kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка участников вахты памяти Пост №1

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной социокультурной ситуации, характеризующейся размыванием традиционных ценностей и попытками фальсификации истории, задача патриотического воспитания молодежи приобретает особую значимость. Программа подготовки участников Вахты Памяти Пост №1 отвечает государственному заказу на формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности и патриотического сознания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка участников вахты памяти Пост №1»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №57 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики








Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка участников вахты памяти Пост №1»








Направленность: патриотическая

Возраст обучающихся: 13-17 лет

Срок реализации: 36 часов

Автор-разработчик: Димитриев Димитрий Константинович, преподаватель-организатор ОБЗР

г. Чебоксары

1. Актуальность и новизна программы
В современной социокультурной ситуации, характеризующейся размыванием традиционных ценностей и попытками фальсификации истории, задача патриотического воспитания молодежи приобретает особую значимость. Программа подготовки участников Вахты Памяти Пост №1 отвечает государственному заказу на формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности и патриотического сознания.

Новизна программы заключается в:

  • Интегративном подходе, сочетающем глубокое историческое просвещение, физическую подготовку и духовно-нравственное развитие;

  • Применении инновационных педагогических технологий (проектная деятельность, кейс-метод, рефлексивные практики);

  • Создании эмоционально-образной среды через использование мультимедийных ресурсов и приемов визуализации;

  • Системе тьюторского сопровождения индивидуального образовательного маршрута каждого участника.

1.2. Педагогическая целесообразность
Программа основана на принципах:

  • Системности - взаимосвязь теоретической, практической и эмоционально-ценностной составляющих;

  • Деятельностного подхода - обучение через практическое действие и осмысление опыта;

  • Возрастного соответствия - учет психолого-физиологических особенностей подросткового возраста;

  • Социальной значимости - ориентация на реальную социально-значимую деятельность.

1.3. Цель и задачи программы
Цель: Формирование готовности к несению Вахты Памяти на Посту №1 как осознанного гражданского действия через развитие патриотического сознания, исторической памяти и личной ответственности.

Задачи:
Образовательные:

  • Сформировать систему знаний об истории Великой Отечественной войны;

  • Обучить основам строевой подготовки и церемониала Поста №1;

  • Освоить методику исследовательской работы с историческими источниками.

Развивающие:

  • Развивать физическую выносливость, координацию, внимание;

  • Формировать навыки проектной деятельности и публичных выступлений;

  • Развивать критическое мышление и аналитические способности.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к историческому прошлому России;

  • Формировать гражданскую идентичность и социальную ответственность;

  • Воспитывать дисциплинированность, командный дух и лидерские качества.

1.4. Целевая аудитория и условия набора
Программа предназначена для обучающихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Набор проводится на добровольной основе при наличии медицинского допуска к физическим нагрузкам.

1.5. Сроки и режим реализации
Программа рассчитана на 36 академических часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность академического часа - 45 минут.

3. Учебно-тематический план

Наименование раздела и темы

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

1

РАЗДЕЛ 1. ИСТОКИ И СМЫСЛЫ

12

8

4


1.1

Введение. Пост №1: история и традиции

2

2

0

Беседа, входное анкетирование

1.2

Великая Отечественная война: ключевые события и уроки

2

2

0

Исторический диктант

1.3

Мемориал [Название]: история создания и судьбы

2

2

0

Семинар-обсуждение

1.4

Символика воинской славы и государственные символы

2

2

0

Тестирование

1.5

Практикум: исследовательская работа по теме проекта

4

0

4

Консультация, защита идеи проекта

2

РАЗДЕЛ 2. ЧЕСТЬ И ДОБЛЕСТЬ

20

4

16


2.1

Основы строевой подготовки: техника и исполнение

6

2

4

Сдача норматива №1

2.2

Церемониал Поста №1: алгоритмы и синхронизация

10

1

9

Тренировочные заступления

2.3

Специальные приемы с макетом оружия

4

1

3

Сдача норматива №2

3

РАЗДЕЛ 3. ПАМЯТЬ И ГОРДОСТЬ

4

0

4


3.1

Итоговая строевая подготовка

2

0

2

Зачетное построение

3.2

Защита индивидуальных проектов

2

0

2

Презентация, оценка комиссией

ИТОГО:

36

12

24



2. Содержание программы

РАЗДЕЛ 1. ИСТОКИ И СМЫСЛЫ (12 часов)
Тема 1.1. Введение. Пост №1: история и традиции
Содержание: Понятие «Вахта Памяти». История возникновения Постов №1 в России. Ритуалы и традиции. Нравственные основы деятельности часового. Практическая работа: заполнение «Дневника часового».

Тема 1.2. Великая Отечественная война: ключевые события и уроки
Содержание: Основные этапы и сражения ВОВ. Роль региона в годы войны. Герои-земляки. Источники победы. Практическая работа: работа с интерактивной картой «Хроника войны».

Тема 1.3. Мемориал [Название]: история создания и судьбы
Содержание: Архитектурные особенности мемориала. История его создания. Биографии людей, связанных с памятником. Практическая работа: виртуальная экскурсия по мемориальному комплексу.

Тема 1.4. Символика воинской славы и государственные символы
Содержание: История российского флага, герба, гимна. Боевые знамена. Наградная система. Ритуалы Вооруженных Сил. Практическая работа: составление галереи символов.

Тема 1.5. Практикум: исследовательская работа по теме проекта
Содержание: Методы исторического исследования. Работа с архивными материалами. Подготовка презентации. Практическая работа: формирование портфолио проекта.

РАЗДЕЛ 2. ЧЕСТЬ И ДОБЛЕСТЬ (20 часов)
Тема 2.1. Основы строевой подготовки: техника и исполнение
Содержание: Строевые приемы без оружия. Команды и их выполнение. Строевая стойка. Повороты на месте и в движении. Практическая работа: отработка элементов в парах и группах.

Тема 2.2. Церемониал Пост №1: алгоритмы и синхронизация
Содержание: Порядок заступления на пост. Смена караула. Движение постового. Особенности отдания воинских почестей. Практическая работа: репетиции церемониала.

Тема 2.3. Специальные приемы с макетом оружия
Содержание: Техника безопасности. Выполнение приемов с макетом автомата. Синхронизация движений. Практическая работа: отработка элементов церемониала с оружием.

РАЗДЕЛ 3. ПАМЯТЬ И ГОРДОСТЬ (4 часа)
Тема 3.1. Итоговая строевая подготовка
Содержание: Комплексная отработка всех элементов церемониала. Практическая работа: зачетное построение.

Тема 3.2. Защита индивидуальных проектов
Содержание: Презентация исследовательских работ. Ответы на вопросы. Практическая работа: публичное выступление.

5. Методическое обеспечение программы

5.1. Методы обучения:

  • Репродуктивные (лекция, объяснение, демонстрация)

  • Проблемные (дискуссия, case-study, анализ исторических ситуаций)

  • Проектные (исследовательская деятельность, создание презентаций)

  • Тренинговые (отработка строевых приемов, психологические тренинги)

5.2. Авторские методические разработки:

  • Методика «Трехмерной истории»

    • Визуальный ряд: использование архивных фото/видео, 3D-реконструкций

    • Эмоциональный ряд: работа с воспоминаниями, письмами, дневниками

    • Практический ряд: реконструкция элементов быта, воссоздание ситуаций

  • Технология «Осознанного движения»

    • Фаза 1: Объяснение исторического контекста элемента церемониала

    • Фаза 2: Демонстрация идеального исполнения

    • Фаза 3: Отработка с комментированием смысла каждого движения

    • Фаза 4: Рефлексия физических и эмоциональных ощущений

  • Проектный практикум «Живая память»

    • Этап 1: Выбор персонажа/события для исследования

    • Этап 2: Поиск и анализ информации

    • Этап 3: Создание «карты памяти» - визуализация研究成果

    • Этап 4: Подготовка творческой презентации

2.1. Формы организации занятий:

  • Групповые занятия

  • Индивидуальные консультации

  • Тренинги в малых группах

  • Репетиции церемониала

  • Экскурсии и встречи с ветеранами

2.2. Дидактические материалы:

  • Авторские видеоуроки по строевой подготовке

  • Интерактивные рабочие тетради

  • Карточки-алгоритмы выполнения церемониала

  • Подборка архивных документов и фотографий

3. Система оценки результатов

3.1. Диагностический инструментарий:

  • Входная диагностика:

    • Анкета «Мое отношение к истории»

    • Тест на знание основных событий ВОВ

    • Наблюдение за физической подготовкой

  • Текущий контроль:

    • Тестирование по теоретическому материалу

    • Сдача нормативов по строевой подготовке

    • Экспертные карты наблюдения

  • Итоговая аттестация:

    • Зачет по церемониалу (оценка по критериям)

    • Защита индивидуального проекта

    • Самооценка по методике «Рефлексивный дневник»

3.2. Критерии оценки:

  • Строевая подготовка (максимум 10 баллов):

    • Четкость выполнения - 3 балла

    • Синхронность - 3 балла

    • Соблюдение ритма - 2 балла

    • Внешний вид - 2 балла

  • Исследовательский проект (максимум 10 баллов):

    • Глубина исследования - 3 балла

    • Оформление работы - 2 балла

    • Качество презентации - 3 балла

    • Ответы на вопросы - 2 балла

4. Материально-техническое обеспечение

  • Учебный класс с мультимедийным оборудованием

  • Спортивный зал/плац для строевой подготовки

  • Макеты автоматов Калашникова (3-5 шт.)

  • Форма для занятий (единый стиль)

  • Архивные материалы и доступ к библиотечным ресурсам

  • Тренажеры для отработки координации





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

I. Для педагога (нормативно-правовая и методическая база)

1. Нормативные документы:

  • Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ (ред. от 01.12.2024) "О днях воинской славы и памятных датах России".

  • Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента РФ от 25.03.2015 № 161).

  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400).

  • Основы государственной политики по патриотическому воспитанию граждан РФ.

2. Методические рекомендации:

  • Методические рекомендации по организации деятельности постов № 1 у мемориалов и обелисков, посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (Письмо Минобрнауки России от 05.07.2017 г. № 09-1480). Это ключевой документ!

  • Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания учащихся "Вахта Памяти" (разработанные Центром патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи).

  • Сборник сценариев для проведения торжественных мероприятий в Days воинской славы (региональные издательства, методические центры).

3. Научно-историческая и методическая литература:

  • Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. — М.: Кучково поле, 2015. (Фундаментальный труд для глубокого погружения в тему).

  • История Великой Отечественной войны: Современные подходы и методики преподавания: учебное пособие для педагогов / Под ред. А.Б. Соколова. — М.: Просвещение, 2020.

  • Военная символика и ритуалы в патриотическом воспитании: методическое пособие / Сост. И.В. Гордеев. — СПб.: Питер, 2021.

  • Проектная деятельность в патриотическом воспитании: от идеи до реализации: практическое руководство / Авт.-сост. Л.М. Ковалева. — М.: Академия, 2022.

  • "Как говорить с детьми о войне?" — статья/пособие по детской психологии (авторы: М.Р. Петрова, С.А. Левин). (Важно для проведения рефлексии).

II. Для обучающихся

1. Учебные пособия и энциклопедии:

  • Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия для школьников / Гл. ред. А.О. Чубарьян. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2019.

  • Детская книга войны. Дневники 1941-1945. — М.: Аргументы и факты, АИФ. Доброе сердце, 2020. (Мощнейший эмоциональный ресурс, основанный на подлинных дневниках детей).

  • Города-герои Великой Отечественной войны: Атлас-пособие для школьников. — М.: Дрофа, 2021.

  • Награды Великой Отечественной: Иллюстрированный справочник для детей и юношества / Авт. К.А. Щеголев. — М.: Эксмо, 2022.

2. Художественная литература (обязательная и для самостоятельного чтения):

  • Повести и рассказы о войне:

    • Б. Васильев. "А зори здесь тихие...", "В списках не значился"

    • В. Быков. "Сотников", "Обелиск"

    • М. Шолохов. "Судьба человека"

    • В. Кондратьев. "Сашка"

  • Поэзия военных лет:

    • Сборники стихотворений: К. Симонов, А. Твардовский, Ю. Друнина, О. Берггольц.

    • "Поэзия Победы": Антология стихотворений о Великой Отечественной войне.

  • Книги для подростков (современные издания):

    • Э. Веркин. "Облачный полк" (роман о молодых партизанах).

    • Ю. Яковлева. "Дети ворона" (серия "Ленинградские сказки").

3. Документальная литература и воспоминания:

  • "Солдатские дневники и письма. 1941-1945" / Сост. А.В. Артемов. — М.: Вече, 2018.

  • "Мой бедный, бедный мастер...": Письма с фронта (сборник писем солдат и офицеров).


III. Интернет-ресурсы (для совместной работы на занятиях и самостоятельного изучения)

1. Архивные и документальные порталы:

  • «Память народа» (https://pamyat-naroda.ru) — Центральный портал для поиска информации о участниках ВОВ, оцифрованные архивные документы, карты боевых действий.

  • «Подвиг народа» (https://podvignaroda.ru) — Электронный банк документов о награжденных и награждениях периода Великой Отечественной войне.

  • «Мемориал» (https://obd-memorial.ru) — Обобщенный банк данных о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.

  • «Бессмертный полк» (https://polkrf.ru) — Официальный сайт движения, содержит истории и архивные материалы.

2. Виртуальные музеи и экспозиции:

  • Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Музей Победы) (https://victorymuseum.ru) — Виртуальные туры по экспозициям, онлайн-выставки.

  • Проект «История России в фотографиях» (https://russiainphoto.ru) — Фотоархив с разделом, посвященным ВОВ.

  • «Военный альбом» (https://waralbum.ru) — Частный проект, представляющий собой фотобанк времен Второй мировой войны.

3. Региональные ресурсы (обязательно для проектной деятельности):

  • Сайты региональных архивов, краеведческих музеев.

  • Электронные «Книги Памяти» вашего региона.

  • Сайты местных поисковых отрядов.

4. Мультимедийные и интерактивные проекты:

  • «Вторая Мировая война в цвете» — документальный сериал (доступен на различных видеоплатформах).

  • Интерактивные карты сражений (например, на сайтах исторических журналов или «Российской газеты»).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Подготовка участников вахты памяти Пост №1

Автор: Димитриев Димитрий Константинович

Дата: 01.10.2025

Номер свидетельства: 674965


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства