Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в условиях перехода на ФГОС «Активные методы обучения»
Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в условиях перехода на ФГОС «Активные методы обучения»
Современные тенденции развития системы образования требуют строить модель деятельности преподавателя в многовариантном образовательном пространстве. От этого напрямую зависит эффективность реализации педагогом социального заказа - подготовки учеников к безопасным действиям в различных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в условиях перехода на ФГОС «Активные методы обучения» »
Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в условиях перехода на ФГОС «Активные методы обучения»
Современные тенденции развития системы образования требуют строить модель деятельности преподавателя в многовариантном образовательном пространстве. От этого напрямую зависит эффективность реализации педагогом социального заказа - подготовки учеников к безопасным действиям в различных ситуациях.
В технологии обучения неизбежно присутствует личностная компонента педагога, который может подходить к преподаванию предмета творчески или формально. Определенная специфика условий и особенностей обучаемых, закономерности усвоения материала, состав и уровень подготовленности учеников также влияют на конечный результат. Главным критерием оценки педагогических технологий является ее эффективность и результативность. Современные педтехнологии – инструментарий достижения целей, которые предопределяют использование активности самих учеников.
Опыт нашей школы свидетельствует о настоятельной необходимости применения таких педагогических технологий, которые повышают активность учеников, учат их лучшему восприятию и запоминанию информации по предмету ОБЖ, решению профессиональных проблем, а процесс обучения делает непринужденным и комфортным. Основой таких технологий должны стать активные методы обучения. Их главная задача – создание условий для определения самими учениками уровня освоения нового материала, выработки навыков самоконтроля в реальных ситуациях. Приведу примеры использования активных методов обучения предмету ОБЖ.
Интегрированные методы обучения. Основой их должна быть связь между предметами. Только тогда можно говорить о качественной подготовке ученика, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным предметам, взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единый комплекс с темами и разделами предмета. Исходя из этого, межпредметные связи можно рассматривать как одну из форм интеграции знаний, приводящую их в систему.
Например, излагая и демонстрируя материал по одному из природных явлений – вулканам, уместно увязать свой рассказ с геологией (строение Земли, разломы коры), географией (расположение вулканов на материках), историей (извержение Везувия), археологией (раскопки Помпеи), изобразительным искусством (показ картины К.Брюллова «Последний день Помпеи»), литературой (реакция А.С. Пушкина по поводу первого показа картины К. Брюллова в западных странах: «И был последний день Помпеи для русской кисти первым днем!»). Именно гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление. Они воспитывают духовно богатую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности, с развитым чувством социальной и нравственной ответственности, что требует сегодняшнее время.
Предмет ОБЖ – образовательная область, в которой существует связь со многими другими дисциплинами. Использование в рамках данного предмета межпредметных связей позволяет реализовать образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения и обеспечивать единство и взаимосвязь общего образования.
Чтобы уроки были белее полезными и запоминающими, к их проведению в нашей школе привлекаются преподаватели разных областей знаний. Бинарные уроки позволяют использовать дополнительную информацию и для изучения тем ОБЖ, и для решения прикладных задач конкретных предметов.
В качестве примера можно привести три темы открытых интегрированных бинарных уроков:
Совместно с преподавателем физической культуры проведен урок - повторение из раздела «Основы ЗОЖ» на тему «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека. Социальные последствия», на котором были систематизированы и обобщены полученные ранее знания о разрушающем действии алкоголя на организм и его последствиях. Ученики в своих выступлениях привели интересные статистические данные по городу, пословицы и поговорки по теме урока.
С преподавателями истории в рамах раздела «Опасные и ЧС, возникающие в повседневной жизни» был организован урок памяти, посвященный жертвам терроризма.
Вместе с преподавателем литературы осуществлено факультативное интегрированное занятие в соответствии с разделом «Основы ЗОЖ» на тему «В.В.Маяковский о формировании навыков ЗОЖ».
Ценность подобных уроков в том, что ученики не только изучают новый материал, но и осознают необходимость интеграции знаний, получаемых на занятиях по различным дисциплинам. Замечу, что подготовка интегрированных занятий достаточно трудоемкий процесс, требующий подготовки сценария и материалов для обучающихся, так как большинство учеников пока не способны их выполнять самостоятельно. К тому же это связано с большими проблемами сопряжения программ различных дисциплин. Но, не взирая на трудности и проблемы, наши преподаватели стремятся активно использовать интегрированные методы обучения.
Наглядность при преподавании ОБЖ помогает обеспечивать технические средства обучения. Мы располагаем компьютером, DVD, обширной видеотекой, стендами и плакатами, позволяющие иллюстрировать каждую тему.