Актуальность и просто жизненная необходимость обучение детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожнотранспортных происшествий являются именно дети.
Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самым быстрым и ловким. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстрой меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять веселую игру.
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведение на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкты самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению малыши обладают этим качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.
Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.
Методические рекомендации.
Чтобы подвести детей к пониманию, как следует вести себя на улице необходима продуманная учебно-воспитательная работа, которая требует комплексного подхода и учета общих дидактических принципов:
3. Сделать подборку разнообразных информационных данных:
Приобретённые ранее знания, умения и навыки по ПДД необходимо пополнить, закрепить и расширить, добавив новые понятия:
месяц | неделя | Форма работы | Тема | Программное содержание | Оборудование |
сентябрь | 1 | | | | |
2 | Беседа | Знай и выполняй правила уличного движения | Расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах города; закреплять знания о ППД и о назначении дорожных знаков | Дорожные знаки, светофор, машины. |
3 | Конструирование | Строим улицу | Закреплять и расширять у детей знания о профессии строителя. Закреплять знания о ПДД. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру. | Строительный материал, машины. |
4 | Ребенок и окружающий мир | Моя дорожная грамота | Расширять знания детей о правилах поведения на проезжей части и тротуаре, закрепить знания детей о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «проезжая чисть», «тротуар». | Картинки с изображением ситуаций на дороге, карточки с дорожными знаками, д/и «Собери знак» |
октябрь | 1 | Дидактическая игра | Объясни | Развивать у детей мышление, закрепить знания Правил дорожного движения, на звания и назначение машин. | Предметные картинки с изображением машин, дорожные знаки |
2 | Рисование | Мой дом -моя улица | Закреплять у детей представления об улице, развивать умение отображать увиденное во время прогулок, учить передавать свои впечатления в рисунке. | Листы бумаги, цветные карандаши или краски и кисти. |
3 | Целевая прогулка | Знакомство с перекрестком | Дать детям представление о перекрестке. Развивать мышление, зрительное внимание. Воспитывать чувство ответственности. | 2 красных флажка |
4 | Подвижная игра | Перекресток | Познакомить детей с правилами игры. Закрепить знания детей о перекрестке. Воспитывать внимание, честность. | Макет светофора, свисток, игрушечный руль |
Ноябрь | 1 | Настольная игра | Учим дорожные знаки | Закреплять знания детей о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение правильно подбирать дорожный знак к ситуации. Воспитывать наблюдательность. | Настольная игра «Дорожные знаки» |
2 | Художественная литература | Автомобиль Н.Носов | Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Носова, учить оценивать поступки героев произведения. Воспитывать желание соблюдать ПДД, | Книга Н. Носова «Автомобиль» |
3 | Сюжетно-ролевая игра | Улица | Закрепить знания детей о ПДД, учить использовать в игре предметы заместители, воспитывать интерес к сюжетно- ролевой игре. | Дорожные знаки, рули(кольца), костюмы... |
4 | Аппликация | Транспорт | Учить работать ножницами, закрепить знания детей о транспорте, воспитывать желание выполнять ПДД. | Листы бумаги, клей, кисти, ножницы, цветная бумага. |
Декабрь | 1 | Экскурсия | Площадь | Дать детям представление о площади. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать патриотические чувства. Закрепить знания ПДД. | 2 красных флажка. |
2 | Практическая работа | Выполни верно | Закреплять у детей знания о различных видах транспорта и дорожных знаках. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. Воспитывать усидчивость. | Перфокарты: «Выполни правильно», «Дорожные знаки», простой карандаш. |
3 | Беседа | Твой приятель - светофор! | Познакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Закреплять знания о четырёхстороннем светофоре. Воспитывать умения применять на практике полученные знания по ПДД. | Макет четырёхсторон него светофора |
4 | Настольная игра | Ловкий пешеход | Закрепить знания правил дорожного движения, счёта в пределах шести, умение соблюдать правила игры. Воспитывать честность. | Настольная игра «Правила дорожного движения», фишки, кубик. |
Январь | 1 | Разучивание | Чистоговорки | Знакомить детей с чистоговорками (жа-жа-жа едем мы из гаража, жи-жи-жи проезжаем гаражи... ) уточнить знания детей о гараже. Развивать умение четко произносить звук [ж] | Предметные (сюжетные) картинки |
2 | Наблюдение | Световые сигналы автомобиля | Дать детям представление о специальных световых сигналах: мигающие огни, фары. Воспитывать навык безопасного поведения на дорогах. | |
3 | Дидактическая игра | Чем накормить автомобиль | Закрепить знания детей о том, что помогает работать мотору автомобиля. Развивать память, мышление. | Картинки с изображением транспорта. |
Февраль | 1 | Игра-соревнование | Перейди дорогу | Развивать у детей внимание, умение действовать по сигналу воспитателя. Воспитывать культуру поведения на дороге. | Три круга (красный, желтый, зеленый) |
2 | Развлечение | Свети зеленый огонёк на перекрёстке всех дорог | Формировать у детей основные навыки безопасного поведения на дороге, закрепить знания о ПДД, воспитывать культуру поведения на улице. | Дорожные знаки, светофор. |
3 | Чтение | Про правила дорожного движения | Учить внимательно слушать произведение, развивать умение полным предложением отвечать на поставленный вопрос. Закреплять правила ПДД. | Книга С.Вокрва «Правила дорожного движения» |
4 | Подвижная игра | Ловкий пешеход | Развивать у детей меткость, ловкость, глазомер. Закрепить знания ПДД. Воспитывать спортивный дух. | Три корзины (красная, желтая, зеленая), мячи. |
Март | 1 | Экскурсия в класс ГИБДД | Беседа о ПДД с сотрудником ГИБДД | Знакомить с работой сотрудника ГИБДД. Воспитывать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы. Развивать любознательность | |
2 | Инсценировка | Москвичонок | Создавать у детей эмоционально положительный настрой. Развивать умение сопоставлять движения со словами. | Значок автомобиля«Москвич», игрушечный руль. |
3 | Беседа | О чем разговаривает улица | Углублять знания детей о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие, указательные и знаки сервиса. Развивать мышление. Воспитывать чуткость, умение помогать друг другу. | Макеты дорожных знаков. |
4 | Рисование | Дорожные знаки | Закрепить знания детей о дорожных знаках и их назначении. Продолжить учить рисовать красками. Воспитывать аккуратность. | Бумага, краски; простой карандаш, образцы дорожных знаков |
Апрель | 1 | Викторина «Что, где, когда?» | Это должен каждый знать обязательно на «пять» | Закрепить знание правил дорожного движения и умение соблюдать их в жизни. Развивать | Магнитофон, картинки, машины. |
2 | Конструирование из бросового материала | Такие разные машинки | Закрепить знания детей о транспорте и правилах поведения на улице и в общественном транспорте. Развивать творческие и конструктивные способности. Воспитывать интерес к конструированию. | Спичечные коробки, коробочки из под сока, рулончики из под туалетной: бумаги, ножницы, клей. |
3 | Игры в зале ГИБДД | Автогородок | Закрепить знания правильного перехода дороги. Развивать внимательность, умение ориентироваться в пространстве. | Велосипеды, самокаты, макеты дорожных знаков. |
4 | Беседа | Что это за транспорт такой велосипед? | Познакомить детей с историей велосипеда. Расширять знания о средствах передвижения. Уточнить правила безопасности езды на велосипеде, развивать слуховое внимание, восприятие. | Иллюстрации-изобретения и постепенного усовершенствования велосипеда. |
Май | 1 | Отгадывание загадок, ребусов | Послушай, подумай, отгадай | Развивать у детей мышление, память, внимание. Расширять знания по ППД. Закреплять умение находить нарушителей. | Загадки, ребусы, сюжетные картинки. |
2 | Конкурс семейных работ | «Три сигнала светофора» | Вовлечь родителей в работу по знакомству детей с ППД. Воспитывать ответственное отношение к соблюдению правил дорожного движения родителями и детьми. Способствовать совместному творчеству детей и родителей. | |
3 | Праздник | Правила движения знай и соблюдай! | Закреплять у детей знания ППД, умение соблюдать их в окружающем мире. Совершенствовать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Создать эмоционально положительный настрой. | Атрибуты к празднику. |
4 | Мониторинг | | Уточнить объем знаний и навыков, полученных детьми за учебный год. | |
Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона.
Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные - «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки - «Дети»; запрещающие знаки - «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки - «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета - «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса -«Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.
Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности - переходить проезжую часть.
Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.
Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Месяц | Программное содержание | Оборудование | Предварительная работа | Словарная работа | Компонент ДОУ | Сопутствующие Формы работы |
Сентябрь | Ориентирование детей в районе детского сада. Предварительная диагностика. |
Знакомство с макетом части поселка, Сформировать способность ориентироваться на макете. | Макет части поселка фигурки пешеходов, модели транспортных средств дорожные знаки, бумага, маркер | Рассматривание оборудования. | Перекресток, тротуар, пешеход, пешеходный переход проезжая часть, | Составление плана части поселка. | Закрепления понятия «план местности» |
Октябрь | Правила поведения на улицах поселка, в общественном транспорте «Готовы ли мы стать пассажирами?» |
Формирование знаний поведения на остановках общественного транспорта и в общественном транспорте. | Макет части поселка, фигурки пешеходов, модели транспортных средств, дорожные знаки, атрибуты к с/р игре | Чтение книги «Уроки вежливости» | Тротуар, пешеходный переход, проезжая часть, кондуктор, водитель, пассажир, остановка общественного транспорта. | Игра «Умелый пешеход» | С\р игра «Автобус» |
Ноябрь | Дорожные знаки «Пешеход переходит улицу» |
Общее ознакомление детей с дорожными знаками (предупреждающие, предписывающие знаки) | Макет части поселка, фигурки пешеходов, модели транспортных средств, дорожные знаки. | Прогулка к дорожным знакам. | Тротуар, пешеход, пешеходный переход, проезжая часть, сотрудник ГИБДД | Игра «Знаки заблудились» | Лабиринт «Доберись по схеме до места назначения» |
Декабрь | Дорожные знаки |
Ознакомление детей с запрещающими знаками. | Макет части поселка модели транспортных средств, запрещающие знаки. | Рассматривание запрещающих знаков. | Тротуар, пешеход, пешеходный переход, проезжая часть, запрещающие знаки: «опасность», «движение запрещено» и т.д. | Игра «Почему Незнайка попал в аварию?» | Рисование дорожных знаков. |
Январь | Дорожные знаки |
Ознакомление детей с информационно-указательными знаками. | Макет части поселка, фигурки пешеходов, модели транспортных средств, информационно-указательные знаки-куклы. | Рассматривание информационно-указательных знаков. | Тротуар, пешеход, пешеходный переход, проезжая часть. | Игра «Путешествие Лелика и Болика» | Аппликация «Информационно-указательные знаки» |
Февраль | Дорожные знаки |
Ознакомление детей со знаками сервиса. | Макет части поселка, фигурки пешеходов, модели транспортных средств, знаки сервиса. | Рассматривание знаков сервиса. | Тротуар, пешеход, пешеходный переход, проезжая часть. | Игра «Собери знак» | Закрепление геометрических фигур |
Март | Дорожные знаки. ППД |
Обобщение и систематизация представлений о действиях по выполнению ППД. | Макет части поселка, фигурки пешеходов, модели транспортных средств, знаки сервиса. | Формирование навыков и привычек безопасного поведения, модели транспортных средств, дорожные знаки. | Тротуар, пешеход, пешеходный переход, проезжая часть. | Игра «Оцени поступок» | Рисование «На экскурсии» |
Апрель | ППД |
Закрепление и систематизация ППД. | Макет части поселка, фигурки пешеходов, кукольный персонаж, модели транспортных средств, дорожные знаки. | Чтение литературы, беседы, рассматривание иллюстраций. | Тротуар, пешеход, пешеходный переход, проезжая часть, сотрудник ГИБДД. | Игра «Умники и умницы» | Просмотр мультфильма «Смешарики, Правила дорожного движения» |
Май | Мониторинг |
По схеме макета научить определять безопасный маршрут до детского сада. Формировать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды. Воспитывать наблюдательность, дисциплинированность. | Макет части поселка, фигурки пешеходов, кукольный персонаж, модели транспортных средств, дорожные знаки. | Закрепление ППД, адреса детей. | Тротуар, пешеход, пешеходный переход, проезжая часть, сотрудник ГИБДД. | Разработка безопасного маршрута от дома до школы. | Инсценировка. |