в каждом классе уголков «Символы России».
оформление специальных стендов о Вооруженных силах РФ.
оформление в классах уголков «Символы России».
Дальнейшее совершенствование школьных спортивных городков, учебно-материальной базы кабинетов ОБЖ.
Во время весеннего и осеннего призыва на действительную военную службу в ряды Вооруженных Сил, управление образования, районный отдел военного комиссариата проводят для новобранцев День призывника, где участники локальных войн и конфликтов дают напутствия будущим защитникам Родины, а будущие защитники Отечества выступают с ответным словом, организуют праздничный концерт.
Военная профориентация:
а) встречи с воинами разных родов войск и видов ВС РФ;
б) встречи с выпускниками школы — курсантами военно-учебных заведений;
в) переписка с выпускниками школы, проходящими службу в воинских частях и военных учебных заведениях;
г) беседы о военной профессии:
- «Сегодня ученик - завтра солдат»,
- «Офицер - профессия героическая»;
д) индивидуальная работа с кандидатами для поступления в военные училища (беседы, консультации),
е) оформление стенда для поступающих в военные заведения, информационного стенда об учителях, проходивших военную службу.
Невозможно воспитать патриота и будущего защитника Отечества, просто посветив несколько уроков и внеурочных мероприятий рассказом о подвигах прошлого и объяснения, какое значение имеет в жизни человек патриотизм. Хотя эти мероприятия так же необходимы при военно-патриотическом воспитании.
Воспитание патриота своей Родины должно осуществляться постоянно, оно должно стать привычным для учащихся с учетом их возрастных особенностей, не должно быть ограничено одним лишь послушанием. Это, прежде всего, духовное и нравственное развитие человека, формирование его как личности. Учителя должны учитывать, что воспитание – это не набор мероприятий, классных часов, родительских собраний, а нечто неразделимое с обучением и образом жизни всей школы.
Система военно-патриотического воспитания требует от преподавателей ОБЖ постоянного внимания и совершенствования. Чтобы добиться в этом деле наибольшей эффективности, нужно систематически анализировать результаты проводимой работы, изучать опыт лучших классных руководителей, учителей и общественников, применять новые педагогические технологии в обучении и воспитании.
Каждой встрече, походу, поиску должна предшествовать большая подготовительная работа. Хорошо продуманное и проведенное мероприятие вызывает сопереживание у учащихся, заставляет проникнуться чувством глубокой благодарности к тем, кто погиб, защищая нашу Родину.
В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,— сколько возможно больше и сколько возможно лучше.
Добролюбов Н. А.
Жан-Жак Руссо: Недостаточно сказать гражданам: «Будьте добрыми!» - надо научить их быть таковыми; и даже пример, который в этом отношении должен служить первым уроком, не есть единственное необходимое здесь средство. Любовь к отечеству всегда действенна, ибо всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле; и мы с охотою желаем того же, чего желают любимые нами люди.
Анатолий Вассерман: Курс «патриотического воспитания» в школах способен вызвать ненависть к родине даже у самого здорового ребёнка. Зато преподаёт им искусство имитации любви.
Жванецкий: Патриотизм - это чёткое, ясное, хорошо аргументированное объяснение того, что мы должны жить хуже других.