kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»

Нажмите, чтобы узнать подробности


Вопросы патриотического воспитания учащихся постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника» »










«Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»









Преподаватель- организатор ОБЖ МБОУ «СОШ № 5»

города Донской, Тульской области



Машков Валерий Анатольевич



























ЭПИГРАФ

Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников,

и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов,

вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот,

кто пьет воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.

А.В.Суворов.


Вопросы патриотического воспитания учащихся постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене.

Содержательные компоненты патриотического воспитания

В содержании патриотического воспитания можно выделить такие компоненты, как:


  • культурно-исторический,


  • военно-исторический,


  • духовно-нравственный,


  • идеологичес­кий, 


  • правовой,


  • психологичес­кий, 


  • фи­зический и некоторые др.


Культурно-исторический компонент содержания патри­отического воспитания, в час­тности, включает:

* ознакомление с перелом­ными моментами нашей истории, знаменательны­ми событиями, творцом которых был народ, иду­щий во имя Отечества на жертвы, лишения, про­явивший самоотверженность, стойкость, геро­изм, описанные в трудах видных историков;

* понимание идеи свободы и независимости, единства Руси, величия России, воспитание чувства любви к ней, гордости за русский народ, его патриотизм, проявлявшийся в годы су­ровых испытаний; 

* воспитание чувства вос­хищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к таланту рус­ского народа и его сози­дательному труду, искус­ству, являющемуся не только гордостью России, но и достоянием мировой цивилизации.

Военно-исторический ком­понент содержания патрио­тического воспитания вклю­чает, прежде всего, изучение основных этапов защиты Отечества.

Духовно-нравственный компонент способствует возрожде­нию и развитию истинных духовно-нравственных цен­ностей, которые со­ставляют сущ­ность русского народа, развитию лучших качеств: трудолюбия, беско­рыстия, милосердия, кол­лективизма, жиз­нестойкости, готовности к са­мопожертвованию, преодо­лению трудностей и испыта­ний, особенно во имя Отече­ства, Православия.

Идеологический компонент предусматривает противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в обществе и средствах мас­совой информации, 

Правовой компонент предусматривает знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации в области национальной безопасности.

Психологический компонент заключается в изучении межличностных отношений для психологической совместимости, в воспитании у будущих воинов чувства симпатии, доверия и уважения к товарищам, готовности к совместным действиям, взаимовыручки и взаимопомощи.

Физический компонент рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовке их к защите Родины.

В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных методик в патриотическом воспитании, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. 

В целом анализ структуры и содержания системы патриотического воспитания учащихся на уроках ОБЖ позволил уточнить организационно-педагогические условия их реализации в контексте именно современных моделей патриотического воспитания учащихся.


В своей работе использую педагогические технологии:


  • технология развития критического мышления,


  • учебной деловой игры,


  • проблемного обучения,


  • педагогических мастерских,


  • информационные технологии. 


Использую в качестве вспомогательных средств Интернет, компьютеры для реализации школьной проектной деятельности, которая включала в себя сбор и анализ исторических материалов, работу с домашними архивами, а также для подготовки тематических уроков, школьных и внешкольных мероприятий. 

Как и нравственность в целом патриотизм но­сит деятельный характер. Поэтому и воспитание осу­ществляется в процессе организации разнообразной по­знавательной и практической деятельности школьников.

Обучение и разнообразные формы внеклассной работы создают в школе мно­жество эмоциональных ситуаций, возбуждающих у уча­щихся патриотические и интернационалистские пережи­вания, побуждающие их к раздумьям о Роди­не, ее прошлом и настоящем, о значении дружбы наро­дов и сотрудничества с другими странами. 

В школе проводится ряд мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию молодёжи.

1. Общешкольные (примерные) собрания с повесткой дня:

- Роль ОБЖ в укреплении общешкольной дис­циплины и организованности учащихся 

- Священный долг каждого гражданина - От­чизну защищать

2 Педсоветы: (вопросы)

1. Межпредметные связи ОБЖ с другими пред­метами.

2. Военно-патриотическое воспитание учащихся через уроки (истории, литературы, физики, математики, биологии, физкультуры и т.д.) и внеурочную работу по ОБЖ.

3. Работа оборонно-спортивных кружков: «Юный стрелок», военно-патриотический клуб «Патриот»

4. Организация и проведение военно-спортивных игр «Зарница» и соревнований допризывной молодёжи, учебно-полевые сборы, соревнований в рамках «Школы безопас­ности».

5. Уроки мужества, встречи с ветеранами Ве­ликой Отечественной войны.

6. Военная профориентация:

а) встречи с воинами разных родов войск и ви­дов ВС РФ;

б) встречи с выпускниками школы — курсанта­ми военно-учебных заведений;

в) переписка с выпускниками школы, проходя­щими службу в воинских частях и военных учеб­ных заведениях;

г) беседы о военной профессии:

- «Сегодня ученик - завтра солдат»,

- «Офицер - профессия героическая»;

д) индивидуальная работа с кандидатами для поступления в военные училища (беседы, консуль­тации),

е) оформление стенда для поступающих в военные заведения.

7. Проведение вечеров и праздников:

- вечер, посвященный «Дню защитников Отечества»;

- праздник, посвященный «Дню Победы»;

8. Месячник военно – патриотического воспитания:

а) проведение бесед, посвященных «Дню защит­ников Отечества»;

б) проведение соревнований между классами;

в) проведение смотров строя и песни;

г) проведение конкурсов на лучший рассказ, рисунок, стихотворение по военной тематике, на лучший «Боевой листок»;

д) выставка рисунков и фотографии, открыток, значков, на которых отображена история Вооруженных сил РФ;

е) проведение диспутов («Героями не рождаются - героями становятся»);

ж) конкурс военной песни (вечер «Песня в военной шинели»);

з) военно-спортивные соревнования «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!»;

и) утренник. «Парад мальчишек»;

к) оформление специальных стендов о Воору­женных силах РФ.

9. Постоянная забота учащихся об инвали­дах, ветеранах войны, семьях погибших воинов.

10. Оформление в каждом классе уголков «Символы России и Белгородской области». 

Система военно-патри­отического воспитания требует от преподавателей ОБЖ постоянного внимания и совершенствования. Чтобы до­биться в этом деле наибольшей эффективности, нужно систематически анализировать результаты проводимой работы, изучать опыт луч­ших классных руководителей, учителей и обще­ственников, применять новые педагогические технологии в обучении и воспитании.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Машков Валерий Анатольевич

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184528


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства