Методическое пособие "Разговор о пожарной безопасности"
Методическое пособие "Разговор о пожарной безопасности"
Методическое пособие "Разговор о пожарной безопасности", содержит необходимый материал для проведения уроков по основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Разговор о пожарной безопасности"»
Муниципальное казенное образовательное учреждение Брединская средняя общеобразовательная школа № 2
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разговор о пожарной безопасности
Методическое пособие
в помощь учителю начальных классов
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разговор о пожарной безопасности
Методическое пособие
в помощь учителю начальных классов
Бреды
2019
Разговор о пожарной безопасности: Методическое пособие для учителей начальных классов/ И.Ю. Аманжулова учитель начальных классов.- МКОУ БСОШ № 2, 2017. – 29 с.
Методическое пособие в помощь учителям начальных классов «Разговор о пожарной безопасности», содержит необходимый материал для проведения уроков по основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе: информационная справка по изучаемой теме, а также разнообразные формы организации занятия, интересные сведения, которые могут быть сообщены детям. Материалы пособия помогут эффективно проводить обучение и воспитание по пожарной безопасности и могут быть использованы на уроках окружающего мира (ОБЖ), на классных часах и во внеурочное время.
Методическое пособие составлено с учётом рекомендаций и требований органов противопожарной безопасности (ОНДиПР № 9 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области https://vk.com/club138391983 )
К методическому пособию прилагается рабочая тетрадь «Разговор о пожарной безопасности» для учащихся начальной школы 1-2 классах.
Содержание пособия:
Введение
Тема 1. Огонь - друг или враг?
Тема 2. Детские шалости с огнём
Тема 3. Береги свой дом от пожара
Тема 4. Кухня – не место для игр
Тема 5. Задание 1. Найдите на рисунке не менее 10 источников возможного пожара Задание 1. Найдите на рисунке не менее 10 источников возможного пожара Осторожно – электроприборы!
Тема 6. Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт
Тема 7. Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой
Тема 8. Итоговое занятие.
Знай и соблюдай правила пожарной безопасности
Введение
Пожарная безопасность, как и безопасность человека во многом зависит от его просвещённости, осведомлённости о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обучению правилам действий в ЧС - пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе, городских, сельских условиях - повсюду, где мы живём, трудимся, отдыхаем.
В рамках школьного курса на уроках окружающего мира предусмотрено обязательное изучение тем по основам безопасности жизнедеятельности, в том числе по пожарной безопасности. Но практика показывает, что отведённого программой времени недостаточно для полного освещения проблемы пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара. Вот почему возникла острая потребность в создании данного пособия.
Пособие предназначено для оказания научно методической помощи учителю начальной школы. Материал систематизирован и распределён по темам.
Методическое пособие носит комплексный теоретический и практический характер. Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа или беседы с использованием дидактического материала и технических средств обучения. Для успешности освоения практических и теоретических знаний и умений рекомендуется использовать в процессе обучения разные виды деятельности. Использование игр, практикумов, тестов, заданий, конкурсов служит дополнительным стимулом овладения навыками безопасной жизнедеятельности.
Учебный материал распределяется с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Тема 1. Огонь - друг или враг?
Цель: формировать знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности.
Информационная справка
Огонь издавна был другом человека. Наши предки считали его живым существом. Ему поклонялись. Он помогал им бороться за существование.
Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше, и, он утратил силу божества. Но другом и помощником быть не перестал. Сила у огня-друга большая- пребольшая. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках. Чтобы изготовить нож, трактор, автомашину, тепловоз нужен металл. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь приводит в движение пароходы, автомашины, самосвалы, ракеты. Пар, добытый при помощи огня, электричество, дающее тепло, энергию, свет – облегчают жизнь человека.
Важно! Но если с его силой обращаться неосторожно и неумно, то огонь может стать страшным, коварным врагом!
На нашей планете возникает приблизительно 5млн пожаров в год. Каждые 5 секунд вспыхивает новый пожар. Их количество растет Огонь - враг – оставил свой след в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Погибли миллионы жизней. Чтобы этого не происходило, надо осторожно обращаться с огнем.
В одном селе, в колхозной избе, жил-поживал в печке огонь. Много лет служил он своей хозяйке, был ее первым другом в семье. И было у хозяйки двое детей: сын Федя и маленькая дочка Машенька. Мать оставляла детей дома одних, а сама уходила в поле на прополку свеклы и работала там до вечера. Еду оставляла на печи, а чтобы она не остывала, оставляла слабый огонь тлеющих угольков. Дети вставали, завтракали и резвились, как хотели.
Но вот однажды утром мать забыла прикрыть печь заслонкой. И дети, как всегда хотели сначала позавтракать, и тут увидели, что заслонка стоит на полу, а в печи слабо колышется огонь, развевая свои маленькие язычки пламени.
Федя с Машенькой залюбовались огнем. Уж очень красиво он менял свое платье: то в красное, то в голубое, то в разноцветное, как радуга.
Постепенно огонь стал затухать, и ребята начали подбрасывать дрова в печь. Тогда огонь стал разгораться все сильнее, превращаясь в великана. Одним длинным своим языком пламени он мгновенно обжег Машеньке лицо, так как она стояла близко у печи. Машенька от боли упала, а огонь, почувствовав себя настолько всемогущим, метнулся от занавески по скамейке и побежал плясать по избе в бурном огненном танце. Еле-еле Федя и Машенька выбрались из избы, полыхавшей в огне. Изба вся сгорела дотла. А Машенька долго лежала в больнице с ожогами. Больше мама никогда не оставляла детей одних дома. Надолго запомнили ребята, что огонь не только друг, но и враг человека.
Инсценировка стихотворения С. Маршака «Пожар» Мать на рынок уходила, Дочке Лене говорила: «Печку, Леночка, не тронь, Жжется, Леночка, огонь!» Только мать сошла с крылечка, Лена села перед печкой. В топку красную глядит, А в печи огонь гудит: «Нынче в печке места мало, Разгуляться негде стало. Маме, Леночка, не верь, Приоткрой пошире дверь.» Приоткрыла дверцу Лена, Соскочил огонь с полена. Перед печкой выжег пол, Влез по скатерти на стол, Пробежал по стульям с треском, Вверх пополз по занавескам, Стены дымом заволок, Лижет пол и потолок
Ребята, как поступила Лена?
4. Игра «Закончите предложение»
1.Выпал на пол уголек Деревянный пол зажег Не смотри, не жди, не стой, А залей его ….( водой)
2.Если младшие сестрички Зажигают дома спички Что ты должен предпринять? Сразу спички те …..( отнять)
3.Если где хранится мусор или просто разный хлам надо будет потрудиться, навести порядок там. Метлу, лопату взяли Быстро все….( убрали)
4.Шипит и злится, воды боится. С языком, а не лает, Без зубов, а кусает….(огонь)
5.Летела мошка - осиновая ножка. На стог села - все сено съела…(спичка)
8.Вот так мошка –
Осиновая ножка!
На стог села-
Все сено съела. (Спичка)
10.Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь)
11.На улице столбом
В избе скатертью. (Дым)
12.Дым увидел – не зевай,
Нас скорее вызывай. ( Пожарные)
Игра – рассуждение «Что делать, если?..
Правила игры: дети отвечают, как нужно поступить в подобных случаях, обсуждают свои ответы.
1. Бабушка забыла выключить утюг
2. Сестра оставила сушить белье над зажженной плитой
3. Папа оставил кастрюлю на включенной плите
4.В квартире зажгли бенгальские огни
5.Украсили елку игрушками и зажгли на ней свечи
6. Если вам придется звонить в пожарную охрану, то какой номер вы наберете и что вы скажите?
Это интересно!
Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
Тема 2. Детские шалости с огнём
Цель: закрепить знания правил пожарной безопасности, прививать навыки осторожного обращения с огнем.
Информационная справка
Процент пожаров, возникающих от детских шалостей с огнем, стабильно высок и часто последствия их трагичны.
Всем известно, как велика любовь детей к огню, порождаемая любопытством и стремлением подражать взрослым.
Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы и т.п. Места для совершения подобных «подвигов» они нередко выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки, подвалы. Нередки случаи, когда детей оставляют дома одних, а потом приходится вызывать пожарных и хорошо, если те подоспеют вовремя. Причем причины бед весьма просты, взрослые оставляют в доступных местах спички, зажигалки. Шалости детей, казалось бы, с безобидными электронагревательными приборами тоже могут довести до беды.
Детская шаловливость и невнимательность иногда является причиной того, что падают горящая свеча, раскаленный утюг или кипятильник, опрокидывается керосиновая лампа. Причем, подражая взрослым, ребятишки в своих играх стремятся употреблять не только спички, но и зажигалки, курительные трубки, иные небезопасные приборы.
В последнее время стали очень популярны различные пиротехнические изделия, бенгальские огни, петарды.
В качестве примеров можно привести такие развлечения: игры со свечкой, зажигалкой, под кроватью или в кладовке, бросание горящих спичек, самолетиков с балкона, выжигание по дереву, зажигание газа и «исследование» горения различных материалов, в том числе и полиэтилена, который образует горящие падающие капли (кстати, все полимеры при горении выделяют большое количество токсических веществ).
Важно! Говоря обо всем этом, конечно, следует упомянуть об огромном материальном ущербе от пожаров. Однако главной потерей может стать самое дорогое – сама жизнь ребенка или здоровье.
Поведение детей при пожаре, прежде всего малолетних, имеет свои особенности, которые надо учитывать. Как правило, развитие пожара сопровождается обильным выделением дыма, который быстро заполняет не только горящие, но и соседние помещения, особенно верхние этажи. Пожарные, прежде всего, ищут в дыму людей, чтобы спасти и оказать им первую помощь, тем более, если пожар случился в многоэтажном здании.
Жила одна маленькая девочка. У нее было довольно редкое имя – Элли. Ее родители очень часто уезжали, и в это время она оставалась у бабушки. С бабушкой Элли повезло, потому что она разрешала своей внучке делать многое такое, чего не разрешали делать другим девочкам их бабушки. Так, Элли разрешалось пачкать руки до самого локтя, когда она играла в песочнице и «пекла» очень вкусное песочное пирожное. Еще бабушка разрешала внучке подолгу вертеться возле зеркала и корчить при этом смешные рожицы. А еще ей разрешалось гладить толстого соседского кота, который был, по мнению своей хозяйки, очень необычной породы. И только трогать спички бабушка не разрешала Элли. Стоило девочке попросить дать ей хотя бы одну спичку, как голос бабушки становился строгим, как у папы, и она говорила стихами поэта, имени которого Элли, конечно же, не запомнила:
Можно играть с ягненком,
Можно играть с поросенком,
С ветром – в пятнашки,
В прятки с дождем,
Но не надо играть с огнем!
Дальше в стихотворении тоже были интересные слова:
Даже с волчком – пожалуйста,
Даже с тигренком – пожалуйста!
Но, коли ты вздумал играть с огнем,
То уж потом не жалуйся!
А Элли давно мечтала сварить куклам, Даше и Саше, вкусную-превкусную кашу. Но разве можно сварить что-нибудь без огня? И тогда девочка опять начинала просить бабушку, чтобы она дала ей хотя бы половинку спички. И в ответ она слышала, что брать детям спички нельзя, потому что в коробке может оказаться страшное оранжево-красное чудовище.
Однажды перед сном Элли взяла стул, пододвинула его к шкафу, где бабушка прятала спички, и, взобравшись на него, взяла коробок. А потом спрятала его под подушку и решила, что утром непременно она сварит куклам что-нибудь вкусненькое. С такими мыслями малышка уснула. Ночью ей приснился сон: будто она вынула спичку и чиркнула ею по коробку, как это делали взрослые. Но вдруг спичка сломалась пополам и, зажженная, упала на пол. От испуга девочка растерялась. Она не знала, что делать. А маленький огонек вдруг начал превращаться в огромное оранжево-красное чудовище.
Языки чудовища хотели проглотить, и куклу Дашу, и куклу Сашу. Они испуганными глазами смотрели на свою маленькую хозяйку, а сама девочка хотела бежать и спрятаться под кровать. От страха у Элли подкашивались ноги и… в это время она проснулась. Малышка лежала на подушке вся мокрая от холодного пота и думала: «Как хорошо, что это был сон!».
А утром, едва проснувшись, Элли побежала на кухню, положила спички на место, потом подбежала к бабушке и прошептала:
Можно играть с ягненком,
Можно играть с поросенком,
С ветром – в пятнашки,
В прятки с дождем,
Но не надо играть с огнем.
Экспериментальная работа
Цель: с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня.
Сейчас я зажгу свечу, и мы с вами, словно настоящие ученые будем исследовать свойства огня.
А начнем мы вот с чего. Давайте для начала выясним, как окрашено пламя?
Ребята делятся своими результатами наблюдения:
- Внутренняя часть пламени самая светлая;
- Средняя часть самая яркая, именно она и освещает все вокруг ;
- внешняя часть самая маленькая и почти незаметная, очень трудно определить ее цвет.
А сейчас мы узнаем, какая часть пламени самая горячая?
Опыт №1
Сейчас я одновременно внесу две длинные спички в нижнюю и верхнюю части пламени. А вы внимательно наблюдайте, что и как будет происходить. ( Необходимо повторять действия со спичками до тех пор, пока дети не увидят, что спичка в верхней части пламени загорелась быстрее, и сделают вывод, что из трех частей пламени самая горячая – верхняя).
Теперь мы попробуем еще глубже проникнуть в тайны огня. Вы знаете, что окружающие нас предметы состоят из различных веществ. К примеру, гвоздь сделан из железа, стол из…(Дерева).
Предлагается детям осмотреться вокруг, указать еще несколько предметов и назвать вещества и материалы, из которых они состоят. (Например, шторы, стулья, окна, одежда и пр.)
Ребята, свеча, которую мы с вами зажгли, сделана из парафина. А вот из чего «состоит» пламя свечи – мы сейчас узнаем.
Опыт №2
Я беру белую фарфоровую чашку и на несколько секунд поставлю ее донышко в верхнюю часть пламени. (Предлагает детям вместе медленно сосчитать до семи.) посмотрите, донышко осталось чистым. (Показывает дно чашки).
А теперь я подставлю донышко чашки в среднюю часть пламени. Считайте вместе со мной до семи. И что же? Посмотрите, ребята, на дне чашки образовалось черное закопченное пятнышко. (Снова показывает дно чашки).
Учитель помогает детям сделать вывод, что в средней части пламени присутствуют частички сажи.
Опыт №3
Ребята, посмотрите какая у меня банка. Потрогайте ее. Что вы можете о ней сказать? (Наводящими вопросами обращает внимание детей на то, что она сухая и прозрачная).
А сейчас я возьму эту сухую прозрачную банку и накрою ею нашу горящую свечу. Смотрите внимательно. Скажите, что-нибудь изменилось?
Дети. Появились капли воды на стенках банки. Стенки запотели, а свеча погасла.
Может быть, вы догадались, почему это произошло?
Детей нужно подвести к выводу, что огню не хватило воздуха.
Ребята, чтобы огонь горел, ему нужен воздух. Если вдруг где-то разгорается пожар, взрослые берут плотную ткань или одеяло и накидывают на огонь. Как вы думаете, для чего они это делают? (Помогает детям прийти к выводу, что таким образом прекращается доступ воздуха к огню и поэтому пламя гаснет).
Вывод. Пламя состоит из трех частей. Самая горячая часть пламени верхняя. В средней части пламени присутствуют частички сажи. Чтобы огонь горел, нужен воздух. Огонь могут разжигать только взрослые.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Правила игры: если вы согласны, отвечайте «это я, это я, это все мои друзья!», а если нет, то встаете и хлопаете в ладоши.
Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
Кто костров не разжигает и другим не разрешает.
Игра «Объяснялки»
Цель: объяснить смысл пословиц и поговорок, в которых говорится об огне.
● Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
● Как бы мал огонёк не был, всегда от него дым.
● Дорого при пожаре и ведро воды.
● И малая искра сжигает города.
● Каждый человек загодя думает о пожаре.
● Лучше костёр маленький, чем пожар большой.
● Один на пожаре не боец.
● Пламя – это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.
● С огнем воюют, а без огня горюют.
Это интересно!
Само по себе слово «спичка очень молодое, и слово это устаревшим не является и является только лишь уменьшительным определением слова «спица».
Спички – это деревянные палочки, то есть соломки, чаще всего осиновые, с головками из специального горючего вещества и также окислителя, и порой также спички изготавливаются и из картона. Стандартная длина деревянной соломки чаще всего 36-48 миллиметров. В спичечных коробках содержится всего 50-600 спичек.
Все спички с разноцветными головками (зелеными, коричневыми, синими, красными и другими) вопреки существующему на сегодня мнению отличаются друг от друга только цветом, при этом горят они вообще одинаково. Цвет на сегодня ни как не влияет на спички, их воспламенение или же иные характеристики.
Тема 3. Береги свой дом от пожара
Цели: познакомить с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности; учить умению правильно действовать в случае обнаружения пожара.
Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.
Ход игры: учитель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку карточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ученик, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого по окончании игры окажется больше фишек.
Варианты вопросов:
- Назови возможную причину пожара;
- как правильно вызвать пожарных;
- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
- что нужно делать, если в доме запахло газом;
- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
- можно ли поджигать тополиный пух;
- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;
- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;
- как правильно покинуть задымлённое помещение;
- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.
Решение ситуационных задач. Работа в группах
Рассмотреть и обсудить ситуации, когда огонь становится опасным.
Ситуация 1.
Маша осталась одна дома. Она стала играть в куклы. Одевая любимой кукле платья, Маша заметила, что оно сильно помято. «Ну и что! Надо просто его погладить» - подумала Маша. Она смело пошла в мамину комнату, включила утюг, стала гладить платье, но тут зазвонил телефон. Маша сняла трубку, это была её подружка Света и они заболтались….
Вопрос к вам ребята! Что не правильно сделала Маша? Как должна была поступить она, когда зазвонил телефон?
Да, Маша нарушила следующие правила:
1. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых.
2. Нельзя оставлять включенный утюг без присмотра.
Ситуация 2.
В деревни стояла сухая, жаркая погода. Саша и Света отдыхали в деревни у бабушки. Они нашли спички и решили развести костер. Ребята спрятались за сарай, в котором хранились дрова. Нарвали газет и подожгли их около сарай.
Вопрос к вам ребята! Как вы думаете, какие правила пожарной безопасности нарушали ребята?
Правильно!
1. Нельзя брать спички без разрешения взрослых.
2. Нельзя разводить костры без присмотра взрослых.
3. Нельзя разводить костры около деревянных строений, так как дерево хорошо горит.
Ситуация 3.
Настя играла со своей любимой куклой, и нечаянно облила её чаем. Она решила постирать её юбочку, маячку и носочки. Но чтобы они быстрее высохли – решила высушить все над газовой плитой. Настя взяла спички, зажгла газовую плиту и развесила одежду.
Вопрос! Какие правила пожарной безопасности нарушила Настя?
Правильно!
1. Нельзя брать спички детям.
2. Нельзя зажигать газовую плиту, если рядом нет взрослых.
3. Нельзя сушить одежду над огнем, так как она может загореться.
Игра «Вызов по телефону пожарной команды»
Цель: отрабатываются умения правильно и четко докладывать в пожарную часть о случившемся происшествии.
Если вдруг возник пожар,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным «01»
Ученик «звонит» по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось: называет адрес, где горит, свой номер телефона, свою фамилию, на каком этаже горит, как лучше проехать к дому. Все это нужно сообщить быстро, без заминок.
Тема 4. Кухня – не место для игр
Цель: продолжать учить детей правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта.
2. Чтение произведения на противопожарную тематику
Р. И. Салихова «Валины неприятности»
Все началось с того, что Вале понадобилась коробочка. Самая обыкновенная, маленькая коробочка, чтобы сложить свои сокровища.
Мама сказала: «Подожди, мне некогда!» Хорошо сказать – подожди! А если ждать очень трудно. И решила Валя поискать сама. И надо же было такому случиться – нашла маленькую, красивую коробку. Знала Валя, что коробка занята, а все же решила заглянуть в нее. Сколько палочек, да и ровные все. Решила она, поиграть с ними. Построила, дом, гараж. В доме у Вали живут куклы, в гараже стоят машины. Интересная игра, весело Вале! Надо куклам приготовить обед. Вспомнила Валя, как мама зажигала газ. Взяла спичку, подошла к плите. Не успела она поднести спичку к газу – как языки яркого огня метнулись к Вале. Она закричала громко: «Мама, мама!» Прибежала мама, помогла дочке, потушила горящее платьице.
Игра детей с огнем, со спичками является одной из причин возникновения пожаров в жилых домах. Не разрешайте детям играть с огнем. Храните спички и зажигалки в недоступных местах. Не оставляйте детей одних. Объясняйте им элементарные правила пожарной безопасности.
Не оставляйте без присмотра газовые приборы, уходя из квартиры, отключайте их общим краном от газовой сети.
Решение ситуационных задач. Работа в группах
Рассмотреть и обсудить ситуации, когда огонь становится опасным.
Ситуация 1.
В холодную погоду родители разожгли в доме камин. Когда огонь прогорел, они занялись работой во дворе. Дети достали горячие угольки, сложили их в коробочку из-под конфет, поставили её на подоконник и, подражая взрослым, стали на них дуть. Появился огонь, дети обрадовались и стали дуть сильнее. Незаметно разгорелась коробка, затем штора и подоконник. Тут дети испугались, спрятались под стол и оттуда наблюдали за пламенем. Комната стала наполняться огнём. Старший мальчик взял за руку сестру и побежал на улицу к родителям.
Ситуация 2.
Весь день на даче взрослые вместе с детьми вырезали сухие ветки деревьев и кустарников, а вечером дети решили развести костёр. Ветки почему-то не загорались. Петя побежал домой, принёс бутылку с керосином и полил им сушняк. Поднесли спичку и еле успели отскочить от вспыхнувшего пламени.
Игра «Тушим сами»
Правила игры: каждый ученик берет язычок пламени. На обратной стороне – вопрос. Нужно дать ответ.
1. Почему номер пожарной службы 01? (Легко запомнить, короткий номер, логично набирать даже в темноте). 2. Что нужно сделать, когда уходишь из квартиры, чтобы не допустить пожара? (выключить свет, отключить электроприборы). 3. Можно ли бить оконные стекла в очаге возгорания? (нельзя, т.к. поступающий воздух усиливает горение). 4. Что нужно делать, если огонь отрезал путь к выходу? (уйти в дальнюю комнату, плотно закрыть дверь, через окно или балконную дверь кричать о помощи). 5. Назовите три любые причины пожара? (непотушенная сигарета, игра со спичками, не отключенные электроприборы). 6. От чего люди гибнут на пожаре? (от дыма, огня, ядовитых газов).
Игра «Думай, смекай, отвечай»
Вопросы на смекалку:
1. Что останется в коробке, если убрать все спички? (дно)
2. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)
3. У кого язык самый длинный? (у огня)
4. Без чего нельзя испечь хлеб? (без корки)
6. Что выше крыши, ловчее мыши? (дым)
8. Чем заканчивается огонь? (мягким знаком)
9. Что выше дерева и растет? (дым)
10. Рта нет, а пожирает? (огонь)
11. Что стоит между огнем и водой? (буква «и»)
12. Что в руке не схватишь? (дым)
13. Какой огонь не жжет? (нарисованный)
14. Что на свете дороже всего? (здоровье)
15. Что сильнее всех на свете? (вода)
Тема 5. Задание 1. Найдите на рисунке не менее 10 источников возможного пожараЗадание 1. Найдите на рисунке не менее 10 источников возможного пожараОсторожно – электроприборы!
Цель: научить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними.
Информационная справка
Много лет назад людям приходилось очень тяжело, ведь чтобы приготовить ужин или вскипятить чай нужно было разжечь костер. Все приходилось съедать сразу, так как не было холодильников. Чтобы погладить бельё после стирки, люди пользовались чугунными утюгами, в которые закладывались горячие угли, а ещё раньше использовали «РУБЕЛЬ» с помощью, которого разглаживали бельё. Вместо электрических ламп или люстр пользовались свечами или керосиновыми лампами. В настоящее время люди пользуются стиральными машинками, которые подключаются к электричеству, а когда не было электричества, они стирали в деревянных корытах.
Сейчас в век электричества мы себе не представляем, как раньше люди обходились без магнитофонов, электрических проигрывателей, но и в те времена люди слушали музыку, пользуясь патефонами которым электричество не нужно было. Связи с другими людьми и странами тоже не было, и новости узнавали только через гонцов – сейчас мы все это можем видеть по телевизору. Так что без электроприборов нельзя обойтись современному человеку. Но электроприборы появились не все сразу, а постепенно. Сначала электроплиты и утюги. Затем радиоприемники и вентиляторы, магнитофоны и телевизоры, стиральные машины и холодильники, электрокамины и кухонные комбайны…
Формы работы занятий
Просмотр видеоклипа о правилах пожарной безопасности «Как действовать во время пожара в квартире»
https://www.youtube.com/watch?v=7TZyC9r2XW8
2. Чтение произведения на противопожарную тематику
М. Ф. Янкина «Случай с телевизором»
В одной квартире в углу на тумбочке жил-был большой цветной телевизор. Его недавно привезли сюда из магазина, он занял самое почетное место. Относились к нему бережно. По вечерам перед ним собиралась вся семья, чтобы посмотреть хоккей, кино или мультфильмы. Но постепенно к нему привыкли и перестали восхищаться. И вот накануне праздника в квартире появилось много гостей. Они громко разговаривали, пели, смеялись, танцевали. Были включены гирлянды на елке, магнитофон, люстры и телевизор работал без устали всю ночь. Под утро гости разошлись, и хозяева стали укладываться спать.
Вдруг внутри телевизора что-то зашипело, треснуло, и появился дым. Телевизор сморщился от боли, застонал, но его никто не услышал. Вскоре появился огонь, он перекинулся на занавески, загорелись обои, ковер, огонь быстро перебирался все дальше и дальше. Вскоре комната наполнилась дымом. На пороге с криком появилась хозяйка, она металась, не зная, что делать. Хозяин с трудом пробрался сквозь дым и выключил телевизор, а пламя начал сбивать полотенцем. Хозяйка набрала по телефону номер «01» и вызвала пожарную команду. Вскоре послышалась громкая сирена, и к подъезду стремительно подъехала красная машина. Пожарные помогли быстро потушить огонь, а обгоревший, чуть живой телевизор вскоре был отправлен в мастерскую на ремонт. После его возвращения отношение к нему изменилось: его стали беречь, протирать, вовремя отключать.
3.Сценка про утюг
(2 ведущих, девочка гладит юбку.) Юля в школу собиралась, Юбку гладила, старалась. Вдруг звонок раздался в двери, К ней пришла подружка Вера. (Забегает подружка, обнимает Юлю и она забывает про включенный утюг.) Вера: Юлька, ты что, не готова? Побежали, ждет нас Вова. Торопись, а то уйдет, С Люськой в школу он пойдет.
Юля (хватает сумку, смотрится в зеркальце, явно торопится): Я уже бегу, подружка. Дружба с Вовой не игрушка! Выпорхнула из квартиры, Про утюг совсем забыла. Он на юбке грелся, грелся – Легкий шелк и загорелся.
Хорошо, что брат Сережка, Увидал огонь в окошко. 01 он позвонил, И пожарным сообщил.
Лишь полкомнаты сгорело! Вот такое было дело!
- Ребята, чему учит эта сценка? Уходя из дома, никогда не забывайте выключать электроприборы. (Утюг, плитку, чайник и т.д.).
4. Игра-загадка «Если возник пожар»
Правила игры: дети образуют круг. Игру начинает ведущий. В руках у него воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому участнику.
Если участник замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры.
Ведущий: Помнит каждый гражданин это номер …
Ученик. 01 (передаёт шар)
Ведущий: Дым увидел, не зевай и пожарных…
Ученик: Вызывай (передает шар)
Ведущий: Красный отблеск побежал кто со спичками….?
Ученик: Играл (передает шар)
Ведущий: Стол и шкаф сгорели разом кто бельё сушил над …?
Ученик: Газом (передает шар)
Ведущий: Дым столбом поднялся вдруг кто не выключил….
Ученик: Утюг (передает шар)
Ведущий: Пламя прыгнуло в листву, кто у дома жжёт...?
Ученик: Траву (передает шар)
Ведущий: Это всем должно быть ясно, что шутить с огнем …!
Ученик: Опасно!
5.«Собери пословицы»
Каждая пословица разрезана на отдельные слова, каждой группе собрать пословицу и объяснить значение
1.Не шути с огнём – обожжешься.
2. Упустишь огонь – не потушишь.
3. Не шути с огнём – обожжешься.
4. Где огонь, там и дым.
5. Спички не тронь, в спичках огонь.
Тема 6. Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт
Цель: познакомить детей с правилами поведения в новогодние праздники.
Информационная справка
Зимние каникулы — это время чудес, подарков и положительных эмоций для детей и взрослых. Уют свечей, красочные переливы гирлянд, сверкание бенгальских огней и яркие всполохи салютов давно стали неизменными атрибутами Нового года. Наравне с мандаринами и ёлкой они создают особое настроение. Чтобы праздники запомнились только счастливыми моментами, стоит соблюдать некоторые меры предосторожности, обращая особое внимание на правила пожарной безопасности.
Елка
Елку нужно установить таким образом, чтобы она не мешала свободно ходить по комнате и не заслоняла двери, ведущие в другие комнаты. И, что самое главное, стояла бы подальше от батарей отопления. Верхушка елки не должна упираться в потолок. Нельзя украшать елку игрушками, которые легко воспламеняются, обкладывать подставку под елкой обычной ватой, украшать дерево горящими свечками. Эти правила относятся как к настоящим елкам, так и к искусственным, пластиковым. Кстати при горении искусственной елки выделяются очень вредные вещества. А капелька горящего пластика, попав на кожу, оставит ожог более глубокий, чем настоящий раскаленный уголек.
Гирлянды
Электрические гирлянды тоже могут стать причиной пожара или поражения человека электрическим током. Гирлянда безопасна, если прошла сертификацию и во время хранения на складе магазина не была испорчена. Бывает, что гирлянда служит на протяжении многих лет. В этом случае тем более стоит удостовериться, что она исправна. Очень много новогодних пожаров случается из-за короткого замыкания. Если ты почувствовал запах жженой изоляции, заметил искрение или обнаружил, что провода сильно нагреваются или плавятся, пользоваться такой гирляндой нельзя.
Пиротехнические средства
Какой новогодний праздник обходится без бенгальских огней, фейерверков, шутих, петард! Перед Новым годом все прилавки завалены пиротехническими средствами. К сожалению, нередко их качество оставляет желать лучшего. Поэтому необходимо помнить, что применение пиротехнических средств может привести не только к пожару, но и к серьезным травмам. Ожоги от пиротехнических средств бывают настолько глубокими, что приходится делать операцию по пересадке кожи. Бывает, что петарды взрываются прямо в кармане. Взрывчатое вещество в некоторых пиротехнических изделиях самовоспламеняется уже при температуре 37 градусов.
Формы работы занятий
Просмотр видеосюжета «Безопасный Новый год»
https://www.youtube.com/watch?v=wlnD-GtEOl8
Чтение произведения на противопожарную тематику
М. М. Шереметьева «Заячья елка»
Как-то раз, под Новый год, по лесу шел заяц - Хваста и весело распевал: «Говорят, под Новый год, что не пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается!..»
– Что же мне такое пожелать самому себе, чего ни у кого еще не было?
Размечтался заяц:
– Может, морковку? Среди зимы вряд ли кто может морковкой полакомиться! Нет, морковку съешь – и никто не поверит, что она у меня была. Может, шубу новую к Новому году себе справить? И этим никого в лесу не удивишь. Ага! Придумал! Желаю, чтобы выросла у моего окна нарядная новогодняя елочка, с яркой звездой на макушке, вся в блестках, флажках, игрушках! Все зайцы лопнут от зависти, когда ее увидят!
Лег заяц на пушистый снежок под окном, закрыл глаза и стал ждать, когда же его желание исполнится, ждал-ждал, но так и не дождался.
- Эх, это видно только в песенке поется, что под Новый год все желания сбываются, а в жизни совсем по-другому! – огорчился заяц, но ненадолго.
А что, разве сам я не смогу свое желание исполнить? Еще как смогу! Вот елочка под окном стоит, а украсить ее я и сам сумею. Развешу на всех ветках кочерыжки, на всю новогоднюю ночь хватит полакомиться.
Так заяц и сделал. Нарядил елочку кочерыжками, ходит вокруг довольный, себя похваливает.
- Вот так я!!! Такой елочки ни у кого в лесу нет.
И запел:
Ай да заяц, молодец,
Умный называется,
Стоит только пожелать –
Все у него сбывается!
Услыхала его песню сорока - белобока, затрещала, заверещала:
- Эй, ты, хвастун, неужели и вправду считаешь, что краше твоей елки нет?
- А где ты видела, трещотка, елку наряднее моей?
- Ха-ха-ха! Сидишь в своей глуши и дальше своего носа не видишь. А я летала повсюду и навидалась елок всяких. Сейчас, под Новый год, они в каждом селе, городе и поселке стоят. Да и не такие, как твоя, а красивее. А на днях я летала во двор детского сада, заглянула в окно, а та-а-а-ам… Елка – до потолка, и вся разноцветными огнями светится. А у тебя-то ни одного огонька не видно! Ночью и кочерыжки своей не разглядишь, шишку вместо нее съешь. Хи-хи-хи! – улетела.
И правда, нет на моей елочке огоньков, как же я Новый год встречать буду, ведь ночью он приходит? – задумался заяц. Думал-думал и придумал. Вынес из дома целую коробку свечей, поставил их на ветки и зажег каждую свечку. Засияла елка яркими огнями, светло вокруг стало. Обрадовался заяц и побежал других зайцев приглашать на праздник. Одному не очень весело праздновать, да и похвалиться охота своей елочкой.
Пока бегал заяц по лесу, друзей собирал, догорели на елке свечи. Огонь на хвою перекинулся, затрещали ветки, вспыхнула елка ярким пламенем и сгорела, как свечка. Вернулся заяц с друзьями, глядит, а вместо украшенной елки одни угольки догорали. Хорошо еще, что дом не сгорел, а то пришлось бы зимовать под кустом.
Доскажи пословицу. Работа в группах.
Каждая пословица написана на 2-х листочках, надо найти правильное продолжение.Группы по очереди называют пословицы (поговорок) на огненную тему:
Спичка-невеличка, … (огонь-великан).
Огонь – наш друг, но не всегда: … (бывает от него беда).
Искру туши до пожара, … (беду отводи до удара).
Нет дыма … (без огня).
Вор придет – хоть стены оставит, … (огонь придет – все унесет).
Пусть огонь не велик, … (а беды натворит).
Игра «Разрешается» или «Запрещается»
Правила игры: если «разрешается», то вы поднимаете зеленый кружок, а если нет, то красный.
Играть со спичками…
В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану…
Небрежно, беспечно обращаться с огнем…
Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара…
Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара…
Включать в одну розетку большое количество потребителей тока…
Использовать неисправную аппаратуру и приборы…
Кричать и звать на помощь взрослых…
Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы…
Пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией...
Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено…
Вывести из горящего помещения людей, детей…
Набросить покрывало на пострадавшего…
Дидактическая игра: «Сложи картинку»
Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре, объяснить причину пожара и действия, которые нужно предпринять.
Это интересно!
С давних пор люди, осознав разрушительную силу пожаров, стали создавать средства пожаротушения. Первые пожарные команды были вооружены самыми простыми средствами - топорами, ломами, баграми, вёдрами. Всё это размещалось на конных экипажах. На них также размещались лестница и пожарная команда. На отдельной подводе была бочка с водой. Воду нужно подавали вёдрами или с помощью ручного насоса. Место пожара определяли с каланчи - пожарной башни. Поэтому к месту пожара пожарные прибывали с большим опозданием. Сегодня пожарные части оснащены современным оборудованием и средствами пожаротушения.
Тема 7. Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой
Цель: познакомить детей с профессией – пожарный, средствами, помогающими тушить пожар.
Информационная справка
Пожарные не только тушат возгорания, но и предупреждают их. Сотрудники МЧС следят за строительством каждого здания в городе или деревне. Если оно не отвечает правилам пожарной безопасности, то разрешения на постройку никто не получит. Пожарные регулярно осматривают учебные заведения, рестораны, офисы, больницы на наличие огнетушителей, пожарных рукавов, аварийных выходов и плана эвакуации. Эти меры значительно снижают риск появления огня и лишних жертв.
Для того, чтобы соответствовать требованиям профессии, пожарные очень много тренируются. На станции для них оборудован спортзал, чтобы спасатели всегда были в форме. Еще борцы с огнем в особых комнатах отрабатывают на время каждую возможную ситуацию (например, закинуть крюк в окно и зацепиться за подоконник, а затем за шесть секунд попасть в помещение по тросу). Пожарные также много и усердно учатся.
Просмотр мультфильмаи видеоклипа:
«Пожарный и пожарная машина»
https://www.youtube.com/watch?v=yr5Hjxd9EcQ
Просмотр видеоклипа «Пожарные России»
https://www.youtube.com/watch?v=2Q1oJpol4Ok
2 . Чтение произведения на противопожарную безопасность
Б.С. Житков «Дым»
Никто этому не верит. А пожарные говорят:
- Дым страшнее огня. От огня человек убегает, а дыму не боится и лезет в него. И там задыхается. И ещё - в дыму ничего не видно. Не видно, куда бежать, где двери, где окна. Дым ест глаза, кусает в горле, щиплет в носу.
И пожарные надевают на лицо маски, а в маску по трубке идёт воздух. В такой маске можно долго быть в дыму, но только всё равно ничего не видно.
И вот один раз тушили пожарные дом. Жильцы выбежали на улицу. Старший пожарный крикнул:
- А ну, посчитайте, все ли?
Одного жильца не хватало.
И мужчина закричал:
- Петька-то наш в комнате остался!
Старший пожарный послал человека в маске найти Петьку. Человек вошёл в комнату.
В комнате огня ещё не было, но было полно дыму. Человек в маске обшарил всю комнату, все стены и кричал со всей силы через маску:
- Петька, Петька! Выходи, сгоришь! Подай голос!
Но никто не отвечал. Человек услышал, что валится крыша, испугался и ушёл.
Тогда старший пожарный рассердился:
- А где Петька?
- Я все стены обшарил, - сказал человек.
- Давай маску! - крикнул старший.
Человек начал снимать маску. Старший видит: потолок уже горит. Ждать некогда.
И старший не стал ждать; окунул рукавицу в ведро, заткнул её в рот и бросился в дым.
Он сразу бросился на пол и стал шарить. Наткнулся на диван и подумал:
"Наверное, он туда забился, там меньше дыму".
Он сунул руку под диван и нащупал ноги. Старший пожарный схватил их и потянул вон из комнаты.
Он вытянул человека на крыльцо. Это и был Петька. А пожарный стоял и шатался. Так его заел дым.
А тут как раз рухнул потолок, и вся комната загорелась.
Петьку отнесли в сторону и привели в чувство. Он рассказал, что со страху забился под диван, заткнул уши и закрыл глаза. А потом не помнит, что было.
А старший пожарный для того взял рукавицу в рот, что через мокрую тряпку в дыму дышать легче.
После пожара старший сказал пожарному:
- Чего по стенам шарил? Он не у стенки тебя ждать будет. Коли молчит, так, значит, задохнулся и на полу лежит. Обшарил бы пол да койки, сразу бы и нашёл.
3. Реши кроссворд «Знай и соблюдай»
Светит и обжигает
Жидкое средство для тушения огня
Твердое средство для тушения огня
Бытовой прибор, который во включенном состоянии может вызвать пожар
Пожарные приехали на пожар, когда дом уже сгорел, потому что…
Пожарные потушили пожар очень быстро, потому что…
Пожарные не смогли забраться на верхние этажи многоэтажного дома, потому что…
В деревне сгорела вся улица, потому что…
Пожарная машина не выехала на место пожара, потому что…
Спасенным из пожара людям потребовалась медицинская помощь, потому что…
Спасенных из пожара людей пожарные накрыли теплыми одеялами, потому что…
Все люди не смогли выйти из горящего кафе, потому что…
У пожарных не хвалило воды для тушения пожара, потому что…
5. Дидактическая игра «Раньше и теперь»
Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
Правила игры: учитель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.
1.Как узнать и сообщить о пожаре?
Что делали раньше
Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.
Как поступают сегодня
Звонят по телефону 01.
2.Как пожарным добраться до пожара?
Что делали раньше
На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.
Как поступают сегодня
На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.
3.Какая одежда (экипировка) у пожарных?
Что делали раньше
Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.
Как поступают сегодня
Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.
4.Какими средствами тушат пожар?
Что делали раньше
Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.
Как поступают сегодня
Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.
Это интересно!
Пожарная часть в те времена представляла собой довольно солидную профессию. Впереди на лихом коне – трубач, громкими звуками трубы предупреждал прохожих о том, что пожарные торопятся на пожар. Отсюда и пошло выражение «летит как на пожар».
Может быть, вы замечали на старых снимках, что практически у всех пожарных есть длинные усы? Это отнюдь не украшение, как у гусар, приносило пользу на службе. Во время тушения огня, пожарные мочили во рту усы и вставляли в нос. Такая хитрость помогала дышать даже в сильно задымленном помещении. Именно от этого и пошло выражение «моченые усы».
Тема 8. Итоговое занятие. Знай и соблюдай правила пожарной безопасности
Цель: закрепить у детей знание правил пожарной безопасности.
Формы проведения занятий
Игра: “Что? Где? Когда?”
1. Почему пожарных вызывают по телефону именно “01”?
- “01”- самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер несложно набрать даже в темноте и на ощупь.
2. Почему пожарная машина красная?
- Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет- цвет огня.
3. Как одеваются пожарные?
- Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.
4. Назови произведения, где упоминается о пожаре?
С. Маршак “Пожар”, “Кошкин дом”, “Рассказ о неизвестном герое”; К. Пермяк “От костра до котла”; “Огонь - опасная игра”.
5. Чем опасны пожары?
- При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но самое страшное, что при пожаре могут погибнуть люди.
6. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?
- Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.
7. Чем можно тушить начинающийся пожар?
- Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.
8. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками?
- Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.
9. Отчего бывают пожары?
- Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т. д.; если играть со спичками, шалить с огнем.
10.Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?
- Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит?
11. Где лучше спрятаться при пожаре: в шкафу или под диваном?
- Прятаться нельзя: пожарные не найдут, можно задохнуться.
12. Что надо делать, если в квартире много дыма?
- Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.
13. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем?
- Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться бежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.
14. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?
- Лифт во время пожара - настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.
15. Вам на Новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы будете их зажигать?
- Фейерверки, свечи, бенгальские огни можно зажигать только со взрослыми и подальше от елки, а еще лучше вне дома.
Итоговая рефлексия
Дети получают маленькие бумажные язычки пламени, заканчивают фразу и прикрепляют на доску вокруг изображения костра
На занятиях, я узнал, что пожар может возникнуть из-за…
На занятиях, я понял, что при пожаре нужно…..
Я вспомнил, что существуют такие приборы для тушения пожара, как….
Я вынес из занятий, как следует укрываться при возникновении пожара …
Из занятий я понял, что если в доме возникнет пламя, то я по телефону…
Мне стало известно, что при задымлении нужно…
Я понял, что зажигалки и спички…
Я вспомнил, что по легенде огонь человек получил от…
Занятия доказали мне, что свечи и бенгальские огни могут…
10.На занятиях я усвоил главные правила поведения на…
Конкурсы детских работ:
Конкурс рисунков на тему: «Спички, пожары, огонь и костры, только в рисунках пусть будут они»
Групповые проекты «Пожарная машина спешит на помощь» и «Огонь – друг, огонь – враг»
Плакаты-мозаики (общая работа состоит из индивидуальных работ учащихся, объединенных общей темой)
Групповая работа по лепке «Пожарная команда»
Поделки из соленого теста, пластилина «Пожарный – герой»
Конкурс фотографий «Один миг из жизни спасателя»
Книги, содержащие стихи, сказки, рассказы, составленные детьми и рассказывающие о правилах пожарной безопасности.
Открытка «Елочка, елочка, заблести огнями»
Мастер-класс по моделированию «Огонь – Победы»
Макет «Пожарный щит»
Пластилинография «Огнетушитель»
Литература
Латюшин В.В., Журавлева Е.П. Окружающий мир и твоя безопасность: Учеб. пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных школ.- Челябинск: Юж.- Урал, 2002.- 188 с.
«Пожарному делу учиться вперед пригодиться…» /Методическое пособие для педагогов и инспекторов ОГПН по обучению детей основам пожарной безопасности/ Главное управление МЧС России по Челябинской области.- Челябинск, 2005.
Опасные ситуации в жилище. Откуда они только берутся? / Основы безопасности жизнедеятельности:5 кл./М. П.Фролов, Е.Н. Литвинов, А. Т.Смирнов и др./Под ред. Ю.Л. Воробьева.-М.:ООО"Изд-во Астрель", 20я72 О-7
Осторожно, Новый год! Пожарные предупреждают / Учительская газета.-2005.-13 декабря.-С.19..-Рок, с.19.
Семенов А. С. Когда огонь - враг/А. С.Семенов /Физическая культура в школе.-1999.-N2.-С.75-79.
Сюньков В. ОБЖ в начальной школе. Правила поведения при пожаре/В. Сюньков / ОБЖ.-2003.-№5/май/.-С.17-18.
«Пожарная безопасность в квартире» https://www.youtube.com/watch?v=r5FMGHWJTII
«Спасик и его друзья» «https://www.youtube.com/watch?time_continue=7&v=cTpyJ8lQUZs
«Как действовать во время пожара в квартире» https://www.youtube.com/watch?v=7TZyC9r2XW8
«Безопасный Новый год» https://www.youtube.com/watch?v=wlnD-GtEOl8
«Пожарный и пожарная машина» https://www.youtube.com/watch?v=yr5Hjxd9EcQ
Просмотр видеоклипа «Пожарные России» https://www.youtube.com/watch?v=2Q1oJpol4Ok
Социальная сеть «В контакте» публичная страница ОНДиПР № 9 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области. (ссылка на страницу «ОНДиПР № 9»: https://vk.com/id409177611, ссылка на группу https://vk.com/club138391983).