kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наставничество как одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье изложены методические рекомендациии для наставников молодых педагогов

Просмотр содержимого документа
«Наставничество как одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого педагога»

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА


Коротяева Т.М

Учитель биологии и химии, педагог –организатор основ безопасности жизнедеятельности I категори

Необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-­наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность очевидна. Наставничество является наиболее эффективной формой профессиональной адаптации, способствующей повышению профессиональной компетентности новичка.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог - ­наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Работа наставника ведется планомерно, системно и систематически, имеет конкретную практическую цель – подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении.

Наиболее ощутимыми результатами такой работы могут быть:

– повышение квалификации и профессионального мастерства молодого педагога;

– развитие личностно ориентированных отношений между коллегами-учителями, способствующих эффективному оказанию помощи и поддержки молодого педагога.

Учитель-­ наставник совместно с руководителем образовательного учреждения, заместителями, руководителем методического объединения выстраивает систему работы с молодыми специалистами, осуществляет учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост).

Между наставником и наставляемым должен быть постоянный диалог, межличностная коммуникация. В своей работе с молодым педагогом наставник должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли. Не следует бояться таких форм работы с молодым педагогом, когда он сам становятся экспертом: присутствует на уроках своих старших коллег, рефлексирует, в итоге набирает опыт.

Наставнику необходимо:

  • продолжить работу над учебно­- методической темой по дифференциации обучения;

  • ознакомить молодого педагога с новыми педагогическими технологиями;

  • разработать программу внедрения регионального компонента в образовательный процесс;

  • использовать как оптимальную форму методической работы методические недели;

  • включить в план работы информирование молодого учителя о новых и параллельных программах и учебниках.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе "Я – концепции". Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

1­й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2­й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3­й этап – контрольно­- оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коротяева Татьяна Марисоновна

Дата: 15.03.2021

Номер свидетельства: 575520

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства