kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Историко-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историко-патриотическое воспитание на уроках основ безопасности жизнедеятельности При изучении программы курса ОБЖ, наряду с другими вопросами воспитательного характера, я стремлюсь более глубоко раскрыть понятие патриотизма, показать патриотом человека, любящего своё Отечество, радеющего о его благе, прославляющего его своими делами и поступками, ставящего безопасность и процветание Родины выше своей жизни. При изучении разных тем эти мысли пытаюсь донести до обучающихся через призму исторических событий и жизненных фактов Раскрывая вопросы гражданской обороны, особое внимание обращаю на значение эвакуации населения. Разъясняя важность этого вопроса, привожу примеры из опыта Великой Отечественной войны, когда по решению ГКО в первые месяцы войны 1941 года в районы Поволжья, Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии были перебазированы из западных районов страны 1523 предприятия. Кировская область тоже стала тыловой базой для их размещения. Только в наш областной центр в первые месяцы войны эвакуировано 14 предприятий, вместе с которыми приехало 16 тысяч рабочих. Одним из первых в г.Кирове был размещен завод № 357 (завод «Маяк»), который выпускал для нужд фронта ленты для снаряжения патронов для всех видов огнестрельного автоматического оружия. Отношение человека к обороноспособности страны, её Вооружённым Силам - это готовность с оружием в руках, не щадя живота своего, отстаивать интересы государства, своего народа. Раскрывая тему развития Вооружённых Сил России, я отмечаю, что русский народ во все времена защищал родную землю, не щадя своей жизни, и это в полной мере относится и к людям земли Вятской. В Вятских губернских ведомостях 1878 года упоминалось о подвиге вятчанина рядового Егора Жданова, отбившего турецкое знамя при взятии Плевны. Незабываемый подвиг совершила команда знаменитого крейсера «Варяг», членом флотского коллектива его был матрос комендор слободчанин Семён Катаев. Он не отходил от орудия, вёл огонь по японским кораблям, трижды был ранен. За героический подвиг он был награждён Георгиевским крестом. При рассмотрении вопросов о создании и строительстве Вооружённых Сил России обращаю внимание обучающихся на вклад кировчан в дело укрепления могущества нашей армии. Талантливым военноначальником был наш земляк, дважды Герой Советского Союза И.С.Конев. В течение всей войны войска под его командованием действовали на важнейших стратегических направлениях. На родине маршала установлен его бюст и открыт музей, в г.Кирове установлен памятник, имя маршала носят улицы в Москве, Киеве, Харькове и других городах. Герой Советского Союза Говоров Леонид Александрович – уроженец д. Бутырки Советского района. Во время войны занимал должность начальника артиллерии Западного направления, в период битвы под Москвой командовал 5 армией, а затем Ленинградским фронтом. Герой Советского Союза Вершинин К.А., уроженец д. Боркино Санчурского района, в годы войны командовал ВВС Южного фронта, ВВС Закавказского фронта, а после войны занимал должность главнокомандующего ВВС. В период Великой Отечественной войны Вооружённые силы пополнялись частями и соединениями, которые формировались и на территории Кировской области. В 1941 году были сформированы 311 и 355 стрелковые дивизии, которые уже в августе вступили в бой на Ленинградском фронте. В 1942 году 21 января 3 гвардейская (бывшая Кировская 82-я) мотострелковая дивизия сражалась на священном для каждого русского Бородинском поле. Только в ночном штурме было уничтожено более 150 вражеских солдат и офицеров, взято 76 пленных, захвачено 8 орудий, 2 самоходных пушки, 11 пулемётов и 9 машин с боеприпасами. В мае 1942 года была сформирована в городе Кирове 114-я танковая бригада, которая вошла в состав 38 армии, что находилась под Харьковым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«историко-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ »


Историко-патриотическое воспитание на уроках основ безопасности жизнедеятельности


При изучении программы курса ОБЖ, наряду с другими вопросами воспитательного характера, я стремлюсь более глубоко раскрыть понятие патриотизма, показать патриотом человека, любящего своё Отечество, радеющего о его благе, прославляющего его своими делами и поступками, ставящего безопасность и процветание Родины выше своей жизни. При изучении разных тем эти мысли пытаюсь донести до обучающихся через призму исторических событий и жизненных фактов родного края – Кировской области.

При изучении раздела «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» обращаю внимание обучающихся на возможности возникновения ЧС различного характера на территории нашей области. При рассмотрении классификации опасных и чрезвычайных ситуаций подчёркиваю, что нельзя думать и беспечно относиться к тому, что ЧС природного характера большей частью возникают на юге, востоке нашей страны и за рубежом. Исторические факты подтверждают их возникновение и на нашей территории. За последние 200 лет достоверно известно о 12 зафиксированных землетрясений различной силы:

  • 16 июня 1795г., Слободской уезд, 4 – 5 баллов;

  • 26 февраля 1809г., г. Вятка, 4 – 5 баллов;

  • 13 августа 1897г., с. Загорское, 7 баллов, при этом толчки ощущались на территории всей Вятской губернии.

Последнее землетрясение в Вятском крае было отмечено 31 декабря 1938г силой 4-5 баллов. В прошлом столетии Вятский край неоднократно подвергался наводнениям. Они наблюдаются как весной, в результате таяния снега и льда, так и в летнее время в связи с ураганами и ливнями.

В 1968 году газета «Кировская правда» сообщила: «21-22 июля обильные ливни Средиземноморского циклона обрушились на город. Осадков за несколько часов выпало в 2 раза больше нормы. На реках Хлыновке и Люльченке наблюдался резкий подъём воды на 1.5-2 метра». Большой ущерб экономики нашей страны приносят бури и ураганы, которых насчитывается на территории Кировской области более двадцати, начиная с 1848 года. Наибольшей силы ураганы были в 1965 году на территориях Куменского, Фаленского и Зуевского районов, где скорость ветра достигала до 70 метров в секунду, а масса градин составляла 100граммов. Рассматривая чрезвычайные ситуации техногенного характера и причины их возникновения, напоминаю обучающимся, что на территории нашей области размещено множество потенциально-опасных объектов, где при возникновении производственных аварий могут в значительной мере пострадать люди и окружающая среда. В г. Кирове к таким объектам относятся мясокомбинат, хладокомбинат и другие, которые имеют значительные запасы аммиака. Напоминаю обучающимся о больших запасах химических отравляющих веществ, хранящихся на складах п. Мородыково и других объектах, представляющих опасность для населения.

При изучении темы автономного существования человека в условиях природной среды указываю на лесистый характер местности в нашей области и возможность попадания людей в условия вынужденной автономии, а в качестве примеров использую материалы периодической печати, видеофрагменты с подобными случаями, нацеливая обучающихся на необходимость серьёзного отношения к вопросам собственной безопасности. Раскрывая вопросы гражданской обороны, особое внимание обращаю на значение эвакуации населения. Разъясняя важность этого вопроса, привожу примеры из опыта Великой Отечественной войны, когда по решению ГКО в первые месяцы войны 1941 года в районы Поволжья, Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии были перебазированы из западных районов страны 1523 предприятия. Кировская область тоже стала тыловой базой для их размещения. Только в наш областной центр в первые месяцы войны эвакуировано 14 предприятий, вместе с которыми приехало 16 тысяч рабочих. Одним из первых в г.Кирове был размещен завод № 357 (завод «Маяк»), который выпускал для нужд фронта ленты для снаряжения патронов для всех видов огнестрельного автоматического оружия. Отношение человека к обороноспособности страны, её Вооружённым Силам - это готовность с оружием в руках, не щадя живота своего, отстаивать интересы государства, своего народа. Раскрывая тему развития Вооружённых Сил России, я отмечаю, что русский народ во все времена защищал родную землю, не щадя своей жизни, и это в полной мере относится и к людям земли Вятской. В 1471 году отряд ратоборцев с вятской земли совершил дерзкий поход. Он доплыл по рекам Вятке, Каме и Волге до столицы Золотой Орды – Сарая, нанёс поражение татарам, овладел городом и, как утверждают историки, сорвал очередной поход татар на Москву. Рассматривая вопросы о создании и развитии Русской армии в 16 веке, отмечаю активное участие вятичей в боевых операциях того времени. Во время войны с Казанским ханством в 1545 году вятчане входили в сторожевой полк князя Василия Серебряного и принимали участие во всех боевых операциях. Для покорения Астраханского ханства московское правительство двинуло вниз по Волге большое войско, в авангарде которого шёл Вятский полк. В 1556 году Иван 4 отправил в Астрахань московских стрельцов, Вятский полк и Вятскую флотилию, после чего всё Поволжье от Нижнего Новгорода до Каспийского моря вошло в состав Российского государства. В период русско-польской войны за возврат захваченных в годы польской интервенции Смоленской и Черниговской земель, в войне принимали участие уржумцы, яранцы, санчурсы. В период военных реформ Петра 1 вятчане служили солдатами, копейщиками, рейтарами, были участниками Азовских походов. Вятчане внесли свой вклад и в разгром наполеоновских полчищ. Вятская губерния поставила 830 ополченцев, не считая рекрутов, находившихся на действительной военной службе. Кроме того, губерния обеспечивала армию, ополченцев, партизан оружием, продовольствием, одеждой, обувью. Местом формирования Вятского ополчения были два города - Вятка и Уржум. Особенно сильное желание сражаться с неприятелем было у молодёжи, которая в своих прошениях писала, что хотя они молоды, но «рука их крепка, оружие не выпадет из оной», подчёркивали, что они считают своим долгом с оружием в руках «пролить кровь……… на ратном поле». Вятчане принимали участие и в русско-турецкой войне за освобождение народов Балканского полуострова от османского ига. В Вятских губернских ведомостях 1878 года упоминалось о подвиге вятчанина рядового Егора Жданова, отбившего турецкое знамя при взятии Плевны. Незабываемый подвиг совершила команда знаменитого крейсера «Варяг», членом флотского коллектива его был матрос комендор слободчанин Семён Катаев. Он не отходил от орудия, вёл огонь по японским кораблям, трижды был ранен. За героический подвиг он был награждён Георгиевским крестом. При рассмотрении вопросов о создании и строительстве Вооружённых Сил России обращаю внимание обучающихся на вклад кировчан в дело укрепления могущества нашей армии. Талантливым военноначальником был наш земляк, дважды Герой Советского Союза И.С.Конев. В течение всей войны войска под его командованием действовали на важнейших стратегических направлениях. На родине маршала установлен его бюст и открыт музей, в г.Кирове установлен памятник, имя маршала носят улицы в Москве, Киеве, Харькове и других городах. Герой Советского Союза Говоров Леонид Александрович – уроженец д. Бутырки Советского района. Во время войны занимал должность начальника артиллерии Западного направления, в период битвы под Москвой командовал 5 армией, а затем Ленинградским фронтом. Герой Советского Союза Вершинин К.А., уроженец д. Боркино Санчурского района, в годы войны командовал ВВС Южного фронта, ВВС Закавказского фронта, а после войны занимал должность главнокомандующего ВВС. В период Великой Отечественной войны Вооружённые силы пополнялись частями и соединениями, которые формировались и на территории Кировской области. В 1941 году были сформированы 311 и 355 стрелковые дивизии, которые уже в августе вступили в бой на Ленинградском фронте. В 1942 году 21 января 3 гвардейская (бывшая Кировская 82-я) мотострелковая дивизия сражалась на священном для каждого русского Бородинском поле. Только в ночном штурме было уничтожено более 150 вражеских солдат и офицеров, взято 76 пленных, захвачено 8 орудий, 2 самоходных пушки, 11 пулемётов и 9 машин с боеприпасами. В мае 1942 года была сформирована в городе Кирове 114-я танковая бригада, которая вошла в состав 38 армии, что находилась под Харьковым.

Официально героями штурма рейхстага считаются Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Однако есть множество документов, доказывающих, что первым знаменосцем Победы стал 20 летний паренек из г. Слободского, рядовой Григорий Булатов, который вместе с лейтенантом Семеном Сорокиным

30 апреля 1945 года в 14 часов 25 минут установил Знамя Победы на крыше поверженного рейхстага.

Тысячи кировчан сражались против фашистских захватчиков во имя свободы и независимости Родины. Многие из них пали в боях. В память о погибших в областном центре и районных центрах, в городах и сёлах установлены мемориальные доски, обелиски, памятники Славы. В 1974 году в г.Кирове открыт Дворец-мемориал юных, воздвигнутый в честь воинов-кировчан. Изучая тему «Боевые традиции и символы воинской чести Вооружённых Сил РФ», где рассматриваются вопросы патриотизма, воинского долга, войскового товарищества, я обязательно рассматриваю их во взаимосвязи с воинской деятельностью кировчан. Напоминаю обучающимся, что за годы второй мировой войны около 13 тысяч человек за подвиги, совершённые во славу Родины удостоены звания Герой Советского Союза. В их числе – более 200 кировчан. Некоторые героические подвиги наших земляков обсуждаем на уроках. По этой теме для более глубокого изучения героического прошлого нашего народа и в частности кировчан предлагаю обучающимся в качестве домашнего задания написание рефератов, составление презентаций.

Примеры тем презентаций:

  1. Самопожертвование и самоотверженность в бою ради достижения общей цели.

  2. Дружба и войсковое товарищество.

  3. История создания Вооружённых сил Российской армии.

  4. Патриотизм и верность воинскому долгу.

  5. Общевоинские уставы вооруженных сил Российской Федерации.

  6. Боевое знамя воинской части.

  7. Национальная безопасность и интересы Российской Федерации.

  8. Дни воинской славы России.

  9. Основы военной службы. Призыв на военную службу в ряды ВС РФ.

  10. Почетные награды, ордена и медали Российской Федерации.

  11. Государственная политика противодействия наркотизму.

Современные мультимедиаресурсы дают возможность более эмоционально и наглядно показать героические подвиги русского народа со времен Александра Невского и до наших дней. В качестве таковых использую видеофильмы «Куликовская битва»¸ «Ледовое побоище», «300 лет Полтавской битве. Великая Северная война», «Минин и Пожарский. Агония смуты», «Штурм Измаила», «Адмирал Нахимов», «Битва при Гангуте (1714 год)», «23февраля, день рожденья Красной армии», «Ни шагу назад. Битва за Москву», «5 декабря 1941 года - контрнаступление в битве за Москву», «Блокада Ленинграда», «Город, который выжил. Архивные кадры к 70-летию снятия блокады Ленинграда», «9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ!», «Парад Победы 24июня 1945 года», «Речь Жукова на параде Победы 1945 г» «Великая война с Японией», «Советско-японская война - РАЗГРОМ ЯПОНИИ».

Значимыми являются посещение музеев, например, музея поисковой организации «Долг», музея воинской славы, посвященный воинам интернационалистам, краеведческого музея, а также ежегодный месячник патриотического воспитания, в рамках которого проводятся смотр строя и песни, военизированная эстафета, разборка и сборка автомата АК 74, стрельба из пневматической винтовки, викторина на тему « История Российского государства», встречи с ветеранами войны и труда.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
историко-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ

Автор: Гафиев Ринат Харисович

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 210825


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства