kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание во внеурочное время в гимназии-интернат

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во-первых, существуют значительные риски в эффективности созданной государственной системы патриотического воспитания, поскольку она зиждется на программно-целевом подходе в государственной политике. Суть последнего в том, что государство политически и финансово поддерживает ту сферу жизнедеятельности, которую считает приоритетной. Что произойдет с государственной системой патриотического воспитания, если государство откажет ему в приоритетности и целевом финансировании? Предугадать серьезные негативные последствия такого решения несложно. Пока функционируют госпрограммы, необходимо закладывать условия для того, чтобы комплекс осуществляемых мер по патриотическому воспитанию в министерствах, ведомствах и других исполнителях программ стал традиционно выполняемым объемом деятельности, тогда переход от целевого финансирования к финансированию плановой текущей деятельности не вызовет катастрофического сворачивания всей патриотической работы. Осуществить такой переход будет непросто, поскольку побочный негативный эффект реализуемых федеральных целевых программ виден уже сейчас: многие руководящие должностные лица поддерживают реализацию только целенаправленно финансируемых государством мероприятий. 1

Во-вторых, управленческий компонент системы патриотического воспитания требует определенной модернизации. В настоящее время на управленческом уровне не обеспечен должный уровень социальной ответственности субъектов патриотического воспитания - исполнителей госпрограммы - за ее выполнение. Только так можно расценивать тот факт, что за 10 лет выполнения двух государственных программ в некоторых субъектах России так и не были созданы органы, ответственные за организацию и координацию работы по патриотическому воспитанию. В ряде регионов к работе по патриотическому воспитанию граждан по-прежнему проявляется отношение как к кратковременной кампании. В данной ситуации речь может идти или о повышении полномочий головного органа - Росвоенцентра, или о возложении функций этого органа на структуру Правительства Российской Федерации или Администрации Президента Российской Федерации. В действующих управленческих механизмах госпрограмм не урегулированы взаимоотношения головного исполнителя с исполнителями, когда он может их реально не привлекать вообще к выполнению мероприятий. На управленческом уровне не обеспечено тесное взаимодействие основных исполнителей мероприятий программ на уровне министерств с научными организациями (РАН, РАО и др.), общественно-государственными (ДОСААФ) и общественными организациями. Имели место недостатки в информировании граждан о ходе выполнения госпрограмм, привлечении их к участию в реализации программ. Так, по результатам социологического опроса 22, о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-10 годы» была информирована треть россиян (34%), в том числе 6% хорошо знали об этом и 28% что-то слышали. Не знали о программе - 62%. Большинство опрошенных (86%) указали, что в течение последнего года ни они сами, ни члены их семей не участвовали в мероприятиях, проводимых в рамках госпрограммы по патриотическому воспитанию. 1

В-третьих, развитие государственной системы патриотического воспитания нуждается в более тесной сопряженности с другими направлениями государственной политики, в первую очередь, социальной, молодежной и образовательной. Важно, чтобы идеологические по своей сути мероприятия госпрограммы патриотического воспитания опирались на активную государственную социальную политику улучшения материального благосостояния граждан России, повышения уровня социально-правовой защищенности детей и молодежи (защита от насилия, правовые гарантии получения качественного образования, трудоустройства, обеспечения социального и физического здоровья), создающие у них уверенность в завтрашнем дне, возможность реализовать свой личностный потенциал, ценностную самоидентификацию. Развитие государственной молодежной политики и политики в области патриотического воспитания молодежи должно иметь общую плоскость - создание благоприятных условий для активной интеграции подрастающего поколения в социум, его активного вовлечения в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других проблем современного российского общества. Государственная образовательная политика и политика в области патриотического воспитания предполагают интеграцию как по общей цели воспитания патриотизма, так и по формированию конкретных сущностных признаков патриотизма: знания истории своей Родины, уважения к прошлому, к традициям и обычаям своего народа; уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни; стремления к укреплению могущества своей страны, готовности к защите Родины, содействия прогрессивном) развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов. Государственная политика в области патриотического воспитания должна быть представлена в содержании всей внутренней политики государства, всех смежных направлений государственной политики: образовательной, социальной и др. Только к федеральным и региональным целевым программам государственную политику по патриотическому воспитанию молодежи свести нельзя, это заведомо малоэффективный путь; эти программы могут быть действенными только при условии дополнения, а не замещения своими адресными мероприятиями всей внутренней государственной политики по укреплению могущества страны, повышению благосостояния населения, созданию благоприятных условий для самореализации молодежи, развитию ее патриотического сознания и поведения.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание во внеурочное время в гимназии-интернат»

. Научно-педагогические основы патриотического воспитания подростков

1.1 Государственная политика в области патриотического воспитания молодёжи

Согласно А.К Быкову, патриотическом воспитании граждан Российской Федерации, в том числе детей и молодежи, на сегодняшний день есть проблемы стратегического и оперативно-организационного характера, требующие решения в рамках всего государства. 1

Во-первых, существуют значительные риски в эффективности созданной государственной системы патриотического воспитания, поскольку она зиждется на программно-целевом подходе в государственной политике. Суть последнего в том, что государство политически и финансово поддерживает ту сферу жизнедеятельности, которую считает приоритетной. Что произойдет с государственной системой патриотического воспитания, если государство откажет ему в приоритетности и целевом финансировании? Предугадать серьезные негативные последствия такого решения несложно. Пока функционируют госпрограммы, необходимо закладывать условия для того, чтобы комплекс осуществляемых мер по патриотическому воспитанию в министерствах, ведомствах и других исполнителях программ стал традиционно выполняемым объемом деятельности, тогда переход от целевого финансирования к финансированию плановой текущей деятельности не вызовет катастрофического сворачивания всей патриотической работы. Осуществить такой переход будет непросто, поскольку побочный негативный эффект реализуемых федеральных целевых программ виден уже сейчас: многие руководящие должностные лица поддерживают реализацию только целенаправленно финансируемых государством мероприятий. 1

Во-вторых, управленческий компонент системы патриотического воспитания требует определенной модернизации. В настоящее время на управленческом уровне не обеспечен должный уровень социальной ответственности субъектов патриотического воспитания - исполнителей госпрограммы - за ее выполнение. Только так можно расценивать тот факт, что за 10 лет выполнения двух государственных программ в некоторых субъектах России так и не были созданы органы, ответственные за организацию и координацию работы по патриотическому воспитанию. В ряде регионов к работе по патриотическому воспитанию граждан по-прежнему проявляется отношение как к кратковременной кампании. В данной ситуации речь может идти или о повышении полномочий головного органа - Росвоенцентра, или о возложении функций этого органа на структуру Правительства Российской Федерации или Администрации Президента Российской Федерации. В действующих управленческих механизмах госпрограмм не урегулированы взаимоотношения головного исполнителя с исполнителями, когда он может их реально не привлекать вообще к выполнению мероприятий. На управленческом уровне не обеспечено тесное взаимодействие основных исполнителей мероприятий программ на уровне министерств с научными организациями (РАН, РАО и др.), общественно-государственными (ДОСААФ) и общественными организациями. Имели место недостатки в информировании граждан о ходе выполнения госпрограмм, привлечении их к участию в реализации программ. Так, по результатам социологического опроса 22, о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-10 годы» была информирована треть россиян (34%), в том числе 6% хорошо знали об этом и 28% что-то слышали. Не знали о программе - 62%. Большинство опрошенных (86%) указали, что в течение последнего года ни они сами, ни члены их семей не участвовали в мероприятиях, проводимых в рамках госпрограммы по патриотическому воспитанию. 1

В-третьих, развитие государственной системы патриотического воспитания нуждается в более тесной сопряженности с другими направлениями государственной политики, в первую очередь, социальной, молодежной и образовательной. Важно, чтобы идеологические по своей сути мероприятия госпрограммы патриотического воспитания опирались на активную государственную социальную политику улучшения материального благосостояния граждан России, повышения уровня социально-правовой защищенности детей и молодежи (защита от насилия, правовые гарантии получения качественного образования, трудоустройства, обеспечения социального и физического здоровья), создающие у них уверенность в завтрашнем дне, возможность реализовать свой личностный потенциал, ценностную самоидентификацию. Развитие государственной молодежной политики и политики в области патриотического воспитания молодежи должно иметь общую плоскость - создание благоприятных условий для активной интеграции подрастающего поколения в социум, его активного вовлечения в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других проблем современного российского общества. Государственная образовательная политика и политика в области патриотического воспитания предполагают интеграцию как по общей цели воспитания патриотизма, так и по формированию конкретных сущностных признаков патриотизма: знания истории своей Родины, уважения к прошлому, к традициям и обычаям своего народа; уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни; стремления к укреплению могущества своей страны, готовности к защите Родины, содействия прогрессивном) развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов. Государственная политика в области патриотического воспитания должна быть представлена в содержании всей внутренней политики государства, всех смежных направлений государственной политики: образовательной, социальной и др. Только к федеральным и региональным целевым программам государственную политику по патриотическому воспитанию молодежи свести нельзя, это заведомо малоэффективный путь; эти программы могут быть действенными только при условии дополнения, а не замещения своими адресными мероприятиями всей внутренней государственной политики по укреплению могущества страны, повышению благосостояния населения, созданию благоприятных условий для самореализации молодежи, развитию ее патриотического сознания и поведения. 1

В-четвертых, перед государственной системой патриотического воспитания граждан России на уровне подсистемы патриотического воспитания школьников и студентов в образовательных учреждениях стоит несколько проблем. Необходимо решать задачу создания системы патриотического воспитания в каждом образовательном учреждении, повышения эффективности функционирования этих систем. При этом важно исходить из установки, что система патриотического воспитания в каждой школе имеет свои особенности, свои ведущие системообразующие элементы, вытекающие из ее специфики, сильных сторон (мощный кадровый потенциал, славные традиции, стимулирующая социальная среда и др.). 1

В содержательном плане сложный характер приобретает интеграция патриотического воспитания с другими видами воспитания, особенно с духовно-нравственным, гражданским и правовым. Научные и практические основания такой работы заложены в недавно утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой патриотизм отнесен к базовой национальной ценности 11.

Требует усиления работа, исходя из базовых признаков патриотизма, по глубокому изучению в образовательных учреждениях прошлого своей Родины, традиций и обычаев своего народа, истории Родины, обычаев и культуры других народов. Остается актуальной задача повышения потенциала патриотического воспитания в учебном процессе образовательных учреждений, при проведении уроков со школьниками и учебных занятий со студентами. В актуализации патриотических идей нуждаются, прежде всего, курсы истории, обществознания, литературы - в школе, политологии, социологии, культурологии, истории - в вузах. Не может считаться нормальным, когда на изучение Великой Отечественной войны 1941-45 гг. в школе за весь период обучения отводится 16-20 ч. 3

С точки зрения Быкова А.К. в современных проблемах в молодежной среде особую актуальность приобретает формирование межэтнической толерантности, профилактика нетерпимости и экстремизма, целенаправленное формирование правовой культуры у учащейся молодежи. Важна акцентуация внимания и на теоретическом аспекте: в многонациональной стране, каковой является Россия, патриотом можно считать только того, кто уважительно относится к культуре, обычаям, правам человека другой национальности, другого вероисповедания. В патриотическом воспитании учащейся молодежи требуется еще более тесное сотрудничество государства, школы, семьи, общественных организаций, всех институтов гражданского общества. Семья на деле должна стать партнером государству в патриотическом воспитании детей и молодежи, а школа - интегрирующим центром совместной деятельности государства, семьи и общественных организаций. 1

В-пятых, по его мнению, в плане развития субъектного элемента системы патриотического воспитания требует продолжения работа по укреплению методической базы, что позволит повысить профессиональную компетентность организаторов патриотического воспитания. Все еще нельзя считать решенной проблему разработки и издания комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания. Речь идет и о необходимости увеличения тиражей литературы, издаваемой в рамках Государственной программы патриотического воспитания, грантов Министерства образования и науки по проблемам патриотизма, перевод этой литературы из разряда кулуарной в разряд массовой. Практика, когда финансируемая на конкурсной основе разработка научной и учебно-методической литературы ограничивается ее изданием в 100 - 300 экземпляров, не оправданна. Разрабатываемая литература в обязательном порядке должна рассылаться в центральные библиотеки, профильные институты РАН и РАО, крупные вузы, институты повышения квалификации работников образования. Особое внимание должно быть уделено качеству повышения квалификации педагогических кадров образовательных учреждений по реализации программ и методик духовно-нравственного и патриотического воспитания детей непосредственно в своих учреждениях (курсовая подготовка, научно-практические семинары и семинары-практикумы, конкурсные проекты). 1

В-шестых, на уровне системного восприятия содержания и организации патриотического воспитания путем реализации государственных программ важно преодолеть в общественном мнении сложившееся представление о их центрированности на военно-патриотические вопросы. Такое мнение, как правило, возникает после ознакомления с приложениями госпрограмм, где определены основные мероприятия по их реализации. Так, в госпрограмме на 2006-10 гг. в разделе «Работа по патриотическому воспитанию в связи с другими памятными датами и событиями истории России» (другие - по отношению к празднованию 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.) предусмотрено 10 мероприятий, 6 из которых напрямую, а 4 косвенно связаны с военно-историческим прошлым нашей страны. Памятные даты из жизни наших выдающихся представителей культуры, патриотов России остаются за рамками финансирования госпрограмм, тем самым не пропагандируют идею гражданского служения Отчизне. 1

В-седьмых, по-прежнему актуальной остается проблема воздействия СМИ на функционирование государственной системы патриотического воспитания. Реальность такова, что многие СМИ, будучи государственными по форме собственности, не относят себя к государственной системе патриотического воспитания, дистанцируются от патриотической работы, а иногда и в различных формах ей противодействуют. В такой обстановке важна поддержка СМИ, участвующих в пропаганде патриотизма, взявших на себя социальную ответственность за эту крайне сложную деятельность. 1

В работе Прониной Е.И. сказано, что показатели патриотического сознания свидетельствуют о наличии противоречия между традиционными и современными установками в процессе формирования гражданской позиции молодёжи. Современная школа по-прежнему пользуется стандартным традиционным набором средств для воспитания гражданина и патриота. Это влияет на существующие различия в формировании моделей мировоззрения студентов и школьников. 21

На семинар - совещании было обсуждён проект «Всероссийская вахта памяти», который действует с 2013 г. В него включатся доработка такого вопроса как система духовно - нравственного воспитания в контексте истории и традиции русской народности, а также истории и традиции других этносов, проживающих на территории России. [15]

1.2 Цели, задачи и содержание патриотического воспитания подростков во внеучебное время

Ильина Т.А внеклассной работой называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы. 9

Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается в настоящее время как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет ту сферу, в условиях которой можно развить и сформировать познавательные потребности, способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. В любой деятельности происходит воспитание детей. Продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. 27

Согласно словарю «Семейное воспитание», первая и главная среди задач патриотическое воспитание - это культивирование высших идей, связанных с нашими общественными ценностями, с существованием и защитой Родины. Именно в этом заключается продуктивная, созидательная сила патриотизма. 24

Цель воспитания, по Луговинову В.И., - это вопрос социально-педагогический, мировоззренческий (духовно-нравственный), который определяет основы деятельности по развитию гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодёжи. Цель патриотического воспитания должна быть социально значимой и в тоже время достаточно определённой. Это исключительно важно сегодня, когда в связи с продолжающимися социально-экономическим, культурно-образовательным, духовновным и этническим расслоением общества и молодёжи возникло многообразие представлений о конституционном и воинском долге столкнулись различные групповые, классовые и личные интересы. 16

Ильина Т.А. считает, что задача внеучебной работы состоит в пробуждении или углублении у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытии и развитии их талантов и способностей, воспитании их общественной и познавательной активности, оказании им помощи в выборе профессии, культурной организации их досуга. Внеучебная воспитательная работа способствует обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса. 9

Внеурочная деятельность, согласно Ткачёву С.С, организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно-полезная деятельность; проектная деятельность.

Формы воспитательной работы - это способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, направленной на достижение той или иной воспитательной цели. 30

Формы организации внеурочной деятельности отличаются от уроков. Это экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Формы организации внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение.27

Под методом патриотического воспитания понимаются способы педагогического воздействия на сознание, чувство и волю воспитуемых. Методы воспитания: убеждение, личный пример классного руководителя, стимулирование, принуждение. 30

Советова Е.В. в своих работах показывает использование внеурочной деятельности закрепляет практическое использование учебных предметов, программ и курсов. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, Департамент общего образования Минобрнауки России (письмо №03-296 от 12 мая 2011 г.) рекомендует для ее реализации базовую организационную модель (приложение I). Внеурочная деятельность в данной модели осуществляется через: учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной); дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно-полезные практики и т.д.); деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Синягина Н.Ю., в своей работе, напоминает о том, что, опираясь на данную базовую модель, Департамент общего образования Минобрнауки России предлагает несколько типов организационных моделей внеурочной деятельности, а каждое образовательное учреждение может выбрать наиболее подходящую модель исходя из имеющихся условий. (26)

Типы организационных моделей внеурочной деятельности.

Советова Е.В. выделяет модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель.

Модель дополнительного образования. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого - биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Модель заключаются в предоставлении широкого выбора на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированной и деятельностной основе организации образовательного процесса, присущей дополнительному образованию детей. 27

Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. 27

Данную модель школы характеризует: создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения; создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающей рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию понятия ценности здоровья и здорового образа жизни; создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении; опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ. 26

Преимуществами данной модели является создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание. 27

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива, класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. 27

Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности. Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта. 27

В приложении II дан перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности.

Советова Е.В. считает, что различение результатов и эффектов этой деятельности имеет принципиальное значение для успеха в организации внеурочной деятельности школьников. Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект - это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. 27

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней. 27

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. 27

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 27

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком. 27

По Е.В. Советовой три уровня результатов внеучебной деятельности школьников заключаются:

1- й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь;

2- й уровень - школьник ценит общественную жизнь;

3- й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет: во-первых, разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате; во-вторых, подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня; в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности; в-пятых, оценивать качество программ внеучебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Главное при этом - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. 27

Краеведческая работа с подростками.

Кукушкин B.C. определяет внеурочную краеведческую работу как поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры). Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей. Хорошо, когда школьная поисковая краеведческая работа согласуется с работой местных государственных музеев или осуществляется под их патронажем. Как показывает практика, базовое образование учителя не играет существенной роли и не оказывает влияния на характер и содержание внеурочной работы с учащимися. Здесь на первое место выступают личные увлечения и интересы педагога, специфика региона, материальные возможности школы и учащихся. Ведь главная цель внеурочной работы с детьми - культуросозидающая. В работе с учащимися 5-9 классов диапазон краеведческой работы может быть довольно широк, и помимо ознакомительных экскурсий и прогулок можно выдавать отдельным группам учащихся творческие задания не только по географическому, но и историческому и художественному краеведению. Это достигается изучением таких предметов, как география, история, биология, физика, математика. 14

Внеклассная краеведческая работа.

В своих трудах Крюкова Н.внеклассную краеведческую работу подразделяет на массовую, групповую и индивидуальную. Массовые формы - вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, создание школьных краеведческих уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры и др. Групповые формы внеклассной работы - кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории, выпуск стенгазет, бюллетеней, рукописных книг, журналов. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой внеклассной работы вырастает кружковая. Результаты занятий в кружках часто выносятся на общешкольные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм. 13

Массовые формы работы.

Факультатив по истории края. По мнению Крюковой Н., в них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных материалов местных архивов, музеев, научной и художественной литературы, готовы к проведению краеведческих исследований в походах и экспедициях. Основная задача факультатива заключается в развитии интереса к родному краю, его истории и исторической науке с целью углубления знаний и развития способностей учащихся. 13

Историко-краеведческий кружок. «Кружок есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы» - так писал учёный Н.Н. Баранский. Высокая оценка кружковой работы не случайна. Школьный кружок базируется на записях, полученных учащимися на уроках. Он даёт возможность организовать систематические занятия по определённой программе и с постоянным составом. В школах популярны кружки двух видов: а) охватывающие весь комплекс краеведческого материала; б) тематические предметные кружки (историко-краеведческий; литературно-краеведческий и т.п.), этнографические, археологические и др.). Работа в кружках осуществляется в двух направлениях: 1) теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа) и 2) практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке). Учитель обеспечивает научное и методическое руководство кружком: даёт консультации по методике работы, рекомендует источники, помогает составлять планы изучения темы или объекта, систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал. В работе кружка особое внимание следует уделять выбору тематики, определению источников и планированию. Лучше составлять годовой план работы кружка, обязательно включая время летних и зимних каникул. Кроме задач кружка, в плане указываются различные формы его работы: встречи с участниками исторических событий, проведение экскурсий, вечеров, конференций, открытых заседаний, выпуск стенгазет, перечень индивидуальных и групповых исследований, отчётное мероприятие, сроки и ответственные в работе кружка: за их организацию и проведение (альбомы, доклады, рефераты, разработки вечеров, конференций и т.д.). 13

У Крюковой Н. школьный музей - универсальный инструмент музейной педагогики:

1. Он, как любой музей, осуществляет комплектование, хранение, изучение, популяризацию истории, материальной и духовной культуры; построенный на местном материале, он часто выполняет функции местного краеведческого музея и является для школьников источником первичной, наглядной и достоверной информации. Познавательные интересы у учащихся старших классов формируются в процессе самостоятельной деятельности. [10] Любой школьный музей начинается с поиска. Объект поиска определяется временем, местом, ситуацией, интересами педагогов-энтузиастов, заказом местного сообщества, задачами школы в данный момент развития, иногда просто случаем. 13

2. Он аккумулирует все направления воспитательной работы в школе, объединяя их в чёткую систему, организует внутреннее воспитательное пространство школы (микросоциум), тем самым играя существенную роль в создании воспитательной системы школы. Часто школьный музей выступает как системообразующий элемент воспитательного пространства, особенно в малокомплектных школах. Гражданское, военно-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое воспитание осуществляется средствами музейной педагогики. 13

3. Музей - системообразующий фактор воспитательного пространства в микрорайоне, посёлке, селе. Нередко школьный музей - единственный хранитель местной истории, поэтому в общественной жизни села он играет главную роль. 13

Как свидетельствует статистика и социальные данные, в аудитории музеев группа учащихся старших классов составляет значительную часть - от 30 до 60%. Преимущественно на эту группу традиционно сориентированы основные мероприятия музея, в том числе - проводимые с учебной целью или по инициативе школы. [10]

1.3 Учёт психологических особенностей подростков в патриотическом воспитании

Учащиеся 15 - 18 лет проявляют высокую социальную активность, выражающуюся не только в стремлении получить, возможно больше разнообразной информаций и знаний, но и желание участвовать в общественной жизни учебного заведения. 30

Палагина Н.Н. считает, что чувство взрослости подталкивает подростков к самостоятельным суждениям, оценкам и решениям. Но самостоятельный выбор требует устоявшихся взглядов и ценностных ориентаций, и подросток тянется к товарищам, ищет в них поддержку своих решений. Общение с друзьями помогает выработать собственную систему оценок, хотя зачастую она по существу повторяет мнение друзей. Не в меньшей степени подросток дорожит признанием со стороны взрослых, особенно - посторонних взрослых, поскольку мнение близких стало привычным. Ведущей деятельностью и ведущим фактором развития становится общение с товарищами в социально значимой деятельности, одобряемой взрослыми. Чаще это что-нибудь за пределами школьных уроков: учеба воспринимается как занятие для детей. Но если школа организует совместное с учениками планирование мероприятий: проведение утренников и встреч, развивающие игры, художественную самодеятельность, отчеты кружков и так далее, и если подросток находится в гуще этих событий, - учеба воспринимается как нечто важное. Однако чаще всего отношение к школе у подростков скептическое. В целом развитие взрослости подростков может принять неожиданное направление и самые разнообразные варианты. У них обостренный интерес к новым впечатлениям, а новым может быть и школьный театр с успехом у публики, и набеги на чужие сады, и спортивные победы, и алкоголь, и секс. Особенности протекания этого периода определяются конкретными обстоятельствами жизни, формами сотрудничества в школе и дома, положением подростков в мире взрослых. Чем более значим и признан их вклад в социально значимое дело, тем мягче, незаметнее проявления кризиса. 19

Сонькин В.Д. и Гончаров И.Ф. выделяют следующие зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.

1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого времени тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи: 1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построение мужской или женской идентичности; 2) постепенный переход к взрослой сексуальности.

2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы.

3. Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки, 2) постепенное вхождение в группу сверстников.

4. Становление идентичности. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три основные задачи развития: 1) осознание временной протяженности собственного Я, включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок). 4; 28

Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную, интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное младшему школьнику. К моменту перехода в среднюю школу дети заметно различаются по многим параметрам, в частности: 1) по отношению к учению - от ответственного до равнодушного, безразличного; 2) по общему развитию - от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи; 3) по объему и прочности знаний; 4) по способу усвоению материала - от умения самостоятельно работать, добывать знания до полного их отсутствия и заучивания материала дословно на память; 5) по умению преодолевать трудности в учебной работе - от упорства до иждивенчества в форме хронического списывания; 6) по широте и глубине познавательных интересов. 17

Появляется дифференцированное отношение к учителям, и одновременно развиваются средства познания другого человека. Одна группа критериев касается качества преподавания, другая - особенностей отношений учителя к подросткам. В 7-8 классах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, и не любят тех, кто отрицательно относится к самостоятельным суждениям учащихся. 17

Самые существенные изменения происходят в личностной сфере. Первое - это формирование черт взрослости, чувства взрослости. Усвоение различных образцов взрослости происходит в практике отношений со взрослыми, путем самовоспитания и самообразования. Виды взрослости хорошо изучены и описаны Т.В. Драгуновой. 17

Подражание внешним проявлениям взрослости. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к разным сторонам их жизни и деятельности, приобрести их особенности, качества, умения и привилегии. Прежде всего это касается тех прав, обладание которыми выделяет взрослых по внешнему облику и манере поведения. В совокупности они представляют отличительные признаки внешней взрослости. 17

Ориентация на качества взрослого. Проявляется в стремлении приобрести его качества, освоить взрослые умения. Мальчики начинают развивать в себе качества «настоящего мужчины» (силу, смелость, настойчивость, волю и т.д.). У девочек также существует готовность овладеть некоторыми женскими умениями. 17

Взрослый как образец деятельности. Развитие ценной по содержанию социальной зрелости происходит в условиях сотрудничества взрослого с подростком в разных видах деятельности, когда подросток ориентируется на взрослого как на образец и занимает позицию его помощника. Участие в труде рядом и наравне со взрослыми, при доверии с их стороны, формирует у подростка чувство ответственности, самостоятельности, умение думать и заботиться о других людях, чуткость и внимательность. 17

Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Необходимость в новых знаниях, выходящих за пределы школьной программы, удовлетворяется самостоятельно, путем самообразования. 17

Дарвиш О.Б. выделяет внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя. 5

Центральные новообразования.

Дарвиш О.Б. отмечает, что на фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере. Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний. Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников. В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л.И. Божович). Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль. 5

Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:

¦ подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);

¦ ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков - «настоящего мужчины» - силу, смелость, волю и т.д.);

¦ взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);

¦ интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков) 5

Ведущая деятельность.

Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И. Фельдштейн). Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл. 5

Процессы восприятия замедляются - сказывается острая не равномерность в созревании различных отделов мозга, характерная для этого критического периода. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Патриотическое воспитание во внеурочное время в гимназии-интернат

Автор: Ибрагимов Алим Редиванович

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253792

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства