kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по начальной военной подготовке и истории «Картины былого Дона»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по начальной военной подготовке и истории в 10 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по начальной военной подготовке и истории «Картины былого Дона»»

9


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ И ИСТОРИИ В 10 классе


«КАРТИНЫ БЫЛОГО ТИХОГО ДОНА»

(исторический экскурс ко Дню праздника Покрова Пресвятой Богородицы и
ко Дню основания войска Донского)


Место проведения Дата и время

класс НВП 13.10.2017 г. 10:10


Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, начальной военной подготовке).


Средства обучения: видеофильмы по тематике патриотического обучения, технические средства обучения (ноутбук, экран, мультимедийный аппарат).


Цели занятия:

1. ОБУЧАЮЩАЯСЯ. Дать знания учащимся о героических страницах нашей истории, вспомнить наиболее выдающиеся события военной истории;

2. РАЗВИВАЮЩАЯСЯ. Развивать у учащихся умение анализировать, оценивать изучаемый материал, способствовать формированию уважительного отношения к воинской службе;

3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ. Способствовать формированию у учащихся чувства

патриотизма, гордости и любви к родному краю, готовности к его защите.


Актуальность темы: определяется тем, что история Донского казачества – это история непрерывной борьбы на южных рубежах русского государства. По образному выражению Л.Н. Толстого «Граница породила казачество, а казаки создали Россию». Ознакомление со знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий на жертвы и лишения во имя Отечества – сегодня важнейшее направление в обучении и героико-патриотическом воспитании подрастающего поколения.


Методы и приемы преподавания:

1. Рассказ в сочетании с обсуждением, опросом.

2. Демонстрация видеофильмов.


ХОД УРОКА

1. Вступление – 2 мин.

2. Проверка знаний – 5 мин.

3. Изучение нового материала – 30 мин.

4. Практическая часть – 5 мин.

5. Заключительная часть. Подведение итогов – 3 мин.


Звучит гимн Всевеликого войска Донского.


1. Вступление

О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Все больше специалистов склоняется к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий существовало на Дону в VIII-XV в.в.

Донские казаки – самая многочисленная группа казаков в Российской империи, занимавшая территорию части современных Ростовской, Воронежской, Луганской и Донецкой областей.


Казачество - особенное племя,

Где руки закаленные трудом.

Честь высока и ценно время,

Когда земля зовет и отчий дом.

Кровь горяча, воинственны – бесспорно.

Решает шашка жизненный недуг,

Виниться перед Богом не позорно

И смело выйти на казачий круг.

Фамилий память с гордостью хранится,

Их корни вековые глубоки.

Пока стоят российские станицы-

Благословенны наши казаки!

(Елена Сергеевна Сафронова)


2. Проверка знаний

Ответьте на вопросы предыдущих уроков:

1. Дайте определение патриотизма.

Ответ. Это духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, любовь к своей Родине, народу, его истории и национальной культуре.

2. К чему обязывает воинский долг?

Ответ. Для военнослужащих он проявляется в готовности в любое время с оружием в руках защищать интересы Родины

3. Кто такие казаки? Происхождение слова «казак».

Ответ. Ученики вспоминают изученный материал на уроках истории 16- 17 в.в.

Звучит песня «Мы донские казаки».


3. Изучение нового материала

1. Занятие казаков в мирное и военное время

Казачьи поселения делились на два разряда: одни из них так называемые «городки» служили постоянным местом жительства, другие «зимовища» были только зимними приютами, покидаемыми ранней весной для воинственных набегов. Все городки тянулись к одному главному городу Раздорскому, который в 16 веке был сборным местом всего донского казачества, но впоследствии потерял свое значение, уступив первенство вначале городку Монастырскому, а потом Черкасскому.

Во всех казачьих поселениях царило артельное начало. Сообща чинили казаки суд и расправу, сообща вершили всякое общественное дело. Начало это проявлялось и в частной жизни. Казаки жили по-братски. Набьет ли кто дичи, или наловит рыбы – все делили по ровной части, не заботясь о будущем.

Не связанные брачными узами (большинство казаков был народ вольный, холостой), они не засиживались подолгу на одном месте, предпринимая постоянные походы и набеги на соседей. Коней у них вначале еще не водилось, и двигались они частью водой (судовые походы), частью пешком. Из южных поселений казаки ходили на Азов или же, пробравшись через «Казачий ерик» в море, бороздили его по всем направлениям, грабя расположенные на берегах турецкие города и селения. Обитатели верховых городков направлялись на Волгу, на Каспий, вторгались даже во владения Персидского шаха.

В XVII столетии, главным образом благодаря смутам в московском государстве, способствовавшим усиленному приливу на Дон беглецов и увеличению числа казачьих селений, Донское казачество выросло, окрепло и достигло своего полного развития. Городок Черкасский (ныне станица Старочеркасская), получил первенство над другими городами и стал заправлять всеми делами казачества. Во главе войска стоял ежегодно выбираемый атаман, который, по истечении годового срока своей службы, являлся в «круг» и, поклонившись на все четыре стороны, складывал знаки своей власти, зачисляя себя этим в ряды обыкновенных казаков; круг же выбирал нового начальника.


2. Войсковой флаг, герб, знак Всевеликого войска Донского

Войсковой флаг Всевеликого войска Донского имеет ряд черт, свидетельствующих о геополитическом, историческом и вероисповедническом характере казачества. Геополитическое значение цветов флага указывает на Дон (синий цвет), Степь (желтый цвет) и Волю (красный цвет).

За всё время существования Донского казачества его герб менялся не один раз.

Первым гербом, изображаемым также и на печати был «Елень поражён стрелою». В его описании сказано: «На голубом щите белый олень, пронзён чёрной стрелой и стоящий возле древа, на чёрной траве». Щит герба голубого цвета, что толкуется как Защита, Покров Богородицы.

Белый олень – тотем казачества, его самоназвание. В библейской традиции олень воспринимается чистым животным, жующим жвачку. По церковному толкованию, он является образом праведников. Золотые рога – символ Воскрешающего Бога и утверждённой Им Церкви. Олень попирает чёрную траву – полынь, олицетворение горечи жизни, смерть, беззаконие, грех.

Дерево – это Древо жизни.

Таким образом «елень пронзён стрелою» не просто бытовая, охотничья сцена, а глубоко закодированная эмблема, призывающая к осмыслению человеческой жизни и чаянию «жизни будущего века».

Этот герб изменил Пётр I. 20 апреля 1709 г. он гулял по Черкасску (станица Старочеркасская) и его внимание привлёк один из казаков, который, гуляя в кабаке пропил с себя всё, вплоть до нижнего белья. Он сидел на бочонке при сабле, опёршись на ружьё. Петр спросил у гуляки: «Эй, молодец, для чего не продал ты ружьё вместо рубахи? За него дали бы больше, чем за рубаху».

На что получил ответ: «Сбыть ружьё казаку не пригоже – с ружьём я и службу царскую отбуду, и шёлковую рубаху добуду!». Ответ царю понравился. И он приказал изменить Донской герб.

Сохранилась грамота Петра в Посольский приказ, где он пишет: « … а в середине вырезать во всём, как у них водится на печати мужчину, сидящего на бочке, держа в одной руке кальян и в сабле препоясана, только прибавить и вырезать в другой руке фузею…». Петровский герб таил свой скрытый смысл. В обстановке наступления царизма на казачьи вольности, царь хотел обосновать своё право на подчинение донцов. «Даруя» герб казакам, он подчёркивал, что донскую вольницу надо взять «под высокую руку царя». Поэтому казаки не любили этот герб. А большинство казаков восприняло этот «дар» как оскорбление.

В 1775 г. Петербург «пожаловал» казакам новую войсковую печать (герб), на которой был изображён двуглавый орёл с надписью «Печать Войска Донскаго». Казачьи атрибуты на ней полностью отсутствовали.

Очередное изменение герба произошло 8 октября 1803 г., когда император Александр I своим Указом утвердил герб Черкасска, ставший одновременно и гербом Земли Войска Донского. В его описании сказано: «Щит, разделённый крестообразно на четыре части, имеет золотую вершину, в которой виден до половины вылетающий чёрный двуглавый коронованный орёл; под сим орлом крестообразно означены: в красном поле золотой пернач, насека и бобылёв хвост, а внизу в голубом поле булава, бунчук и насека; в боковых же частях в серебряном поле на правой стороне крестообразно положены четыре знамя: два белых, голубое и красное, с изображением на них чёрных орлов и на средине связаны лавровым венком, а на левой стороне над рекою находится красная крепость». Этот герб существовал до 1878 г.

В сентябре 1918 г. на Большом Войсковом Круге Всевеликого Войска Донского традиционный герб «Елень пронзён стрелой» был восстановлен. А в ноябре 1990 г., состоявшийся в Ростове-на-Дону Большой Круг казаков Дона, в очередной раз восстановил этот традиционный символ Войска.

В феврале 2010 г. очередным Указом Президента РФ герб донских казаков опять подвергся трансформации. Согласно Указу теперь он выглядит следующим образом: «В лазоревом поле, под червлёной главой, идущий влево серебряный олень с золотыми рогами и копытами, поражённый золотой стрелой в червлёной главе». Возникающий золотой двуглавый орёл – главная фигура Государственного Герба РФ. За щитом, косой крест, – четыре золотых знамени, на полотнищах которых – Государственный Герб Российской империи, периода царствования императора Николая I. Древки знамён перевиты червлёной, с узкой серебряной каймой, лентой.

Войсковой знак войска Донского – утвержден 18 февраля 1912 г. в память
300-летнего юбилея войска (1870 г.). Знак представляет собой серебряный венок из лавровой и дубовой ветвей. В верхней части венка вензель Николая II, увенчаный императорской короной. В венке на голубом фоне герб Донской области.

Затрагивая тему символики донского войска нельзя обойти стороной гимн Всевеликого Войска Донского. В гимне Всевеликого Войска Донского воспевается природа красивой реки Дон.


3. Форма и быт донских казаков

Форма Донских казаков делится на парадную, полевую и повседневную. На сегодняшний день казачьи части соблюдают однообразие формы донских казаков, однако на различные мероприятия и митинги казаки одевают не только форму, но и одежду донских казаков. Казачья форма одежды на сегодняшний день имеет «вольный» характер и многие не соблюдают традиций казачьей формы одежды и создают свой собственный комплект. Однако во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой. Можно сказать, что одежда донских казаков – это настоящее произведение искусства.

Быт донских казаков был установлен сложившимися традициями. В современном мире продолжают существовать старые обычаи донских казаков, которые связаны с воинской службой. Также быт донских казаков связан с земледельческими обрядами, которые влияют на хозяйственный уклад и на отношения внутри общины.

Несмотря на то, что казаки серьезно относятся к соблюдению традиций, многие обычаи донских казаков подвергаются изменениям. Быт донских казаков также приобрел новые особенности.

Внутреннее убранство дома в казачьей станице было оформлено как у горцев, татар и других народов. Стены зала обычно украшает красивый ковёр, на который вешали оружие и сбрую казачьего коня. На свободных участках стены помещали семейные портреты и картины. Ни один дом в казачьей станице не обходился без «святого угла», в котором стоял столик с иконами и церковными книгами. В повседневной жизни жители донской станицы пользовались глиняной посудой, кофейниками и самоварами. В любом доме обязательно была хотя бы одна редкая вещь, привезенная издалека. Стоит заметить, что во второй половине 19 века, мебель на заказ местного производства стала заменять привозные варианты. И в качестве материала для одежды жителей казачьего села использовались привозные ткани. Казачье село не производило своего материала. С приходом своеобразной «модернизации» интерьер стал более «европейским».


4. Воинская обрядность. Казачий круг. Хранители обычаев

В казачьей жизни особенное место занимала воинская обрядность и о ней можно написать отдельную книгу. Важнейшими событиями, которыми запоминалась казачья жизнь, были проводы на службу и встреча после увольнения. Проводы казака для каждого казака означали прощание с родом. Новобранца сажали под иконы, а гости пели военные песни и произносили напутствие молодым донским казакам. Каждый казак должен был иметь с собой ладанку – сумочку с горстью родной земли и переписанной молитвой. Мешочек пришивался к кресту, и считалось, что родная земля оградит казака от ранения или другой напасти. В жизни каждого воина особое место играл конь, который всегда был верным спутником молодого воина. После прохождения воинской службы жизнь донского казака начиналась с чистого листа. Бывший военнослужащий по традиции обязан был бросить в Дон предмет личной экипировки. Обряд встречи противоположен проводам и по случаю возвращения устраивался молебен и станичное угощение.

Казачий круг – это общий войсковой совет казаков. Во все времена казачий круг являлся высшим органов самоуправления. На большом казачьем круге решали серьёзные вопросы войны и мира, раздел угодий между куренями и другие вопросы. Большой казачий круг – это символ сплочённости донских казаков. Проведение казачьего круга имело форму майдана, который проходил на площади. За порядком проведения казачьего круга следил есаул. В казачий круг Дона не пускали казаков в состоянии алкогольного опьянения и провинившихся казаков. В казачьем кругу Дона казаки должны были быть одеты в форменную одежду.

Хранителями обычаев были старики. Не занимая никакой официальной должности в структуре казачьего самоуправления, они всегда играли громадную роль в общественном мнении, которое и было основой казачьей демократии. Без одобрения стариков ни одно распоряжение атамана или Правления не выполнялось. При словах «старики сумлеваются» или «дяды не велят!», вопросы отпадали сами собой.

Принимая какое-либо решение, Атаман обязательно советовался со стариками и заручался их поддержкой. Таким образом, не обладая никакими юридическими или законодательными правами, старики были памятью и совестью станицы и играли в ней значительную роль. 

Обычно «в старики» выходили по заслугам и по возрасту. Это были люди в большинстве своем старше 63 лет. Именно к этому времени казак бывал уволен от службы и освобожден от всех войсковых повинностей, и по выборам на сходе не числится отставным казаком, т. е. освобождается и от денежных повинностей. Как правило, это были казаки крепких исправных семей, с достатком, где в их труде не нуждались, или заслуженные воины, жившие на пенсию.


5. Отношение к старикам, почитание отца с матерью, уважение женщины

Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Этот обычай обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться.

Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускался старший. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Почитание родителей, крёстного и крёстной было не просто обычаем, а внутренней потребностью, заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам.

Непочтение отца с матерью считалось за большим грехом. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в её создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни.

Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания): «Не муж для жены, а жена для мужа», «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать –- четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении её правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят». Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как для жены, так и для мужа являлись Богоданными родителями.

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался: к старшей по возрасту – «мамаша», а равной – «сестра», к младшей – «дочка» («внучка»).


6. Воспитание молодых казачат

У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровного отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас).

Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор – и крёстный отец, и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы).

Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста).

Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.

После рождения ребёнка особо не торопились распеленовывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок».

После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься. Далее, мальца всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.

Вообще, подобные «гадания» проводились на протяжении всего времени обучения-воспитания казака. Сейчас это назвали бы «тестами». Поэтому у казаков было принято так: сначала казачонка ставили в определённые условия, далее, смотрели на его реакцию, выявляли недостатки и достоинства, и уже потом начинали его корректировать и вырабатывать необходимые навыки и качества.

Таких «тестов-гаданий» было очень много. Были общепринятые, и были родовые. В каждом роду были свои.

Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.

И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.

Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования.

А что же в себя включала именно казачья среда обитания для казачонка? На стене в курене шашка отцовская (или дедовская). Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного. Кони. Кони везде, на улице, у соседей, в степи за станицей… И, естественно, вопросы: что это и зачем это? И ответы старших на них: лампас – это символ казака, шашка – это наше казачье оружие и символ казачьей воли, конь – это друг и товарищ казака, кресты и медали – это отличие за участие и подвиги в военных компаниях.

А ещё сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации.

А ещё пословицы и поговорки из уст старших. Станичные праздники, где казаки и казачки поют, пляшут – кто лучше. Состязания на кулачках, в стрельбе, в скачках и джигитовке, в фехтовании.

А ещё песни, которые казаки и казачьи постоянно поют. О славе казачьей, былых походах, битвах и героях.

Звучит песня «Вдоль по Дону – Батюшке».


4. Практическая часть

Ученики должны завершить начало казачьей поговорки:

1. Казак скорей умрет, чем с родной земли…… (уйдет).

2. И один в поле воин, если он по- казачьи …….(скроен).

3. Казан проверяют по звону, а казака по …… (слову).

4. Казаком быть – не разиня рот …….(ходить).

5. Казачья смелость порушит любую …… (крепость).

6. Где тревога, туда казаку и …… (дорога).

7. Лучше иметь длинные уши, чем длинный …… (язык).

8. Чтобы больше иметь, надо больше …….. (уметь).

9. Чем слабее твоя воля, тем труднее …… (доля).

10. Хочешь быть на высоте – выбирай путь в …… (гору).

11. Смекалка во всяком деле казака …….(выручает).

12. От безделья не бывает у казака ……..(веселья).


5. Заключительная часть урока. Закрепление знаний

Ученикам задаются вопросы:

1. Как выглядели первые поселения донских казаков?

2. Как выглядел герб донского казачества в прошлом и настоящем?

3. Какую роль в казачьей жизни занимала воинская обрядность?

4. Какую роль как хранителей обычаев играли старики?

5. Как почитались у казаков старшие по возрасту и родители?

6. Какую роль в воспитании казачат играли крестные родители?

7. Как проходил процесс физического и нравственного воспитания молодых казаков?

Звучит песня: «Казаки Всевеликого войска Донского».


Итог урока

Конь и шашка, плеть, фуражка,

Да лампасы по штанам.

В чистом поле, – в смертной схватке

Был казак, как страх врагам.


Пику к бою, саблю в руку

И лавиною пошли!

Крики, храпы, стон от муки; –

Кони, люди, – где свои?!


В настоящее время казаки выполняют роль авангарда в тех случаях, когда нельзя официально использовать регулярную армию. Казаки были и есть добровольцами практически во всех «горячих точках» на территории бывшего СССР (в т.ч. казаки активно участвовали в воссоединении Крыма с Россией).


Список литературы

1. Большой толковый словарь донского казачества: Ок. 18000 слов и устойчив. словосочетаний [Текст] / Ростов. гос. ун-т; ф-т филологии и журналистики; каф. общ. и сравнительн. языкознания. – М.: ООО «Русские словари»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 608 с.

2. Козлов А.И. Власть на Дону. От первого атамана до первого губернатора (краткие исторические очерки) [Текст] /А.И.Козлов, А.А.Козлов, С.А.Кислицын. – Ростов н/Д: Ростовское книжное издательство (Ростиздат), 1999 – 128 с.

3. Захаревич А.В. Донские казаки в боях, походах, на страже Отечества. Очерк четвёртый.



Составитель:

учитель начальной военной

подготовки Макеевской

общеобразовательной школы

I-III ступеней Донецкой обл. С.А. Щербак


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок по начальной военной подготовке и истории «Картины былого Дона»

Автор: Щербак Сергей Александрович

Дата: 16.12.2017

Номер свидетельства: 444691


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства