Разработка занятий с использованием интерактивных методик по формированию навыков здорового образа жизни у детей, поступивших на стационарное лечение
Разработка занятий с использованием интерактивных методик по формированию навыков здорового образа жизни у детей, поступивших на стационарное лечение
Тема здорового образа жизни актуальна именно сейчас, когда всё,ранее запретное стало доступно, легко,по принципу: « что не запрещено- разрешено»,т.е. можно делать всё, что хочется.Задача воспитания показать, что свобода- это не разнузданность, «аморалка»,не отказ от нравственных идеалов, а «осознанная необходимость соблюдать нормы морали, принятые в обществе, с цель защитить себя, своих будущих детей от неизлечимых заболеваний современности.Для достижения этих целей необходимы интерактивные методы воспитания(через взаимодействие), т. к. прочие малоэффективны для современной молодёжи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка занятий с использованием интерактивных методик по формированию навыков здорового образа жизни у детей, поступивших на стационарное лечение»
Областной противотуберкулёзный диспансер
Доклад
на тему: «Разработка занятий с использованием интерактивных методик по формированию навыков здорового образа жизни у детей, поступивших на стационарное лечение».
Подготовила: воспитатель детского
отделения Петрова И.М.
2012г.
Использованная литература:
1.ж-л «Начальная школа Казахстана»№ 7 (2004г.)с.18
2.ж-л «Начальная школа»(Россия, №1(2003г.)ст. «Факторы формирования полезных привычек»Шаповал С. с.76
3. «Путь к себе» Назарбаева С.А.(«Ата Мура».Алма-Ата.2000г.)
4.ж-л «Трезвость и культура» №3(2009г.)ст. «Духовный наркотик»ПоповаТ.с.44
6.ж-л «Дошкольное воспитание»№12(1990г.), «Просвещение»,ст. «О нетрадиционных формах работы»Белая К.,с.27
7.ж-л «Дошкольное воспитание»№5(1991г.) ст. «Воспитание культурно-гигиенических навыков»Чулкова Н.,с.11
Тема здорового образа жизни актуальна именно сейчас, когда всё ,ранее запретное стало доступно, легко,по принципу: « что не запрещено- разрешено»,т.е. можно делать всё, что хочется.Задача воспитания показать, что свобода- это не разнузданность, «аморалка»,не отказ от нравственных идеалов, а «осознанная необходимость соблюдать нормы морали, принятые в обществе, с цель защитить себя, своих будущих детей от неизлечимых заболеваний современности.Для достижения этих целей необходимы интерактивные методы воспитания(через взаимодействие), т. к. прочие малоэффективны для современной молодёжи.
Перечислим некоторые из принципов педагогической техники:
1)Свобода выбора(при проведении любого занятия не следует говорить ребёнку: «ты должен», «ты не имеешь права»,а , напротив,дать ему возможность самому принять правильное решение,сделать правильный выбор:«как ты можешь это сделать, с какими последствиями столкнёшься»).
2)Принцип открытости (при организации занятия следует больше опираться на личный(семейный)
Опыт детей,ставить ребёнка перед проблемой,давая возможность ему самому определить пути и сроки её решения,критически относиться к ситуации.(Примером этого может служить приём «неоконченного рассказа, ребёнок сам может закончить историю по своему усмотрению.)
3)Принцип деятельности (ребёнок не просто получает знания,но учится применять их в повседневной жизни.)
4)Принцип обратной связи (анкетирование, причём возможно двойное-1-я анкета в начале занятия ,2-я в конце, выясняется,что изменилось в отношении детей в обсуждаемой теме.)
5)Принцип идеальности (максимальное участие детей в организации и проведении занятия, минимальное воспитателя).Дети в процессе подготовки и участия могут и должны делать ошибки, тем ценнее для них становится накопленный опыт.
Следует подробнее остановиться на наиболее часто встречающихся методах и приёмах педвоздействия при проведении занятий по привитию ЗОЖ.
1.)Беседа с элементами диспута,её цель:определить представления детей о негативных последствиях вредных привычек(курение , алкоголь, употребление наркотиков)для здоровья.В этом случае дети в процессе откровенного разговора обсуждают проблемы ЗОЖ.
2.)Анкетирование: выявление знаний детей, которые получены ими из других источников(ТВ,СМИ,школа,кино,интернет,приятели)-помогает понять, на что воспитателю следует обратить внимание при проведении занятий.
4.)Мини-спектакли о вреде курения, наркомании,или оказании первой помщи, с привлечением детей не только к участию,но и придумыванию сценки, стихотворения.
5.) «Встречи с интересными людьми»(с просмотром видео,постановок лиц,занимающихся этим профессионально-работники СПИД-центров,общественных объединений, молодёжных организаций и т.п.).
6.)Тесты(«Что тебя ждёт?», «Ваш образ жизни», «Закалённый ли ты?» и т.п.)помогают ,дают подсказку средствами шутки задуматься над своим образом жизни ,своим отношением к здоровью.
7.)Мозговой штурм(хорошо подходит именно для подростков, для которых не существует полутонов, помогает расставить «плюсы» и «минусы» тех или иных поступков,проиграть ситуацию с разных точек зрения.)
а)дети делятся на несколько групп,на листках бумаги записываются высказывания всех, (без подписи),по отношению к обсуждаемой теме,высказывания не критикуются,но зачитываются и совместно обсуждаются.(При таком подходе исчезает страх,что мнение сочтут неправильным,обсмеют,ребёнок не боится критики),
б)дерево принятия решения(принцип свободы).Пример: «Мне предложили выкурить сигарету(выпить, попробовать секс и т.п.), если я соглашусь-чего будет больше –положительных или отрицательных моментов».
Согласен- «повысится авторитет в компании», «проще знакомиться» , «сохраню друзей», «получу удовольствие», «выгляжу более зрелым», «появятся проблемы с деньгами», «придётся прятаться от учителей ,родителей», «взрослым от этого не стану», «удовольствие ли это?» , «вдруг не смогу себя контролировать», «вдруг заражусь чем-то».
8.)Тренинги.Ни для кого уже не секрет,что курить ,пить, принимать наркотики людей принуждают.Следует определить с детьми , что понятие «давление» имеет много синонимов- «принуждение ,нажим, угнетение ,использование силы»,т.е. тебя заставляют делать то, что ты не хочешь,поначалу,пока это не войдёт в привычку.
-Кто же может заставить?(взрослые ,сверстники,СМИ)
Учить детей сопротивляться давлению задача воспитателя на занятиях по привитию ЗОЖ.Детям даётся пример: Допустим в классе есть человек ,который не поёт.Вы сговорились заставить его.Способы давления:
1)Спой, у тебя голос лучше ,чем у Пугачёвой.
2)Спой, мне так нравится твоё пение.
3)Спой, я подарю тебе ..(что угодно).
4)Не споёшь , не буду с тобой дружить.
(Здесь присутствует всё-лесть,авторитет,обещание награды,угроза).
-Трудно отказать?(Формы отказа)
1)Нет.(Объяснить причины).
2)Нет,не буду,не хочу!
3)Нет (предложить другое).
4) Отойти в сторону, сделать вид ,что не слышишь. И т.д.
9.)Урок –конференция(требует большой подготовки и от детей ,и от воспитателя),(собираються вместе врачи(внутренние органы) и рассказывают как влияет та ,или иная вредная привычка на состояние здоровья(по профилю врача),а органы говорят о себе)
10).Ролевая игра( «Суд над наркоманией»- при проведении этого занятия следует внимательно подбирать детей на роли судьи , адвоката,прокурора,свидетелей(обязательна предварительная подготовка, хотя бы начальные представления об обсуждаемом предмете.)Задача воспитателя- следить ,чтоб в процессе «прений» не подменялись понятия, и был вынесен справедливый «приговор».
Очень действенна при проведении занятий по ЗОЖ наглядность(плакаты,конкурсы рисунков,фото из меджурналов, брошюры на темы здоровья, примеры из худ.литературы).Нелишним будет знакомство подростков со статьями УК об уголовной ответственности за распространение,сбыт наркотиков, заражение ВИЧ и т.п..
При разработке занятий по привитию ЗОЖ важно учитывать степень подготовки детей,возраст,социальную среду,в которой пребывал ребёнок до поступления в отделение,немаловажно и состояние его здоровья(если у него больное сердце ,он и так не будет курить,дошкольникам неинтересны беседы о СПИДе, ранних половых связях и т.д. )
11.)Для младших школьников и дошкольников занятия должны проводиться с использованием сказочных персонажей, и в основном направлены на привитие культурно-гигиенических навыков.
Дети активно воспринимают приход Мишки-ушастика, Маши Растеряши,Зайки,которые расскажут и покажут , как правильно чистить зубы,мыть руки,умываться, пользоваться полотенцем.,что нельзя пользоваться чужими средствами личной гигиены(зубной щёткой,расчёской),не разбрасывать ногти , волосы.Повзрослев, ребёнок не будет пить из одного стакана(бутылки) с другими,курить одну сигарету на всех,колоться одной иглой, вступать в интимные контакты с несколькими партнёрами.
12.)Конкурсы-соревнования, викторины(припомнить пословицы,поговорки о здоровье,деление на группы-одна записывает все факторы ,негативно влияющие на здоровье, другая-факторы, укрепляющие его.)
В дополнение к этим методам и приёмам можно использовать занятия в форме игры, когда обеспечивается анонимность высказываний, либо ребёнок чувствует себя «закрытым» защищённым через маску, шляпу , костюм какого-либо персонажа и может смело задавать вопросы,делать обобщения и выводы от его имени,на которые в обычной беседе может не решиться.
а) «Интервью»(1 человек в центре изображает врача, наркомана ,члена его семьи, алкоголика и т.п.)Группа задаёт ему 5-6 вопросов, соответствующих его роли.
б) «Диалог в форме письма»(подросток выбирает партнёра- комнатный цветок, животное ,камень),определяет цель вопросов, высказывает (письменно)свои сомнения, причём, может быть и в роли самого себя и партнёра.
в) «Кресло»(шляпа, костюм) автора.(Правило игры, как только ты сел в кресло(одел шляпу, ,костюм, маску) ты перестал быть самим собой ,а стал тем, от чьего лица хочешь говорить. В подобной ситуации подростку проще рассказать о своих проблемах,сомнениях,о том , что сильнее всего на него подействовало.
г) «Клубок проблем»(пишется на листке бумаги вопрос, заматывается в клубок ниток,так делают все желающие, затем клубок начинают разматывать, вопрос зачитывается-пробуют ответить.Достигается откровенность высказываний.
д) «Волшебное кольцо»(машина времени)(Предлагается путешествие во времени при посредстве волшебного кольца. «Путешественник» получает задание выяснить,кем станет в будущем заданный герой(воспитатель готовит заранее краткое описание его образа жизни),что произойдёт с его здоровьем.
Какие бы методы и приёмы не применял воспитатель при проведении занятий,направленных на привитие ЗОЖ, главной целью главной целью остаётся овладение объективными, соответствующими возрасту знаниями о правильном образе жизни,формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения,снижение вероятности приобщения к вредным привычкам, воспитание чувства брезгливости,ответственности за своё здоровье.
В одной стране когда-то жил ,был один король, имел он много злата, но был совсем больной.
Он очень мало двигался, и очень много ел, и каждый день ,и каждый час всё больше он толстел.
Одышки и мигрени измучили его, плохое настроение типично для него,
О раздражителен ,капризен -не знает почему, здоровый образ жизни был незнаком ему.
Росли у него детки, придворный эскулап микстурами, таблетками закармливать их рад.
Больными были детки и слушали его, и повторяли детство папаши своего.
Волшебник валеолог явился во дворец, и ,потому счастливый у сказки сей конец.
ЗОЖ
Я ДОЛЖЕН Я ХОЧУ Я МОГУ
Положительные эмоции, личная гигиена, закаливание ,правильное питание, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе- те составляющие , которые могут помочь подрастающему поколению вырасти здоровыми физически и морально.