Просмотр содержимого документа
«РП внеурочной деятельности ВСО Мужество 2020»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность организуется на основе специально разработанных образовательных программ по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное); в таких формах, как кружки, краеведческая работа, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273-ФЗ) [7] рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее — рабочая программа) является неотъемлемой частью основной образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, а понятие «образовательная программа» определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [7, ст.2, п.9]. Исходя из этого, по статусу рабочая программа относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы, и является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной образовательной программы.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности выполняет следующие функции:
нормативную (определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме);
информационно-методическую (дает представление о целях, содержании, последовательности изучения материала и путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного курса);
организационную (выделяет этапы обучения, структурирует учебный материал, определяет его количественные и качественные характеристики на каждом этапе).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы, является частной по отношению к ней, конкретизируя общие цели с учетом специфики реализуемого содержания. Целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2, п. 19.5], основной образовательной программы основного общего образования [3, п. 18.2.2] или основной образовательной программы среднего общего образования [4, п. 18.2.2].
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является нормативным документом:
регламентирующим организацию и фиксирующим содержание обучения по конкретной дисциплине (то есть определяющим содержание изучаемого курса, вырабатываемые компетенции, составные части учебного процесса, учебно-методические приемы, используемые при преподавании, формы и методы контроля знаний учащихся, а главное — взаимосвязь данного курса и других дисциплин учебного плана);
содержащим максимально полную информацию о предлагаемом учащимся содержании образования, в рамках основной образовательной программы: образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.
Реализация принципа преемственности ФГОС по уровням общего образования позволяет выделить единство подхода к структуре рабочих программ, но при этом образовательная организация, помимо обязательных требований ФГОС к структуре рабочей программы, может включать также иные сведения, необходимые и достаточные по ее усмотрению.
Исходя из данных выше характеристик, обобщим требования к рабочей программе курса внеурочной деятельности:
учет основных концептуальных идей и положений основной образовательной программы образовательной организации;
системность, целостность, конкретность, логичность и однозначность содержания;
последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;
учет логических связей с основными предметами учебного плана;
фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые планируемые образовательные результаты;
наличие признаков нормативного документа, использование официально-делового стиля изложения и современной педагогической терминологии; оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.
Популярность военно-патриотических объединений ни у кого не вызывает сомнения. Военно-патриотическое объединение развивает ловкость, быстроту, гибкость, выносливость и силу. В основе программы «Мужество» лежит основа программы военно-патриотического клуба «Витязь» (г. Октябрьский 2005 г.)
Направленность программы
Образовательная программа военно-спортивного объединения «Мужество» даёт возможность приобщится к интересному и популярному виду спорта, реализовать свои потребности, общаясь в коллективе проявить свои способности. В процессе учебно-тренировачных занятий и спортивных соревнований воспитывается у занимающих чувство ответственности перед командой, коллективом, вырабатывается добросовестное отношение к своим обязанностям, уважение к старшим, организованность и дисциплина. Программа имеет социально- педагогическую направленность.
Новизна программы
Поэтому для формирования у граждан у подрастающего поколения чувства патриотизма, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите, организуется военно-патриотическое объединение "Мужество". В основе программы «Мужество» лежит основа программы военно-патриотического клуба «Витязь» (г. Октябрьский 2005 г.) Программный материал адаптирован с учётом современных требований, предусмотрено на 1 года обучения.
Актуальность программы
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилось положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций. Ведь подростковый возраст - это важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что предлагает подростку выбор здорового образа жизни, развитие его индивидуальных качеств. Объединение "Мужество" развивает быстроту, ловкость, координацию движений, выносливость, волю, настойчивость. Очень важно преимущество военно-патриотического объединения перед другими видами – его общедоступность.
Цель программы
Формирование у подростков и молодежи чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите.
Задачи программы
- развитие у подростков патриотизма, нравственных, морально-психологических и этнических качеств;
- обучение подростков основам исторических, правовых, медицинских и психологических знаний;
- обучение основам рукопашного боя, стрелковой подготовки, строевой подготовки;
- пропаганда здорового образа жизни в подростково-молодежной среде.
Отличительные особенности программы:
Учебный материал для занимающих в объединении "Мужество" рассчитан на последовательное и постепенное усвоение теоретических знаний и практических умений и навыков.
Практика показывает, что в социуме (школа, двор, секция) недостаточно уделяется внимания таким важным качествам, как самодисциплина, чувство ответственности за себя и коллектив, развитию координации, укреплению зрения, скорости реакции. Программа выполняет компенсирующую функцию: дисциплинирует, развивает реакцию.
Программа будет реализовываться по 4 направлениям:
1. Военно-патриотическое:
- развитие духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, национального самосознания;
- воспитание преданности своему Отечеству;
- готовность к достойному самоотверженному служению обществу и государству;
- верность гражданскому и воинскому долгу.
2. Учебно-воспитательное:
- развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
- реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности подростка;
- проведение учебно-тренировочных занятий по боевой, строевой, стрелковой, технической подготовке.
3. Спортивно-оздоровительное:
- предоставление возможности для успешных занятий физической культурой и спортом;
- создание необходимых условий для совместного труда и отдыха подростков, укрепления их здоровья;
- организация зрелищно-массовых мероприятий (спортивных праздников, соревнований, туристических походов);
- пропаганда здорового образа жизни.
4. Художественно-творческое:
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга;
- проведение праздничных мероприятий.
Подросткам для изучения предлагаются следующие предметы:
- основы военного права;
- рукопашный бой;
- военная подготовка;
- стрелковая подготовка;
- строевая подготовка;
- этика и психология;
- медицина;
- топографическая подготовка;
- основы безопасности жизнедеятельности;
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Приём обучающих осуществляется без предварительного отбора. Занятия проводятся по группам. В реализации образовательной программы участвуют учащиеся старшего школьного возраста:
1 год обучения – 14-17 лет
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 года обучения.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часа в форме практических тренировок, турниров, товарищеских встреч, просмотр теле и видеозаписей с соревнований.
Ожидаемые результаты
· Занимающиеся ориентируются в истории РФ;
· Проявляют навыки и умения по основам техники и тактики военных игр;
· Проявляют готовность к выступлению в соревнованиях;
· Проявляют интерес к систематическим занятиям в объединении «Мужество»;
· Соблюдают правила и нормы поведения;
· Проявляют целеустремленность и характер при игре друг с другом.
· Успешное выступление на соревнованиях различных уровней;
· Владеют навыками более сложной тактики и техники для успешных выступлений на соревнованиях;
· Улучшение выносливости, целеустремленности;
· Проявляют уважение друг к другу, соблюдая культуру общения, чувство коллективизма;
· Оказывают помощь педагогу в работе с начинающими игроками.
Ожидаемый результат зависит от возраста занимающегося, его физической подготовленности его физические данные (подвижность, резкость, выносливость).
Присвоение разрядов зависит от выполнения рейтинга каждым спортсменом, который присваивается по количеству очков, набранных в соревнованиях городского, краевого, зонального и даже российского уровней.
Формы подведения итогов реализации программы:
Итогом освоения программы является успешное выступление занимающихся на соревнованиях, турнирах разного уровня, получение спортивных разрядов, выбор подростками здорового образа жизни.
Учебно–тематический план
1
Основы военного права
5
2
Основы безопасности жизнедеятельности
1
3
Строевая подготовка
4
4
Стрелковая подготовка
10
5
Военная подготовка
5
6
Рукопашный бой
3
7
Этика и психология
1
8
Топографическая подготовка
2
9
Медицинская подготовка
4
Итого:
35
Содержание программы
1. Основы военного права
Изучение основных понятий российского права; Вооруженных Сил Российской Федерации, состава и боевых традиций Российской Армии; назначения и боевых возможностей видов и родов войск Вооруженных Сил; особенности формирования и сплочения воинских коллективов; правовые основы воинской службы, порядок прохождения воинской службы; основные требования военной присяги, дисциплины, значение общевоинских уставов в жизни и деятельности частей и подразделений, воинские звания и знаки различия; правила воинской вежливости, поведение и отдание воинского приветствия, обязанности перед построением и в строю.
2. Основы безопасности жизнедеятельности
Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности включает в себя следующие знания: режим жизнедеятельности и его значение для здоровья человека, пути обеспечения высокого уровня трудоспособности; формирование качеств, знаний, навыков и умений по защите здоровья и жизни при воздействии опасных факторов окружающей среды; снижение травматизма; воспитание отрицательного отношения к вредным привычкам (алкоголизм, наркомания, табакокурение и др.); воспитание бережного отношения к себе, другим людям и к природе.
3. Строевая подготовка
Строевая подготовка включает в себя: одиночное строевое обучение, строевое слаживание подразделений (отделений отрядов) при их совместных действиях; строевую стойку, строевой шаг, повороты, прикладывание руки к головному убору.
4. Стрелковая подготовка
Изучение боевых свойств и устройства пневматического и огнестрельного оружия (МК-винтовки, автомата и пулемета Калашникова, пистолета Макарова, гранатомета РПГ-7 и др.) и ручных осколочных гранат (РГ-42, РГД-5, Ф-1 и др.), правил ведения огня по неподвижным и появляющимся целям, метания гранат, подготовки оружия к стрельбе, выполнения приемов и правил стрельбы, изучение разборки и сборки оружия, чистки и смазывания его.
5. Военная подготовка
Военная подготовка включает в себя изучение: истории создания Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ); организационной структуры ВС Российской Федерации; видов ВС; истории их создания и предназначения; функций и основных задач современных ВС, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны; реформ ВС Российской Федерации.
Дружба, воинское товарищество - основа боевой готовности частей подразделения. Боевое знамя воинской части - символ воинской части, доблести и славы. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и воинской службе.
6. Рукопашный бой
Занятия по рукопашному бою направлены на формирование навыков самозащиты от нападения противника и при необходимости - его пленения, а также на воспитание смелости, решительности и уверенности в собственных силах. Базовыми навыками являются: умение обезоруживать противника при ударе ножом сверху, снизу, прямо (в центр); умение освобождаться от захвата шеи и туловища спереди и сзади; комплексы приемов рукопашного боя без оружия и с оружием (автоматом Калашникова); правильное применение приемов страховки и самостраховки; строгое соблюдение правил применения имитационных средств.
7. Этика и психология
Изучение основных моральных понятий и истории этики; понятий морали; мораль и ненасилие, нравственность в истории культуры, принципы этики прав человека, особенностей делового служебного общения; требований к речевой коммуникации в деловой среде; деловой беседы; делового совещания, телефонного этикета; основ деонтологии. Основы психологии, познавательные процессы и их развитие, общение, темперамент и характер. Проведение деловых игр и обучающих тренингов, широкое тестирование учащихся, применение уроков-дискуссий по актуальным темам и проблемам сегодняшнего дня. Психологическая реабилитация лиц, переживших экстремальные ситуации.
8. Топографическая подготовка
Главной задачей топографической подготовки является приобретение обучаемыми практических навыков и умений в ориентировании при различных ситуациях, умение определять стороны горизонта и свое местонахождение в пространстве и во времени, читать топографические и спортивные карты, решать по ним задачи, двигаться по азимуту, подача сигнала бедствия, правила поведения в лесу, установки палатки и разведения костра, вязание основных узлов, знакомство с дарами леса; грибы, ягоды, лекарственные растения и их применение. Изучение следов зверей и птиц.
9. Медицина
Данный раздел включает в себя: изучение оказания первой медицинской помощи при травмах, ранениях, ожогах, обморожениях, несчастных случаях, поражение отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, при радиационных поражениях; изучение выполнения мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, пищевых отравлений. Воспитание у подростков гуманного отношения к человеку.
Методическое обеспечение программы
Организация деятельности по реализации программы базируется на деятельностном, компетентностном и личностно-ориентированном подходах, лежащих в основе ФГОС ОО. При организации учебно-тренировочных занятий опора идёт на общедидактические принципы: • сознательности и активности, т.е. учащиеся должны понимать цель и задачи теоретических знаний, осознать значение практических занятий и воинской дисциплины; понимать значение и смысл выполняемых технических действий; • систематичности и последовательности, т.е. учащиеся должны осознать, что только регулярность занятий и тренировок ведет к достижению качественных результатов; • связи теории с практикой – эффективность и качество обучения проверяется на практике.
Литература для педагога:
1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, М.; Воениздат, 1994
2. Бурцев Г.А. Основы рукопашного боя.-М.; 1992
3. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.; Зеркало, 1990 г.
4. Гусейнов А.А. Этика, М.; 2001 г.
5. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. М.; 1086 г.
6. Зайцев А.П. Искусство выживания. М.; 1995 г.
7. Костров А.М. Гражданская оборона. М.; 1991 г.
8. Кулькова В.Ф. Военная психология и педагогика М.; Совершенство, 1998
9. Михайлов А.А., Турьянов М.Х., Исаева Л.А. Справочник фельдшера в 2 книгах, изд. "Новая волна", М.; 1997 г.
10. Настольная книга учителя Основ безопасности жизнедеятельности, М.; 2002 г.
11. Немов Р.С. Психология, М.; 1996 г.
12. Смирнов А.Г., Мишин Б.Н., Васнев В.А. "Основы военной подготовки", М.; 2000 г.
13. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование.-М.; 1990 г.
14. Формозов А.Н. Спутник следопыта-М. МГУ, 1989 г.
Литература для учащихся:
1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, М.; Воениздат, 1994
2. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. М.; 1086 г.
3. Зайцев А.П. Искусство выживания. М.; 1995 г.
4. Костров А.М. Гражданская оборона. М.; 1991 г.
5. Смирнов А.Г., Мишин Б.Н., Васнев В.А. "Основы военной подготовки", М.; 2000 г.
6. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование.-М.; 1990 г.