Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде на уроках ОБЖ.
Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде на уроках ОБЖ.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде на уроках ОБЖ.»
Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде на уроках ОБЖ.
Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика.
Посредством влияния различных факторов, таких как: социальные, политические, экономических, наиболее подверженная идеологическому воздействию часть молодежи, пополняет ряды экстремистских и террористских группировок, лидеры которых используют и манипулируют ими в своих целях. Не обремененная жизненными заботами часть общества — молодежь становится самым слабым звеном в этой жестокой цепочке. Действительно, воздействие на незрелую психику требует меньшего труда и дает большего успеха. В результате, они становятся просто жертвами, ввиду своей несостоятельности и социальной, материальной незащищенности.
Можно перечислять огромный список факторов и причин образования данной проблемы и немаловажный фактор представляет собой интернет. Глобальная сеть, имеющая ряд негативных сторон. Молодые люди, гуляя в просторах интернета, могут натыкаться на большое количество нежелательных серверов. Интернет дает доступ к широкой аудитории, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах. Также это использование в целях психологического фактора. Агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских и террористических организаций для осуществления акций экстремистской и террористической направленности.
Причиной возникновения экстремистских и террористических проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:
Во-первых, обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).
Во-вторых, криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).
В-третьих, активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей
В-четвертых, наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских и террористических акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).
В-пятых, использование в целях психологического фактора
В-шестых, использование сети Интернет в противоправных целях
На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» ? «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипуляции.
Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.
Особое внимание следует уделять подросткам, находящимся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»).
Проведение профилактической работы в нашей школе присутствуют такие направления противодействия экстремизму и терроризму:
проведение классных часов с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм нравственности и поведения;
рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на педагогических советах, советах профилактики, классных собраниях;
организация индивидуальных встреч обучающихся и их родителей с социальным педагогом, психологом школы, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся.
При проведении с детьми и подростками бесед, занятий, мероприятий не нужно касаться самих экстремистских и террористических идей, чтобы не превратить профилактику в обучение экстремизму и терроризму.
Вся работа педагогов построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формирование у детей на всех этапах их развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях. Всё это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных явлениях, способствует формированию адекватного поведения.
Тематика проведения занятий в школе разнообразна: -начальная школа: «Я и другой», «Всегда ли я хороший», «Единство разных», «Легко ли быть особенным»;, «Умей дружить», «Волшебная страна Дружба»; -средняя школа: «Мы разные, но мы вместе!», «В единстве наша сила
Учимся решать конфликты», «Толерантность – дорога к миру»; -старшая школа: «Учимся жить в многоликом мире», «Международный терроризм», «Терроризм – угроза, которая касается каждого», «Свобода быть равными».
При организации системной работы по профилактике молодежного экстремизма возможно использование нескольких моделей, оптимизирующих данный вид деятельности.
Также с учащими отрабатываются правила поведения при угрозе теракта
Регулярно по плану проводятся учебные тренировки по эвакуации учащихся из здания школы в случае угрозы теракта или пожара.
На уроках создаются памятки безопасного поведения в различных тревожных и опасных ситуациях.
На практических уроках отрабатываются навыки оказания первой медицинской помощи при травмах и ранениях.
Также на уроках используются ментальные карты при изучении нового материала а также во внеурочной деятельности
Все это позволит постепенно переориентировать тенденцию развития молодежного экстремизма в сторону его снижения, а также использовать потенциал молодежи в конструктивных целях, находя тем самым баланс между интересами молодых людей, местных сообществ, государства и общества в целом