Преподавание основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в общеобразовательном учреждении с использованием инновационных технологий
Преподавание основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в общеобразовательном учреждении с использованием инновационных технологий
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» приобретает в настоящее время особое значение в образовании учащихся в связи с тем, что ежегодно в России регистрируются миллионы происшествий, в которых погибают и получают увечья, серьезные травмы и заболевания сотни тысяч наших сограждан, в том числе дети и подростки. Чтобы в какой-то мере обеспечить безопасность детей и подростков, необходимо давать им знания и обучать навыкам поведения в экстремальных ситуациях дома, в школе, на улице, выработать у них умения защищать свою жизнь к здоровье, оказывать помощь себе и по возможности другим людям. Для этого требуются определенные технологии обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преподавание основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в общеобразовательном учреждении с использованием инновационных технологий»
Преподавание основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в общеобразовательном учреждении с использованием инновационных технологий
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» приобретает в настоящее время особое значение в образовании учащихся в связи с тем, что ежегодно в России регистрируются миллионы происшествий, в которых погибают и получают увечья, серьезные травмы и заболевания сотни тысяч наших сограждан, в том числе дети и подростки. Чтобы в какой-то мере обеспечить безопасность детей и подростков, необходимо давать им знания и обучать навыкам поведения в экстремальных ситуациях дома, в школе, на улице, выработать у них умения защищать свою жизнь к здоровье, оказывать помощь себе и по возможности другим людям. Для этого требуются определенные технологии обучения.
Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960-х гг.
Технология (от гр. techne - искусство, мастерство, умения и - логия - наука) - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология - это, по определению ЮНЕСКО, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя следующими положениями:
1. Научный аспект: педагогические технологии - к часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.
2, Процессуально-действенный аспект: осуществление педагогического процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
3. Процессуально-описательный аспект: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее точно, по инструкции или творчески. В исполнении неизбежно присутствует личностная компонента мастера, определенная специфика условий обучения и особенностей обучаемых, но определяющей в технологии является компонента, характеризующая закономерности усвоения материала, состав и последовательность действий учащихся. Поэтому, конечно, результаты будут различными, однако|близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Главным критерием оценки педагогических технологий является ее эффективность и результативность.
В настоящее время существует множество различных технологий. Например, по классификации технологий Г. К. Селевко это: общепедагогические, развивающие, компьютерные, игровые, технология коллективной творческой деятельности, сотрудничества и другие. Условно технологии можно разделить на традиционные и инновационные. По мнению И. А. Колесниковой, термин «инновация» - это не проста указание на новизну педагогического явления, процесса, действия, но общественное признание появления в педагогической реальности принципиально нового качества. Причем речь идет не о любом новом качестве, а о том, которое совпадает с тенденциями прогрессивного развития педагогической реальности. Мы остановимся на четырех инновационных педагогических технологиях, которые могут успешно использоваться в преподавании курса ОБЖ:
· технологии коллективного способа обучения;
· технология модульного обучения;
· педагогические мастерские;
· компьютерные технологии.
Технология коллективного способа обучения: пары сменного состава
Основоположником идей, лежащих в основе коллективного способа обучения с применением диалогических пар сменного состава, является русский педагог Александр Григорьевич Ривин и автором-продолжателем этих идей, современным теоретиком - Виталий Кузьмич Дьяченко, профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского института повышения квалификации работников образования.
Согласно концепции В. К. Дьяченко обучение есть особый вид общения между тем, кто обучается, и тем, кто обучает. Исторический анализ организации форм обучения показывает, что существует четыре организационные формы деятельности: индивидуальная, парная (один учит другого), групповая (один одновременно учит многих), коллективная (каждый учит каждого). Коллективный способ обучения (КСО) включает в себя все четыре организационные формы. Исходя из этого, под коллективным способом обучения понимается такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности. Однако очередное свое рождение эта методика переживает сейчас, и есть все основания считать ее в этом смысле инновационной. Современная педагогическая оценка КСО неоднозначна, вместе с тем практика показывает, что там, где идеи взаимного обучения грамотно реализованы педагогом, они дают хороший результат. В основе грамотного применения той или иной педагогической технологии лежит четкое понимание целевой установки, т. е. какие педагогические цели эффективно достижимы при использовании рассматриваемой технологии. Технологии КСО могут быть эффективно использованы при организации усвоения знаний, умений, навыков и для развития коммуникативных умений личности.
Рассмотрим одну из технологий КСО: работу в парах сменного состава.
Целевые установки:
1. Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в чрезвычайных ситуациях);
3. Обучение навыкам сотрудничества, совместной творческой деятельности.
Алгоритм деятельности учителя:
1. Вводное слово учителя по теме урока. Настрой на работу и объяснение требований к деятельности и к ее результату;
2. Выдача индивидуальных карточек. Карточки подготавливаются учителем заранее по количеству учеников, делаются разного цвета в зависимости от планируемого числа малых групп. Количество малых групп определяется исходя из специфики учебного материала - их может быть от трех до пяти. Если учебный материал имеет большой объем, то групп может быть пять. Число учащихся в группах должно быть примерно одинаковым.
3. Организация работы в парах сменного состава! Ученик, получив от учителя карточку, прочитывает ее, стараясь запомнить содержание. После этого подходит к любому ученику, имеющему карточку другого цвета, рассказывает ему содержание своей карточки и выслушивает содержание карточки партнера. Затем ученики задают друг другу вопросы на понимание или уточнение и обмениваются карточками. Таким образом, идет работа учащихся в парах сменного состава и заканчивается тогда, когда каждый ученик поработал с карточками всех цветов, и его первоначальная карточка вернулась к нему.
4. Работа в малых группах. Учитель организовывает работу учащихся в малых группах. Малая группа - это все ученики, имеющие карточки одного цвета. Задание малой группе: наглядно (схематично, рисунком) представить содержание карточки. Оформляется задание или на ватмане, или в тетрадях, а потом предъявляется на доске всему классу.
5. Обобщение работы малых групп. Учитель просит группы представить содержание карточек на доске. Учащиеся изображают и проговаривают его. Важно соблюсти последовательность действий, если содержание карточки относится к поведению в чрезвычайных ситуациях.
6. Самостоятельная работа учащихся. Ученики записывают в свою тетрадь изученные правила (содержание карточек). Опорой являются изображения на доске - результат работы малых групп.
7. Взаимоконтроль. Учитель организовывает взаимоконтроль: учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга. Можно вносить исправления, можно задавать вопросы друг другу и учителю, можно выставлять друг другу оценки.
8. Подведение итога урока. Учитель подводит итог урока и выставляет оценки. Возможны варианты: утвердить выставленные оценки учащихся на основании взаимоконтроля, можно взять на проверку тетради учащихся (либо все, либо выборочно).
Алгоритм деятельности учащихся
Инструкция для ученика при работе в парах сменного состава.
1. Запишите в тетрадях дату и тему урока.
2. Получите карточку с заданием, прочитайте ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить.
3. Выберите себе партнера с карточкой другого цвета, не такого как у вас. Перескажите ему содержание вашей карточки.
4. Выслушайте содержание карточки партнера.
5. Задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.
6. Обменяйтесь карточками. Обменивайтесь карточками до тех пор, пока не узнаете содержание карточек всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам.
7. Соберитесь в малые группы по цвету карточек. Изобразите графически содержание вашей карточки.
8. Выйдите к доске и представьте работу малой группы (зарисуйте и прочитайте содержание вашей карточки).
9. Запишите в своих тетрадях содержание всех карточек.
10.Сдайте тетради на проверку (или взаимоконтроль).
Оцениваться деятельность ученика может по следующим параметрам:
♦ качество воспроизведения содержания всех карточек;
♦ умение общаться в парах и в малой группе;
♦ умение организовать собственную познавательную деятельность. Применение рассматриваемой технологии в практике преподавания ОБЖ.
Приведем примеры использования технологии работы в парах сменного состава на уроках ОБЖ.
Криминальные ситуации вне жилища
(5-и класс)
Карточка 1. Правила «ПЯТИ "НЕ"»
1. Не вступай в разговор с незнакомцем.
2. Не садись в машину без разрешения родителей, тем более к незнакомцу.
3. Не задерживайся по дороге из школы домой.
4. Не заходи в подъезд или лифт, когда там находится незнакомый человек.
5. Не играй на улице с наступлением темноты.
Карточка 2. Если на тебя нападают…
1. Если тебя преследуют, иди к людным местам, отделению милиции.
2. Если тебя кто-то пытается силой увлечь за собой, кричи: «Помогите! Я его не знаю!» Вырывайся, сопротивляясь любым способом, беги.
3. Если у тебя вымогают ценные вещи или деньги - отдай. Помни: жизнь и здоровье всегда дороже.
4. Отправляясь на вокзал, в аэропорт, желательно взять с собой друзей или знакомых.
5. Поздним вечером старайся не ездить в транспорте. Если же садишься в пустой транспорт - место поближе к водителю. Не садись в такси без сопровождения взрослых.
Карточка 3. Как себя вести, чтобы не привлечь внимание преступников
1. Если тебе предстоит куда-то идти в темноте, оденься удобно и неброско. Не гуляй с аудиоплейером и другими дорогостоящими вещами, которые преступник, позавидовав, захочет отнять.
2. В любой обстановке старайся вести себя спокойно, естественно. Преступники обычно обращают внимание на робких и суетливых людей.
3. Не старайся казаться нахальным, это может спровоцировать хулигана.
4. Оказавшись в незнакомом городе, населенном пункте, не подчеркивай этого.
Карточка 4. Избегай заведомо опасных ситуаций
1. Не гуляй в одиночку в безлюдных и незнакомых местах.
3. Ничего не бери у незнакомых людей, даже если они предлагают интересные для тебя предметы, конфеты, фрукты.
4. Если ты возвращаешься из гостей поздно вечером, попроси их проводить тебя до дому.
5. Подходя к дому (квартире), осмотрись. Приготовь ключи заранее, чтобы долго не возиться у входа, быстро войди и закрой за собой дверь. |
Карточка 5. Если тебя пытаются куда-то заманить
1. Запомни! Никогда нормальный и порядочный незнакомый взрослый человек не будет тебя куда-то звать без родителей.
2. Самое надежное, чтобы тебя куда-нибудь не заманили, - вообще не вступать в разговоры с незнакомцем, лучше отойти в сторону.
3. Никогда не разрешай незнакомому человеку прикасаться к тебе. Умей сказать «нет» любому, кто вызывает у тебя подозрение, причиняет тебе боль или вред. Прервать нежелательные действия постороннего можно, убежав от него или громко позвав людей на помощь.
4. Если все-таки над тобой было совершено насилие - немедленно расскажи об этом родителям. Помни, что в случившемся нет твоей вины.
Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности
(8-й класс)
Карточка. По возможности быстро укрыться в ближайшем здании, защитном сооружении или лучше всего - в собственной квартире
1. В помещении снять верхнюю одежду, поместить ее и обувь в полиэтиленовый пакет или пленку.
2. Включить телевизор или радиоприемник и быть готовым к приему информации.
3. Выходить из помещения только при крайней необходимости и на короткое время. При выходе защитить органы дыхания, кожу, надеть плащи, накидки.
Карточка. Провести герметизацию помещения и защиту продуктов
1. Заделать все щели в окнах и дверях, заклеить вентиляционные отверстия.
2. Продукты положить в полиэтиленовую пленку.
3. Сделать запас воды в закрытых сосудах.
4. Упакованные продукты и воду поместить в холодильник, закрываемые шкафы или кладовки.
Карточка. В течение десяти дней ежедневно принимать по одной таблетке (100 мг) йодного калия
1. Таблетки выдаются лечебно-профилактическими учреждениями в первые часы после аварии.
2. При отсутствии таблеток использовать 5-процентный раствор йода: 20-25 капель на стакан воды для взрослых, 10-12 капель на 100 г воды для детей от трех до четырнадцати лет. Детям до трех лет нанести йодную сетку. Карточка. Защитить органы дыхания
1. Надеть маски противогазов, респираторы, многослойные марлевые повязки или подручные средства (шарфы, платки, другие тканевые изделия). 2. Закрыть окна, двери, отключить вентиляцию.
Карточка. Строго соблюдать правила гигиены
1. Промывать при приготовлении и приеме пищи все продукты, выдерживающие воздействия воды.
2. Соблюдать правила личной гигиены.
3. Проводить ежедневно влажную уборку помещений в резиновых перчатках.
P. S. Карточки не нумеруются, каждая из них отпечатана на бумаге определенного цвета.
Рекомендации по применению технологии КСО: работа в парах сменного состава
Работа в парах сменного состава является наиболее эффективной при усвоении знаний, которые сформулированы в виде определенных правил, алгоритмов действий, законов. Эффективность усвоения достигается за счет того, что ученик выступает в роли обучающего и неоднократно (до семи раз) прорабатывает учебный материал. Считается, что ученик, который преподает, т. е. выступает в роли учителя, сам усваивает до 90% преподаваемого материала. Неоднократное повторение ведет к запоминанию, осознанию и хорошему воспроизведению знаний.
Как насчитывается семикратное прорабатывайте материала?
Ученик
· прорабатывает содержание карточки самостоятельно (читает текст);
· пересказывает партнеру;
· (перед окончанием обмена карточками-заданиями) - выслушивает одноклассника;
· прорабатывает содержание карточки в малой группе, готовясь к выступлению перед классом;
· выступая перед классом;
· работая самостоятельно в тетради;
· при взаимоконтроле или при выполнении домашнего задания.
Такая тщательная работа по организации усвоения знаний накладывает определенные требования к содержанию, которое подлежит усвоению. Во-первых, отбираться должен значимый, жизненно необходимый материал, без излишней детализации. Во-вторых, он должен быть безукоризненным с научной точки зрения, отражать общепринятые и верные истины, а не мнения отдельных ученых или практиков.
Технология работы в парах сменного состава имеет ярко выраженную репродуктивную направленность и потому нуждается в творческо-поисковом проблемном дополнении. Так, например, организовывая усвоение правил поведения при радиационной опасности, необходим порядок действий. Это можно сделать при обобщении работы малых групп, а именно тогда, когда на доске графически предъявляется, зарисовывается содержание карточки, а также при выполнении самостоятельной работы: записывать в тетради правила поведения при радиационной опасности в нужном порядке. Технология КСО: пары сменного состава - хорошо разработана. Имеется опыт ее внедрения. Временные затраты на подготовку большие, однако внедрение технологии и получаемый результат оправдывают затраченное время.
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществить самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представить содержание учебного материала в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном. Обучающим модулем Т. К. Селевко называет автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
♦ точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
♦ банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
♦ методическое руководство по достижению целей;
♦ практические занятия по формированию необходимых умений;
♦ контрольная работа, которая строго соответствуем целям, поставленным в данном модуле.
Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные элементы:
- цель (общая или специальная);
- входной уровень, планируемые результаты обучения (знания, умения, элементы поведения):
- содержание (контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки).