Требования образовательных стандартов второго поколения и планирование учебного процесса по ОБЖ
Требования образовательных стандартов второго поколения и планирование учебного процесса по ОБЖ
Выступление на РМО учителей ОБЖ освещает основные требования образовательных стандартов второго поколения и принципы планирования учебного процесса в свете данных требований. Дается сравнение отдельных требований образовательных стандартов к результатам освоения программы курса ОБЖ. Детально рассматриваются требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения курса ОБЖ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Требования образовательных стандартов второго поколения и планирование учебного процесса по ОБЖ »
Требования образовательных стандартов второго поколения и планирование учебного процесса с позиции этих требований
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В течение последних четырех лет последовательно были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) второго поколения для начального общего образования (НОО) (2009 г.), основного общего образования (ООО) (2010 г.) и среднего полного общего образования (СПОО) (2012 г.). Обязательное введение стандарта основного общего образования произошло в 2015 году, а введение стандарта полного общего образования – в 2020 году
Отличительной особенностью ФГОС второго поколения от прежнего, является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Кроме этого, новый стандарт выделяется ярко выраженной воспитательной направленностью.
Деятельностный подход преподавателя ОБЖ должен обеспечить переход от определения целей обучения по курсу ОБЖ как усвоение знаний, умений, навыков к определению цели формирования у школьников умения учиться, адекватно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
В результате изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание курса ОБЖ, деятельностный подход должен обеспечить им решение значимых жизненных задач, признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Деятельностный подход учащихся к изучению курса ОБЖ даст им возможность:
1. Сформировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
2. Обеспечить привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них.
3. Обеспечить привитие навыков в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в оказании само - и взаимопомощи в случаях проявления любых опасностей.
4. Приобрести знания, умения и навыки, физические и психологические качества личности, необходимые для ускорения адаптации к условиям среды обитания.
5. Быть внутренне готовым к наиболее потенциально опасным видам деятельности, в том числе к военной службе.
Воспитательная направленность нового ФГОС касается также и курса ОБЖ. В новом ФГОС достаточно много внимания уделяется формированию безопасного образа жизни и современной культуры безопасности жизнедеятельности, о чем в ГОС первого поколения даже не упоминалось.
Принятие новых стандартов по ОБЖ предполагает обновление как содержания курса ОБЖ, так и поиск новых методик обучения, воспитания и развития у учащихся ответственного отношения к личной, национальной и глобальной безопасности.
Рассмотрим требования к результатам освоения основной образовательной программы более подробно и проведем их сравнительный анализ в аспекте обучения безопасности жизнедеятельности.
В стандарте каждого уровня дано описание «портрета выпускника», где указаны характеристики в области БЖ, в частности, выпускник должен:
- выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО) [7];
- выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО) [8];
- осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни (СПОО).
Стандарты устанавливают требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, которые должны отражать (выбраны требования, связанные с направлением «безопасность»):
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям (НОО);
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах (ООО);
- готовность к служению Отечеству, его защите; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь (СПОО).
Рассмотрим детальнее предметные результаты освоения курса ОБЖ, которые с учётом общих требований ФГОС и специфики изучаемого предмета должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
А) Первая ступень, в соответствии со ФГОС НОО, не предусматривает изучение ОБЖ. Заявлено, что на уровне НОО вопросы безопасности включены в предмет «Окружающий мир», однако анализ распространенных программ (напр., программа А. А. Плешакова) показывает, что темы, связанные с безопасностью человека изучаются поверхностно, а времени на их изучение выделяется мало. С учетом сказанного, предполагаем, что установленные во ФГОС НОО требования по формированию установки, навыков, правил, а также системы знаний об основах безопасного образа жизни в современной начальной школе не достижимы, и, в большинстве случаев, реализуются формально.. В нашем случае – недостаточное внимание вопросам безопасности в начальной школе становится препятствием для формирования полноценной культуры безопасности у учащихся в старшем звене.
Б) Современные требования к результатам освоения основной образовательной программы курса ОБЖ на второй ступени обучения (5-9 классы) претерпели сильные изменения в сравнении с предшествующим Государственным образовательным стандартом (2004 г.). Для проведения анализа требований образовательных стандартов разных поколений к результатам освоения программы курса ОБЖ, имеющиеся в стандартах требования были сгруппированы и систематизированы; повторяющиеся в тексте требования (дубли) были удалены.
Основу первого ГОС составляют знания и умения. В основе ФГОС второго поколения лежат воспитание и развитие личности учащихся. Следует положительно оценить появление в новом стандарте такой крупной категории как «понимание», которая является более высокой степенью в сравнении со «знанием».
Рассмотрим некоторые отличия более детально . Если ранее ученик должен был уметь действовать при возникновении теракта, то теперь этого будет недостаточно. Новый ФГОС требует «формирования антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции». Безусловно, сформировать последнее намного сложнее.
Сравнение отдельных требований образовательных стандартов к результатам освоения программы курса ОБЖ
ГОС ООО (2004 г.)
ФГОС ООО (2010 г.)
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции
знать о здоровом образе жизни;
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;
воспитание ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью
формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни.
В новом ФГОС детально не прописаны конкретные виды ЧС, которые надлежит изучать, что позволяет педагогу не только учитывать в рабочей программе региональные особенности, но и сконцентрироваться на воспитательных задачах курса ОБЖ.
Отдельно хочется отметить такое ключевое требование, как «умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации», необходимость введения которого была обоснована уже давно. По существу, все получаемые на уроках ОБЖ знания нужны для того, чтобы принять оптимальное для данной ситуации решение. Выходя на метапредметный уровень, владение технологией принятия решений открывает перед подростком возможности осознанного управления своими желаниями и мыслями, что в итоге приводит к самостоятельному разумному управлению своей жизнью.
В) Основу современных требований к результатам освоения основной образовательной программы курса ОБЖ на третьей ступени обучения (10-11 классы) составляют, как и раньше, знания и умения, однако и здесь произошли некоторые позитивные изменения.
Достаточно конкретно прописанные категории «знание» и «умение» были дополнены «навыками» и «сформированностью». Введение новой категории «навыки» потребует не только коррекции распределения учебного времени в программе ОБЖ, но и детальной проработки всех элементов цепочки «знания – умения – навыки» с описанием этапов формирования «действий, доведенных до автоматизма». Чтобы учитель смог утверждать о «сформированности» того или иного представления, следует дополнительно разработать четкие критерии достижения результатов.
Выводы. Рассматривая предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения, можно сделать ряд выводов.
Разработчикам ФГОС второго поколения (в части требований к результатам освоения курса ОБЖ) удалось создать и предложить педагогам документ, предъявляющий более высокие требования, чем ранее. Новые требования позволяют вплотную подойти к реализации на практике модели формирования культуры безопасности у учащихся. Однако, более высокие требования к результатам освоения курса ОБЖ, подразумевают высокие требования к организации педагогического процесса и уровню квалификации учителя безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, ФГОС ОО второго поколения указывает на развитие воспитательного потенциала учебного предмета ОБЖ, который должен отражаться в соответствующих установках, убеждениях, ценностях, личностной позиции выпускников. Главная цель обновленного курса ОБЖ – «формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства». Для преодоления затруднений, возможных при реализации ФГОС ОО, необходима система научных психолого-педагогических исследований, а также требуется серьезная и кропотливая работа в области повышения квалификации учителей безопасности жизнедеятельности.