«Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»
«Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»
Вопросы патриотического воспитания учащихся постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника» »
«Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»
Преподаватель- организатор ОБЖ МБОУ «СОШ № 5»
города Донской, Тульской области
Машков Валерий Анатольевич
ЭПИГРАФ
Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников,
и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов,
вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот,
кто пьет воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.
А.В.Суворов.
Вопросы патриотического воспитания учащихся постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене.
В содержании патриотического воспитания можно выделить такие компоненты, как:
культурно-исторический,
военно-исторический,
духовно-нравственный,
идеологический,
правовой,
психологический,
физический и некоторые др.
Культурно-исторический компонент содержания патриотического воспитания, в частности, включает:
* ознакомление с переломными моментами нашей истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, проявивший самоотверженность, стойкость, героизм, описанные в трудах видных историков;
* понимание идеи свободы и независимости, единства Руси, величия России, воспитание чувства любви к ней, гордости за русский народ, его патриотизм, проявлявшийся в годы суровых испытаний;
* воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к таланту русского народа и его созидательному труду, искусству, являющемуся не только гордостью России, но и достоянием мировой цивилизации.
Военно-исторический компонент содержания патриотического воспитания включает, прежде всего, изучение основных этапов защиты Отечества.
Духовно-нравственный компонент способствует возрождению и развитию истинных духовно-нравственных ценностей, которые составляют сущность русского народа, развитию лучших качеств: трудолюбия, бескорыстия, милосердия, коллективизма, жизнестойкости, готовности к самопожертвованию, преодолению трудностей и испытаний, особенно во имя Отечества, Православия.
Идеологический компонент предусматривает противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в обществе и средствах массовой информации,
Правовой компонент предусматривает знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации в области национальной безопасности.
Психологический компонент заключается в изучении межличностных отношений для психологической совместимости, в воспитании у будущих воинов чувства симпатии, доверия и уважения к товарищам, готовности к совместным действиям, взаимовыручки и взаимопомощи.
Физический компонент рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовке их к защите Родины.
В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных методик в патриотическом воспитании, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
В целом анализ структуры и содержания системы патриотического воспитания учащихся на уроках ОБЖ позволил уточнить организационно-педагогические условия их реализации в контексте именно современных моделей патриотического воспитания учащихся.
В своей работе использую педагогические технологии:
технология развития критического мышления,
учебной деловой игры,
проблемного обучения,
педагогических мастерских,
информационные технологии.
Использую в качестве вспомогательных средств Интернет, компьютеры для реализации школьной проектной деятельности, которая включала в себя сбор и анализ исторических материалов, работу с домашними архивами, а также для подготовки тематических уроков, школьных и внешкольных мероприятий.
Как и нравственность в целом патриотизм носит деятельный характер. Поэтому и воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практическойдеятельности школьников.
Обучение и разнообразные формы внеклассной работы создают в школе множество эмоциональных ситуаций, возбуждающих у учащихся патриотические и интернационалистские переживания, побуждающие их к раздумьям о Родине, ее прошлом и настоящем, о значении дружбы народов и сотрудничества с другими странами.
В школе проводится ряд мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию молодёжи.
1. Общешкольные (примерные) собрания с повесткой дня:
- Роль ОБЖ в укреплении общешкольной дисциплины и организованности учащихся
- Священный долг каждого гражданина - Отчизну защищать
2 Педсоветы: (вопросы)
1. Межпредметные связи ОБЖ с другими предметами.
2. Военно-патриотическое воспитание учащихся через уроки (истории, литературы, физики, математики, биологии, физкультуры и т.д.) и внеурочную работу по ОБЖ.
3. Работа оборонно-спортивных кружков: «Юный стрелок», военно-патриотический клуб «Патриот»
4. Организация и проведение военно-спортивных игр «Зарница» и соревнований допризывной молодёжи, учебно-полевые сборы, соревнований в рамках «Школы безопасности».
5. Уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
6. Военная профориентация:
а) встречи с воинами разных родов войск и видов ВС РФ;
б) встречи с выпускниками школы — курсантами военно-учебных заведений;
в) переписка с выпускниками школы, проходящими службу в воинских частях и военных учебных заведениях;
г) беседы о военной профессии:
- «Сегодня ученик - завтра солдат»,
- «Офицер - профессия героическая»;
д) индивидуальная работа с кандидатами для поступления в военные училища (беседы, консультации),
е) оформление стенда для поступающих в военные заведения.
7. Проведение вечеров и праздников:
- вечер, посвященный «Дню защитников Отечества»;
- праздник, посвященный «Дню Победы»;
8. Месячник военно – патриотического воспитания:
а) проведение бесед, посвященных «Дню защитников Отечества»;
б) проведение соревнований между классами;
в) проведение смотров строя и песни;
г) проведение конкурсов на лучший рассказ, рисунок, стихотворение по военной тематике, на лучший «Боевой листок»;
д) выставка рисунков и фотографии, открыток, значков, на которых отображена история Вооруженных сил РФ;
е) проведение диспутов («Героями не рождаются - героями становятся»);
ж) конкурс военной песни (вечер «Песня в военной шинели»);
з) военно-спортивные соревнования «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!»;
и) утренник. «Парад мальчишек»;
к) оформление специальных стендов о Вооруженных силах РФ.
9. Постоянная забота учащихся об инвалидах, ветеранах войны, семьях погибших воинов.
10. Оформление в каждом классе уголков «Символы России и Белгородской области».
Система военно-патриотического воспитания требует от преподавателей ОБЖ постоянного внимания и совершенствования. Чтобы добиться в этом деле наибольшей эффективности, нужно систематически анализировать результаты проводимой работы, изучать опыт лучших классных руководителей, учителей и общественников, применять новые педагогические технологии в обучении и воспитании.