Методическая разработка воспитательского часа «Действия населения при угрозе во время наводнений»
Методическая разработка воспитательского часа «Действия населения при угрозе во время наводнений»
Цель: Знакомство обучающихся с понятием наводнение, их видами и причинами, правилами поведения.
Задачи:
- познакомить детей с опасным природным явлением гидрологического происхождения — наводнением, с видами наводнений и причинами их возникновения, с правилами поведения во время наводнений.
- формировать умение правильно оценивать ситуацию, умение анализировать, систематизировать и делать выводы.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка воспитательского часа «Действия населения при угрозе во время наводнений» »
МКС(К)ОУ «Краснинская школа – интернат VIII вида»
Методическая разработка
Воспитательского часа
«Действия населения при угрозе и во время наводнений».
Составитель:
Беккер С.Ю.,
Воспитатель
2015г.
Цель: Знакомство обучающихся с понятием наводнение, их видами и причинами, правилами поведения.
Задачи:
- познакомить детей с опасным природным явлением гидрологического происхождения — наводнением, с видами наводнений и причинами их возникновения, с правилами поведения во время наводнений.
- формировать умение правильно оценивать ситуацию, умение анализировать, систематизировать и делать выводы.
- воспитывать ответственность, взаимовыручку, организованность, в экстримальных ситуациях, связанных с водой.
Ход занятия:
Орг. момент
После долгой зимы наступила весна – самое красивое время года. Правда, мартовскому солнцу нельзя верить: ещё и мороз прихватит, и метель налетит, а ледяной ветер не раз напомнит, что зима хоть и ослабла, но не сдалась. Зима пытается удержаться на своём троне, однако с каждым днём силы её тают. Она не может противостоять весне, весну уже не остановить. Солнечные лучи, пробираясь сквозь тучи, пригревают с каждым днём всё сильнее и сильнее. Заплакали весенними слезами сосульки, снег покрылся влажной грязевой коркой, разрастаются проталины, повсюду лужи. Лужи, прорвавшись, стекают в ручьи.
- Ребята, а как называется явление природы, когда разливается вода в реках, озёрах, выходит из берегов и наносит ущерб природе и людям? (Наводнение). Верно, именно об этом мы сегодня с вами поговорим.
Введение в тему и цель занятия.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о видах наводнения, их причинах и о правилах поведения при экстримальных ситуациях во время наводнения.
Наводнения бывают разных видов, а какие мы узнаем, выполнив задание.
А заострим наше внимание и поговорим сегодня о весеннем паводке.
Ребята, а что такое паводок?
Паводок - это кратковременный подъём уровня воды в реке.
Почему оно происходит? (ПРИЧИНА! Весной от растаявшего снега и льда уровень воды в водоёмах интенсивно повышается, происходит разлив. Вода затопляет поля, луга, леса, лежащие вдоль водоёма.)
А когда начинается паводок? (Когда начинает таять лёд).
Верно. Лёд кажется крепким. Но это лишь на первый взгляд. Весенний лёд очень коварен и отличается от осеннего и зимнего льда. Осенний лёд под тяжестью человека трещит, предупреждая об опасности, а весенний - напитался талыми водами, побелел, надулся, весь потрескался и не способен выдержать вес человека. Такой лёд в любой момент может рассыпаться под ногами, превратиться в ледяную кашицу. Он вот-вот тронется, поплывёт вниз по течению. Ледоход – захватывающее зрелище, которое привлекает внимание всех людей, независимо от возраста.
Физминутка.
Период паводка и ледохода очень опасен, требует от нас порядка, осторожности и соблюдения элементарных правил безопасного поведения.
Наибольшую опасность весенний паводок представляет для детей. Оставаясь без присмотра старших, они, не зная мер безопасности, позволяют шалости на берегу, прыгают с льдины на льдину, кое-кто умудряется ловить рыбу, находясь на непрочном льду. Такая беспечность порой кончается трагически.
Именно поэтому мы с вами поговорим о правилах поведения во время паводка.
Помните! Весенний лёд – капкан для вступившего на него!
Ребята, вы должны будите выполнить задание
Работа в парах.
Непрочный лёд находится:
у берега, там могут быть промоины;
вблизи зарослей камыша, кустов;
в местах, где бьют ключи;
в устьях рек (лёд ослаблен течением);
под снегом;
около стока вод от промышленных предприятий;
в местах скопления старых рыбачьих лунок;
в местах, где есть вмёрзшие предметы: коряги, доски, брёвна и т. д.
Спускаться на необследованный лёд большая опасность. Перед тем, как ступить на лед, надо позаботиться о безопасности, взяв в руки хотя бы палку. При движении по льду нужно ударять палкой несколько раз по одному и тому же месту впереди и по обе стороны от себя. Если после ударов вода не покажется, значит, лед надёжен. При появлении воды следует немедленно возвратиться к берегу скользящим шагом или плавно лечь на лёд и перекатываться в безопасное место.
Ребята, сейчас вы поработаете в группах. Ваша задача:
Группа первая должна выбрать правильные действия, в случае провала под лёд.
не погружаться в воду с головой;
позвать помощь;
погрузиться с головой в воду
по возможности снять с себя одежду;
выбираться нужно в ту сторону, с какой произошло падение;
широко расставив руки, без резких движений, постараться наползти на лёд, а затем, набросив ногу на лёд, откатиться;
лёжа на спине или груди, проползти 3 - 4 метра по своему следу;
отдохнуть, когда выбрался из воды
не отдыхая, бежать к ближнему жилью.
Группа вторая ваши действия Если вы оказались свидетелем несчастного случая на водоёме:
не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите помощь;
подползите к пострадавшему и протяните ему руку
приближайтесь к пострадавшему ползком, если есть возможность, подложите под себя доску, кусок фанеры или лыжу;
не подползайте к пострадавшему ближе, чем на 3 - 4 метра;
подайте ему палку, шест, верёвку, т. е. любое подручное средство, чтобы помочь выбраться из воды;
доставьте в тёплое помещение, по возможности окажите первую помощь.
Быстрее подбегите к пострадавшему и окажите помощь.
Итог занятия:
- О чем мы сегодня говорили на занятии? (ответы детей)
- Как нужно вести себя во время паводка? (ответы детей)
Давайте составим памятку о мерах безопасности в период весеннего паводка.
ВЕСЕННИЙ ПАВОДОК!
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ И ОСТОРОЖНЫ!
Не выходите на лёд во время весеннего паводка. Помните: весенний лёд опасен.
Не допускайте шалостей, лихачества на берегу водоёма.
Остерегайтесь обрывистых и подмытых берегов - они могут обвалиться.
Ни при каких обстоятельствах не приближайтесь к ледяным заторам.
Нельзя отталкивать льдины от берегов, измерять глубину реки или любого водоема.
Во время наблюдения ледохода с моста, не перегибайтесь через перила и другие ограждения.
Если вы оказались свидетелем несчастного случая на водоёме, не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите помощь.
Не подходите близко к ямам, котлованам, канализационным люкам и колодцам.