Просмотр содержимого документа
«Статья «Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Батагайская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия)
Автор статьи: Габышев Дмитрий Михайлович, учитель ОБЖ
«Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ»
Все может родная земля:
и напоить из своих светлых родников,
и накормить своим хлебом,
и удивить красотой цветущих садов,
вот одного она только не может – защитить себя,
и сделать это должен тот, кто пьет воду,
ест ее хлеб и любуется ее красотой.
А. В.Суворов.
Развитие отечественного образования и достижение нового качества его результатов, удовлетворяющих потребности граждан и общества, является национальным приоритетом России XXI века.
Вопросы патриотического воспитания учащейся молодежи постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене.
Проблема патриотического воспитания школьников, умеющих ценить и отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной и актуальной для любой страны. Россия не исключение. В нашей стране проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость.
Являясь одним из приоритетных направлений, патриотическое воспитание выступает неотъемлемой составной частью всей деятельности по подготовке подрастающего поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни. В то же время патриотическое воспитание включает комплекс мер духовного, идеологического, социально-политического, психолого-педагогического, военно-технического и иного характера, реализация которых призвана способствовать формированию у молодых людей гражданской позиции.
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников. Поскольку школа по-прежнему является одним из самых действенных социальных институтов, то на педагогов возлагается непростая задача – воспитать и обучить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».
Одной из первостепенных и неотложных задач является возрождение патриотизма в системе образования и воспитания подрастающего поколения.
Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной или альтернативной службе.
Особое значение приобретает борьба за подрастающее поколение, за будущее России. В связи с тем, что значительная часть современной молодежи депатриотизирована, первейшим долгом для каждого гражданина и патриота является оказание всемерной помощи тем немногим организациям, объединениям, клубам патриотической направленности, отдельным энтузиастам, которые, несмотря ни на что, продолжают выполнять благородную миссию по спасению наших детей. Использовать все имеющиеся возможности для усиления благотворного влияния на молодежь в семье, в школе, по месту жительства, в процессе взаимодействия с различными группами молодых людей, с отдельными личностями, особенно в плане нейтрализации и преодоления оказываемого на них тотального воздействия целого ряда негативных факторов как на макро-, так и на микроуровне.
Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, а именно:
несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
недостаточное оснащение и коммерциализация сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;
отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи и подготовке их к военной службе;
малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;
недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных учебных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодежи.
Основной целью военно-патриотического воспитания на уроках ОБЖ, является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у граждан и учеников школы, высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Развивать патриотическое сознание детей, с моей точки зрения, необходимо еще в дошкольном возрасте, а далее соблюдая преемственность, продолжаю решать эту задачу, начиная со среднего звена, используя различные методы обучения и воспитания, а также разнообразные виды деятельности учащихся.
Например, при изучении темы «Автономное существование человека в природных условиях», используя межпредметные связи, в частности, изучая отрывки из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, перед учащимися ставятся следующие вопросы:
- С чем пришлось столкнуться А. Маресьеву в условиях вынужденной автономии?
- Как вы думаете, что помогло ему выжить, в таких условиях?
Таким образом, на примере художественного произведения у школьников создается образ настоящего героя, и одновременно решаются учебные задачи урока.
Показать детям, что такое патриотизм – это чувство любви к своему народу, можно удачно показать, изучая раздел «Чрезвычайные ситуации природного характера». Урок этого раздела носит название «Люди призванные спасать». Учащиеся приводят примеры из жизни, из средств массовой информации о работе спасателей и отвечают на следующие вопросы:
- Как вы думаете, что заставляет людей выбирать профессию спасателя?
- С каким риском сопряжена работа спасателя?
- Охарактеризуйте портрет человека-спасателя.
Выработать у школьников потребность быть похожим на спасателей, быть полезным обществу - вот конечный и наилучший результат такого урока.
Изучение раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера», а именно темы «Аварии с выбросом радиоактивных веществ», дает огромную возможность олицетворить патриотизм с любовью к своей Родине. Отдельный урок посвящается Чернобыльской трагедии. Он строится на выдержках из книги «Чернобыль», выступлений учащихся, об участии людей, которые ликвидировали последствия радиационной аварии. О подвигах чернобыльцев, ветеранах подразделений особого риска. А в заключении ребята читают стихи о Чернобыльской аварии, а также, на выбор стихи о героях. Такое построение урока вызывает у детей сильное эмоциональное восприятие изучаемой темы.
Теоретические знания, полученные на уроках ОБЖ учащиеся показывают, участвуя на олимпиадах различного уровня. В этом учебном году муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников сочетал в себе и теоретическую и практическую части. Учащиеся 11 класса стали победителями призерами данной олимпиады. Пор итогам олимпиады учащийся 11 «А» класса Яковлев Маин был рекомендован для участия на региональном этапе ВсОШ, где успешно справился со всеми заданиями, 2,25 балла не хватило стать призёром олимпиады.
Изучение в 10-11 классах раздела «Основы военной службы» направлено на подготовку молодежи к выполнению долга по защите Отечества.
Огромное значение должно быть отведено практическим занятиям, в том числе, внеурочной деятельности. Сборная МБОУ «Батагайская СОШ» ежегодно участвует в районных военно-спортивных играх «Снежный барс» с каждым годом улучшая свои результаты. Так, в 2020 г. команда заняла 2 место, стали победителями в номинации «Лучший стрелок».
Особенно в старших классах проявляется интерес к военному делу. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально - боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.
Занятия по огневой подготовке дают возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным.
Изучение вопросов выполнения начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техники части осуществляется во время проведения пятидневных учебных сборов в конце десятого года обучения. Тем самым, полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.
Большим достижением наших учащихся стало участие в IV Республиканском –патриотическом слет молодежи и учащихся в г. Якутск, 2017 г. Ученик 9 «Г» класса Омукчанов Кирилл стал обладателем номинации «Малиновый берет», Стручков Павел, ученик 11 «А» класса стал лучшим стрелком.
Поэтому основной задачей в этом направлении я считаю: показать и доказать выпускникам, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость. Осуществлять эту задачу здесь помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых, на мой взгляд, состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всем многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создает внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность. Этому способствуют проводимые уроки-конференции, пресс-конференции, уроки-экскурсии, диспуты, на которых ученики в игровой форме решают довольно серьезные вопросы.
Использование на уроках учебных фильмов по таким темам как: «Размещение и быт военнослужащих», «Воинские уставы», «Виды вооруженных сил», содействует учебно-познавательной деятельности учащихся, так как способствуют развитию наглядно - образного мышления, обеспечивает познавательный интерес к учению, создают возможность для изучения ряда ненаблюдаемых процессов и явлений.
На уроках по данной теме и на других уроках, необходимо использование музыкальных моментов: прослушивание песен или фрагментов песен, воспитывающих мужество, стойкость и героизм российских воинов, что совершенно точно дает определенный настрой учащимся на восприятие данной темы, позволяет затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям: мать, Родина-мать, родное Отечество, малая Родина.
Добиться реализации поставленных задач в направлении военно-патриотического воспитания просто не возможно без внеурочной деятельности, имеющей, прежде всего, военно-прикладную направленность.
Какое-либо направление в воспитании детей только тогда даст результат, когда оно проводится в системе. В школе должна сложиться определенная система военно-патриотического воспитания, которая базируется на сохранении и развитии традиций.
Не умаляя роли урока в основе воспитательного процесса, очевидно, что образование должно работать на результат. Но на результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся.
В первую очередь, большое воспитательное воздействие на учащихся оказывают занятия, проводимые совместно с людьми, которые непосредственно связаны с военным делом, либо ушедшие в запас, различных родов войск. Это уроки мужества, которые вызывают у ребят неподдельный интерес. Например в день военно-морского флота целесообразно организовывать встречи с бывшими моряками, которые могут научить ребят вязать морские узлы, а те в свою очередь могут познакомиться с формой моряков, посоревноваться в ловкости.
В дни воинской славы России члены военно- патриотического клуба встречаются с участниками Великой Отечественной войны, проживающими в нашем районе, которые рассказывают ребятам, что в жизни есть место подвигу. Проводятся экскурсии и походы по местам боевой и трудовой славы, которые сами по себе, кроме познавательных задач, решают важнейшую задачу сплочения коллектива и оставляют заметный след в патриотическом воспитании.
Военно-патриотическое воспитание не может существовать без здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения заданных запросов и личных проблем.
Помогая подросткам формировать индивидуальную систему здорового образа жизни, необходимо учитывать все особенности этого возраста.
Ежегодно проводится месячник военно-патриотической работы, приуроченный ко Дню защитника Отечества. И каждый раз он включает в себя новые мероприятия. Традиционными являются смотр песни и строя, соревнования юношей – старшеклассников, битва хоров патриотических песен.
Заключение.
В заключении хочется отметить, что любая система работы учителя складывается из четко и ясно обозначенных целей и задач воспитания и претворения их в действительность. В нашем случае это помогает формировать творческую личность, готовую к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, а, за счет взаимодействия с различными структурами, создавать открытое образовательное пространство.
В современных условиях не ослабевает, а еще более возрастает значение подготовки молодежи к защите Родины. Это требует заблаговременной подготовки юношей к действительной военной службе. Только в том случае, если юноша, призванный в Вооруженные силы, будет обладать необходимыми военными знаниями и навыками, он сможет в более короткие сроки овладеть сложными современными вооружениями и боевой техникой, выработать у себя в соответствии с требованиями военной присяги высокие моральные и боевые качества. Согласно статье Конституции РФ, защита отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина РФ. Кроме того, в соответствии с Законом «Об обороне» ст.9 граждане обязаны принимать участие в мероприятиях гражданской и территориальной обороны.
Военно-патриотическое воспитание заключается в том, что каждый гражданин должен любить свою Родину, свой родной край, соблюдать законы своей страны. Проявлять уважение к старшему поколению, оказывать помощь младшим. Если потребуется, встать на защиту своей Родины не раздумывая, и защищать ее.
Таким образом, говоря о военно-патриотическому воспитанию личности, важно подчеркнуть не только интерес к нему, но и пути решения данной проблемы: программный подход к его организации, опора на традиции военно-патриотического воспитания современной личности, приоритет воспитания таких качеств будущего защитника Отечества как: мужественность, дисциплинированность, гуманизм, гражданственность, патриотизм, умение отвечать за свои поступки.