Глава 1. Особенности зрения человека, заболевание глаз и их профилактика.. 4
Глава 2. Исследовательская часть…………………………………... …………… 8
Заключение………………………………………………………………………… 16
Список литературы………………………………………………………………… 18
Приложения………………………………………………………………………… 19
ВВЕДЕНИЕ
Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора - наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый - близорукий. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.
Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.
Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.
Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему и особое внимание акцентировать на профилактике этих нарушений.
И для того чтобы помочь ученикам нашей школы защитить своё зрения, мы решили создать маленькую поучительную памятку в виде сказки, о том, как и что нужно делать чтобы защитить своё зрения.
Цель работы исследование проблемы снижения остроты зрения школьников и разработка методических рекомендаций по профилактике нарушения зрения
Задачи:
Изучить теоретический материал по формированию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении;
Изучить особенности зрения у детей школы-базы практического исследования;
Провести исследование проблемы снижения остроты зрения школьников;
Разработать мероприятия по профилактике нарушения зрения в школе.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА
СТРОЕНИЕ ГЛАЗ И ЕГО МЫШЕЧНОГО АППАРАТА
Зрение человека (зрительное осприятие) процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними.
Важнейшим органом зрения является – глаз. Именно зрение позволяет ученикам писать, читать, рисовать, а также заниматься различными видами деятельности. Различные нарушения зрения возникают и развиваются незаметно, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при чтении глазные мышцы напрягаются. Если вовремя, на эти явления не обратить внимание, могут развиться различные отклонения от нормального зрения.
Человек получает более 85 % информации об окружающем мире благодаря зрению. Чтобы в нашем сознании сформировался четкий зрительный образ предмета, световые лучи от него должны пройти через сложную оптическую систему глаза. В центре переднего отдела глаза находиться чуть выпуклый прозрачный слой – роговица. Она соединена с белковой оболочкой и покрывает почти всю внешнюю поверхность глаза.
Роговица – первая линза, через которую проходит световой луч. У нее постоянный фокус, и она никогда не меняет позиции или формы.
Средняя оболочка глазного яблока носит название сосудистой, она насыщенна кровеносными сосудами, и ее главная функция – питательная.
Под сосудистой оболочкой находиться радужная оболочка. Именно радужная оболочка придает глазу окраску. Цвет глаз зависит от количества и распределение пигментов в радужке и строения ее поверхности. Кроме пигментов в радужке много кровеносных сосудов и две системы мышц, одна из которых суживает, а другая расширяет зрачок при различном освещении. За радужной оболочкой располагается хрусталик. За хрусталиком, заполняя 4/5 глазного яблока, находиться прозрачная масса – стекловидное тело. Свет, пройдя через стекловидное тело, попадает на сетчатку глаза – внутреннюю оболочку глаза. Это самая главная оболочка глаза, так как именно она воспринимает свет.
Природа создала глаз шарообразным. Поэтому он без труда может вращаться вокруг трех осей: вертикальной (слева – на право), горизонтальной (вверх – вниз) и оси, совпадающей с оптической осью глаза. Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси. Сами глазодвигательные мышцы управляются сигналами, поступившими из мозга. Эти три пары мышц служат исполнительными органами, обеспечивающими автоматическое слежение, благодаря чему глаз легко может сопровождать взором летящую птицу, самолет и т.д. Глазодвигательные мышцы, пожалуй, самые быстродействующие в организме человека. Осматривая, например, картину глаза перемещаются скачкообразно, совершая до 40 скачков в минуту, причем длительность одного скачка составляет всего лишь несколько сотых секунды. Помимо таких скачков глаза непрерывно совершают небольшие, но очень быстрые колебания (до 120 в сек). Они крайне важны для работы самого глаза, особенно при рассмотрении мелких предметов. Как только пристальное рассмотрение заканчивается, исчезают и сами колебания. Согласно мнению ряда ученых, глазодвигательные мышцы имеют еще одну двигательную – они могут помогать хрусталику глаза фокусировать изображение на сетчатке, когда предметы находятся на разном от глаза расстоянии. Мышцы слегка «растягивают» или «сжимают» глазное яблоко, перемещая тем самым сетчатку глаза, удаляя или приближая ее к хрусталику.
В сетчатки глаза находятся особые рецепторы (воспринимающий аппарат) и специальная оптическая система, которая фокусирует световые лучи и обеспечивает четкое изображение видимых предметов на сетчатке в уменьшенном и перевернутом виде. Световые лучи, прежде чем попасть на сетчатку, проходят через несколько преломляющих поверхностей: переднею и заднею поверхности роговицы, хрусталик и стекловидное тело.
Ясное, чёткое видение разно удаленных предметов обеспечивается благодаря изменению кривизны хрусталика, а значит, и его оптической силы с помощью сокращения или расслабления особой мышцы, находящейся вокруг хрусталика. Эта мышца и меняет выпуклость самого хрусталика.
ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ, ЧАЩЕ ВСЕГО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Самыми распространенными заболеваниями глаз являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм.
Основными причинами этих заболеваний является не только неточная фокусировка на сетчатке глаза, зависит от состояния хрусталика, но и мышечные усилия, которые прилагаются при разглядывании близких или удаленных предметов.
Характерные симптомы данных болезней:
Близорукость-снижение зрения вдаль (т.е. плохо видны объекты, которые находятся далеко от нас).
Дальнозоркость-снижение зрения вблизи (т.е. плохо видны объекты, которые находятся вблизи от нас).
Астигматизм - искажённое, нечёткое, "прыгающее" зрение и вдаль, и вблизи.
Для всех этих болезней характерны усталость и боли в глазах при нагрузке.
Если ребенок будет с усилием рассматривать предметы, мышцы глаза напрягаются и зрение ухудшается.
Близорукость у детей младшего и среднего возраста значительно возросла в последние годы, в связи с бурным внедрением в нашу жизнь современных обучающих технологий. Зрительная система ребенка находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды могут оказывать на нее негативное воздействие, которое зачастую приводит к развитию близорукости у детей.
Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (т.е. зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора. Что же происходит со зрительной системой ребёнка, когда он долго непрерывно смотрит телевизор?
Изображение с экрана телевизора проецируется на сетчатку (глазное дно). Так как дети младшего возраста в большинстве случаев имеют дальнозоркость (гиперметропию), то для того, чтобы четко увидеть изображение, находящееся на определенном конечном расстоянии, ребенку необходимо напрягать определенные структуры внутри глаза. Происходит это рефлекторно и от сознания ребенка не зависит. При длительном напряжении и рассматривании мелких и движущихся изображений, что чаще всего и бывает при просмотре телевизора, не исключен срыв компенсаторных систем и включение механизмов миопизации (т.е. удлинения) глаза. В последующем это может привести к развитию детской близорукости.
Близорукость ребенка — это не только оптический дефект, который легко исправить очками. При удлинении глазного яблока растягиваются и внутриглазные структуры, особенно страдает сетчатка, что впоследствии может привести к безвозвратному снижению зрения.
Близорукость (миопия) у детей — одно из самых распространенных заболеваний у школьников. К возрасту 10-12 лет практически каждый третий ребенок страдает детской близорукостью. В связи с удлинением глазного яблока изображение на сетчатке становится расфокусированным, и ребенок жалуется на снижение зрения вдаль. Чтобы увидеть удаленные предметы, дети часто прищуриваются, так как сжатые веки в этом случае играют роль диафрагмы, и изображение на сетчатке становится четче. Лечение близорукости у детей должно быть комплексным, направленным на замедление ее прогрессирования и на улучшение кровоснабжения глазного яблока и внутриглазных структур.
При дальнозоркости у детей глазное яблоко короче нормы, поэтому после преломления лучей фокус находится за сетчаткой. На глазном дне при этом формируется нечеткое размытое изображение. Практически все новорожденные имеют детскую дальнозоркость около 3 диоптрий. Однако по мере роста ребенка увеличивается в размере и глазное яблоко, и оптический фокус перемещается на сетчатку. В некоторых случаях, в силу различных причин, детская дальнозоркость может быть выше 3 диоптрий. Чтобы четко видеть предметы, детям приходится напрягать свои глаза.
Астигматизм у детей — это такой оптический дефект, при котором в глазу одновременно существуют два оптических фокуса и часто ни один из них не расположен там, где ему положено быть. Связано это, прежде всего, с тем, что по одной оси роговица преломляет лучи сильнее, чем по другой. В зависимости от места расположения фокусов различают простой, сложный и смешанный детский астигматизм.
Последние два случая дефектов встречаются реже, чем близорукость.
Таким образом, зрение ребенка нужно беречь с самого раннего возраста. Существует достаточно много средств профилактики нарушений зрения.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 4 города Комсомольска-на-Амуре, в октябре 2020 года. Повторное исследование проводилось в феврале 2021 года.
В ходе исследования научно-методической литературы мы выяснили, что за последние несколько лет увеличился процент детей, страдающих ослаблением зрения в начальной школе, а именно, в середине и в конце учебного года.
Мы решили проверить данный факт, провели беседу с фельдшером школы – Буланенко С.А., анализ медицинских карт учащихся, также составили анкету для учащихся школы «Гигиена зрения» (приложения 4)
Анкетирование проводилось в начальных классах МОУ СОШ № 4, в исследовании принимало участие 273 человека.
Анкетирование проводилось дважды: в октябре 2020 года, с целью анализа действий школьников по профилактике зрения, и в феврале 2021 года, после проведенных профилактических мероприятий, для анализа успешности данной деятельности. 2.2. Результаты исследования
Анализ медицинских данных учащихся МОУ СОШ № 4 показал, что из1117 учащихся школы 25,4% (284 школьника) имеют проблемы со зрением.
Рис. 1. Количество учащихся МОУ СОШ № 4 с нарушением зрения
Данные диаграммы свидетельствуют о том, процент школьников с нарушениями зрения значительно увеличивается в средней школе. Исходя из этого мы делаем вывод, что профилактические мероприятия по предотвращению нарушения остроты зрения наиболее эффективно будет проводить с учениками начальной школы, для того, чтобы сформировать полезные привычки для сохранения зрения.
Для того, чтобы выяснить причины снижения остроты зрения и разработать адекватные профилактические мероприятия, нами был проведен опрос учеников начальной школы. Анкетирование учеников мы осуществили при помощи Гугл-формы, в опросе приняли участие ____ обучающихся начальной школы.
Данные анкеты показали следующие результаты:
Рис. 2. Сколько раз в день ты умываешься?
Большая часть респондентов - 53,7%, умываются всего лишь один раз в день, 6% школьников вообще не умываются, и только лишь 40,3% обучающихся умываются два раза в день.
Рис.3. Знаешь ли ты, что такое гимнастика для глаз?
Из данных диаграммы видно, что 67,2% учеников знают, что такое гимнастика для глаз, а 32,8% респондентов не слышали о гимнастике для глаз и не знают, как она выполняется.
Рис. 4. Делаешь ли ты гимнастику для глаз?
Как видно из рисунка, 73,1% обучающихся не выполняют гимнастику для глаз и лишь 26,9% школьников её выполняют.
Рис. 5. Сколько времени ты проводишь перед телевизором и компьютером?
Как видно из диаграммы, всего лишь 7,5% учеников не пользуются телевизором и компьютером, большая часть учащихся – 49,3%, проводят перед компьютером и телевизором 2-3 часа, 22,4% респондентов проводят.
Проведя анализ данного опроса, можно сделать вывод о том, что у обучающихся начального звена МОУ СОШ № 4 недостаточно знаний о профилактике нарушений зрения и не у всех респондентов сформированы полезные привычки, помогающие сохранить зрение. Не все ребята выполняют гигиенические процедуры верно, лишь 26,9% опрошенных выполняют гимнастику для глаз, хотя знают о ней 67,2% респондентов. Также, ребята много времени проводят за просмотром телевизора и использования компьютера и менее половины опрошенных укрепляют своё зрение посредством правильного питания и приема витаминов.
Исходя из этих данных, нами было принято решение написать сказку, герои которой являются хуманизированными овощами и фруктами, чтобы дети могли ассоциировать себя с ними.
Процесс создания сказки мы начали с написания сюжета. Решили придумать жизненную ситуацию, чтобы дети смогли сопоставить себя с героями произведения (Приложение 1)
Мы проиллюстрировали сказку яркими картинками, чтобы детям было интересней читать. Для создания иллюстраций использовалась программа Adobe Photoshop.
В данной программе происходила прорисовка иллюстраций для книги, разрабатывался дизайн всех персонажей и создания общей красочности и привлекательности продукта. Вся творческая работа проводилась в данной программе так как имелся доступ и опыт в данной программе.
Рис. 6. Создание иллюстраций в Adobe Photoshop.
Также в сказке мы поместили упражнения с гимнастикой для глаз и рецепт витаминного салата для укрепления зрения. Также, чтобы дети не забывали о разминке для глаз, мы сделали им напоминания - стикеры, которые они могут прикрепить на видное место, например, дневник или тетрадь (Приложение 2)
Для всех учащихся начальной школы, мы прочитали эту сказку по ролям, раздали книги и стикеры. Несколько экземпляров книги мы подарили нашей школьной библиотеке (Приложение 3).
После реализации всех профилактических мероприятий, для проверки эффективности проведенной деятельности, нами был проведен повторный опрос учеников начальной школы, анализ которого приведен ниже:
Рис.7. Сколько раз в день ты умываешься?
Данные диаграммы свидетельствуют о положительной динамике. 32,8% опрошенных умываются 1 раз в день, процент учеников, которые не умываются вообще, снизился до 3%, а показатели ребят, которые умываются два раза в день повысились до 64,2%.
Рис.8. Знаешь ли ты, что такое гимнастика для глаз?
Из диаграммы видно, что показатель учеников, знающих о гимнастике для глаз, повысился до 92,4%, 7,6% учащихся по-прежнему не знают, что такое гимнастика для глаз и технику её выполнения
Рис. 9. Делаешь ли ты гимнастику для глаз?
Как видно из рисунка, показатель респондентов, выполняющих гимнастику для глаз, повысился до 65,7%, при этом 34,3% обучающих все еще не сформировали у себя эту полезную привычку.
Рис.10. Сколько времени ты проводишь перед телевизором и компьютером?
Как видно из диаграммы, есть небольшая положительная динамика. По-прежнему 7,5% учеников не пользуются телевизором и компьютером, процент учащихся, проводящих перед компьютером и телевизором 2-3 часа, снизился до 41,8%, показатель респондентов проводят перед компьютером и телевизором по 4-6 часа в день снизился до 10,4% , не более одного часа у компьютера и телевизора теперь проводят 40,3% опрошенных.
Рис.11. Укрепляешь ли ты свое зрение витаминами и полезными продуктами?
На вопрос «Укрепляешь ли ты свое зрение витаминами и полезными продуктами?» после проведенных мероприятий уже 64,2% опрошенных дали положительный ответ, а 35,8% респондентов ответили отрицательно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И в первую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий, и вот, согласно медицинской статистики, растет во всем мире количество близоруких. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем - и должны! - бороться за хорошее зрение и его сохранение.
Нами было проведено анкетирование учащихся начальной школы МОУ СОШ № 4, для исследования действий младших школьников по профилактике зрения.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
- у обучающихся начального звена МОУ СОШ № 4 недостаточно знаний о профилактике нарушений зрения;
- не у всех респондентов сформированы полезные привычки, помогающие сохранить зрение;
- не все ребята выполняют гигиенические процедуры верно, лишь 26,9% опрошенных выполняют гимнастику для глаз, хотя знают о ней 67,2% респондентов
- ребята много времени проводят за просмотром телевизора и использования компьютера;
- менее половины опрошенных укрепляют своё зрение посредством правильного питания и приема витаминов.
Разработанные и реализованные нами мероприятия были направленны на улучшение вышеуказанных показателей. Анализ данных повторного анкетирования говорит о том, что наша деятельность была эффективна, так как динамика показателей сдвинулась в лучшую сторону.
Считаем, что данный проект успешно реализован и имеет положительный результат. Также возможен для дальнейшей трансляции в других образовательных учреждениях
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель – исследование проблемы снижения остроты зрения школьников и разработка рекомендаций по профилактике нарушения зрения, достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белозерова Л. «Компьютер – скрытая угроза?» // Народный лекарь. Энциклопедия здоровья – 2006. - № 1. – с. 26 – 27.
2. Будь здоров № 7/2010 (стр. 9 – 13).
3. Г.Г. Демирчоглян, В.И. Янкулин. Гимнастика для глаз. Москва Физкультура и спорт, 1999 – 32с., ил.
4. Ермилова И.А. Собирайтесь в школу: тренируйте глаза! // Здоровье школьника. – 2008. - № 8. С. 56 – 57.