Патриотизм как мировоззренческий ориентир. Современные требования к формированию патриотизма у подрастающего поколения
Патриотизм как мировоззренческий ориентир. Современные требования к формированию патриотизма у подрастающего поколения
Чувство патриотизма придает индивидууму цельность, показывает ему ориентиры, маршрут движения в этом сложном, противоречивом и порою непонятном мире. Стремясь быть патриотом своей семьи, малой и большой родины, человек изучает историю, культуру, традиции, обычаи, символы, стремления представителей старшего поколения и избирательно берет от них то, что полезно ему сегодня и будет полезно в последующем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотизм как мировоззренческий ориентир. Современные требования к формированию патриотизма у подрастающего поколения»
«Патриотизм как мировоззренческий ориентир. Современные требования к формированию патриотизма у подрастающего поколения»
Преподаватель- организатор ОБЖ МБОУ «Лицей №110» Советского района г.Казани
Мухаметов Руслан Шайхалеевич
В последнее время в обществе, особенно в образовательной сфере, очень часто поднимается тема патриотизма и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Очевидным является, что патриотическое воспитание населения, особенно подрастающего поколения, становится сегодня весьма актуальной проблемой. Нам необходимо понять, в чем же заключается ее актуальность. Есть основание утверждать, что в настоящее время на историческую авансцену вышел новый человек – человек XXI века. Он не лучше и не хуже представителей старших поколений, он другой, так как каждая эпоха выдвигает свой тип индивидуума. Современный человек по-новому должен смотреть на вечные истины, такие как любовь к родной земле, сохранение историко-культурного наследия, уважительное отношение к своему народу, семье и т.д. Он по-своему должен отражать время, пространство, движение и относиться к самому себе по-другому, в отличие от представителей старшего поколения.
Обстоятельства, складывающиеся в мире, опасность терроризма, возникновение новых угроз, возможность начала широкомасштабной войны, усиление соперничества между США и Россией и другие негативные тенденции усиливают необходимость дальнейшего развития патриотических чувств у людей, так как это связано с сохранением суверенитета и целостности страны, общего нашего дома – России.
С моей точки зрения, актуальность данной проблемы связана с отсутствием четко выраженной выдвинутой идеи, объединяющей всех людей в обществе.Президент страны В.В. Путин обратил внимание на данный вопрос. В общих чертах он сформулировал эту идею, сведя ее к сохранению единства народов и защиты суверенитета страны. С такой точкой зрения вполне можно согласиться, однако в наше противоречивое и очень сложное время мы вновь и вновь возвращаемся к понятию патриотизма и культивируем различные его аспекты.
Вот и Президент страны в одном из выступлений прямо связал объединяющую идею с патриотизмом, как бы поставил равенство между понятиями патриотизм и объединяющая идея. Актуальность патриотического воспитания населения связана еще и с тем, что в этой области нет новых четких, научно обоснованных взглядов. Кто как может, так и трактует его сущность и содержание, а порою употребляет это понятие ради красивой речи. Оно употребляется как модное обязательное слово в любом тексте. Понятиями «патриотизм» и «патриотическое воспитание» загромождена научная литература и педагогическая практика.
Порою трудно понять, где же в этой области находится истина. Понятие патриотизм, в виду того, что оно является отражением исключительного и в то же время необычного явления, можно рассматривать как феномен. Кроме того, это понятие во все времена являлось объектом познания из-за своей исключительности. Следует отметить, что данное понятие носит философский, исторический, психологический, нравственный и политический характер. Оно может считаться феноменом и потому, что все время остается до конца не понятным вопросом. Таким образом, само понятие и его сущность, прежде всего из-за своего исключительного характера, является феноменом. Эти и другие обстоятельства определяют актуальность формирования патриотизма в современных условиях. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 года № 1493 дается новое расширенное определение понятия патриотическое воспитание. Здесь говорится: Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.[1]
В Постановлении определяется цель государственной политики в области патриотического воспитания. Она связана с созданием условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задачи обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.[1]
Задачи Программы: - развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан; - совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию; - развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа военной службы; - создание условий для волонтёрского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания; - информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации.
Патриот (с греческого – земляк, соотечественник):
1) Человек, любящий свое Отечество, предан своему народу;
2) Человек, преданный какому-либо делу, глубоко привязанный к чему-либо. Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.[2] Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела. Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.[3] Мы могли бы привести более десяти определений из разных источников, и почти все они будут одинаковыми по смыслу. Таким образом, патриотизм в основном рассматривается как понятие, отображающее нравственную сторону людей. Это как качественный показатель, в основном связанный с мыслями и деяниями людей.
Патриотизм как простое слово выступает как единица языка, служащая для наименования самого понятия патриотизм. Патриотизм как понятие всегда выступает как логически оформленная мысль, включающая различные сведения и представления. Патриотизм как часто употребляющийся термин состоит из словосочетания, касающегося социальной области. Патриотизм как категория применяется в научной области, всегда выступает как общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности. Патриотизм можно рассматривать и как принцип, тогда он будет считаться как исходное положение мировоззрения. С нашей точки зрения, патриотизм – это длительный и сложный процесс формирования у населения комплекса положительных качеств.[4] Для конкретного рассмотрения сущности этого явления нам необходимо уточнить его типы, объект и предмет изучения содержания.
Что касается типов патриотизма, то здесь принято выделять: - общегосударственный, - региональный (местный), - этнический, - семейный. Носителями патриотизма являются: - конкретные люди, - группы людей (молодежь, ветераны, земляки, политические партии и организации и т.д.), - классы, - этносы, - нации, - народ, населяющий страну. При изучении сущности патриотизма необходимо обратить внимание на его разновидности, которые связаны с: - пространственными размерами, - сферой проявления (политическая, экономическая, социальная, культурная, экологическая), - временными характеристиками.
Пространственные размеры патриотизма всегда связаны с местом его проявления, распространения, территориальными характеристиками и особенностями. Сфера проявления патриотизма зависит от стремления людей совершенствовать какую-либо конкретную среду общества, например, политическую, экономическую, социальную, культурную или экологическую. Что касается временных характеристик, то здесь имеется в виду исторический патриотизм, на основе которого анализируется его уровень и отношение к нему в прошлом.
В данном случае мы имеем в виду проявление патриотизма в первобытном и феодальном обществах, в новое и новейшее время. Исходя из этого утверждения, можно вполне обоснованно утверждать, что существуют гражданско- патриотическое, военно-патриотическое, историко-патриотическое и национально- патриотическое воспитание населения.
Все виды патриотического воспитания в одинаковой степени важны для общества. В целом, есть основание считать что, патриотизм это феномен, единый по своей сущности и в то же время многообразный по своему проявлению. Изучение различных точек зрений, взглядов и отношений к патриотизму дает основание считать, что он является и мировоззренческим ориентиром для человека, группы людей и для всего общества.
Стремясь быть полезным своей семье, родной земле, обществу, человек познает окружающий мир. Изучая нормативно-правовые основы патриотического воспитания, он познает общепринятые требования, повышает политические, социальные, экономические и другие знания. Чувство патриотизма придает индивидууму цельность, показывает ему ориентиры, маршрут движения в этом сложном, противоречивом и порою непонятном мире. Стремясь быть патриотом своей семьи, малой и большой родины, человек изучает историю, культуру, традиции, обычаи, символы, стремления представителей старшего поколения и избирательно берет от них то, что полезно ему сегодня и будет полезно в последующем.
Прошлое для нового поколения всегда является объектом познания. Стремясь быть патриотом, человек постоянно совершенствуется, развиваются его умственные способности, расширяется его внутренний мир, он социализируется в обществе и находит свое место в нем. Таким образом, патриотизм всегда был и остается мировоззренческим ориентиром. Патриотизм - это и путь познания и отражения окружающего мира, т.е. объективной реальности.
Поставим перед собой социально значимый вопрос – что нужно знать современному учителю для эффективной работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения? С моей точки зрения, любому учителю необходимо знать требования современных нормативно-правовых документов, регулирующих этот процесс. Без этого невозможно предметно организовывать свою образовательную деятельность и правильно формировать у детей чувство патриотизма. Целесообразно знание следующих документов: - Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» от 20.10 2012. №1416. - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015. № 1493. - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.05 2012. № 413. - Историко-культурный стандарт Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Принят 30.12.2013. Советом Российского исторического общества. - Региональный и муниципальный планы патриотического воспитания населения. - План работы образовательной организации по патриотическому воспитанию учащихся, рассмотренный и утверждённый педагогическим советом.
Из перечисленных документов особое значение для практической деятельности учителя имеет Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования. В этом документе впервые даётся Портрет выпускника школы, т.е. здесь показан, каким должен быть молодой человек по окончанию учёбы в образовательной организации. Многие пункты данного документа тесно связаны с патриотизмом, а первый пункт непосредственно является патриотическим.
Думается, что учителю необходимо знать содержание данного документа для своей практической деятельности. В сокращенном виде он выглядит так.
Портрет выпускника школы - любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ; - осознающий и принимающий традиционные ценности семьи и общества; - креативно и критически мыслящий, активно познающий мир; - владеющий основами научных методов познания; - мотивированный на творчество; - готовый к сотрудничеству; - осознающий себя как личность; - уважающий мнение других; - осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового образа жизни; - подготовленный к осознанному выбору профессии; - мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.[5]
В Историко-культурном стандарте Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории имеется раздел, определяющий патриотическую основу школьного исторического образования. Его знание даст возможность учителю систематизировать и конкретизировать свою работу и усилить её.
Здесь имеются следующие пункты: - воспитание гордости за страну; - осознание роли России в мировой истории; - изучение достижений страны в различных областях; - позитивный настрой в изучении истории страны; - знание трагических периодов в истории страны; - акцент на взаимодействие различных культур и религий.[6] Литературы, касающейся данной темы, много.
Завершая рассмотрение данной и весьма важной проблемы, мы можем подчеркнуть, что успех в патриотическом воспитании учащихся может быть достигнут тогда, когда учитель подготовлен в теоретическом плане, знает требования современных нормативных документов, постоянно изучает передовой опыт, знает требования и запросы учащихся – людей ХХI века и проявляет творчество в своей повседневной образовательной деятельности.
Источники и литература:
1. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» от 30.12.2015 № 1493.
2. Словарь иностранных слов. СПб.: ООО «Виктория плюс». 2014. С. 476.
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Москва, 1994. С. 486.
4. Бикмеев М.А. О сущности и содержании патриотического воспитания населения в современных условиях. / Все для администратора школы! Научно-методический журнал. № 11[35] ноябрь 2014. С 27.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413.
6. Историко-культурные стандарты Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Принят 30.12.2013 Советом Российского исторического общества.