kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»

Нажмите, чтобы узнать подробности


Вопросы патриотического воспитания учащихся постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника» »










«Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»









Преподаватель- организатор ОБЖ МБОУ «СОШ № 5»

города Донской, Тульской области



Машков Валерий Анатольевич



























ЭПИГРАФ

Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников,

и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов,

вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот,

кто пьет воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.

А.В.Суворов.


Вопросы патриотического воспитания учащихся постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене.

Содержательные компоненты патриотического воспитания

В содержании патриотического воспитания можно выделить такие компоненты, как:


  • культурно-исторический,


  • военно-исторический,


  • духовно-нравственный,


  • идеологичес­кий, 


  • правовой,


  • психологичес­кий, 


  • фи­зический и некоторые др.


Культурно-исторический компонент содержания патри­отического воспитания, в час­тности, включает:

* ознакомление с перелом­ными моментами нашей истории, знаменательны­ми событиями, творцом которых был народ, иду­щий во имя Отечества на жертвы, лишения, про­явивший самоотверженность, стойкость, геро­изм, описанные в трудах видных историков;

* понимание идеи свободы и независимости, единства Руси, величия России, воспитание чувства любви к ней, гордости за русский народ, его патриотизм, проявлявшийся в годы су­ровых испытаний; 

* воспитание чувства вос­хищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к таланту рус­ского народа и его сози­дательному труду, искус­ству, являющемуся не только гордостью России, но и достоянием мировой цивилизации.

Военно-исторический ком­понент содержания патрио­тического воспитания вклю­чает, прежде всего, изучение основных этапов защиты Отечества.

Духовно-нравственный компонент способствует возрожде­нию и развитию истинных духовно-нравственных цен­ностей, которые со­ставляют сущ­ность русского народа, развитию лучших качеств: трудолюбия, беско­рыстия, милосердия, кол­лективизма, жиз­нестойкости, готовности к са­мопожертвованию, преодо­лению трудностей и испыта­ний, особенно во имя Отече­ства, Православия.

Идеологический компонент предусматривает противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в обществе и средствах мас­совой информации, 

Правовой компонент предусматривает знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации в области национальной безопасности.

Психологический компонент заключается в изучении межличностных отношений для психологической совместимости, в воспитании у будущих воинов чувства симпатии, доверия и уважения к товарищам, готовности к совместным действиям, взаимовыручки и взаимопомощи.

Физический компонент рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовке их к защите Родины.

В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных методик в патриотическом воспитании, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. 

В целом анализ структуры и содержания системы патриотического воспитания учащихся на уроках ОБЖ позволил уточнить организационно-педагогические условия их реализации в контексте именно современных моделей патриотического воспитания учащихся.


В своей работе использую педагогические технологии:


  • технология развития критического мышления,


  • учебной деловой игры,


  • проблемного обучения,


  • педагогических мастерских,


  • информационные технологии. 


Использую в качестве вспомогательных средств Интернет, компьютеры для реализации школьной проектной деятельности, которая включала в себя сбор и анализ исторических материалов, работу с домашними архивами, а также для подготовки тематических уроков, школьных и внешкольных мероприятий. 

Как и нравственность в целом патриотизм но­сит деятельный характер. Поэтому и воспитание осу­ществляется в процессе организации разнообразной по­знавательной и практической деятельности школьников.

Обучение и разнообразные формы внеклассной работы создают в школе мно­жество эмоциональных ситуаций, возбуждающих у уча­щихся патриотические и интернационалистские пережи­вания, побуждающие их к раздумьям о Роди­не, ее прошлом и настоящем, о значении дружбы наро­дов и сотрудничества с другими странами. 

В школе проводится ряд мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию молодёжи.

1. Общешкольные (примерные) собрания с повесткой дня:

- Роль ОБЖ в укреплении общешкольной дис­циплины и организованности учащихся 

- Священный долг каждого гражданина - От­чизну защищать

2 Педсоветы: (вопросы)

1. Межпредметные связи ОБЖ с другими пред­метами.

2. Военно-патриотическое воспитание учащихся через уроки (истории, литературы, физики, математики, биологии, физкультуры и т.д.) и внеурочную работу по ОБЖ.

3. Работа оборонно-спортивных кружков: «Юный стрелок», военно-патриотический клуб «Патриот»

4. Организация и проведение военно-спортивных игр «Зарница» и соревнований допризывной молодёжи, учебно-полевые сборы, соревнований в рамках «Школы безопас­ности».

5. Уроки мужества, встречи с ветеранами Ве­ликой Отечественной войны.

6. Военная профориентация:

а) встречи с воинами разных родов войск и ви­дов ВС РФ;

б) встречи с выпускниками школы — курсанта­ми военно-учебных заведений;

в) переписка с выпускниками школы, проходя­щими службу в воинских частях и военных учеб­ных заведениях;

г) беседы о военной профессии:

- «Сегодня ученик - завтра солдат»,

- «Офицер - профессия героическая»;

д) индивидуальная работа с кандидатами для поступления в военные училища (беседы, консуль­тации),

е) оформление стенда для поступающих в военные заведения.

7. Проведение вечеров и праздников:

- вечер, посвященный «Дню защитников Отечества»;

- праздник, посвященный «Дню Победы»;

8. Месячник военно – патриотического воспитания:

а) проведение бесед, посвященных «Дню защит­ников Отечества»;

б) проведение соревнований между классами;

в) проведение смотров строя и песни;

г) проведение конкурсов на лучший рассказ, рисунок, стихотворение по военной тематике, на лучший «Боевой листок»;

д) выставка рисунков и фотографии, открыток, значков, на которых отображена история Вооруженных сил РФ;

е) проведение диспутов («Героями не рождаются - героями становятся»);

ж) конкурс военной песни (вечер «Песня в военной шинели»);

з) военно-спортивные соревнования «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!»;

и) утренник. «Парад мальчишек»;

к) оформление специальных стендов о Воору­женных силах РФ.

9. Постоянная забота учащихся об инвали­дах, ветеранах войны, семьях погибших воинов.

10. Оформление в каждом классе уголков «Символы России и Белгородской области». 

Система военно-патри­отического воспитания требует от преподавателей ОБЖ постоянного внимания и совершенствования. Чтобы до­биться в этом деле наибольшей эффективности, нужно систематически анализировать результаты проводимой работы, изучать опыт луч­ших классных руководителей, учителей и обще­ственников, применять новые педагогические технологии в обучении и воспитании.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Машков Валерий Анатольевич

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184528


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства