Организация подвижных перемен с обучающимися с ОВЗ
Организация подвижных перемен с обучающимися с ОВЗ
Школа ставит перед сосбой задачи создать условия и обеспечить возможность обучающему сохранить здаоровье, укреплять здоровье во время оборазовательного процесса. Недостаток двигательной активности- одна из наиболее распростаненных причин снижения адаптированных ресурсов организма школьника. Одним из методов, укрепляющих здоровье детей во время учебного процесса проведение подвижных перемен. Чем интереснее формы работы в данном направлении, тем больше обучающихся будут вовлечены в данный вид деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация подвижных перемен с обучающимися с ОВЗ »
Тема «Организация подвижных перемен с учащимися 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья»
Профилактика болезни самое разумное лечение. (Силован Рамишвили)
Человек высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию- быть здоровым. В образовательных учреждениях необходимо создавать здоровьесберегающие условия при обучении и воспитании учащихся. Это правильно составленное расписание уроков, воздушно-тепловой, световой, питьевой режимы, территория, соблюдение двигательной активности. Повышение двигательной активности учащихся решается в комплексе культурно- оздоровительных мероприятий. Дефицит двигательной активности нарушает защитные функции организма, серьезно ухудшает здоровье ребенка
Согласно санитарным правилам двигательная активность учащегося 5-9 класса в день составляет 4,8 часа. Сегодня хотелось бы остановиться на таком мероприятии, которое входит в составляющую двигательной активности школьника в течение дня – подвижная (динамическая) перемена.
Давайте остановимся на этих понятиях.
Перемена – перерыв между уроками в учебном заведении.
Подвижный- обладающий способностью перемещаться, перемещающий с места на место, обладающий способностью двигаться, шевелиться, закрепленный в свободном положении, дающем возможность двигаться, отличающийся легкостью, быстротой движений.
Динамический – богатый движением, действием.
Подвижная или динамическая перемена имеет большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся и предполагает проведение различных подвижных игр. Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. В то же время игра требует от ученика сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.
Организация динамических перемен является обязательным элементом режима дня в школе. Переключение с малоподвижной деятельности на активные движения повышает гигиеническую ценность перемен и увеличивает эффективность учебных занятий. От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность учащихся на уроках. Возникает необходимость в профилактике гиподинамии, которая может проводиться, в частности, через организацию подвижных игр на школьных переменах. В отличие от упражнений физической культуры – строго регламентированных движений, игры связаны с инициативным моментом решения двигательных задач и проходят в основном на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность.
Цель проведения организованной перемены: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья через организацию школьных перемен.
Задачи:
Подготовить место для активного отдыха детей;
Установить оборудование для музыкального сопровождения перемен;
Создать банк идей по формам проведения подвижных перемен;
Повысить двигательную активность учащихся;
Снизить уровень заболеваемости, травматизма;
Формировать у учащихся знания, навыки необходимые для формирования здорового образа жизни;
Улучшить психологический климат в детском коллективе
Организовать сотрудничество педагогов и детей;
Организовать работу по профилактике вредных привычек, гиподинамии.
Но мы должны помнить, что дети с интеллектуальной недостаточностью трудно усваивают смысл сюжетных игр, зачастую не понимая и не соблюдая их правил, а играя, копируют движения сверстников. Они не способны правильно и с пользой организовать свою двигательную деятельность, так как багаж их движений скуден, их выполнение хаотично, отсутствуют навыки самоконтроля и саморегуляции.
Подвижные игры на переменах должны отвечать следующим требованиям.
организованное начало игр;
постоянное нарастание физической нагрузки и снижение её в конце игр;
все упражнения в играх должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям детей;
проводимые игры должны быть простыми по содержанию, доступными для детей и вызывать у них интерес;
физическая нагрузка должна быть нормальной;
игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать слишком большой игровой азарт;
в играх должна быть предусмотрена возможность любому учащемуся войти в игру и выйти из неё по своему желанию;
Целесообразно проводить подвижные игры на переменах продолжительностью 10 и более минут. При этом после первого урока детям не требуется организация перемены, потому что в это время они еще не успели устать от учебной деятельности. К концу второго, третьего урока дети устают больше всего и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально «зарядиться».
Игры на переменах имеют свои особенности. Прежде всего, их организация предусматривает добровольное участие детей. Игры должны быть простыми, но занимательными, в которых допускается переменность состава участников, сравнительно быстро выявляются результаты. Подвижные игры организуются в небольших по численности группах. При большом числе желающих играть в одну и ту же игру или в различные игры их можно проводить в нескольких группах, в разных местах. Отдельные игровые упражнения предназначаются для участников примерно одинакового возраста и роста. После выявления победителей состязания могут продолжаться с новым составом игроков.
На переменах широкое применение находят игровые упражнения и игры типа аттракционов: задания с метанием мешочков, набрасыванием колец, действия с закрытыми глазами, выполнение упражнений на ловкость, координацию и равновесие. В них участвуют один-два человека, а остальные активно наблюдают. Участники каждого аттракциона быстро меняются, в результате чего за 10-15 мин в нем смогут участвовать несколько десятков человек. Надо отбирать аттракционы, требующие мало места, простые по оборудованию и несложные по содержанию. Их можно проводить одновременно в разных местах зала, площадки. Кто- либо из старших должен наблюдать за выполнением задания и устанавливать очередь.
Важным условием организованной двигательной активности является ее регулярность, систематичность, так как только регулярные упражнения повышают функциональные возможности системы дыхания, увеличивающий общий кровоток, повышают эффективность транспорта кислорода, при этом активизируется работа легких, сердца, сосудов, обеспечивающих доставку кислорода с током крови, т.е. повышается работоспособность организма.
Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль над её проведением, определенный эмоциональный подъем. Известно, что только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. Эффективность проведения подвижной перемены во многом зависит от быстрой и четкой организации учащихся, поэтому по окончанию урока, предшествовавшего динамической перемене, учитель сопровождает детей к месту ее проведения и помогает построить занимающихся.
Педагогам желательно составить график проведения динамических перемен, с указанием даты, дня недели, Ф.И.О. ответственного учителя, место проведения.
При разработке и проведении подвижных перемен педагогу необходимо соблюдать следующие принципы:
дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью;
разнообразие игр;
соблюдение гигиенических норм;
обязательным условием является окончание игры за 3 минуты до звонка на урок.
учащихся необходимо учить играть: практически показывать наиболее целесообразные и экономные игровые приёмы. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять её значение для укрепления здоровья.
Алгоритм объяснения игры может быть следующим:
название игры;
роли играющих и их расположение;
содержание игры;
цель игры;
правила игры.
Важно во время игры поощрять хорошие поступки детей. Нежелательным вариантом проведения перемен является любой вид умственной деятельности: подготовка к следующему уроку, чтение художественной литературы, игры, требующие умственного напряжения (шашки, шахматы, электронные игры). К лучшим вариантам перемен относятся танцы, ритмические движения под музыку, игры. Желательно избегать диктующих предложений. Лучше всего использовать товарищескую форму общения, учитывая интерес играющих. Но если игра новая, то целесообразно после короткого объяснения ее сути попробовать игру, чтобы выяснить, насколько хорошо учащиеся ее поняли. Затем внести поправки, после чего начинать игру по всем правилам до соответствующего результата.
Определяя подвижную игру, руководитель должен учесть подготовленность детей, размеры площадки, длительность игры, характер упражнений, входящих в нее, количество повторений и интервалы отдыха между ними. Следует всячески поощрять и самостоятельные, спонтанно возникающие игры детей. Игры можно планировать на несколько перемен вперед (не обязательно на каждой перемене проводить новую игру).
Игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать большой игровой азарт. В играх для перемен необходимы: простота сюжета, возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию. Эти игры непродолжительны, но немаловажное значение имеет их зрелищность, занимательность. Дети с интересом наблюдают игру со стороны, что также помогает отвлечься и хорошо отдохнуть.
Нельзя проводить на переменах игры, сильно возбуждающие и утомляющие учащихся. Так, нежелательны соревновательные игры с разделением на команды. Их очень трудно организовать, так как учащиеся собираются разные и вступают в игру не все сразу. Такие игры могут отрицательно отразиться на последующем уроке. Соревнования можно проводить только парные, в которых любой из играющих выходит в нарисованный круг помериться силой, ловкостью, сообразительностью с другим желающим.
Дети, которые относятся к специальной медицинской группе, во время подвижных перемен участвуют в играх, не связанных со значительной нагрузкой (принцип «на расстоянии вытянутой руки»).
Во время физкультурно-оздоровительных занятий на больших (подвижных) переменах необходимо принять все меры по предупреждению травматизма, обеспечить условия безопасности обучающихся. Важным условием проведения подвижной перемены является её музыкальное сопровождение. Игры надо заканчивать до звонка на урок по указанию дежурного учителя, чтобы учащиеся смогли организованно войти в класс и подготовиться к предстоящему уроку.
Все данные рекомендации нами были нами изучены, поставлены цели и задачи, о которых говорилось выше, и была спланирована работа по проведению подвижных перемен.
В ходе наблюдения за особенностями поведения детей в нашей школе было выделено 3 группы учащихся:
1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в “догонялки” (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону мальчиков);
2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности. Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью
3 группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью. Они проводят почти всю перемену сидя на скамейке, обычно бывают очень спокойны, наблюдают за активными детьми.
Исходя из этого были продуманы различные формы проведения подвижных перемен.
Согласно поставленным целям и задачам о которых говорилось выше, мы определили, что подвижные перемены будут организованы в фойе школы на 2 этаже. В фойе установлен современный телевизор большого формата и музыкальный центр . На начало года назначены ответственные за проведение подвижных перемен, составлен график проведения и инструкция по проведению. Перед проведением подвижных перемен фойе 2 этажа проветривается. Для повышения мотивации к участию в подвижных переменах ведется журнал учета активности учащихся 5-9 классов на подвижных переменах, в котором, ответственные педагоги ежедневно отмечают самых активных. По итогам месяца, самые активные учащиеся награждаются сладкими призами. По анализу результатов с начала учебного года ведение данного журнала повышает активность учащихся.
Подвижные игры проводятся на перемене после 2 и 3 урока, продолжительностью 20 минут, а на переменах продолжительностью 10 минут учащимся демонстрируются видеоминутки безопасности (видеоролики) по разным темам (пожарная, террористическая безопасность, профилактика простудных заболеваний, правила поведения в различных ситуациях и т.д).
Для организации подвижных перемен мы создали банк идей по работе в данном направлении.
1.Создали картотеку подвижных игр средней и малой подвижности;данные игрыразвивают скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности).
2. Создали видеоигры, которые возможно использовать самостоятельно учащимся, развивают внимание, слуховой анализатор.
3.Создали картотека игр народов мира; разделе игры народов мира собранны самые известные и проверенные временем игры. Игры народов мира помогают лучше понять, а может и по-иному взглянуть на другие народности. Игры народов мира отражают культуру и самобытность народа. Также можно встретить очень похожие игры у разных народов, но с различными названиями.
4. Картотека, игр направленных на профилактику и предупреждение дорожного травматизма;
5.Картотека игр, направленных на профилактику пожаров; данные игры способствуют закреплению знаний о пожарной безопасности, повторению действий в случае ЧС.
6.Картотеку клипов с показом танцевальных движений;
7. Разметку на полу в фойе.
Учитывая род деятельности ответственных за проведение подвижных перемен работа простроена таким образом:
В понедельник, ответственная за проведение подвижных перемен учитель ИЗО, проводит игры народов мира.
Во вторник и среду учитель ОБЖ, проводятся игры направленные на профилактику пожаров и безопасности на дороге.
В четверг учитель физкультуры проводит игры средней подвижности, используя спортивный зал, фойе. спортивный инвентарь.
В пятницу педагог-психолог проводит игры-энергизаторы, игры малой подвижности.
В субботу учитель биологии проводит динамичные танцевальные игры.
В данные дни ответственные за проведение подвижных перемен делают основной упор на данное направление, но по желанию детей, могут также использоваться динамичные танцевальные движения, видеоигры.
Для учащихся, которые не желают вступать в игру с основной массой детей, имеются другие формы отдыха на переменах. Разметка на полу в фойе (игра классики, зигзаг, игра метки, стопы). Данные игры развивают зрительную память и чувство пространства. Игру классики используем в разных назначениях. Играем с битой, передвигая ее из клетки в клетку. Закрыв глаза, перешагиваем из клетки в клетку, раскладываем следы, нужно попасть ногой точно в след.
Игры имеются в электронном варианте, выбор игры осуществляет ответственный педагог на кануне проведения. После проведения игры педагог делает отметку о ее результативности. Картотека идей и подвижных игр систематически пополняется и обновляется, и на начало 2013-2014 год планируется составление программы по подвижным переменам, учитывая все положительные и отрицательные стороны при проведении подвижных перемен в этом учебном году.
Организуя работу по организации подвижных перемен в школе среди учащихся 5-9 классов, мы развиваем высшие психические функции учащихся, учим их дружить, уважать друг друга, предупреждаем травматизм, боремся с вредными привычками, проводим работу по предупреждению ЧС.