Просмотр содержимого документа
«Наставничество как одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого педагога»
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Коротяева Т.М
Учитель биологии и химии, педагог –организатор основ безопасности жизнедеятельности I категори
Необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность очевидна. Наставничество является наиболее эффективной формой профессиональной адаптации, способствующей повышению профессиональной компетентности новичка.
Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог - наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Работа наставника ведется планомерно, системно и систематически, имеет конкретную практическую цель – подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении.
Наиболее ощутимыми результатами такой работы могут быть:
– повышение квалификации и профессионального мастерства молодого педагога;
– развитие личностно ориентированных отношений между коллегами-учителями, способствующих эффективному оказанию помощи и поддержки молодого педагога.
Учитель- наставник совместно с руководителем образовательного учреждения, заместителями, руководителем методического объединения выстраивает систему работы с молодыми специалистами, осуществляет учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост).
Между наставником и наставляемым должен быть постоянный диалог, межличностная коммуникация. В своей работе с молодым педагогом наставник должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли. Не следует бояться таких форм работы с молодым педагогом, когда он сам становятся экспертом: присутствует на уроках своих старших коллег, рефлексирует, в итоге набирает опыт.
Наставнику необходимо:
продолжить работу над учебно- методической темой по дифференциации обучения;
ознакомить молодого педагога с новыми педагогическими технологиями;
разработать программу внедрения регионального компонента в образовательный процесс;
использовать как оптимальную форму методической работы методические недели;
включить в план работы информирование молодого учителя о новых и параллельных программах и учебниках.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе "Я – концепции". Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно- оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации.