Статья Использование традиционных и современных методов обучения основам безопасности жизнедеятельности в условиях перехода на ФГОС
Статья Использование традиционных и современных методов обучения основам безопасности жизнедеятельности в условиях перехода на ФГОС
Активные традиционные методы обучения создают необходимые условия для развития и укрепления практических навыков и умений спмостоятельно рвссуждать, быстро ориентироваться в сложных ситуациях, находить свои правильные пути решения проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья Использование традиционных и современных методов обучения основам безопасности жизнедеятельности в условиях перехода на ФГОС»
Использование традиционных и современных методов обучения
основам безопасности жизнедеятельности в условиях перехода на ФГОС
Традиционные методы обучения основам безопасности жизнедеятельности
Рассмотрим традиционные методы обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе.
При выборе методов обучения следует учитывать цели обучения, специфику структуры и содержание предмета, уровень подготовки учащихся, следует иметь в виду объемность тем и время, отведенное учебной программой на ее изучение.
В качестве цели обучения основам безопасности жизнедеятельности выступает формирование безопасного поведения учащегося в экстремальных ситуациях, военно-патриотическое воспитание и профессиональная направленность.
Учитель не ограничивается сообщением готовых результатов, а путем рассуждений, доказательств, используя знания из области физики, химии, астрономии и др., объясняет, когда и почему возникла такая ситуация. Примеры событий следует приводить из своего региона, так как они лучше усваиваются.
Невозможно применять только один метод. Универсальные методы обучения отсутствуют. Одно содержание может быть изучено при помощи различных приемов и методов, и результат будет положительный. Качество знаний зависит от профессиональных навыков и личных качеств учителя, его эмоциональной взаимосвязи с аудиторией, доступности излагаемого материала и др.
На уроках основ безопасности жизнедеятельности для формирования умений и навыков и закрепления знаний в памяти, наиболее часто применяются различные формы объяснительно-иллюстративного и частично-поискового методов обучения: рассказ, объяснение, инструктаж, беседа, лекция, упражнения, практические занятия и самостоятельная работа.
Формы устного изложения учебного материала – рассказ, объяснение, инструктаж, беседа, лекция.
Рассказ – это образное, эмоциональное и последовательное изложение материала. При его использовании следует четко назвать тему, выделить основные моменты. В рассказе нужно использовать яркие примеры из личного опыта или опыта профессионалов. Урок следует сопровождать видеоматериалом, плакатами, учебными пособиями. При рассказе следует следить за реакцией учеников.
По окончании урока следует провести беседу для определения степени усвоения материала и подвести итог занятия.
Объяснение – раскрытие явления, процессов, действий, их причинно-следственных связей. Следует использовать имеющиеся знания обучающихся из физики, химии, географии при помощи опроса учеников. Следует вызвать живой интерес к теме и активизировать познавательную деятельность учащихся.
Инструктаж – краткие, четкие указания (рекомендации) о нормах и правилах выполнения действия или учебной задачи в целом. При групповом обучении применяется вводный, текущий и заключительный инструктаж.
Задачи вводного инструктажа:
- ознакомить обучаемых с содержанием предстоящей работы и средствами ее выполнения;
- объяснить правила и последовательность действий;
- предупредить о возможных ошибках;
- объяснить и показать способы контроля;
- объяснить правила техники безопасности.
Вводный инструктаж проводится перед началом выполнения работы.
Текущий инструктаж проводится при выполнении работы. Он, как правило, бывает индивидуальным, а если обнаруживаются одинаковые ошибки, то групповым.
Заключительный инструктаж проводится в форме беседы. При этом указываются характерные ошибки, последствия, к которым могут привести неправильные действия.
Лекция - развернутое изложение теоретического или практического материала. Она сопровождается доказательствами и объяснениями, анализом фактов, примерами, выводами. На лекции используется фото- и видеоматериал, схемы, плакаты, таблицы, макеты и др.
Перед началом занятия ставится проблема, требующая решения. Формулируется тема, ее актуальность и значимость. Для целостного понимания изучаемого материала предлагаются основные вопросы, которые подлежат изучению. Они должны быть изложены в логической последовательности. При изложении материала делаются краткие выводы по основным значимым моментам лекции. В конце занятия учитель подводит итог по изучаемой теме и оценивает активность учеников. При подготовке к лекции учитель составляет технологическую карту с учетом времени, отведенного на слушание, запись и другие виды работы.
Беседа - способ обогащения обучаемых знаниями посредством краткого обмена мнениями по заранее подготовленным вопросам. Она представляет собой диалог при условии отсутствия познавательной трудности
В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующиебеседы; беседы-сообщения или выявление и формирование новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы.
Цельвводной беседы— актуализировать ранее усвоенные знания, сконцентрировать внимание, интеллектуальные, потенциальные и реальные возможности учащихся для активного включения их в предстоящую учебно-познавательную деятельность по решению стоящих перед ними задач. В ходе такой беседы выясняется степень понимания и готовности учащихся к новым видам деятельности, к познанию нового.
Беседа-сообщение(эвристическая беседа) предполагает включение ученика в сам процесс активного участия в добывании новых знаний, в поиск способов их получения, формулирования собственных ответов на поставленные учителем вопросы. В ходе эвристической беседыучитель, опираясь на имеющиеся знания и практический опыт, подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. В результате такой совместной деятельности учащиеся приобретают новые знания путем собственных усилий, размышлений.
Синтезирующая, или закрепляющая беседа нацелена на систематизацию уже имеющихся у учащихся теоретических знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на решение новых учебных и научных проблем на межпредметной основе.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальнаябеседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).
Одной из разновидностей беседы является собеседование.Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, предложенным учителем для обсуждения.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.
Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы активизировать мыслительную деятельность ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».
В целом форма беседы имеет следующее преимущество:
активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
развивает их память и речь;
делает открытыми знания учащихся;
имеет большую воспитательную силу;
является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
требует много времени;
содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
необходим запас знаний.
Форма показа (демонстрации) – создание у обучаемых наглядного образа изучаемого явления или конкретного представления об устройстве вооружения и техники. Он может сопровождаться видеоматериалом, макетами, плакатами.
Форма упражнений – многократное повторение определенныхдействий, применяется при закреплении знаний, совершенствовании необходимых знаний и умений учащихся. Подразделяются на:
-вводные упражнения, отрабатываются после практического показа. Их назначение – обеспечить медленное, но правильное выполнение разучиваемых действий;
- основные упражнении, имеют своей целью формирование навыков и умений в пределах нормативных, профессиональных требований;
- тренировочные упражнения, сознательное, многократное повторение уже усвоенного действия с целью его закрепления и совершенствования.
Условия успешного выполнения упражнений:
- качественная подготовка учителем занятий;
- усвоение цели упражнений, содержания и последовательности выполнения действий;
- поддержание интереса и сознательного отношения к упражнению;
- соблюдение ритма, правильного чередования приемов в действиях;
- последовательность и систематичность в выполнении упражнений, постепенное повышение самостоятельности в ходе их отработки;
- формирование навыков самоконтроля и самооценки в выполнении приемов и действий;
- активизация деятельности обучаемых во время выполнения упражнений с помощью элементов соревнования.
Несомненным достоинством традиционных методов обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.
Рассмотрим современные активные методы обучения основам безопасности
и жизнедеятельности в условиях перехода на ФГОС
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
В настоящее время общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить. Сегодня уже недостаточно стандартного мышления, а жизнь требует нестандартных решений.
Одной из главных особенностей ФГОС является переход от формирования у обучающихся знаний, умений и навыков к формированию компетентности ученика
Понятие компетентный человек подразумевает способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни. Очевидно, что переход от обучения “знаниям, умения и навыкам” к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения.
Активными методами обучения и воспитания считаются те методы, которые позволяют “учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями” за счет сознательного “воспитания способностей учащегося” и сознательного “формирования у них необходимых деятельностей”. Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах, что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит.
Наиболее часто встречается следующая классификация методов обучения:
Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель - ученик.
Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель - ученик - ученик.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Выбор метода зависит от многих условий:
цели обучения;
уровня подготовленности учащихся;
возраста учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
оснащенности школы;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике
Активные традиционные и современные методы обучения создают необходимые условия для развития и укрепления практических навыков и умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем, что наиболее актуально при обучении основ безопасности жизнедеятельности в школе.
Умелое использование традиционных и современных активных методов обучения основам безопасности и жизнедеятельности в условиях перехода на ФГОС значительно увеличивает эффективность обучения.